Рабочая программа курса " Логика" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку  и календарно-тематическое планирование курса " Логика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost-logika.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса « Логика»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена в соответствии с ФГОС НОО, учителем начальных классов  МБОУ СОШ №1 сл. Б. Мартыновка  Кочергиной Еленой Владимировной  на основе  модернизированной программы развивающего курса Н. Д. Рындиной  « Мир логики»; программы учителя начальных классов Р.А Кондратьевой « Логика».

Данная программа реализуется для учащихся 3-го класса. В связи с годовым календарным учебным графиком  2013-2014 уч г., количество часов в неделю – 1 час, в году 34 часа.

Цель: научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции (сравнение, анализ, классификацию, синтез, обобщение); научить строить умозаключения, рассуждать, давать определения, использовать алгоритмы, находить закономерности, делать выводы.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания курса «Логика»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Программа формирования  универсальных учебных действий.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами  является формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Содержание курса.

  1. Сравнение.( 6 часов)

Сходство и  различия предметов. Сравнение на основе выделения существенных признаков. Значение сравнения.

  1. Классификация.(6 часов)

             Основные правила классификации. Классификация вопросов.

  1. Отношения « род-вид» между понятиями.(5 часов)

Понятия: род, вид. Цепочки по типу « род-вид». Определение.

  1. Виды отношений между понятиями. ( 5 часов)

            Целое, части. Противоположности. Рядоположности. Виды отношений. Понятия функциональные, последовательные, причина-следствие.

       5. Умозаключения.Аналогия ( 5 часов)

          Умозаключение на основе суждений. Вывод, заключение. Суждение. Закономерности. Закономерные цепочки.

  1. Повторение изученного материала.( 7 часов)

Сравнение, классификация, определение, определение, отношения между понятиями, умозаключения. Загадка. Чайнворд. Викторина, задачи, игры.

Обеспечение курса « Логика»

Книгопечатная продукция

Н.Д.Рындина. Мир логики. Развивающие занятия  для  начальной школы. Издательство.  Феникс, Ростов –на – Дону, 2008 год

     

Для учащихся

  • Индивидуальные листы на каждый урок;
  • Итоговые тесты для каждой темы.

Технические средства обучения( ТСО)

  • Экспозиционный экран
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по

плану

Дата по факт.

Тема

Содержание

Деятельность учащихся

Методы оценки достижений

Сравнение ( 6 часов)

1

Знакомство с новым курсом.

Основные мыслительные операции: обобщение, сравнение, классификация, аналогия.

Работают с индивидуальным листом .

Принимают участие в беседе.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

2

Выделение признаков.

Операции сравнения на основе установления сходства или различия предметов.

Выполняют упражнения , стимулирующие мозговую деятельность.

Участвуют  в разминке « Быстрый вопрос-быстрый ответ».

Выполняют упражнения на развитие внимания и слуховой памяти

Участие в беседе.

Работают с индивидуальным листом

3

Сходство.

Сравнение на основе выделения существенных признаков.

Выполняют упражнения , стимулирующие мозговую деятельность.

Участвуют в разминке.

Работают с индивидуальным листом

4

Сравнение и его значение.

Сравнение на основе выявления сходства и различия.

Значение сравнения.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Участвуют в разминке « Назовите описываемый предмет».

Выполняют упражнения на внимание, на сравнение

5

Выделение признаков. Сравнение. Тест.

Сравнение на основе выявления сходства и различия.

Сравнение на основе выделения существенных признаков.

Выполняют задания тестового характера

Тест №1

6

Работа над ошибками.

Анализ допущенных ошибок.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Анализируют допущенные ошибки.

Находят признаки отличия.

Выделяют признаки сходства.

Подбирают образные сравнения.

Классификация ( 6 часов)

1-2

(7-8)

Классификация.

Механизм мыслительной операции классификация.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Выполняют задания на активизацию мыслительной деятельности , памяти, внимания)

Принимают участие в играх.

3 (9)

Правила классификации

Основные правила классификации

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Находят нарушения. ошибки в классификациях.

