Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
рабочая программа на тему

В программе пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi.rar20.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П. СОСНОВКА»

СОГЛАСОВАНО                                                    УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                           Директор школы

_______Успанова Л.Ж.                                          _________Л.В. Сайгушкина                                   «___»______________2012г                                   «___»______________2012г                                                                          

 ПРОГРАММА КРУЖКА

по русскому языку в 4 классе

« Школа развития речи »

Полынкова К.А.

Учитель начальных классов

МОСШ п. Сосновка

2012-2013 уч. г.


Пояснительная записка

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передачи содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  • Информационно-содержательные, включающие умения получать информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
  • Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  • Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
  • Умение редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

 

  • Занятия проводятся с обучающимися  9 – 10 лет;
  • Наполняемость группы – 16 человек;
  • Цикл рассчитан на 8 месяцев (сентябрь - май), 34 часа;
  • Режим занятий – 1 час в неделю

Содержание курса

1. Повторение знаний о признаках текста – 2 часа.

Подробное изложение. Умение отличать текст от группы отдельных предложений.

Редактирование текста. Умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания.

2.Обработка умений, связанных со структурой текста – 9 часов.

Свободный диктант. Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи.

Подробное изложение с творческими дополнениями (текст дается без выделения частей). Умение делить текст на части, составлять план.    Умение формулировать вводную и заключительную части.

Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета». Умение определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении. Умение выделять части в сочинении.

Анализ сочинений и редактирование текста. Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста.

Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». Умение собирать материал к сочинению путем наблюдений; намечать предметы текста; использовать прилагательные, обозначающие цвет.

Анализ и редактирование сочинения. Умение совершенствовать построение сочинения. Умение строить части текста.

Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста. Умение составлять план в соответствии с композицией текста; определять тему и основную мысль текста.

Подробное изложение по измененному плану (идея текста близка к идее предыдущего текста). Умение различать тему и идею текста; излагать содержание в заданной последовательности; составлять план текста.

Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок частей). Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения; использовать слова для связи частей текста.

3.Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи – 2 часа

Сочинение на основе личного опыта. Деловое описание делового процесса «Как сделать карточки для первоклассников». Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание. 

Сочинение на основе личного опыта. Эмоционально-образное описание трудового процесса «Как мы убирали класс». Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

4. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении – 6 часов

Выборочно изложение по мультфильму. Умение отбирать материал в соответствии с темой. Умение находить слова, передающие отношения автора к описываемому.

Сжатое изложение. Умение отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли; пользоваться различными способами сокращения текста.

Редактирование текста изложения. Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста; сохранять связность при сокращении текста.

Сочинение на основе личного опыта «Как мы украшали ёлку». Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью; определять и раскрывать основную мысль в своем тексте.

Сжатое изложение текста, воспринятого на слух. Умение сокращать текст.

Редактирование текста изложения. Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении.

5. Работа с текстом типа описания – 8 часов

Свободный диктант. Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в тексте.

Подробное изложение деформированного текста. Наблюдение над композицией описания. Умение группировать предложения по подтемам, составлять план, устанавливать связи между предложениями в тексте.

Сочинение по наблюдениям «Наша кошка (собака)». Умение строить описание животного; использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому.

Редактирование текста сочинения. Умение оценивать точность и выразительность описаний; исправлять случаи неточного употребления слов.

Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме. Умение определять и раскрывать основную мысль; использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.

Сочинение по картине. Умение определять в тексте основную мысль и средства ее выражения.

6. Работа с текстом типа рассуждения – 7 часов.

Подробное изложение по тексту типа рассуждения. Умение рассуждение; использовать слова для связи предложений в рассуждении.

Сочинение по литературному источнику «Мой любимый герой». Умение планировать текст рассуждение. Умение строить доказательство.

Редактирование текста сочинения. Умение находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

Сочинение по наблюдениям  «Вот и весна пришла!» Умение составлять план наблюдений и план сочинения; отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни». Умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  • Получать информацию для высказывания, раскрывать тему и главную мысль в изложении и сочинении;
  • Правильно строить текст: выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  • Редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".

Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....