Русский язык с увлечением 3 класс Коваленко Л.Н. (рабочая программа, содержание программы, планируемые результаты освоения курса)
рабочая программа (3 класс) по теме

Бенделиани Наталья Вячеславовна

Русский язык с увлечением 3 класс Коваленко Л.Н. (рабочая программа, содержание программы, планируемые результаты освоения курса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_s_uvlecheniem_poyasnit_zapiska.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа курса

        Пояснительная записка к курсу

        Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения.

        Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 класса. На проведение занятий отводится 34 часа – 1 час в неделю.

        Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

        Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

         способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

         расширять лингвистический кругозор школьников;

         развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

         формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

        В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются и ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий.

        Основными из них являются следующие:

        1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться полученные обучающимися на уроках русского языка знания, которые углубляются на дополнительных занятиях;

        2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках;

        3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

        4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формы преподнесения языкового материала.

        Методы и формы организации занятий

        Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

        Основные формы занятий

        Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.

        Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задание на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок.

        Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.

        Ожидаемые результаты от обучающихся:

         применение полученных знаний и умений в практической деятельности;

         умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

         умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

        Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит:

         повысить качество обучения;

         активизировать у школьников интерес к изучению русского языка;

         повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.

Содержание программы (34 часа)

        Фонетика и орфоэпия

        Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие.

        Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

        Графика

        Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.

        Совершенствование навыка клавиатурного письма.

        Лексика

        Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся.

        Работа со словарями, учебной и справочной литературой.

        Состав слова (морфемика)

        Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.

        Морфология

        Части речи.

        Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.

        Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

        Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

        Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.

        Синтаксис

        Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.

        Предложения с однородными членами и союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения.

        Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.

        Орфография

        Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

        Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

         проверяемые безударные гласные в корне слова;

         парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

         непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);

         непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;

         разделительные ъ и ь;

         ь после шипящих на конце имён существительных;

         не с глаголами;

         раздельное написание предлогов с другими словами.

Планируемые результаты освоения курса

        Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- представление о своей этнической принадлежности.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о совей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты

        К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:

         повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

         части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;

         корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;

         имена собственные;

         парные согласные на конце слова, правила их правописания;

        уметь:

         находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;

         распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);

         писать раздельно предлоги со словами;

         подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

         находить в словах орфограммы на изученные правила;

         различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

         обозначать парные согласные на конце слов;

         различать слова с разделительными ь и ъ;

         обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

         приводить примеры слов с нужными орфограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ

Программа системы оценки планируемых результатов  освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" по программе "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" по программе "Начальная школа 21 века" Автор учебника Иванов С.В. Тип урока: Урок - проектФорма: Работа в парах, в группах, фр...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса , адаптированная для детей с ЗПР. Образовательная программа "Школа России"

Рабочая программа по  русскому языку для ученика 3 класса, обучающегося по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР   составлена на основе авторской ...

Урок русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», программа " Школа России"

Тип урока – открытие «нового» знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.Данный урок проходит в рамках учебного курса русский язык в  четвёртом классе общеобра...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему "Неопределенная форма глагола" по программе " Школа 2100"

В данном материале Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему "Неопределенная форма глагола" по программе " Школа 2100"...