Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения
статья

Карпова Мария Александровна

Работа включает в себя описание опыта работы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В приложении к работе Вы найдете все экскурсии, задания и мероприятия, направленные на формирование экологической культуры и подобранные специально для работы по данному вопросу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_teoriya.doc448.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №45

Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения

Творческий отчет

                                                  Учитель первой квалификационной категории:

                                                                  Черкашина Мария Александровна

Екатеринбург,

2010-2012 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...

Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры

детей младшего школьного возраста………………………………………………….

  1. Сущностная характеристика понятия «экологическая культура»………….
  2. Особенности формирования экологической культуры

в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..

1.3 Эффективные формы и методы становления экологической

культуры учащихся младшего школьного возраста……………………………………

Глава 2.  Опытно-поисковая работа по формированию

экологической культуры учащихся………………………………………………….

2.1 Констатирующий этап  исследования……………………………………….

2.2 Формирующий этап исследования…………………………………………..

2.3 Контрольный этап исследования……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим экологическое образование как непрерывный процесс становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. В настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников.

В развивающейся системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стала играть начальная школа. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности и ее многогранных отношений с природой и обществом. Этому способствуют также природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Школьники данного возраста начинают проявлять интерес к миру человеческих отношений и находят свои места в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе. Формирование экологической культуры младшего школьника приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром.

Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.

Следовательно,  младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования экологической культуры, поскольку в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.

Актуальность исследования, а также анализ необходимой литературы позволили выявить несоответствия, на основании которых выявлены следующие противоречия:

- между потребностью общества в экологически культурной, образованной личности, способной включиться в процесс охраны и исследования окружающей среды, в решение социально-экологических проблем, и достаточно низким уровнем экологической культуры учащихся общеобразовательных школ;

- между уровнем экологических знаний и уровнем сформированности экологической культуры;

- между многообразием форм и методов формирования экологической культуры и отбором таких из них, которые способствуют наиболее полноценному ее формированию.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, сущность которой заключается в следующем: какие формы и методы способствуют наиболее эффективному формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования –  определить, теоретически обосновать содержание форм и методов формирования экологической культуры младших школьников, а также экспериментально проверить их эффективность.  

Объект исследования – процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования – формы и методы формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если:

 - в учебно-воспитательном процессе использовать такие формы как, уроки-путешествия, экскурсии, экологические акции;

- органично сочетать разнообразные методы экологического образования – этические беседы, метод проектов, дидактические игры.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой ставлю следующие задачи исследования: 

1.        Проанализировать необходимую литературу по данной теме.

2.        Определить и раскрыть сущностную характеристику и структуру понятия «экологическая культура».

3.        Выявить особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте.

4.        Определить и раскрыть содержание наиболее эффективных форм и методов становления экологической культуры младших школьников.

5. Экспериментальным путем проверить эффективность данных методов и форм.

6. На основании анализа сформированности экологической культуры сделать вывод об эффективности выделенных форм и методов.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста

1.1. Сущностная характеристика понятия «экологическая культура»

На сегодня пока нет однозначной трактовки понятия экологическая культура. Традиционно, в узком смысле, она понимается педагогами как  овладение знаниями, умениями и навыками. В рамках этого представления деятельность образовательного учреждения должна быть направлена исключительно на формирование знаний о природе, необходимых для грамотного природопользования. Безусловно, научные знания составляют базис экологически обоснованной деятельности. Однако формальное овладение экологическими знаниями при отсутствии ответственного отношения вряд ли станет руководством к действию. Можно обладать знаниями, но не использовать их в повседневной жизни или производственной деятельности. Этот акт всегда связан с волевым усилием над собой, ограничением своих действий определенными рамками, выработкой потребности действовать не так, как хочется, а как необходимо. И практика экологического образования, построенная в таком ключе, убедительно это доказала. Исследования педагогов и ученых в разных регионах страны показывают, что уровень экологических знаний учащихся образовательных учреждений растет, а уровень их экологически обоснованной деятельности продолжает оставаться низким.

