Программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
рабочая программа (2 класс) на тему

Максимовская Елена Тагировна

Программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами". Курс рассчитан на 2 года для детей с 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_origami_2013.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

  Утверждаю:

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волшебный мир оригами»

для детей с 7 до 10 лет

срок реализации программы 2 года

2013

 Содержание:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

6.МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ

7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

9.ПРИЛОЖЕНИЕ (ПАПКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является общекультурной адаптированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
       Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.     

Учебные занятия по оригами преследует цель формирования представлений учеников о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также о специфике способа познания (способа познания )мира, характерного для искусства. Осмысления значения искусства для жизни людей должно происходить в процессе активной  деятельности учеников.

Учитывая специфику художественного искусства оно должно стать проводником в  большой и разнообразный окружающий мир. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

  • Наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
  • Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Цель программы

Формирование в процессе создания изделий способности управления культурным пространством своего существования.


Задачи программы:
 

Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Отличительные особенности данной программы

         В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная программа рассчитана на два года обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Особенности реализации программы

Обучение строится на применении принципа «расширяющейся и углубляющейся спирали», то есть освоение курса идет с применением основных методов обучения: словесных, наглядных и практических и на каждом витке освоения идет осознание и углубление знаний о предмете деятельности.

Большее внимание уделяется практическому освоению тем.

Воспитательный аспект

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Формы деятельности:

  • участие в творческой деятельности;
  • выполнение и презентация творческих проектов.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формы деятельности:

  • праздники труда, ярмарки, конкурсы;
  • презентация  творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда;
  • участие в разработке и реализации различных проектов.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Формы деятельности

  • знакомство с лучшими изделиями по учебным фильмам.
  •  посещение конкурсов, фестивалей тематических выставок.

 ІІ. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Изучение оригами должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с культурой оригами;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретической основой данной программы являются:

-  Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами  формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

первый год обучения

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ -20 часов

Теория -1 час

Занятие № 1 Вводное занятие. Беседа по охране труда.

Задачи: обучение  технике  оригами. 

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Рассказ об истории развития искусства оригами.

Практические занятия- 19 часов

Задачи: воспитание  восприимчивости  к  окружающему  миру, постараться  сделать  его  прекрасней.

-  развитие  умений  владеть  различными  техниками  украшений.

Практические рекомендации. Практическое занятие по изготовлению фигур и деталей оригами. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Занятие № 2 «Стаканчик»

Занятие № 3 «Собачка»

Занятие № 4  «Щенок»

Занятие № 5 «Пес»

Занятие № 6 «Ворон»

Занятие № 7 «Рыбки»

Занятие № 8 -9 «Аквариум»

Занятие №10 «Кораблик»

Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

Занятие № 11 «Цветок»

Занятие № 12 «Сова»

Занятие № 13 «Поросята»

Занятие № 14 «Лягушата»

Занятие № 15 «Ваза»

Занятие № 16 «Ракета»

Занятие № 17 «Курочка»

Занятие № 18 -19 «Самолет»

Занятие № 20 «Лягушка»

СРЕДНИЕ БАЗОВЫЕ ФОРМЫ – 20 часов

Теория -1 час

Занятие № 1  Базовые формы.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Базовые формы – основа любого изделия.
Практические занятия- 19 часов

Задачи:  развитие  смекалки, творческого  воображения;

-  обучение  технике оригами, украшению  изделий.

Практические рекомендации. Практическое занятие по изготовлению фигур и деталей оригами.

Занятие № 2-3 «Тюльпан»

Занятие № 4 -5«Ирис»

Занятие № 6 -7 «Вазы»

Занятие № 8 – 9 «Голубь»

Занятие № 10 -11 «Журавлик»

Занятие № 12- 13 «Лебедь»

Занятие № 14 -15 «Змей»

Занятие № 16 -17 «Корова»

Занятие № 18 -19 «Белка»

Занятие № 20 «Поросята»

СЛОЖНЫЕ БАЗОВЫЕ ФОРМЫ -20 часов

Теория -1 час

Занятие № 1   Куклы наших бабушек.

Задачи: воспитание  ответственности  за  то, что  делаешь, за  все  свои  произведения.

Детская игрушка - первые жизненные и культурные ориентиры. Механические игрушки Древних греков. Куклы шарманщика. Музыкальная шкатулка. Оловянные солдатики. Традиционная японская кукла. Игрушечные города. Игрушки из фарфора. Ярмарочная самоделка. Творчество мастеров - игрушечников. Коллекции музеев страны.

Практические занятия- 19 часов

Задачи:   развитие  эстетического  вкуса, чувства  стиля.

