речевое развитие 1 класс
материал (1 класс) по теме

Блезникова Светлана Николаевна

небольшой материал в помощь учащимся для речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие150.88 КБ
Файл Речевое развитие21.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Забавной обезьяне Бросили бананы, Бросили бананы Забавной обезьяне.

Слайд 2

Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо погреться Бедной осинке.

Слайд 3

Мурлычет – - Шипит Мычит – - Жужжит Каркает – - Ревет

Слайд 4

АОИЕЮЯЭЫ ЁУОЯЕЮИ



Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей на уроках обучения грамоте и литературного чтения

в 1 классе

Приступая к работе, необходимо учитывать специфические возможности речевого развития, как отдельного ученика, так и всех учеников вместе, чтобы при обучении осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.

Работу по речевому развитию детей следует начать в подготовительный период при изучении гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы].

Здесь особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Можно использовать такие игровые упражнения:

1) Доктор смотрит горло.

Девочка баюкает куклу.

На доске запись: А-а-а-а-а.

2) Игра “Паровоз”

На доске запись: У-у-у-у-у.

3) Ребенок плачет.

Уа! Уа! Уа! Уа!

4) Болит зуб.

О! О! О! О!

На последующих уроках при изучении согласных звуков и букв объем материала для фонетической зарядки увеличивается.

5) Как рычит собака.

Р-р-р-р-р.

6) Как пищит комар.

З-з-з-з-з.

7) Шарик лопнул.

Ш-ш-ш-ш-ш.

8) Как ежик фыркает.

Ф-ф-ф-ф-ф.

Задания по ленте букв:

АОИЕЮЯЭЫЁУОЯЕЮИ

  • Называем быстро звуки по порядку;
  • Произносим звуки нараспев;
  • Называем звуки через один;
  • Называем звуки, которые смягчают согласные;
  • Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
  • Пропеть звуки на мотив детской песенки;
  • Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
  • Прочитать как стихотворение.

Для более эффективной работы предлагается 10 вариантов набора согласных букв.

ФЩМЖДШХЧМКБПРВС

НБСМНПРЛКФХЦЧШП

БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

МФТЧСБНПЖЛЧШГХР

ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ

ДГРШКТБСТЦТРСЧШ

КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ

ТРГХДКВЧТБЛМНЗК

ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК

  • Произнесите согласные звуки отрывисто;
  • По восходящей и обратно по нисходящей (громкость);
  • Произнести через 1,2,3 буквы;
  • Назовите правильно все буквы на ленте;
  • Прочитайте прямые слоги с гласной по вашему выбору;
  • Прочитайте обратные слоги с гласной по выбору;
  • Прочитать в стиле скороговорки;
  • Пропойте прямые слоги на мотив любой песни;
  • Произнесите только твердые согласные звуки (мягкие, звонкие, глухие, шипящие).

Задания разнообразные, применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например:

  • Чтение слогов по лесенке вверх-вниз;
  • Чтение слогов в строчке, столбике с интонацией радости, печали, удивления, вопроса и т.д.;

Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.

на – на – на                  на – на – на                  на – на – на

но – но – но            но – но – но         но – но – но

ну – ну – ну        ну – ну – ну        ну – ну – ну

ны – ны – ны        ны – ны – ны        ны – ны – ны

ни – ни – ни        ни – ни – ни        ни – ни – ни

При изучении согласных звуков, трудных при произношении, я подбирается речевой материал, направленный на решение двух основных задач: автоматизация нового звука и его дифференциация от сходных звуков.

При изучении звука [ж] для автоматизации данного звука предлагается такая таблица:

жа – жа        аж – аж        жда – жда        ажа – ажа

жо – жо        ож – ож        ждо – ждо        ожо – ожо

жу – жу        уж – уж        жду – жду         ужу – ужу

жи – жи        иж – иж        жди – жди        ижи – ижи

Для дифференциации звуков [з], [ж] можно использовать следующую таблицу:

за – жа – за         зда – жда – зда         аза – ажа – аза

зо – жо – зо         здо – ждо – здо         озо – ожо – озо

зу – жу – зу         зду – жду – зду         узу – ужу – узу

зы – жи – зы         зды – жды – зды         ызы – ыжи – ызы


Работа с чистоговорками и скороговорками, развивает речевой аппарат учащихся, чистоту звука, а затем и интонацию. Скороговорки сначала читаются в темпе разговорной речи, не очень быстро, так как у учащихся еще не выработано правильное произношение. Интонация отрабатывается с помощью заданий такого вида: “ Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, огорчить, пожалеть кого-либо. Прочитай с вопросом, с восклицанием и т.д.”.