В более широком смысле экологическая культура трактуется как новое ядро общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Она проявляется в системе ценностных ориентаций, имеет высокую духовную направленность и складывается из множества составляющих: экологическое мировоззрение, экологическое мышление, гуманистические ценности и гуманистические отношения, ответственность. [29]

Разные ученые также по-разному трактуют термин «экологическая культура». Экологическая культура рассматривается некоторыми учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры.

Трактовка сущности понятия «экологическая культура» как цели экологического образования, представленная И. Д. Зверевым, несет следующие качественные характеристики: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социальной средой; формирование ответственного отношения личности и общества к природе,  материальным, социальным и духовным ценностям, осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей  творческих способностей; благополучие его здоровья в условиях оптимизации системы «природа – человек».[27] По мнению И. Д. Зверева, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.[28]

    Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сказать, что экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты: наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Это можно представить в виде схем:

Схема 1. Компоненты экологической культуры

На мой взгляд, наиболее полно и содержательно сущность понятия «экологическая культура» раскрыл именно И. Д. Зверев.  Он отмечает, что данное понятие «касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования»[28,стр.9].

 Следовательно, можно сделать вывод, что экологическая культура – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, которое способствует здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности государства и отдельного человека. И, что самое главное, экологическая культура человека определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе.


1.2 Особенности формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте

В современных условиях складываются противоречия между негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает в младших классах «стихийно» и значениями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Кроме того, обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в стране, так и в масштабе всей планеты. Младшие школьники наблюдают мусорные свалки, жестокое отношение к животным, растениям (деревьям), безответственность по отношению к водоемам, окружающим лесам, лугам, в то время как на занятиях в школе узнают о пагубном влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывают чувство жалости к растениям и животным, попавшим в беду. Противоречие усугубляется, когда ребенок видит, как взрослые наносят вред окружающему миру. В их числе оказываются не только родители и близкие для него люди, а порой, и сами же педагоги – в первую очередь те, которые являются авторитетом для младшего школьника.[26] А ведь именно в этом возрасте, как ни в каком другом, ребенок берет пример со взрослого, подражает ему.

При формировании экологической культуры у младших школьников следует учитывать психологические особенности ребенка. В младшем школьном возрасте преобладают наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления, которые могут обеспечить понимание усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. В этом возрасте в сознании младших школьников происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которое предопределяет отношение учащегося к природному и социальному окружению.[16]              

И. В. Цветкова, рассматривая младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребенка от «Я – природа» до «Я и природа» и идет формирование ценностного отношения к окружающему миру, собственного жизненного опыта по взаимодействию с ним, выделяет следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;

- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;

- умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.[65]

Очень важным при формировании экологической культуры является учет эмоционального компонента отношений. Вместе с познанием красоты природы у младших школьников зарождается чувство бережного отношения к ней. Воспитание любви к природе эффективно лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и это общение направлено взрослыми.[19]

Таким образом, процесс формирования экологической культуры во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. В этот период обучения проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной, так как в младших классах, закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому. Ребенок открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Возраст младшего школьника благоприятен и сенситивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящие изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Тогда же формируются основы культуры личности (в том числе экологической). Ребенок легко воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере. Он способен овладевать экологической культурой как опытом нормального взаимодействия с окружающей средой.[37]

Но любовь к природе и внимательное, заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если школьник видит примеры соответствующего отношения к природе со стороны взрослых, родителей и, прежде всего, учителей. А учитель, в свою очередь, чтобы не работать с ребенком «вслепую», должен обязательно учитывать все выше перечисленные особенности младшего школьного возраста.

1.3 Эффективные формы и методы становления экологической культуры учащихся младшего школьного возраста

В настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Для более успешного формирования у младших школьников экологической культуры мною были выявлены и теоретически обоснованы следующие формы и методы, способствующие, по моему предположению, наиболее полноценному становлению экологической культуры учащихся.