Изготовление  и объединение отдельных  деталей в единое целое.

Занятия № 1-4 Изготовление деталей для куклы. Шляпка. Квадраты 6х6.

Занятие № 4 -8 Изготовление деталей для куклы. Платье. Квадраты 30х30.

Занятие № 9-12 Изготовление деталей для куклы. Рукава. Квадраты 6х6.

Занятие № 13-16 Изготовление деталей для куклы. Воротник. Квадраты 8х8.

Занятие № 17-18 Сборка куклы.

Занятие № 19  Декоративное оформление куклы.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА – 12 часов

Задачи: обучение  приёмам  работы  по  словесной  установке  педагога, т.е.  конструировать  по  представлению, опираясь  на  образы  памяти.

Подбор и объединение отдельных героев, фигур и деталей в единое целое. Литературная основа для театра бумажной пластики. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Занятие № 1-3 «Подводный мир»

Занятие № 4-6 «Космос»

Занятие № 7-9 «Цветник»

Занятие № 10-12  «Зоопарк»

второй год обучения

ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ -20 часов

Теория -2 часа

Занятие № 1-2   Азбука оригами.

Задачи: обучение  приёмам  работы  с  бумагой  и  способам  обработки.

Теоретическое занятие.  Повторение. Базовые формы. Средние базовые формы. Сложные базовые формы.

Практические занятия- 18 часов

Занятие 1№ 1-2 Разминка для рук.

Задачи:  развитие  видения  образов  прекрасного  в  простых  вещах.

Цикл упражнений. Гармонический переход от одного простого к сложному. Сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов. Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы. Каждая форма имеет свое название.

Занятие № 3-6 Секреты оригами. 

Задачи: воспитание  чувства  меры, бережного  отношения  к  материалам.

История искусства оригами, его традиции и новшества.  Разнообразие сортов бумаги, основные виды складок.

Занятие № 7-8 Оригами от А до Я.

Задачи: воспитание  терпеливости, сосредоточенности, и  т.д.

         Пара листов  бумаги разных цветов, несколько движений пальцами рук , и в результате у вас   получается… Шаги в познании искусства оригами. Возможность реализовать  различные  модельки из бумаги.

Занятие № 9-10 Международные условные знаки и приемы складывания оригами.

Занятие №11-12 Термины, используемые в оригами.

Для описания последовательности действий в процессе складывания фигур в оригами принято использовать специальные  названия.

Занятие № 13-14 Базовой формой «Дом».

Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.

Занятие № 15-18 Чудесные превращения бумажного листа.

Задачи: воспитание  эстетических  чувств, умения  применять  правильно  украшения.

Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

Занятие № 19-20  Щенок с секретом

В оригами придумать новое несложное, но занятное изделие гораздо труднее, чем изобрести сложное. Фигурка щенка делается из двух квадратов, один немного меньше другого

СКАЗКА ИЗ ЛИСТА -20 часов

Теория -2 часа

Занятие № 1-2 Приемы складывания.

Задачи: развитие  нестандартного  мышления, цветоведения;

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов  складывания. Повторение изученных базовых форм.

 Практические занятия- 18 часов

         Занятие № 3-4 Сказка оригами. «Братья».

Задачи: обучение  свойствам  используемых  материалов, знанию  симметрии  и  асимметрии.

         В одном сказочном городе у одного бедного мужчины родилось четверо сыновей.
1. Сложите все углы листа к центру базовой формой «Блин». Переверните заготовку и вновь сложите все углы к центру. Еще раз переверните. Братья были большими лодырями, а потому отец решил отправить их в город на заработки. Он купил им билет на пароход…

Занятие № 5-6 Сказка оригами. «Спаситель цветов».

Милый друг. Вот перед тобой белый чистый лист. Представь, что неожиданно он превратился в огромную поляну. В одном конце этой поляны вырос Нарцис, а в другом Роза.
1. Пометьте противоположные углы каким-либо значком. Однажды, поднялся сильный ветер. Он вырвал с корнем Розу и перенес ее к Нарцису…

         
Занятие № 7-9 Животные.

Используя  фигурки, ребенок сможет разыграть маленький спектакль или придумать свои истории с героями.

Занятие № 9-12 Теремок.

Задачи: обучение  свойствам  бумаги, её  структуре, вариантам  применения.

Занятие № 13-14 Оригамская сказка о четырех братьях.

Задачи: развитие  гибкости  мышления, нестандартного  применения  самых  обычных  вещей.

Занятие № 15-16 Курочка ряба.

Занятие № 17-20  Игры с оригами.

Задачи: развитие  образного  мышления  и  пространственного  воображения.

ИГРУШКИ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ – 20 часов

Теория -2 часа

Занятие № 1-2  Композиция.

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

Практические занятия- 18 часов

Занятие № 1-2 Техника.

Занятие № 3-4 Детское оригами - делаем фотоаппарат.

Занятие № 5-6 Украшение .

Для этого украшения потребуется десять квадратных листов бумаги. Сколько работы, скажете вы, но надо сделать всего лишь семь сгибов, чтобы у вас получился элемент оригами.

Занятие № 7-10 Поздравительная открытка.

Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Занятие № 11-15 Снежинки.

Изготовление  снежинок из бумажных лоскутков , а правильнее  из скрученных полосок, очень похоже  мозаику с очень большим количеством вариантов. Полученные  детали можно  склеить между собой и затем  украсить  ёлочку этими удивительно красивыми  кружевными украшениями.

Занятие № 15-18 Елочка к Новому году из модулей.

Задачи: обучение  технике  изготовления  украшений,  как  для  себя, так  и  для  помещений.

Занятие № 19-20 Звезда.

Задачи: формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно – преобразующей деятельности.

С ПЛОСКОСТИ В ОБЪЕМ -20 часов

Теория -2 часа

Занятие № 1-2 Объем в оригами.

Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Практические занятия- 18 часов

Занятие № 1-4 Модульное оригами.

Задачи: планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с особенностями выполняемого задания. 

Занятие № 5 -8 Модуль треугольник оригами.

Задачи: организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

 Этот модуль пригодится для изготовления различных оригами из модулей (например елочка, снежинка и т.д.)

Занятие № 9-12 Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». 
Задачи: выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового  знания и умения; анализировать и читать графические изображения.

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Занятие № 12-15 Базовая форма «Катамаран».

Задачи: воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

Занятие № 16-20 Бумажный конструктор.

Задачи: планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

ЦВЕТОЧНЫЕ ШАРЫ -18 часов

Теория -2 часа

Занятие № 1-2   Схемы.

Задачи: воспитание  терпеливости, усидчивости, кропотливости.

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Практические занятия- 18 часов

Занятие № 1-2 Волшебный цветок.

Задачи:  развитие  логического  мышления, памяти, масштабного  видения.     Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Занятие № 3-4 Нарцисс.

Задачи:  развитие  логического  мышления,  правильного  и  точного  подбора  цветов.

Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.

Занятие № 5-8 Полевые цветы.

Задачи: моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями.

Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.

Занятие № 9-10 Хризантема.

Задачи: конструировать объекты с учетом технических и декоративно – художественных условий.

Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.

Занятие №11-12 Роза.  

Задачи: проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно – художественные образы.

 Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.

Занятие № 13-14 Ирис.

Задачи: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении  учебных практических работ и реализации несложные проектов.

Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис

Занятие № 15-16 Букет цветов.

Задачи: планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

Занятие № 17-20 Лесные цветы.

Задачи: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».

ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ -10 часов

Теория -2 часа

Занятие № 1-2 

Задачи: обучение  конструированию  по  собственному  замыслу, изготовлять  образы  по  собственному замыслу.

Несколько новых сгибов напоминают новый поворот в лабиринте — что ждет нас там, за углом? Какие новые открытия и изобретения?

Практические занятия- 8 часов

Занятие № 1-4 Я – изобретатель.

Задачи: воспитание  чувств  взаимовыручки, понимания  друг  друга;

- развитие  произвольности, трудоспособности  и  внимания.

        Нужна  только дешевая бумага, чтобы дети, не ограничивая себя, с удовольствием могли делать фантастические модели.  Оригами как, наверно, никакая другая область человеческой деятельности открыто для самостоятельного творчества.

        

Занятие № 5-6 Работа из дух квадратов.

Задачи:  развитие  навыков  групповой  работы, конструирования -  соответствия   образу, настроению.

Дети — прекрасные созидатели. Две детали. Этот невероятно элегантный и в то же время простой цветок оригами сделан из двух листов бумаги, один — для цветка, другой — для стебля.

Занятие № 7-8 Свободная, тематическая, коллективная работа .

Задачи: воспитание  навыков  коллективного  общения.

Выбор творческой группы (по настроению, совместности характера, особым отношениям и т. д.). Разработка темы. Поиск ключевой детали.. Определение во времени и пространстве. Участие в выставке.

Занятие № 9-10 Тема 5. Выступление с авторским проектом.

Задачи: развитие  интереса  к  работам  других  мастеров                ( профессионалов  и  детей );

-  формирование  у  детей  целостного  видения  мира, представления  о  взаимосвязи  объектов  окружающей  действительности.

Показ самостоятельных работ. Подготовка к выставке и выступлению перед родителями, учащимися школы, другой аудиторией. Подведение итогов самостоятельного творчества. Создание банка идей.

ІV.ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения  программы

1 год обучения        

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение».

2. Уважение  к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

2 год обучения

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»,  «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Метапредметные результаты освоения  программы

Регулятивные универсальные учебные действия

1 год  обучения

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

2 год обучения

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Познавательные универсальные учебные действия

1 год обучения

1.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

2 год обучения

1. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.

2. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном плану.

3.Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

4. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1 год обучения

1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

2 год обучения

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты освоения программы

1 год обучения

1.Различным приемам  работы с бумагой.
2.Различать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
3.Следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

4.Овладеет навыками культуры труда.
5.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
6.С
оздавать мысленный образ конструкции.

7.Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии.

2 год обучения

1.Создавать мысленный образ конструкции.

2.Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии.
3.Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

4.Выполнять инструкции при решении учебных задач.

5.Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

6.Научаться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы


• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в  районных выставках детского прикладного и технического творчества.

V. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

первый год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности учащихся

Базовые формы

20

1

19

Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.  

Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять  свойства бумаги   (состав, цвет, прочность);  определять виды бумаги  по цвету и толщине.   Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы

с ножницами. Планировать и осуществлять работу,  на основе технологических карт, сопоставлять эти виды планов.

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов  собственного изделия.

Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.

Средние базовые формы

20

1

19

Сложные базовые формы

20

1

19

Коллективные работы

12

-

12

ИТОГО:

72 часов

3 часа

69 часов

второй год обучения

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности учащихся

Волшебный мир бумаги

2

1

1

Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.

Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, ипользовать технику оригами.

Использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников

Сказка из листа

20

-

20

Игрушки для праздников

20

2

18

С плоскости в объем

20

2

18

Цветочные шары

18

2

16

Творческие формы оригами

10

2

8

Итого

  108 часов

10 часов

 98 часов

VІ. МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ

Критерии

Показатели

Диагностические средства, инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения

Личностные

Понимание базовых ценностей:  «добро», «терпение».

ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

1 год

Ноябрь

Уважение  к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Методика «Что мы ценим в людях»

1 год

декабрь

Освоение  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

1 год

 февраль

Понимание и принятие базовых ценностей:  «добро», «терпение»,  «настоящий друг».

ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Методика «Закончи историю»

2 год

ноябрь

Уважение к своему народу, к своей Родине.

ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

2 год

декабрь

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2 год

февраль

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение работать по плану

 Прием «Проверь себя»

1 год

На каждом занятии

Оценка своего задания (самооценка)

Линеечки успеха (для взаимооценки)

2 год

На каждом занятии

Познавательные универсальные учебные действия

Сравнение предметов, объектов.

 Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Тест №1

1год

Январь

Поиск необходимой информации для  выполнения задания.

Тест № 2, 3

2 год

Ноябрь

март

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Наблюдение

1 год

На каждом занятии

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Словесная оценка

2 год

Во время групповой работы

Предметные

1. Владение различными приемами  работы с бумагой.
3.Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

Наблюдение

Выполнение практического задания

1год

На каждом занятии

апрель

1.Умение осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

4.Выполнение инструкции при решении учебных задач.

5.Соблюдение последовательности технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

6.Умение принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

Выполнение практического задания

Самостоятельное выполнение изделий по схемам

Вносить в изделия изменения

2 год

На каждом занятии

Декабрь

Март

Апрель

VІІ. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Печатные пособия

Технология. Обработка бумаги.

Технология. Организация рабочего места  

Демонстрационный и раздаточный материал.

Коллекции "Бумага и картон»

Раздаточные материалы (справочные)  

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

Персональный компьютер с принтером. 
Проектор для демонстрации слайдов.

Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

VІІІ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для родителей и детей:

1.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

4.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

6.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

7.Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

8.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

9.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

10.Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

11.Путь оригами. История и азбука оригами. Базовые формы, с которых начинается большинство фигурок. Фотогалерея. (http://www.origami-do.ru/index.htm)

Список литературы для педагога:

1.Дик Н.Ф. Личный подход воспитании. Ростов- на – Дону, 1994.

2.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., Педагогика, 1983.

3.Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: 1998.

4.Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. – Знание, 1986, №8

5.http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.

6.http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.

7.«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"

программа по внеурочной деятельности...

Программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"

Программа внеурочной деятельности «Чудеса оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической нап...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир оригами"

Программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир оригами"

Программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство оригами".

Рабочая программа во внеурочной деятельности "Искусство оригами" для учащихся начальных классов....

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...