Развитие учащихся 1 класса в процессе формирования универсальных учебных действий по программе ПНШ.
статья (1 класс) на тему

Алиева Марина Александровна

Приведены примеры формирования УУД на уроках в первом классе по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на МО с презентацией1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО               31.03.2014г.

Подготовила Алиева М. А.

 «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).

 Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, старшим партнером.

В связи с изменением роли учителя изменяются также цели, содержание и средства урока. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Приведу несколько примеров. На уроке обучения грамоте использую загадки.

– Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус, 

И зовут его … (арбуз). 

– Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

– Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

                                                        (Рябина.)

– Произнесите последний звук в слове «рябина».

– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

2. Можно использовать картинки.

Назовите, что изображено на картинках. Какой звук повторяется в словах?

-какой звук будем изучать?

3. Дети очень любят отгадывать ребусы.

Прочитайте ребусы на доске:

Ответы: наука, Наташа, находка, Надежда, Наум, натянули.

– Что объединяет слова-отгадки? (Все слова начинаются с буквы «н».)

– Какие звуки обозначает буква «н»?

– С каким звуком познакомимся на уроке?

4. Можно использовать шуточные стихотворения В. Лунина.

Лисицы лают.        Луна

Глухомань.        Лучится, как латунь,

Лежит в листве под липой        Лягушкой лакомится

Лань.        Лунь.

Линь в глубине холодных вод        Летит заблудшая пчела.

Лениво, но легко плывет.        Легла на лес ночная мгла.

– Какие звуки звучат чаще? (Звуки [л], [л’].)

– Сформулируйте тему урока. С этим заданием дети уже хорошо справляются. Можно учить их ставить учебную задачу. Поставьте учебную задачу: «Будем учиться находить новые звуки, давать характеристику звукам, читать слова и предложения с новыми буквами».

– Объясните значение слов из стихотворения В. Лунина.

Лань – животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.

Линь – пресноводная рыба.

Лунь – хищная птица из семейства соколиных.

При использовании постоянно аналогичных заданий ребята к концу первого класса научились формулировать тему урока и учебную задачу.

Кроме этого учу детей планировать свою деятельность на уроке. Прописи, по которым мы работали, могут помочь в этом. Дети наглядно видят, какие задания надо выполнить, чтобы научиться писать ту или иную букву.

-Вспомните урок обучения грамоте, какую учебную задачу мы ставили и какая учебная задача будет на уроке письма: «Мы научимся писать букву, соединения с буквой, слова и предложения».

Авторы прописи предлагают хорошую работу для формирования познавательных УУД. При выполнении подобных заданий дети учатся выполнять синтез – составление целого из частей при моделировании прописных букв. Для этой работы использую элементы букв, которые есть у каждого ученика.

Конструирую букву а на магнитной доске.

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква а.

Если учащиеся затрудняются выполнить задание, раздвигаю элементы и помогаю детям назвать их, а затем вновь соединяю.

– Выполните конструирование строчной буквы а.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 40, 3, необходимых для конструирования этой буквы, следует включить шаблон № 42 для дифференцировки размера и № 19, чтобы отличить его форму от овала. Наклонное положение буквы регулируется тем, что верхний край шаблона № 3 должен точно совпадать с прямой горизонтальной линией, параллельной краю парты (стола).

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Аналогичная работа проводится и на последующих уроках письма.

Продолжая работу по формированию познавательных УУД в прописях используется много логических заданий с буквами. Дети стараются производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Например:

– Какие буквы записал Почемучка?

– Сравните буквы э – Р. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме элемент, но различный по размеру – полоска в форме полуовала.)

– Сравните буквы Э – Р. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме, но различный по размеру элемент – полоска в форме полуовала.)

– Возможно ли заглавную букву Р переконструировать в строчную букву э? Или в заглавную букву Э?

– Переконструируйте заглавную букву Р в заглавную букву Л; в заглавную А; в заглавную М.

Немаловажно детей 1 класса научить работать совместно в группе или паре для формирования коммуникативных УУД.

Работа в парах и группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

До начала работы обсуждаем правила работы в группе:

  1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
  2.  Чётко высказывай предлагаемый ответ или способ решения.
  3. Умей слушать других. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
  4.  Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.  

 «Мы группа, значит, мы способны действовать!» 

Также необходимо распределить роли каждого члена группы:

Командир – отвечает за работу группы в целом.

Докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы.

Секретарь – записывает высказанные идеи и решения.

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение, оценивает работу каждого в группе.

Необходимо чередовать роли в группе, работу командира оценивает вся группа, а учитель подводит итог работы каждой группы.

Так, на уроке литературного чтения при изучении темы: «Секреты считалки» предлагается следующая работа в парах:– Посчитайтесь со своим соседом по парте. Пусть сначала ведущим будет один, а потом – другой.

Для работы в группе предлагаю следующее задание– Разгадайте кроссворд. Отгадывайте только те загадки, в которых о предметах-отгадках говорится, как о человеке. Эти слова-отгадки впишите в сетку кроссворда. Если вы правильно выполните задание, сможете прочитать ключевое слово. (Молодцы.)

1)        Стоит Егорка

        В красной ермолке,

        Кто ни пройдет,

        Всяк поклон подает.

                               (Земляника.)

        Без рук, без ног,

        А ворота отворяет.

                               (Ветер.)

2)        Выглянул в окошко:

        Лежит долгий Антошка.

                               (Дорога.)

        Скатерть бела

        Весь свет одела.

                               (Снег.)

3)        Два Егорки живут возле горки,

        Живут дружно,

        А друг на друга не глядят.

                               (Глаза.)

        Два кольца,

        Два конца,

        Посередине гвоздик.

                               (Ножницы.)

4)        Бьют Ермилку

        Что есть сил по затылку,

        А он не плачет,

        Только ножку прячет.

                               (Гвоздь.)

        Маленький шарик

        Под лавкою шарит.

                               (Мышь.)

5)        Посмотрю я в окошко:

        Идет длинный Антошка.

                               (Дождь.)

        Дышит, растет,

        А ходить не может.

                               (Растение.)

6)        Нарядные сестренки

        Весь день гостей встречают,

        Медом угощают.

                               (Цветы.)

        Не шита, не кроена,

        А вся в рубцах.

                               (Капуста.)

7)        Пять братьев вместе родятся,

        А росту разного.

                               (Пальцы.)

        В воде родится,

        А воды боится.

                               (Соль.)

– Давайте отгадаем остальные загадки.

Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо также с первого класса.

На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучаю их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Ребятам на уроке нравится работа по взаимопроверке. Более внимательных проверяющих, чем дети не найти. Даже в первом классе проверить арифметический диктант или словарный диктант не вызывает трудностей.

Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Провожу небольшие конкурсы чтецов. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу прочитанного стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громкость, правильность, выразительность, артистизм). При этом разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

Так, на уроке русского языка при изучении алфавита предлагаю следующее задание для обучения оценивания:

– Соедините буквы по алфавиту. Затем выполните взаимопроверку и взаимооценку.

Дети рисуют квадратик и выставляют оценку себе, затем меняются работами и оценивают соседа, и третью оценку может выставить учитель и посмотреть совпадут ли все три оценки.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

На этапе рефлексии учебной деятельности, на уроке задаю следующие вопросы.

–Какая работа вам особенно понравилась?

- Какую учебную задачу вы ставили? Достигнута ли она?

– Какова ваша роль на этом уроке?

– Что вызвало определенную трудность?

– Что бы вы изменили?

-я научился…, я могу…, мне необходимо…

В заключение своего выступления хочу предложить памятку для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку учиться легко.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Результаты сформированности УУД я смогу отследить в конце 1 класса и данную работу по формированию УУД продолжу до конца 4 класса.

Желаю всем успехов в работе. Спасибо за внимание.

Интернет источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/599535/
  2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-10.htm
  3. http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CEIQFjAE&url=http%3A%2F%2Fmmc.edu-kolomna.ru%2Fgetfile.php%3Fid%3D945&ei=XO-KU7ulGIOn4gTKjIGIBw&usg=AFQjCNErTT_xe9cUvRPDXQzKJaZltjxSEw&bvm=bv.67720277,d.bGE&cad=rjt
  4. https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&client=firefox-a&hs=ve3&rls=org.mozilla:ru:official&channel=sb&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=HPCKU-ntOsqG4gTR4ID4Cg&ved=0CDkQsAQ&biw=1600&bih=732


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

     В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения уч...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Выступление на тему: "Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"...

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония».

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония»....

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подходаЦель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использ...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. ...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отч...