Беседа – это диалог учителя с учащимися, который опирается на чувственный опыт детей и применяется для активизации познавательной деятельности.[25]

Беседа оживляет обучение, активизирует мышление детей, развивает их речь. В ходе беседы учитель последовательно ставит вопросы для обсуждения, уточняет высказывания учащихся и дополняет их своими разъяснениями. Беседа опирается либо на текст статьи, либо на наблюдение детей за природой и во время опытов, либо на рассказ учителя.[41]

При формировании экологической культуры беседа также играет важную роль. Она учит взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Именно в процессе беседы происходит комплексное формирование природоохранных, нравственных, знаний младших школьников, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, экологический, эстетический и др.[5, 13]

И важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей экологически грамотному поведению в природе.

Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволит мотивированно  обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.[40]

Еще одним способом формирования у младших школьников экологической культуры является использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная, игра не перестает занимать важное место на данном возрастном этапе. В связи с этим игровые методы обучения при работе с детьми младшего школьного возраста могут обладать хорошей эффективностью, если эти игры окажутся достаточно сопряжены с традиционной для данного возраста игровой деятельностью.

Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является дидактическая игра. Такие игры можно проводить не только на уроке, но и на улице (игры с деревом, с листьями, со снегом). Они способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересными сюжетами игры, участием детей в игре, их устными сообщениями и  переживаниями.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие из них, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Одним из таких методов является метод проектов.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Что касается форм организации обучения, то, предполагаю, что наиболее эффективными будут следующие.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.[33] Целесообразно сочетать разные типы уроков, например, уроки-путешествия, уроки-КВНы. При использовании данной формы на помощь могут прийти и межпредметные связи, которые позволят формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и помогут сделать знания практически более значимыми и применимыми.

Особую роль играют формы, напрямую связанные с практической деятельностью ребят. Таковыми являются экологические акции и экскурсии.

Одним из основных направлений экологического образования является формирование экологически целесообразных умений, способствующих углубленному пониманию экологической ситуации и определению возможных путей ее улучшения. Решающая роль в этом процессе принадлежит экологическим акциям.

В ходе акции учащиеся включаются в активную познавательную и практическую работу, обеспечивающую: привитие умений и навыков в природоохранной деятельности, возможность самореализации каждого из участников акции, формирование чувства индивидуальной и групповой ответственности за выполняемое дело, участие в решении экологических проблем своего региона.

Но на сегодня, пожалуй, самой действенной формой организации учебной деятельности остается экскурсия в природу, поэтому опытные педагоги первостепенное значение придают их проведению.  

Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.

Экскурсия – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника, то есть «природа изучается в природе».

Важное место в плане работы педагога занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой, убеждаются в том, что жизнь каждого растительного и животного мира зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от изменений в ней под влиянием деятельности человека.[34]

На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. .[3]

Таким образом, можно сделать вывод, что все выше перечисленные методы и формы организации при органичном их сочетании как нельзя лучше способствуют становлению у младших школьников экологической культуры. Все они направлены на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству.  

Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию экологической культуры учащихся

2.1 Констатирующий этап исследования

Для выявления исходного уровня сформированности экологической культуры мною был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явились определение и проверка исходного уровня сформированности экологической культуры у учащихся.

В ходе опытно-поисковой работы мною были выделены следующие критерии формирования экологической культуры, соответствующие основным ее компонентам: когнитивный,   эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный. По каждому из данных критериев мною обозначены  основные   показатели,   которые вошли  в  содержательную характеристику   уровней   сформированности  у  младших  школьников экологической культуры. Они отражены в Таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Критерий

Содержательная характеристика

1.

Когнитивный

ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, отражает информированность личности в области естественнонаучных знаний. Его показателем является объем знаний младших школьников об окружающей природе, о единстве природы и человека, об охране природы.

2.