Начать работу следует с более легких скороговорок. Например: “Сани у Сони”, “Пили пила пока остра”. Далее тексты усложняются, например: “У Кондрата куртка коротковата”, “Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила”, “Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры”. Для многократного повторения можно использовать стихотворения – скороговорки:

Забавной обезьяне

Бросили бананы,

Бросили бананы

Забавной обезьяне.

Дайте осинке

Пальто и ботинки,

Надо погреться

Бедной осинке.

У быка губа тупа,

Тупа губа у быка.

Пять утят, пять опят.

У Вити утята, у Пети опята.

Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.

Дудку дал Додону дед,

Дед, которому сто лет.

Особое место в общем, развитии ребенка занимает игра. Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: “Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных”. В методической литературе по логопедии выделяют 2 группы игр: подготовительные игры и игры для формирования правильного звукопроизношения. Подготовительные игры делятся в свою очередь на следующие группы:

  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие речевого слуха;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие физиологического дыхания;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие голоса.

В настоящее время имеется широкий выбор методической и специальной литературы, где предлагаются разнообразные, увлекательные, познавательные задания и игры по развитию общей речевой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задача учителя – разобраться в этом многообразии и взять для своей работы самые необходимые материалы.

Дети любят и хотят играть всегда и везде (на переменах и на уроках), с удовольствием придумывают новые игры, вносят свои поправки в давно известные. Кроме того, игра способствует вовлечению всех детей в творческий процесс, развивает интерес к учебе. Большую помощь в работе оказывают книги В.Волиной “Веселая грамматика” и “Учимся играя”.

Игры для формирования правильного звукопроизношения.

Тишина.

Цель: Автоматизация звука Ш.

Воробушки.

Цель: Автоматизация звука “ч” в звукоподражании.

Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульях (в гнездышке) и спят. На слова учителя:

В гнезде воробушки живут

И утром рано все встают

Дети раскрывают глаза, громко поют:

Чирик – чик-чик, чирик- чик – чик!

Так весело поют. (Заканчивает учитель).

После этих слов дети разбегаются по классу. На слова учителя “В гнездышко полетели!” возвращаются на свои места.

Кто внимательный?

Цель: Автоматизация звуков с – з.

Оборудование. Картинки “Свисток” и “Звонок”.

Описание игры. Учитель показывает детям картинки и спрашивает: “Кто знает, как свистит свисток? (Дети отвечают: с-с-с…). А как звенит звонок? (Дети: з-з-з-…). А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук “с”, то звук “з”.

Знаешь ли ты эти слова?

Цель: Автоматизация звука “р” в словах.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает приз. Набравший большее количество призов выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра). Кто мычит ко (рова). Вокруг перка за (бор). Под землей у нас мет (ро). В воротах стоит вра (тарь). У крота в земле но (ра). Чтоб писать нужна тет (радь). На улицах светят фона (ри).

Пила.

Цель: Автоматизация звука “л” в тексте.

Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест – накрест, пилят дрова и говорят:

Запилила пила

Зажужжала, как пчела,

Опилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Игры на развитие голоса.

Эхо.

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая – тихо отзывается: а.Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио.

 Какие животные могут это делать?

Мурлычет –

Шипит –

Мычит –

Жужжит –

Каркает –

Ревет –

Виды чтения:

Чтение хором, вместе с учителем;

Чтение про себя;

Чтение шепотом;

Жужжащее чтение;

Чтение вслух в полный голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

Взаимосвязь речевого развития и развития графо-моторных навыков.

Статья поможет педагогам понять сущность взаимосвязи речевого развития и развития графомоторных навыков....

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....