Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Шемуранова Дарья Сергеевна

       Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

 

Цель программы:

         всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_origami.docx475.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа

Дополнительная образовательная программа

 внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»

Для учащихся 1-4 классов

Возраст участников 6-11 лет

Срок реализации программы 2014-2018уч. г.

             

                                                       Автор программы: Д.С.Шемуранова

с. Глухово,

Нижегородская область

Пояснительная записка

         Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т.д. Но мало кто из ребят знает, что перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.

         Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.  В переводе с японского «ори» означает «сложенный»,  а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу Всего из Ничего, а сам результат работы – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.

        Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.

        Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. В память о жертвах  атомной бомбардировке в Хиросиме заложили парк Мира. Среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни-журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. В поддержку детей  создалось движение «1000 журавликов» возродившее интерес к оригами.

      Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки чуть ли не с 3-х лет.

       В процессе складывания фигур оригами ребята познакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, трапеция и т.д., смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.

      Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали  и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потоми поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

       Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель программы:

         всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

           Программа «Волшебный мир оригами» разработана для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (136 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тематическое планирование

1-й год

Название  занятия

Кол-во часов

1

Знакомство с историей искусства оригами. Презентация «Оригами»

1

2

Знакомство с основными приемами и условными обозначениями. Понятие базовая форма.

1

3

Презентация «Базовая форма «Треугольник»»

1

4

Базовая форма «Треугольник»: Бабочка

1

5

Базовая форма «Треугольник»: Тюльпан

1

6

Базовая форма «Треугольник»: Лиса

1

7

Базовая форма «Треугольник»: Лягушка

1

8

Базовая форма «Треугольник»: Стакан

1

9

Базовая форма «Треугольник»: Лисичка-сестричка

1

10

Базовая форма «Треугольник»: Верблюд

1

11

Базовая форма «Треугольник»: Парусник

1

12

Базовая форма «Треугольник»:  Голубь

1

13

Базовая форма «Треугольник»: Гриб

1

14

Базовая форма «Треугольник»: Дом

1

15

Презентация «Базовая форма «Воздушный змей»»

1

16

Базовая форма «Воздушный змей»: Слоненок

1

17

Базовая форма «Воздушный змей»: Жираф

1

18

Базовая форма «Воздушный змей»: Слон

1

19

Базовая форма «Воздушный змей»: Ворона

1

20

Базовая форма «Воздушный змей»: Жар-птица

1

21

Базовая форма «Воздушный змей»: Сова

1

22

Базовая форма «Воздушный змей»: Зебра

1

23

Базовая форма «Воздушный змей»: Попугайчик

1

24

Базовая форма «Воздушный змей»: Пингвин

1

25

Базовая форма «Воздушный змей»: Лев

1

26

Базовая форма «Воздушный змей»: Зайчик

1

27

Базовая форма «Воздушный змей»: Петушок

1

28

Базовая форма «Воздушный змей»: Белка

1

29

Базовая форма «Воздушный змей»: Гусь

1

30

Базовая форма «Воздушный змей»: Лебедь

1

31

Базовая форма «Воздушный змей»: Павлин

1

32

Базовая форма «Воздушный змей»: Утка

1

33

Базовая форма «Воздушный змей»: Динозавр

1

34

Оформление выставки работ

1

Итого

34 ч.

Знания  и умения:

  • Умение работать  с условными обозначениями: место сгиба, перегиб, сгиб во внутрь, сгиб наружу, сгиб-совмещение, сгиб «ступенька».
  • понятие что такое  «базовая форма»;
  • Знать и называть геометрические формамы: прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб и способами их получения из прямоугольного листа бумаги;
  • Умение находить диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • Умение складывать простейшие модели в технике оригами.
  • Умение самостоятельно работать с инструкцией.

Тематическое планирование

2-й год

Название  занятия

Кол-во часов

1

Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей»

1

2

Повторение.  Звезда игольчатая

1

3

Повторение. Дракончик

1

4

Повторение. Тигр

1

5

Повторение. Зубр

1

6

Повторение. Медведь

1

7

Повторение. Рыбка

1

8

Презентация «Базовая форма «Двойной треугольник»»

1

9

Базовая форма «Двойной треугольник»: Свинья

1

10

Базовая форма «Двойной треугольник»: Рыбка

1

11

Базовая форма «Двойной треугольник»: гоночная машинка

1

12

Базовая форма «Двойной треугольник»: Черепаха

1

13

Базовая форма «Двойной треугольник»: Ракета и рыбки

1

14

Базовая форма «Двойной треугольник»: Бабочка

1

15

Базовая форма «Двойной треугольник»: Цветы

1

16

Базовая форма «Двойной треугольник»: Зайчик

1

17

Базовая форма «Двойной треугольник»: Прыгающая лягушка

1

18

Базовая форма «Двойной треугольник»: Летучая мышь

1

19

Базовая форма «Двойной треугольник»: Ракета 1

1

20

Базовая форма «Двойной треугольник»: Фусэн -водяная бомбочка

1

21

Базовая форма «Двойной треугольник»: Зайчик надувной

1

22

Базовая форма «Двойной треугольник»: Тюльпан

1

23

Презентация «Базовая форма «Двойной квадрат»»

1

24

Базовая форма «Двойной квадрат»: Кувшинка

1

25

Базовая форма «Двойной квадрат»: Краб

1

26

Базовая форма «Двойной квадрат»: Кузнечик

1

27

Базовая форма «Двойной квадрат»: Лилия

1

28

Базовая форма «Двойной квадрат»: Павлин

1

29

Базовая форма «Двойной квадрат»: Летающий журавлик

1

30

Базовая форма «Двойной квадрат»: Надувной журавлик

1

31

Базовая форма «Двойной квадрат»: Свинка и мышка

1

32

Базовая форма «Двойной квадрат»: Тюлень

1

33

Базовая форма «Двойной квадрат»: Ваза

1

34

Выставка работ

1

Итого

34

Знания  и умения:

  • Знакомство с новыми базовыми формами;
  • Умение складывать надувные  модели в технике оригами;
  • Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
  • Умение работать со сгибом «ступенька».

Тематическое планирование

3-й год

Название  занятия

Кол-во часов

1

Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей»

1

2

Повторение. Базовые формы «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат»

1

3

Презентация «Базовая форма «Конверт»»

1

4

Базовая форма «Конверт»: Ёжик

1

5

Базовая форма «Конверт»:  Тюлень

1

6

Базовая форма «Конверт»: Пароход

1

7

Презентация «Базовая форма «Дом»»

1

8

Базовая форма «Дом» : Домик-избушка

1

9

Базовая форма «Дом» : Дерево

1

10

Базовая форма «Дом»: Церковь

1

11

Презентация «Базовая форма «Книга»»

1

12

Базовая форма «Дверь»: Лодка наизнанку

1

13

Базовая форма «Дверь»: Кимоно

1

14

Базовая форма «Дверь»: Тюльпан

1

15

Базовая форма «Дверь»: Лягушка

1

16

Базовая форма «Дверь»: Коробка

1

17

Базовая форма «Дверь»: Пистолет

1

18

Базовая форма «Дверь»: Рубашка

1

19

Базовая форма «Дверь»: Кукла

1

20

Базовая форма «Дверь»: Мебель для куклы

1

21

Базовая форма «Дверь»: Открытка рубашка

1

22

Базовая форма «Дверь»:Платье для куклы 1

1

23

Базовая форма «Дверь»:Платье для куклы 2

1

24

Базовая форма «Дверь»:Открытка кимоно

1

25

Базовая форма «Дверь»:Открытка платье

1

26

Базовая форма «Дверь»: Штаны

1

27

Презентация «Базовая форма «Рыба»»

1

28

Базовая форма «Рыба»: Дракончик

1

29

Базовая форма «Рыба»: Акула

1

30

Базовая форма «Рыба»: Сом

1

31

Базовая форма «Рыба»: Аквариум с рыбами

1

32

Базовая форма «Рыба»: Кит

1

33

Базовая форма «Рыба»: Дракон

1

34

Выставка работ

1

Знания  и умения:

  • Знакомство с новыми базовыми формами;
  • Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
  • Умение работать со схемой;
  • Умение грамотно подбирать базовую форму для выполнения той или ной фигуры;
  • Изготовление оригинальных открыток;
  • Умение работать со сгибом «ступенька».

Тематическое планирование

4-й год

Название  занятия

Кол-во часов

1

Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей»

1

2

Повторение. Базовые формы «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат»

1

3

Изготовление моделей животных.

1

4

Изготовление моделей птиц.

1

5

Изготовление моделей одежды

1

6

Повторение. Базовые формы «Дверь», «Дом», «Рыба»

1

7

Изготовление моделей животных.

1

8

Изготовление модели здания.

1

9

Изготовление моделей одежды

1

10

Презентация «Базовая форма «Птица»»

1

11

Базовая форма «Птица»: Лебедь

1

12

Базовая форма «Птица»: Ворон

1

13

Базовая форма «Птица»: Воробей

1

14

Базовая форма «Птица»: Ворона

1

15

Базовая форма «Птица»: Грач

1

16

Базовая форма «Птица»: Гусь

1

17

Базовая форма «Птица»: Гусыня

1

18

Базовая форма «Птица»: Курица

1

19

Базовая форма «Птица»: Пингвин

1

20

Базовая форма «Птица»: Ласточка

1

21

Базовая форма «Птица»: Попугай

1

22

Базовая форма «Птица»: Попугайчик

1

23

Базовая форма «Птица»: Страус

1

24

Базовая форма «Птица»: Цыпленок

1

25

Базовая форма «Птица»: Цапля

1

26

Базовая форма «Птица»: Фазан

1

27

Презентация «Базовая форма «Бутон»»

1

28

Базовая форма «Бутон»: Лилия

1

29

Базовая форма «Бутон»: Тюльпан

1

30

Базовая форма «Бутон»: Цветочная  композиция

1

31

Базовая форма «Бутон»: Ромашка

1

32

Базовая форма «Бутон»: Звезда

1

33

Базовая форма «Бутон»: Лотос

1

34

Выставка работ

1

Знания  и умения:

  • Знакомство с новыми базовыми формами;
  • Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
  • Умение работать со схемой;
  • Умение грамотно подбирать базовую форму для выполнения той или ной фигуры;
  • Умение составлять композиции.

        Источники информации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами".

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"  для учащихся начальной школы. Программа рассчитана на 4 года обучения....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО –  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ....

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Данная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо совре...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 1-4 класс

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...