Эмоционально-оценочный

проявление положительных эмоций при выполнении действий, направленных на сохранение природных объектов.

3.

Поведенческо-деятельностный

активность, готовность к природоохранной деятельности, умения и навыки разумного природопользования, поступки учащихся, умение использовать знания на практике.

Определение исходного уровня сформированности экологической культуры учащихся осуществлялось по принципу, представленному в Приложении 1.

В результате проведенного исследования мною было выявлено три уровня сформированности экологической культуры у младших школьников (Н – низкий, С – средний, В – высокий).

  • Низкий уровень – характеризуется отсутствием у детей экологических представлений и знаний. Такие дети обладают ограниченными навыками обращения с природными объектами, не стремятся к контактам с ними, не испытывают потребности в новых знаниях о мире природы. Поручения, связанные с природоохранной деятельностью, выполняются ими не охотно и они не участвуют в такой деятельности по собственной инициативе. Личности с низким уровнем поведения, характеризующиеся прагматическим отношением к ней: природа рассматривается как средство достижения своих целей, а животные и растения как объекты.
  • Средний уровень – характеризуется наличием у младших школьников достаточных экологических знаний и умений. Дети аккуратно выполняют поручения, связанные с природоохранной деятельностью, однако редко проявляют инициативу; также они заинтересованы в получении определенных знаний о природе, охотно осваивают навыки практического взаимодействия с природными объектами.
  • Высокий уровень – характеризуется осознанным отношением к окружающей среде; испытуемые имеют прочные и глубокие знания о природе. Такие дети стремятся оказывать конкретную помощь окружающей природе, участвовать в природоохранной деятельности, применять свои знания в новых ситуациях, однако после предварительного разъяснения преподавателем; им характерно бережное отношение к природе, осознанность, сознательность, потребность в получении информации о природе, о животных, о растениях из различных источников.

Данные об исходном уровне отражены в диаграмме на рисунке 1. Проведенный анализ ответов на начальном этапе эксперимента позволил установить следующее соотношение уровней сформированности экологической культуры: учащиеся с высоким уровнем – 3 человека, со средним – 5 человек, с низким уровнем – 19 человек. Следовательно, можно сделать вывод, что учащиеся данного класса демонстрируют весьма низкий уровень сформированности экологической культуры.

Рис.1. Динамика показателей исходного уровня сформированности экологической культуры (27 учащихся): цифры вдоль горизонтальной оси соответствуют количеству учащихся по уровням; цифры вдоль вертикальной оси – количество учащихся в процентном соотношении.

Таким образом, анализ проведенного исследования детей младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:

1) около 98% детей любят бывать на природе, при этом из них более половины любят плавать, 29% – собирать ягоды, 24% – играть, 22% – отдыхать, 6% – бегать, 11% – рыбачить, 6% – ухаживать за животными, 1% – не сорить на природе, 3% – кормить животных.

2) основным правилом поведения на природе 50% детей считают не сорить, не ломать деревья – 35%, не убивать животных – 13%,  тушить костер – 8%, не кричать громко – 4%.

Что касается уровня участия детей в природоохранной деятельности, то в результате проведенного исследования я получила следующие данные, отраженные в Таблице 2.

Таблица 2

Участие младших школьников в природоохранной деятельности

Общее кол-во уч-ся

Регулярно участвуют

Периодически участвуют

Почти не участвуют

Не участвуют совсем

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

27

2

7

4

15

9

33

12

45

Из данной таблицы видно, что большая часть детей не участвуют в природоохранной деятельности, 15% учащихся периодически участвуют и лишь 7% регулярно принимают участие в деятельности по охране природы. Результаты исследования наглядно представлены в диаграмме на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика показателей участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что формирование экологической культуры младших школьников в настоящее время происходит в неполной мере, а природоохранная деятельность является  редким явлением в деятельности учащихся.

С целью повышения уровня экологической культуры учащихся мною был проведен формирующий эксперимент, основанный на использовании выше описанных форм и методов.