4 (10)

Классификация. Тест.

Задания тестового характера.

Выполняют задания тестового характера.

Тест №2

5 (11)

Работа над ошибками.

Анализ допущенных ошибок.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Анализируют допущенные ошибки.

Находят признаки отличия.

6 (12)

Вопросы.

Классификация вопросов.

Формирование умения ставить цель в виде вопроса.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Работают над интонацией вопроса.

Составляют определения.

Классифицируют вопросы.

Отношения « род-вид» между понятиями.(5 часов)

1 (13)

Отношения « род-вид» между понятиями.

Понятия: род, вид.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

2 (14)

Упорядочивание по родовым понятиям.

Понятия: род, вид.

Цепочки по типу « род-вид»

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Выполняют задания на развитие внимания и памяти.

3 (15)

Определение.

Формулирование определений каких-либо понятий через отношения « род-вид»

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Составляют определения по схеме.

Находят ошибки в построении определений.

4 (16)

Определение. Тест.

Задания тестового характера.

Выполняют задания тестового характера.

Тест №3

5 (17)

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

Анализируют допущенные ошибки.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Виды отношений между понятиями. ( 5 часов)

1 (18)

Виды отношений между понятиями.

Целое, части.

Противоположности.

Рядоположности.

Знакомятся с новыми видами отношений.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Определяют вид отношений.

Подбирают антонимы.

2( 19)

Виды отношений между понятиями

Виды отношений.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Определяют вид отношений.

Составляют пару понятий по заданным отношениям.

Выполняют творческую работу.

3( 20)

Виды отношений между понятиями( закрепление).

Виды отношений между понятиями функциональными, последовательными, причина-следствие.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Выбирают слова для составления отношений.

4(21)

Отношения между понятиями. Тест

Задания тестового характера.

Выполняют задания тестового характера.

Тест №4

5(22)

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

Анализируют допущенные ошибки.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Находят причину и следствие.

Умозаключения.Аналогия ( 5 часов)

1(23)

Умозаключение.

Умозаключение на основе суждений.

Вывод, заключение.

Суждение.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Вписывают недостающие слова в определения.

Составляют умозаключения.

Находят неверные умозаключения.

Дописывают недостающие суждения.

2(24)

Придумывание по аналогии.

Умозаключение.

Аналогия.

Сходство.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Составляют умозаключение или вписывают недостающие суждения.

Подбирают подходящее слово по аналогии с первой парой.

Вписывают недостающие слова по сходству отношений между понятиями.

3(25)

Аналогия.

Закономерности.

Закономерные цепочки.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Принимают участие в разминке.

Находят спрятанные имена в предложениях.

Выбирают и подчёркивают подходящие понятия.

Записывают недостающие слова во второй паре по аналогии с первой.

Строят аналогичную цепочку.

Подбирают пословицу, аналогичную данной.

4(26)

Аналогия. Тест.

Задания тестового характера.

Выполняют задания тестового характера.

Тест №5

5(27)

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

Анализируют допущенные ошибки.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Повторение изученного материала.( 7 часов)

1-2

(28-29)

Повторение изученного материала.

Сравнение, классификация, определение, определение, отношения между понятиями, умозаключения.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

3(30)

Итоговый тест по курсу « Логика»

Задания тестового характера.

Выполняют задания тестового характера.

4(31)

Составление загадок, чайнвордов.

Загадка.

Чайнворд.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Выполняют творческие задания.

5(32)

Логические игры

Викторина, задачи, игры.

Работают с индивидуальным листом.

Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

Выполняют творческие задания.

6(33)

Логические задачи

7(34)

Интеллектуальная викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой 2 класс

Рабочая программа курса "Окружающий мир", разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по окружающему миру, авторской программы Н. Ф. Виноградово...

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на  основе типовой программы «Школа 2100»...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.

Данное календарно-тематическое планирование  составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)

Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....

Примерная рабочая программы курса "Интеллектуальные витаминки " (полный курс)

Рабочая программа «Интеллектуальные витаминки» составлена на основе авторской программы (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатери...