ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»
материал (1 класс) на тему

Улитина Анна Викторовна

Программа дополнительного образования по окружающему миру призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура   дополнительной программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по окружающему миру. Программа позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить  глубокие и прочные знания. Программа реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_zagadok_1-2.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Выборгский район» Ленинградской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»

Автор: Улитина Анна Викторовна

учитель начальных классов

Предназначена для детей 1-2 классов.

Рассчитана на 2 года обучения.

Михалево

2014 г.

Курс «Планета загадок»

1. Пояснительная записка.

1.1.Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа дополнительного образования по окружающему миру призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура   дополнительной программы отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по окружающему миру. Программа позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить  глубокие и прочные знания. Программа реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

1.2.Актуальность

Содержание основного общего образования по окружающему миру отражает комплексный подход к изучению окружающей среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания дополнительного образования положено изучение окружающей среды для жизни и деятельности человека и общества.

Программа разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих  воображение фактов и интригующих гипотез.

Курс позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.

В содержание курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии. Занятия сопровождаются мультимедийными презентациями.

1.3.Цели и задачи программы.

ЦЕЛИ:

Дополнительное  образование в школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

ЗАДАЧИ:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
  • Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание  любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора  учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

1.4.Отличительные особенности программы.

Учитель вправе по своему усмотрению перераспределять часы и заменять отдельные вопросы программы другими с учетом местных условий и интересов учащихся.

Помимо организации работы с различного рода детской познавательной литературой, не менее важно проведение практических занятий и экскурсий. Сюда включены сбор гербария и коллекции минералов, работа с готовыми. Предусмотрена работа с географическими картами, атласами, создание различных моделей природных объектов.

При всем этом целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, творческих способностей.

Во время проведения занятий используются разнообразные методы и формы преподнесения материала. Учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют различные практические работы творческого характера. Итогами реализации программы запланировано красочно оформленные альбомы по каждому году обучения.

1.5.Возрастные особенности программы.

  • В группу первого года обучения входят дети 7-8 лет. Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель и его интересует все. Целостный образ окружающего мира формируется через поиск ответов на вопросы.

Курс первого года разбит на крупные блоки. В ходе первого года дети узнают дополнительные сведения о Земле и  ее оболочках.

В связи с тем, что одной из форм деятельности детей этого возраста является игра, то в программу первого года включены игровые занятия.

  • В группу второго года обучения входят дети 8-9 лет. Курс носит название «В гостях у планеты Земля». Здесь предусматривается более подробное изучение Земли, явлений которые происходят на ней, животного мира. Курс второго года обучения тесно переплетается с тематикой первого года.

1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 2 года (68 часов). Программы каждого года обучения тесно переплетаются друг с другом.

1.7.Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности обучаемых:

-индивидуальная,

-групповая,

-индивидуально-групповая,

-фронтальная.

Форма занятий:

-беседа,

-работа на местности (мониторинг),

- экскурсия,

-практическая работа (в т.ч. с картами),

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием компьютера,

-викторина (блиц-опрос),

-занятие - игра,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Занятия по теории и практике проводятся в учебном кабинете.

1.8.Ожидаемые результаты.

К концу обучения по данной программе обучающиеся должны знать:

  1. Основы географии как науки.
  2. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  3. Приемы работы с источниками информации.

К концу обучения, по данной программе обучающиеся должны уметь:

  1. Обрабатывать данные, полученные во время изучения объектов природы.
  2. Уметь анализировать результаты, делать выводы, составлять отчет по результатам экскурсий и походов.
  3. Оформлять творческую или отчетную работу согласно требованиям стандарта.
  4. Использовать приемы самостоятельного поиска информации.
  5. Подготавливать и защищать проекты.
  6. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  7. Составлять простейшие модели различной тематики;
  8. Сопоставлять географические карты различной тематики;
  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций, нахождения и применения географической информации,  включая карты.

1.9.Формы подведения итогов.

-беседа,

-опрос по результатам работы на местности

-анализ практической работы (в т.ч. с картами),

-тестирование,

-контрольное задание,

-викторина (блиц-опрос),

-занятие - игра,

-защита проекта,

-выставка творческих работ,

П. Учебный план.

1 год обучения.

«Мы жители одной планеты».

Разделы

Количество часов

1

Введение

1

2.

Единственная в Солнечной системе

6

3.

Загадочный мир литосферы

7

4.

Голубая планета

8

5.

Воздушный океан планеты

4

6.

Карты

2

7.

Оболочка жизни

6

Итого

34

Содержание программы 1 года обучения

Введение.

Знакомство с планом работы д\о «Мы жители одной планеты». Правила техники безопасности.  Меры безопасности во время  практических работ, во время походов и экскурсий. Беседа  о планете, на которой мы живем.

Экскурсия в природу.  

«Единственная в Солнечной системе»  

Астрономия для детей. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Планеты солнечной системы. Земля-планета. Наша соседка – Луна. Как представляли Землю древние народы. Если бы посмотреть на землю из космоса… Она движется!  Почему бывает день и ночь.

Почему наступает зима. Удивительная история магнитной стрелки.

Экскурсии: в природу: «Естественные ориентиры»

Практические занятия: Практическое занятие: знакомство с картой звездного неба. Созвездия. Создание собственной модели компаса. Просмотр презентаций о солнечной системе.

«Загадочный мир литосферы»

Она, как и мы, дышит! Вулканы.  Природные фонтаны-гейзеры. Удивительные зодчие природы. Горы. Кто живет в горах? Многоликий мир пустыни.

Пещеры. Сокровища Земли (на основе сказов Бажова).

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).  Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий. Просмотр и анализ видеофильмов о реках, озерах и океанах. Рассматривание коллекции горных пород и минералов.

«Голубая планета»

Океан или земля. Глобус. Вода-это жизнь. Пресная и соленая вода в природе. Реки и озера планеты и нашего края.  Правила поведения на воде. Великие тайны Мирового океана.

Пираты и их сокровища. Айсберги - «корабли» северных морей. Пленники Нептуна.

Внимание, цунами! Удивительный мир кораллов. Оазисы водной стихии. Живой мир океана.

Экскурсии: на озеро «Бородинское».

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).  Описание  реки, озера» (по выбору).  Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий. Участие в игре «Великие путешественники», «Путешествие по дну океана». Просмотр и анализ видеофильмов о реках, озерах и океанах.

«Воздушный океан планеты»

Океан, в котором мы живем. Откуда дует ветер. Почему идет дождь. Грозные явления природы. Путешествие в грозовом облаке. Чудеса атмосферы. Народные приметы о погоде.

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).  Описание одного из явлений природы (по выбору).  Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий. Просмотр и анализ видеофильмов природных явлениях.

«Карты».

Знакомство с различными видами карт. Условные знаки.

Экскурсия: «Путешествие из дома в школу».

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).  Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий. Составление плана-схемы дороги домой.

«Оболочка жизни».

Животные Земли. Растения Земли. Охрана природы.

Экскурсия: «Растительный мир нашего края. Растение для гербария».

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).  Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий. Оформление гербария.

Итоговое занятие. Организация выставки и итогового вечера. Подведение итогов работы кружка за год.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Раздел

тема

Форма занятий

методы

Дидактический материал и ТСО

Форма проведения итогов

1

Введение

-беседа

-рассказ

- экскурсия

Словесные Наглядные Практические

Компьютер, фотографии

-беседа

2

«Единственная в Солнечной системе»  

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-занятие с использованием  компьютера.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Карта звездного неба.
  2. Компьютер и мультимедийные презентации
  3. Литература, методички по темам.
  4. Фотоаппарат.

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий,

3

«Загадочный мир литосферы»

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием  компьютера,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Физические, экологические   карты России, мира,
  2. Аптечка.
  3. Литература, методички по темам.
  4. Фотоаппарат.
  5. Коллекция минералов и горных пород.
  6. Компьютер и мультимедиапрограммы

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий,

-игра.

4

«Голубая планета»

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием  компьютера,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Физические, экологические   карты России, мира,
  2. Аптечка.
  3. Литература, методички по темам.
  4. Фотоаппарат.
  5. Коллекция минералов и горных пород.
  6. Компьютер и мультимедиапрограммы

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий,

-игра-викторина

5

«Воздушный океан планеты»

беседа,

- экскурсия,

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием  компьютера,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Аптечка.
  2. Литература, методички по темам.
  3. Фотоаппарат.
  4. Компьютер и мультимедиапрограммы

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

6

«Карты».

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием  компьютера,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Аптечка.
  2. Литература, методички по темам.
  3. Фотоаппарат.
  4. Компьютер и мультимедиапрограммы

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

7

«Оболочка жизни».

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-тестирование,

-занятие с использованием  компьютера,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Аптечка.
  2. Литература, методички по темам.
  3. Фотоаппарат.
  4. Компьютер и мультимедиапрограммы

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

2 год обучения.

«В гостях у планеты Земля».

             Разделы

Количество часов

1

Введение

1

2.

Планета по имени Земля

15

3.

Таинственные карты                            

16

4.

Мир воды    

17

5.

Открытие планеты

18

Итого

34

Содержание программы 2 года обучения

Введение.

Знакомство с планом работы д/о «В гостях у планеты Земля». Правила техники безопасности.  Меры безопасности во время  практических работ, во время походов и экскурсий. Беседа  о планете, на которой мы живем.

Экскурсия в природу.  

«Планета по имени Земля»

Наш «адрес» - планета Земля. Доисторическая жизнь. Сезонные изменения в природе.

Источник тепла и света для всего живого на Земле. Кто как зиму встречает.

Эти забавные животные.

Экскурсии: «Голубой купол планеты».

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).  Описание  одного из сезонов (по выбору).  Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий. Выставка рисунков детей: «Что мы видели в небе». Участие в КВН «Птичьи стаи».

«Таинственные карты»

Внутри сетки. Страшная жара и вечные льды. Компас наш помощник. Так много разных карт. О чем  рассказывают географические названия. Долины или горы? Горные породы и минералы.

Экскурсии: «Компас наш помощник», «Соберем коллекцию».

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).    Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий.  Участие в игре: «Отгадай название». Оформление коллекции гонных пород и минералов своей местности.

«Мир воды»

Планета Океан. Сколько на Земле океанов. Вода в океане. Жизнь на планете Океан.

Коралловые рифы. Море-окраина Океана. Куда бежит река. Озеро-сосуд с водой.

Где еще можно найти воду на Земле. Значение воды.

Экскурсии: на реку, на озеро.

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).    Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий.  Изготовление морской воды и сравнение ее с пресной. Выставка рисунков «Животные океана». Нахождение на карте окраинных морей  и обозначение их на контурной карте.

 «Открытие планеты»

Старушка Европа. Огромная Азия. Таинственная Африка. Америка - неправильное имя.

Отшельница Австралия. Антарктида – большой холодильник. Леса планеты.  Семь чудес света. Чудеса древнего мира. Природа все еще «хозяйка». «Грязный» след оставленный человеком.

Экскурсии: в лесной массив.

Практические занятия: Работа с источниками информации (в т.ч. в библиотеке.).    Фотографирование во время экскурсий. Оформление отчетов и выставок по результатам экскурсий.  Участие в играх разных народов.

Итоговое занятие. 

Организация выставки и итогового вечера. Подведение итогов работы кружка за год.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Раздел

тема

Форма занятий

методы

Дидактический материал и ТСО

Форма проведения итогов

1

Введение

-беседа

-рассказ

- экскурсия

Словесные Наглядные Практические

Компьютер, фотографии

-беседа

2

«Планета по имени Земля»

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа (в т.ч. работа с картой),

-рассказ,

-занятие с использованием компьютера,

- викторина,

-занятие - игра,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Фотоальбом.
  2. Литература, методички по темам.
  3. Фотоаппарат.
  4. Аптечка.
  5. Компьютер и мультимедиапрограммы.

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий,

-игра-викторина

3

«Таинственные карты»

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-занятие с использованием компьютера,

-викторина,

-занятие - игра,

-защита проекта,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Физические, экологические   карты России, мира,
  2. Аптечка.
  3. Литература, методички по темам.
  4. Фотоаппараты.
  5. компьютер и мультимедиапрограммы

-защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий,

-игра-викторина

оформление коллекции горных пород своего края.

4

«Мир воды»

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа, (в т.ч. с картами)

-рассказ,

-занятие с использованием компьютера,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий.

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Физические, экологические   карты России, мира,
  2. Аптечка.
  3. Литература, методички по темам.
  4. Фотоаппараты.
  5. компьютер и мультимедиапрограммы

защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

5

«Открытие планеты»

-беседа,

-работа на местности

- экскурсия,

-практическая работа (в т.ч. работа с картой),

-рассказ,

-занятие с использованием компьютера,

- викторина,

-занятие - игра,

-консультация,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

Репродуктивные Проблемно-поисковые Практические Словесные Наглядные

  1. Физические, экологические   карты России, мира,
  2. Аптечка.
  3. Литература, методички по темам.
  4. Фотоаппараты.
  5. компьютер и мультимедиапрограммы

защита проекта,

-выставка творческих работ, в т.ч. фотографий

III. Методическое обеспечение программы.

Приемы  и  методы организации учебно-воспитательного процесса.

Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Планета загадок» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Словесные методы.

  •  лекция: является, словесным методом обучения, предполагает устное изложение  материала; отличается большим объемом, сложностью логических построений образов и обобщений;
  • беседа: главный метод, предполагает разговор педагога д\о с обучаемыми, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постоянно подводящих детей  к усвоению системы факторов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы (особенно эвристической) используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих); приемы обсуждения ответов и мнений обучаемых; приемы формирования выводов из беседы.

  1. Наглядные методы.
  • иллюстративный метод: предполагает показ обучаемым картин,  источников информации; книг по основам, географии;  зарисовок на доске.
  • метод демонстраций: предполагает показ кинофильмов, диафильмов и слайдов по теории географии и краеведения ; фото-, видеодемонстрации.
  1. Практические методы.
  • Предполагают: выполнение практических работ, оформление карт, заполнение таблиц, оформление выставок, отчетов по экскурсиям.
  1. Репродуктивные  методы:
  • Используются в ходе выполнения практических заданий при изучении основных приемов оформления карт, при заполнении таблиц.
  1. Проблемно-поисковые методы.
  • Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения в выполнении практических работ, во время экскурсий. Построение проблемных вопросов и нахождение ответов на них  в процессе беседы или проведения  практической работы. В ходе беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций и выявляют способы решения соответствующих заданий.

Техническое оснащение.

  1. Компьютер, проектор.
  2. Физические карты России, мира, Ленинградской области, Выборгского района.
  3. Фотоаппарат.
  4. Аптечка.
  5. DVD диски по темам: «Природа России», «Золотое кольцо России» и др.
  6. Фотоальбом.
  7. Литература, методички по темам.

Литература для педагога:

А.М.Безруков, Г.П.Пивоварова «Занимательная география», Дрофа, 2005 год.

Н.А.Максимов  «За страницами учебника географии»,М, «Просвещение», 1988 год.

В.А.Маркин  «Детская энциклопедия «Я познаю мир», география.

В.А.Маркин  «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Великие путешественники.

В.А.Маркин  «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Космос.

«Энциклопедия для детей» т. 3, М, «Аванта +», 1994 год.

Концепции и программы для начальной школы, ч.1, «Школа России».

CD. «Большая детская энциклопедия», Dorling Kindersley. 2004 год.

Hhh: //geo/1 september.ru

Газета «География» №22.2000, №37.2001.

Мультимедийные презентации: hhh: //viki,rdf.ru

Волкова Л.Г. «Вехи выборгской истории». Выборг, 2005 год.

Литература для учащихся:

А.М.Безруков, Г.П.Пивоварова «Занимательная география», Дрофа, 2005 год.

Н.А.Максимов  «За страницами учебника географии»,М, «Просвещение», 1988 год.

В.А.Маркин  «Детская энциклопедия «Я познаю мир», география.

В.А.Маркин  «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Великие путешественники.

В.А.Маркин  «Детская энциклопедия «Я познаю мир», Космос.

«Энциклопедия для детей» т. 3, М, «Аванта +», 1994 год.

CD. «Большая детская энциклопедия», Dorling Kindersley. 2004 год.

Волкова Л.Г. «Вехи выборгской истории». Выборг, 2005 год.

Календарно-тематическое планирование

по дополнительной образовательной программе

«Планета загадок».