2.2 Формирующий этап исследования

Формирование у детей экологической культуры – сложный и длительный процесс. Конечным результатом этого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду. [5]

Свою работу по данной проблеме я строила по принципу: слушаем, наблюдаем, действуем. Мероприятия, которые проведены мною, нашли отражение в плане воспитательной работы. (Приложение 2)

За весь период работы проведены экологические беседы на следующие темы:

- «Что такое макулатура?»

- «Наши пернатые друзья»

- «Стань другом природы»

- «Красная книга – что это такое?»

- «Братья наши меньшие»

- «Кормушка»

- «Мальчик с ландышами»

- «Лягушка»

- «Муравейник»

- «Жизнь деревьев»

Материал для бесед представлен в Приложении 3.

Большие возможности для использования данного метода предоставляют уроки ИЗО и технологии, где дети могут в итоге беседы сразу создать какую-либо работу творческого характера. Так, в 1 классе, во время беседы на тему «Жизнь деревьев», учащимся было предложено прослушать экологическую сказку «Как я подсмотрел березовые сны», представить картину, после чего подумать, а что еще могло присниться берёзке и попытаться на листе бумаге нарисовать ту самую березку и сон, который она увидела, а затем описать этот сон в нескольких предложениях с общим для всех началом: «А еще березке снилось, как…». Аналогичным образом была организована работа под названием «Одинокое деревце», где учащимся необходимо было представить, что где-то далеко-далеко, растет дерево, совсем одинокое и беспомощное. Этот прием достаточно труден для ребят, поскольку требует от них умения поставить себя на чье-либо место, в данном случае, на место одинокого деревца, уметь представить то, что оно испытывает, находясь вдали от всего живого, умения сопереживать и сочувствовать. Далее учащимся было дано задание – нарисовать одинокое деревце и подумать, а чем бы я смог порадовать своего друга, что  мог бы подарить, чтобы ему не было больше скучно и одиноко. Несколько работ по данным заданиям представлены в Приложении 3.  

Помимо уроков ИЗО и технологии большая роль, конечно же, отводится урокам окружающего мира, тем более, что темы уроков в 1 классе предоставляют большие возможности для использования различных видов деятельности, основанных на жизненном опыте детей. Так, при изучении тем «Осень: природа готовится к зиме», «Растения и животные уральского региона», «Домашние любимцы и комнатные растения», «Наши помощники – растения и животные», учащиеся готовили выступления  на тему: «Как животные готовятся к зиме?», «Лекарственные растения», «Мои домашние любимцы» (Приложение 4), в ходе которых формировались умения самостоятельно или с помощью взрослых искать и анализировать информацию и уметь донести ее до окружающих. Но самое главное, дети приходили к осознанию того, что все это нужно беречь и любить.

Во время уроков окружающего мира мною использовался такой эффективный метод, как дидактическая игра. Уч-ся с удовольствием в них участвовали. Это были  игры на уроках («Что было бы, если из леса исчезли…», «Береги природу», «Ходят капельки по кругу», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Ухаживаем за растениями», «Школа тигров и леопардов»), а также игры на улице (с листьями, деревьями). Дидактические игры представлены в Приложении 5.

Большое внимание я уделяла такой форме работы, как экскурсия в природу, тем более, что пришкольная территория и расположенный по близости лесопарк озера Шарташ предоставляют для этого широкие возможности. За время обучения проведены следующие экскурсии: «Золотая осень на Урале», «Природа дремлет», «Пробуждение природы», «Первые гонцы весны». (Приложение 6)

Хочется отметить, что во время экскурсий, учащиеся не только наблюдали за сезонными изменениями, происходящими в природе, но фиксировали эти изменения в календаре природы. Здесь нам на помощь пришли дежурства, которые являются одной из важнейших составляющих воспитания грамотной экологически культурной личности. Учащиеся с большим интересом подбирали различные картинки, иллюстрирующие времена года, стихотворения различных поэтов, пословицы о временах года, загадки. (Приложение 6) Помимо этого, во время сезонных экскурсий в природу, учащиеся проводили самостоятельные наблюдения, которые впоследствии вылились в индивидуальные мини-проекты самих детей под названием «Моё дерево». Работа над проектом осуществлялась по следующему плану:

