Рабочая программа по Жизнетворчеству 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Ирина Шмакова

Разработана на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zhiznetvorchestvo_4_klass.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

РМмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района

Старочеркасская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                          

НА ЗАСЕДАНИИ МО                                

ПРОТОКОЛ №  __                                                      ДИРЕКТОР ШКОЛЫ:______________  

ОТ  «_____»_________2014г.                                   КРИВОШАПКИНА Н.Н

        ПРИКАЗ №___от «___»________2014г.        .                                                   .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВУ

на 2014-2015 учебный год

4 класс

составитель программы

Шмакова Ирина Юрьевна

СОГЛАСОВАНО                                                                       ПРИНЯТО

НА МЕТОДСОВЕТЕ                                                               НА  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ                              

ПРОТОКОЛ №  ___                                                                       СОВЕТЕ

ОТ  «___»________2014г.                                                                   ПРОТОКОЛ № ___

                                                                                   от «___»_________2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа курса разработана на основе авторской программы Валентины Николаевны Коновальчук «Жизнетворчество» в соответствии с требованиями ФГОС (2009 г.) и призвана расширить и углубить социально-правовую практику младших школьников.

  Специфика курса «Жизнетворчество» состоит в том, что в нём представлен целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и созидания мира, его проектирование, преобразование и конструирование доступными младшему школьнику средствами. Основополагающим в построении содержания интегрированного курса «Жизнетворчество» выступает развивающий эффект вариативного развивающего образования, заключающийся в самоорганизации личностной системы, реализуемой в самоутверждении и самореализации, в раскрытии творческого потенциала в деятельности, имеющей креативную направленность.

  Он представляет собой объединение в единое целое содержания различных образовательных областей начального обучения (литература, развитие речи, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, физическая культура, ОБЖ, экология).Дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой через усвоение определённого круга проблем теоретического и практического жизнетворчества.

  В центре внимания в курсе «Жизнетворчество» выступает личность, не только познающая мир и культуру, но и личность, познающая себя, реализующая свои образовательные потребности и преобразующая окружающий мир.

  Таким образом, формирование социально-правовой практики и проективной культуры младших школьников обеспечивается путём освоения ценностей здорового образа жизни, способов поведения и приёмов самоанализа и самопознания, выбора и проектирования личностью собственного пути развития, а также овладения учащимися проективным отношением к миру, собственной жизни, к сотрудничеству с другими людьми.

  Цель изучения курса «Жизнетворчество» состоит: в формировании целостного образа творческой личности, становления её как субъекта собственной жизни; созидании личностью самой себя, своих отношений с другими людьми, мира; вариативное, оригинальное конструирование и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.

  Личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования, определённые в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования соотносятся с результатами изучения курса «Жизнетворчество».

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  Смыслообразование формирование ценностных –ориентации и смыслов учебной деятельности:

  • познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое отношение к учёбе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учётом достижений);
  • мотивы познавательных достижений социального признания;
  • мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

  Нравственно-этическое оценивание:

  • понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;
  • знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенциональных, персональных, моральных;
  • развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;
  • установка здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
  • формы моральной самооценки.

Самопознание:

  Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребёнка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:

  • Я-концепции;
  • социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);
  • самооценка.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации):

  • преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);
  • уважение иной точки зрения (учёт позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);
  • обоснование и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета).

Коммуникация как кооперация, сотрудничество:

  • согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать и аргументировать своё предложение);
  • ориентация на партнёра по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);
  • умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).

Коммуникация как условие интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:

  • слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределение ролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);
  • коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);
  • сознание и рефлексивность мышления ребёнка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Общеучебные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  • информационный поиск;
  • знаково-символические действия;
  • структурирование знаний;
  • произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
  • смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
  • рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
  • виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия:

  • анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждения;
  • выдвижение гипотез, их обоснование;
  • доказательство.

Постановка и решение проблем:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

      РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к определению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями);
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

                              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Личностными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:

  • осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
  • развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
  • умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
  • понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
  • проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания, самопознания, саморазвития;
  • принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:

  • формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъективных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности и ответственности;
  • способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
  • способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах;
  • использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи со взрослыми.

Предметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:

4-й год обучения:

  • ценностные ориентации;
  • понимание важности нравственных поступков;
  • умение детей общаться, выполнять совместную деятельность;
  • творческое мышление;
  • ориентация на здоровый образ жизни.

Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Структура курса.

Введение

  • Введение в процесс проектной деятельности. Изучение средств и способов деятельности из истории творчества и литературного творчества для организации собственной жизнедеятельности.

Я творю себя

  • Создание проекта собственной жизнедеятельности. Осознание необходимости знаний человека о себе. Проблема происхождения человека: религиозная, инопланетная, материалистическая. Образ человека. Способы мышления и духовный мир. Здоровый образ жизни. Условия успешной учебы.

Я творю отношения

  • Создание проекта собственной жизнедеятельности. Отношение к предметам, событиям, другим людям, к себе. Предметность чувств. Радость, доброта, сочувствие, чувство юмора. Сочувствие, милосердие, сопереживание как черты русского национального характера.

Я творю окружающий мир

  • Создание проекта собственной жизнедеятельности. Природа как источник творчества человека.

Я творю свою жизнь

  • Материальные и духовные блага природы. Задачи и функции как члена общества в охране природы. Способы творчества. Творчество, полезное людям.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия.

  • В.Н.Коновальчук, Е.В,Иванкова, И.И.Мачуха «Моё жизнетворчество» четвёртый год обучения. Учебник – тетрадь. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.
  • В.Н.Коновальчук  Программа курса «Жизнетворчество» 1-4 года обучения. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
  •  В.Н.Коновальчук  Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.

ТСО (средства ИКТ)

  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Компьютер

Цифровые образовательные ресурсы:

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.edu.ru/p1.html

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

http://www.rostobr.ru

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...