1 год обучения

Дата занятия

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения

Форма подведения итогов занятия

Введение.(1ч.)

1

Набор в группу. Собеседование. Знакомство с планом работы кружка. Правила техники безопасности.  Меры безопасности во время  практических работ.

Правила поведения  в природе.  

Беседа  о взаимосвязи естественных наук при изучении особенности планеты Земля. Сбор и оформление краеведческих материалов. Правила подготовки выставки, отчета.

География  как наука.

-беседа

-рассказ

-занятие с использованием компьютера

-просмотр презентации.

-беседа

-анализ содержания мультимедийной презентации «Мы жители одной планеты»

«Единственная в Солнечной системе»  (6ч.)

1

Астрономия для детей. Что можно увидеть на небе днем и ночью.

-беседа

-рассказ

-беседа

2

Планеты солнечной системы.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

- анализ просмотренной мультемидийной презентации.

3

Наша соседка – Луна.

-беседа

-рассказ

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

4

Как представляли Землю древние народы.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

-кроссворд

5

Удивительная история магнитной стрелки.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-Беседа

6

Естественные ориентиры.

-беседа

-рассказ

-практическая работа с компасами.

- анализ экскурсии.

- беседа

«Загадочный мир литосферы» (7ч.)

1

Она, как и мы, дышит!

беседа

-рассказ

-просмотр мультемидийной презентаций.

-беседа

- анализ просмотренной мультемидийной презентации

2

Вулканы.

Природные фонтаны-гейзеры.

-беседа

-рассказ

- демонстрация фотографий

-просмотр мультемидийной презентаций

-беседа

- анализ просмотренной мультемидийной презентации,

- кроссворды

3

Удивительные зодчие природы.

Работа воды. Работа ветра.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов

4

Горы. Кто живет в горах?

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

 -выставка рисунков с изображением гор.

5

Многоликий мир пустыни.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-викторина : «Кто где живет?»

6

Пещеры.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа

7

Сокровища Земли (на основе сказов Бажова).

-Работа в школьной библиотеки с произведениями Бажова.

-Беседа

-Подготовка выступления

«Голубая планета» (8ч.)

1

Океан или земля. Глобус.

-беседа

-рассказ

- беседа

2

Вода-это жизнь. Пресная и соленая вода в природе.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

3

Реки и озера планеты и нашего края.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-кроссворд

4

Правила поведения на воде.

-беседа

-рассказ

- беседа

5

Великие тайны Мирового океана.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

6

Пираты и их сокровища.

-Занятие- игра

-Анализ успешности игроков

7

Айсберги - «корабли» северных морей.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

8

Путешествие по дну океана.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-выставка рисунков «Мир кораллов».

«Воздушный океан планеты»(4ч.)

1

Океан, в котором мы живем.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов.

2

Откуда дует ветер. Почему идет дождь.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов.

3

Чудеса атмосферы..

Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-викторина «Гроза».

4

Народные приметы о погоде.

-Работа в школьной библиотеке с дополнительной литературой.

-беседа

«Карты». (2ч.)

1

Знакомство с различными видами карт.

- Беседа

- просмотр карт

-Анализ

2

Условные знаки.

«Оболочка жизни».(6ч.)

1

Животные нашего края. Выставка рисунков.

-Беседа,

-просмотр презентации по теме.

-Беседа,

-анализ видеофрагментов,

-викторина «Это что за грозный зверь?».

2

Растения Земли.

-беседа

-рассказ,

-рисование животных своего края.

-Беседа,

-выставка рисунков.

3

Растительный мир нашего края. Экскурсия «Растение для гербария».

-Работа в школьной библиотеке с дополнительной литературой.

-Работа с гербариями

-беседа

4

Оформление гербария.

-Беседа,

- рассказ,

-Работа с гербариями,

 -Экскурсия

-Викторина,

-Беседа,

-кроссворд,

-контрольные вопросы,

5

Охрана природы.

-Беседа,

-рассказ,

-Работа с гербариями,

-оформление гербария (листья)

6

Подведение итогов работы кружка за год.

-беседа

-беседа

2 год обучения.

Дата занятия

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения

Форма подведения итогов занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Набор в группу. Собеседование. Знакомство с планом работы кружка

«Планета загадок». Правила техники безопасности.  Меры безопасности во время  практических работ.

Правила поведения  в природе.  

Беседа  о взаимосвязи естественных наук при изучении природы Земли. Сбор и оформление краеведческих материалов. Правила подготовки выставки, отчета.

География  как наука. Экскурсия в природу.

беседа

-рассказ

--занятие с использованием компьютера

-экскурсия

беседа

-анализ содержания мультемидийной презентации «В гостях у планеты Земля»

Планета по имени Земля. (8ч.)

1

Доисторическая жизнь.

-просмотр видеофильма

-рисование древних животных

-беседа

-выставка рисунков.

2

Экскурсия: «Голубой купол планеты». Выставка рисунков детей: «Что мы видели в небе».

Экскурсия.

Рисование рисунков.

-Отчет, фоторепортаж по итогам экскурсии

-выставка рисунков.

3

Сезонные изменения в природе. Осень.

-просмотр видеофильма

беседа

4

Сезонные изменения в природе. Зима.

-просмотр видеофильма

Беседа, викторина «Зимние забавы».

5

Сезонные изменения в природе. Весна и лето.

-просмотр видеофильма

беседа

6

Эти забавные животные.

-просмотр видеофильма

беседа

7

Кто как зиму встречает.

беседа

беседа

8

Птицы.

-просмотр видеофильма

беседа

Таинственные карты. (8ч.)

1

Страшная жара и вечные льды

Беседа, работа с источниками знаний в библиотеке школы

Беседа,

2

Экскурсия. Ориентирование на местности.

Экскурсия

Отчет, фоторепортаж по итогам экскурсии

3

Рисование собственной карты и составление маршрута путешествия по ней.

Занятие-игра

Анализ успешности игроков.

4

Экскурсия: «Путешествие по карте»

Занятие-игра умение ориентироваться по карте.

Анализ успешности игроков.

5

Долины или горы?

-просмотр видеофильма

беседа

6

Создание макета горы.

Выставка творческих работ.

7

Горные породы и минералы. Экскурсия: «Соберем коллекцию»

Экскурсия, рассказ, беседа 

Отчет по экскурсии.

8

Подведение итогов экскурсий. Оформление коллекции гонных пород и минералов своей местности.

Занятие – игра с использованием подвижных игр. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Беседа по результатам экскурсии. Презентация коллекции.

Мир воды. (8ч.)

1

Планета Океан

-просмотр видеофильма

беседа

2

Сколько на Земле океанов.

-просмотр видеофильма

Беседа, викторина «Океан»

3

Практическое занятие: «Сравнение пресной и соленой воды»

Изготовление морской воды и сравнение ее с пресной.

Выводы по проделанной работе.

4

Жизнь на планете Океан.

-просмотр видеофильма

беседа

5

Коралловые рифы

-просмотр видеофильма

беседа

6

Реки земли. Куда бежит река. Экскурсия.

-просмотр видеофильма

Беседа, кроссворд.

7

Озеро-сосуд с водой.

-беседа

-рассказ

-экскурсия

 фоторепортаж по итогам экскурсии

8

Где еще можно найти воду на Земле. Значение воды

-просмотр видеофильма

беседа

Открытие планеты. (9ч.)

1

Старушка Европа. Огромная Азия.

-просмотр видеофильма

беседа

2

Таинственная Африка

-просмотр видеофильма

Беседа, выставка рисунков.

3

Америка - неправильное имя.

-просмотр видеофильма

Беседа, викторина «Америка, Америка..»

4

Отшельница Австралия.

просмотр видеофильма

Беседа, кроссворд: «Животные Австралии»

5

Антарктида – большой холодильник.

просмотр видеофильма

Беседа, кроссворд.

6

Леса планеты.

-просмотр видеофильма

беседа

7

Экскурсия в лесной массив.

-беседа

-рассказ

-экскурсия

 фоторепортаж по итогам экскурсии

8

Семь чудес света.

-просмотр видеофильма

Беседа: «Что я бы причислил к чудесам света».

9

Чудеса древнего мира.

Беседа, работа с источниками знаний в библиотеке школы, просмотр видеофрагментов

Анализ видеофрагментов Проведение викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....