  1. Выбор объекта наблюдения. Знакомство с деревом. (Сентябрь)
  2. Наблюдения за осенними изменениями в жизни деревьев: изучение кроны, листьев, плодов, семян. Зарисовка осенних деревьев. Запись в дневниках наблюдений о состоянии деревьев, кроны, листьев своего объекта наблюдения. (Октябрь-ноябрь)
  3. Наблюдения за изменениями в жизни деревьев зимой. Зарисовка зимних деревьев. (Декабрь)
  4. Наблюдения за весенними изменениями в жизни деревьев, исследование: все ли деревья одинаковые, запись в дневниках наблюдений. Зарисовка весенних деревьев (март-апрель).  
  5. Оформление и защита работ.

Известно, что с возрастом должна расти и доля самостоятельности детей в изучении вопросов. Поэтому во 2 классе, я сделала упор на такие формы и методы работы как экологическая акция и метод проектов.

В этом учебном году нами была проведена акция под названием «Помоги птицам», которая проходила в несколько этапов. (Приложение 7)

№ п/п

Этап акции

Содержание этапа

Взаимодействие с семьей

Результат работы

1

Актуализация знаний

Беседа «Наши пернатые друзья». Актуализация знаний уч-ся о перелетных и зимующих птицах, причинах отлета птиц в теплые края, о способах помощи птицам в холодное время года.

Аппликации

«Снегирь», «Синичка», «Воробей»

2

Экологическая тревога «Птицам

нечего есть»

Беседа «Столовая для птиц».

Аппликация «Птички в кормушке»

3

Поможем птицам

Знакомство с различными видами кормушек, требованиями к их изготовлению, правилами размещения и ухода за ними.

Изготовление кормушек из различных материалов под руководством родителей

Кормушки для птиц

4

Организация столовых для птиц

Раскладывание корма и развешивание кормушек

5

Привлечение окружающих к проблеме

Составление и оформление памяток

Осуществление контроля за организацией работы

Распространение памятки среди людей на улице и соседей по дому

Итогом этой акции стало не только привлечение окружающих к проблеме, но и участие в городской акции под названием «Подари дом птицам!». Совместными усилиями родителей и детей был изготовлен скворечник в оригинальной форме. В данный момент работа направлена на конкурс, и мы ожидаем результатов.

Особую роль приобретает практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

Под моим руководством ученицей Ясоновой Женей был разработан исследовательский проект «Мусорный вопрос» (Приложение 8), с целью определения данной экологической проблемы как выражения реального  противоречия во взаимодействии общества и природы. В ходе работы Женя познакомилась с различными видами отходов и их воздействием на окружающую среду, со способами утилизации этих отходов, а так же попыталась опытным путем доказать, что все отходы можно утилизировать без вреда для окружающей среды. Ученица не только провела исследование, но и познакомила одноклассников с данной проблемой.

Недавно мы начали сотрудничать с Детским экологическим центром г. Екатеринбурга (Приложение 9), где посетили несколько лекций, посвященных животным Среднего Урала и нашей страны. Нам напрямую удалось пообщаться с известным орнитологом Среднего Урала и автором книги-определителя птиц, задать интересующие нас вопросы и познакомиться с его фотоотчетом, а также поухаживать за обитателями экологического центра и понаблюдать за ними.  

Таким образом, данные методы и формы при умелом их сочетании в учебно-воспитательном процессе должна оказать существенное влияние на уровень экологической культуры младших школьников. Проверить эффективность отобранных мною форм и методов мне помог контрольный этап моего исследования.


