Программа кружка "Страна лексики и фразеологии"
рабочая программа на тему

В составе программы пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА  

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П. СОСНОВКА»

    СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора  по НМР                                                                                                                                                                      Директор  школы

__________ М.В.Царегородцева                                                                                                                                           _____________М.В. Иванов

«____»_______________2013 г.                                                                                                                                           «____»____________2013 г.  

         

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН      на _________ учебный год

Название предмета  «Страна лексики и фразеологии»

Класс 5 А, 5 Б                                                                                                                                           

Учитель Полынкова Карина Александровна

Общее количество часов на предмет по учебному плану  35 часов,  запланировано 35

     

1 четверть   -  ч

2 четверть   - ч

3   четверть  -    ч

4 четверть -  ч.

Практические работы

8

8

9

10

По 1  часу в неделю. Всего учебных недель 35

           Методическое пособие: Баранов, М.Т. Русский язык : справочные материалы/  М.Т.Баранов, Т.Д.Косталев.– М.: Просвещение, 2000.

Одобрен на заседании МО  _______________________________________________________________ «_____»__________2013 г.

Протокол № ______________  Руководитель  МО:_________________________________________________________________

  Цель:    создать педагогические условия для реализации интеллектуального и  творческого потенциала учащихся.

 

 Задачи: 1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.

               2.Обучить  учащихся  работе с различными источниками информации.                                                  

               3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.

               4.Расширить и обогатить активный словарь детей.

 Учащиеся должны знать:

1.Специфику слова как единицы языка.

2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).

3.Лингвистические словари.

4.Основные признаки фразеологизмов.

5.Основные фразеологические словари.

Уметь:

1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.

2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.

4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения

5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.

6. Пользоваться различными словарями.

7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Пояснительная записка

 Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.

          Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной,  его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.

           Данный факультатив разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Факультатив  посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.

         Факультатив  по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Факультатив имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.

       Программа  факультатива предназначена для учащихся 4 классов, рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в виде практической работы, а также нетрадиционных форм:  занятие – путешествие, занятие – исследование, занятие – игра, лингвистический эксперимент, творческие мастерские.

       В ходе реализации факультатива будут осуществляться 2 проекта: «Путешествие по стране «Лексика» и «Фразеологизмы – это интересно!» после изучения разделов «Лексика» и «Фразеология».  Работа осуществляется по группам. Каждая группа выбирает продукт своей деятельности самостоятельно или с помощью учителя. Для детей, владеющих компьютером и умеющих работать в программе Word  и  Office Power Point, возможно создание компьютерной слайд - презентации.

Календарно-тематический план

Класс 5б

Дата

Тема

Форма занятия

Кол. часов

I четверть

1.

02.09.13

В мире слов, или Что такое лексика.

Беседа.  Лингвистический эксперимент.

1

2.

09.09.13

Многозначные слова.

Презентация

1

3.

16.09.13

Однозначные слова.

Практическая работа.

1

4.

23.09.13

Прямое и переносное значение слов.

Практическая работа.

1

5.

30.09.13

Слова-близнецы, Или в гостях у омонимов.

Практическая работа.

1

6.

07.10.13

Словари омонимов.

Практическая работа.

1

7.

14.10.13

Когда много общего, Или как дружат слова.

Практическая работа

1

8.

21.10.13

Словари синонимов.

Практическая работа.

1

II четверть

9.

11.11.13

Упрямые барашки, или кое-что об антонимах.

Творческая мастерская.

1

10.

18.11.13

Словари антонимов.

Практическая работа.

1

11.

25.11.13

Все ли слова для всех? (Профессионализмы).

Занятие-исследование.

1

12.

02.12.13

Сокровища живой народной речи. (Диалектные слова).

Занятие-исследование.

1

13.

09.12.13

Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова).

Занятие-путешествие.

1

14.

15.

16.12.13

23.12.13

Салют новичкам! (Неологизмы)

Занятие-исследование.

2

16.

30.12.14

Фразеологизмы.

Творческая мастерская.

1

III четверть

17.

13.01.14

Откуда они пришли?

Занятие-исследование.

1

18.

20.01.14

Крылатые слова.

Презентация

1

19.

27.01.14

Пословицы и поговорки.

Практическое занятие.

1

20.

03.02.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

21.

10.02.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

22.

17.02.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

23.

24.02.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

24.

03.03.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

25.

10.03.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

IVчетверть

26

24.03.14

Работа над проектом  «Путешествие по стране «Лексика»

Практическое занятие.

1

27

07.04.14

Защита проекта « Путешествие по стране « Лексика»

Практическое занятие.

1

28

14.04.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

29

21.04.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

30

28.04.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

31

05.05.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

32

12.05.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

33

16.05.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

34

19.05.14

Работа над проектом « Фразеологизмы –это интересно!»

Практическое занятие.

1

35

26.05.14

Защита проекта « Путешествие по стране « Лексика» . Итоговый урок

Практическое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"

Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....

Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс

Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...

Программа для 3 класса "Фразеология русского языка"

Занятия по данному курсу в 3 классе призваны развивать словарный и фразеологический состав языка.Новизна  данной программы факультативного курса заключаетсяв пременении, как основанного, проектно...

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....