«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
статья по теме

Бродулева Нина Валерьевна

Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Сообщение

на педагогическом совете

по теме:

«Формирование метапредметных

универсальных учебных

 действий младшего школьника

на уроках окружающего мира»

(из опыта работы)

Бродулева Н. В.

первая квалификационная категория

2013-2014 учебный год

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий ( познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках окружающего мира?

Начну с того, что работаю по методическому комплекту «Школа России». Автор А. А. Плешаков. Предметная линия по окружающему миру обеспечена учебниками с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь, тесты, рабочая программа и дополнительная литература.

Учебный комплект полностью соответствует реализации ФГОС.

Регулятивные ууд  начинают формироваться с первых уроков.

Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника.

Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Материал учебника представлен по разделам. Каждый раздел начинается со  шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

Также  на первом уроке дети знакомятся с героями учебника Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой.  Муравьишка Вопросик помогает сформулировать учебные задачи, а Мудрая Черепаха – делать выводы, после изучения каждой темы. Это помогает ученикам  видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.  При такой системе построения материала учебника постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,   выстраивать план действия для её последующего решения.

         Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. Как же формируются познавательные ууд в рамках данного предмета?

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. В качестве примера ситуация из жизни. Вечер. Звонок телефона. Мама одной из учениц считает, что дочь по незнанию, решая задачу про голубей и собак, в пояснении написала вместо голубей животные. В чем же проблема? А в том что с точки зрения мамы это птицы, а не животные. Произошла подмена понятий. Ситуация оказалась мне на руку, ведь через несколько дней мы изучали тему разнообразие животных. Пересказав разговор, без моего ответа, спросила у детей: «Что я ответила маме?» Далее последовали ответы детей, мнения разделились. К счастью, сторону той мамы поддержали немногие, т. к. первые знания по теме были получены во втором классе. Спор разрешает статья учебника. Птицы – животные! На доске материал представляется в виде схемы.

Немаловажную роль в формировании познавательных ууд играют дидактические игры. Если необходимо доказать разнообразие  растений, перечислить предметы помогает «Волшебная палочка». Передавая ее как эстафету, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат.

Обобщающие уроки часто полностью проводятся с использованием игровых технологий.

Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

На уроках ребята устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др. Так, изучая тему о растениях, приходят к выводу: нет растений, нет жизни на земле.

 Для  изучения строения природных объектов, по возможности, используем готовые модели или моделируем объекты и явления окружающего мира сами; проводим  несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений. Например: Опыт по обнаружению крахмала в продуктах, проведенный в классе, был продолжен дома, по заданию в тетради. На основе полученных на уроке умений, выполнялось домашнее задание с фиксированием результатов в таблице. Ставя  задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой.

Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.

А следовательно формируется еще один вид ууд – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность.

Практически на каждом уроке ребята работают  в парах,  группе. С первого класса выработаны  правила поведения в паре и группе. В  результате  формируются  коммуникативные  способности  сотрудничества: умение  работать  с  соседом  по  парте,  распределяя  работу  между  собой, договариваться,  учиться  слушать  товарища  и  высказывать  свое  мнение,

формируется речевое развитие, речевое общение. Тем самым осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Заканчивая групповую или парную работу, дети берутся за руки и поднимают их вверх.

Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные  учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных ууд.

В  результате  изучения  курса  «Окружающий  мир»  уже  на  начальной ступени  общего  образования  у  учащихся  будут  формироваться  метапредметные учебные действия как основа умения учиться  для успешного продолжения образования в основной школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы) Бродулева Н. В. первая квалификационная категория

Слайд 2

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий ( познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Слайд 4

Знакомство с условными знаками Регулятивные ууд

Слайд 5

Регулятивные ууд Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.

Слайд 6

Герои учебника Муравьишка Вопросик помогает сформулировать учебные задачи, а Мудрая Черепаха – делать выводы, после изучения каждой темы .

Слайд 7

Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока.

Слайд 8

Контрольно-оценочная деятельность

Слайд 9

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. Познавательная деятельность

Слайд 11

Дидактические игры

Слайд 12

Работа с источниками информации

Слайд 13

Познавательные ууд

Слайд 14

Практическая работа

Слайд 15

Проектная деятельность

Слайд 16

Коммуникативные ууд

Слайд 17

В результате изучения курса «Окружающий мир» уже на начальной ступени общего образования у учащихся будут формироваться метапредметные учебные действия как основа умения учиться для успешного продолжения образования в основной школе.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....

Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.

Основной целью модернизации  всей системы образования в последнее десятилетие является  повышение качества образования. Начальная школа  должна отвечать актуальным и перспективным потре...

Использование ИКТ при обучении младших школьников в рамках ФГОС (из опыта работы)

В данной статье говорится о формах и методах использования ИКТ при обучении младших школьников....

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....

Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу.

Статья на тему: Формирование нравственно-эстетической личности младшего школьника через уроки окружающего мира и внеклассную работу....

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)

В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....