  1. Контрольный этап исследования

Цель контрольного этапа опытно-поисковой работы заключалась в том, чтобы проверить эффективность форм и методов, использованных мною в целях формирования экологической культуры. На данном этапе проводился контрольный срез уровня сформированности экологической культуры учащихся.

В целом диагностическая процедура контрольного эксперимента предполагала проведение оценки результатов динамики экологической культуры младших школьников по двум основным направлениям:

1) динамика сформированности экологической культуры младших школьников;

2) динамика участия младших школьников в природоохранной деятельности.  

Результаты второго направления представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Участие младших школьников в природоохранной деятельности

на контрольном этапе исследования

Общее кол-во уч-ся

Регулярно участвуют

Периодически участвуют

Почти не участвуют

Не участвуют совсем

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

27

10

37

15

56

2

7

-

0

Результаты повторного исследования по проверке участия младших школьников в природоохранной деятельности наглядно представлены в диаграмме на рисунке 3.

 

 Рис. 3. Динамика показателей участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Как видно из данных таблицы и диаграммы заметны улучшения в природоохранной деятельности. Эта положительная динамика наглядно отражена в Таблице 4.  

Таблица 4

Динамика участия младших школьников в природоохранной деятельности

(в %)

Общее кол-во уч-ся

Регулярно участвуют

Периодически участвуют

Почти не участвуют

Не участвуют совсем

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

27

7

37

15

56

33

7

45

0

Результаты повторного проведения диагностики (См. Приложение 1) после формирующего этапа работы позволили выявить некоторые изменения, произошедшие в уровне сформированности экологической культуры у учащихся. Об этом свидетельствуют данные Таблицы 5.

Таблица 5

Данные об уровне сформированности экологической культуры учащихся

на заключительном этапе исследования (в баллах)

№ п/п

Фамилия, имя

учащегося

Констатирующий этап (1 класс)

Контрольный

этап (2 класс)

Балл

Уровень

Балл

Уровень

1.

Багаева Настя

12

средний  

16

средний

2.

Булавин Дима

9

низкий

15,5

средний

3.

Ветошкин Саша

9,5

низкий

18,5

средний

4.

Герасимова Лера

15,5

средний

20

высокий

5.

Геращенко Никита

10

низкий

17,5

средний

6.

Горина Юля

21

высокий

24,5

высокий

7.

Гофман Игорь

9,5

низкий

19

средний

8.

Завьялов Артем

7

низкий

14,5

средний

9.

Зубарев Глеб

15

средний

20

высокий

10.

Зуева Света

22

высокий

23,5

высокий

11.

Казарина Настя

10

низкий

18

средний

12.

Корнилов Максим

14,5

средний

22,5

высокий

13.

Кривоногова Полина

10

низкий

15,5

средний

14.

Кряжева Наташа

9,5

низкий

17

средний

15.

Ланских Полина

10

низкий

18,5

средний

16.

Лахтина Маша

10

низкий

20,5

высокий

17.

Малухин Алеша

8

низкий

19

средний

18.

Минкина Маша

8

низкий

17,5

средний

19.

Михеева Маша

7,5

низкий

17

средний

20.

Молчанов Илья

7,5

низкий

16,5

средний

21.

Мусихин Влад

8,5

низкий

15

средний

22.

Мухина Ангелина

22

высокий

24,5

высокий

23.

Ниёзов Денис

10

низкий

16,5

средний

24.

Семянникова Олеся

15

средний

19

средний

25.

Сиротин Дима

10

низкий

16,7

средний

26.

Теребенин Вова

7,5

низкий

15

средний

27.

Ясонова Женя

17,5

средний

24,5

высокий

Из данной таблицы видно, что дети, имеющие на констатирующем этапе неплохие результаты и соответственно средний уровень сформированности экологической культуры, к концу исследования улучшили свои показатели. Учащиеся, имеющие на начало опытно-поисковой работы низкий уровень, на контрольном этапе продемонстрировали показатели среднего уровня. 8 учащихся из 27  показали высокий уровень сформированности экологической культуры.

Динамика уровней сформированности экологической культуры на констатирующем и контрольном этапах представлена в Диаграмме на рисунке 4.

Это говорит о том, что у детей произошли позитивные изменения по отношению ко всем компонентам.

Хочется отметить, что у детей улучшились знания по окружающему миру, а самое главное – изменилось отношение к окружающей природной среде. Об этом свидетельствуют ниже приведенные диаграммы.

Так, в 1 классе при анализе оценочных листов на начало и конец года по направлению «имеет представление о связях между деятельностью человека и состоянием природы», были отмечены следующие улучшения, представленные в диаграммах 5-6.

Диаграмма 5

 

 

Диаграмма 6

На протяжении обучения в 1 и 2 классах учащиеся показывали хорошие результаты в предметных олимпиадах по окружающему миру. Так, во 2 классе, I место заняла Ясонова Женя.

Учащиеся моего класса являются участниками интернет конкурса «ЭМУ-Эрудит», где показывают достаточно хорошие результаты. Задания данного конкурса включают в себя и такие, которые направлены на выявление экологической проблемы и пути ее устранения,  а также на оценку ситуации и прогнозирование дальнейших действий.

Динамика роста показателей Герасимовой Валерии

по основным компетенциям конкурса

 

Динамика количества правильных ответов

2010-2011 учебный год                                       2011-2012 учебный год

Быстрый раунд

(логика и эрудиция)

Умный раунд

(решение проблемы)

Смелый раунд

(работа с информацией)

Динамика роста показателей Ясоновой Жени

по основным компетенциям конкурса

В

Динамика количества правильных ответов

2010-2011 учебный год                                            2011-2012 учебный год

Быстрый раунд

(логика и эрудиция)

Смелый раунд

(работа с информацией)

Из данных показателей видно, что результаты учениц только улучшались.

Все это дает основание говорить об эффективности выделенных мною форм и методов формирования экологической культуры учащихся.

Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа доказала правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек – общество – природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

В ходе опытно-поисковой работы  я убедилась в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

В ходе исследования выяснилось, что выделенные мною формы и методы способствует формированию экологической культуры младших школьников. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Список литературы

1.        Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] /В.Ф. Базарнов. – Томск, [б. и.], 1997. – 94 с.

2.        Базулина, И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом [Текст] /И.В. Базулина //Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 34-35

3.        Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры [Текст]   /Э.В. Гирусов. – М.: 1989. – 202 с.

4.        Глазачев, С.Н. Экологическое  воспитание учащихся на уроке [Текст] /С.Н. Глазачев //Сов. педагогика. – 1983. – №12. – С. 27

5.        Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст]: содержание природоохранительного образования /А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 1981. – 184 с.

6.        Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении [Текст]: новый аспект образования /И.Д. Зверев. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

7.        Зверев, И.Д. Экологическое образование младших школьников [Текст] /И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина; Научно-исслед. институт содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.

8.        Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. /Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.

9.        Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст]: учеб. пособие /В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.

10.        Лазарева, О.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие: в 2 ч. /О.Н.Лазарева; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, [б. и.], 2003.

           Ч. 1: Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной

           школе. – 2003. – 392 с.

11.        Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст] /Б.Т. Лихачев //Педагогика. – 1993. – №2. – С.

12.        Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] /Л.В. Моисеева,  И.Р. Колтунова. – Екатеринбург, [б. и.], 1993. – 38 с.

13.        Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты [Текст]: попул. пособие для род. и пед. /И. В. Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

Статья. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности

В статье рассмотрены возможности связи обучения с жизнью, теории с практикой в системе обучения для устойчивого развития с помощью использования методов проектов, направленных на достижение улучшений ...

«Формирование экологической культуры учащихся как основы здорового образа жизни»

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала в последнее время очень острой и приняла огромные масштабы. Экологич...

Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.

  Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.На современном этапе развития общества вопрос воспитания толерантного сознания приобретает особую остроту. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию...