Кубановедение 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Методические разработки, внеклассные мероприятия, КТП по предмету "Кубановедение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 станицы Баговской

муниципального образования

Мостовский район

 План конспект

Тема: «Виды транспорта»

.

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                      учитель начальных классов                                                                                                                                                            Зачиняева Н.Ф.

 Цель: обобщить знания детей по данной теме, провести защиту проектов  «Средства передвижения будущего,» главное условие которых  выполнение экологических норм ;

продолжить развивать умение выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; развивать умение работать с таблицами; размышлять, следуя алгоритму; развивать экологическое мышление,   речь учащихся.

воспитывать  интерес к изобретательству и к опытно-экспериментальной деятельности, к истории Отечества, истории родного города.

Орг. момент.

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим важный и интересный разговор о транспортных средствах, которые изобрел человек.

II. Проверка домашнего задания

- Работая по данной теме, домашнее задание каждый выбирал себе по интересам. Одни ребята составляли логические алгоритмы, другие сочиняли сказки, почти каждый попробовал стать изобретателем, а те дети, которые любят читать познавательную литературу, энциклопедии, заинтересовались легендами, историями про первые полеты человека и сегодня они готовы познакомить с ними и нас.

 Очень интересную древнегреческую легенду узнала Катя.

(Легенда о Дедале и Икаре).

- Человеку действительно хотелось летать и волшебные сказки, легенды уступили место реальным полетам, которые не всегда удачно завершались

(Рассказы детей о первых полетах человека на воздушном шаре)

.

- А на самом деле, почему шар смог поднять человека в воздух?

III. Рассказ учителя.

- Люди давно заметили, что вверх поднимается не только дым, но и нагретый воздух. Одним из первых, кто его решил использовать для полетов, были два брата француза Монгольдье. Из бумаги и полотна они сделали вот такой шар, наполнили его нагретым воздухом и шар взвился на высоту 500 метров.

А другой французский ученый наполнил шар водородом – газом, который легче воздуха. В течение минут шар достиг высоты 1 километр.

Воздушные шары называли

АЭРОСТАТАМИ

Русский ученый Д.И. Менделеев предложил проект управляемого аэростата, который мог подниматься на высоту 11 километров. Чтобы человек не погиб на такой высоте из-за недостатка воздуха, Дмитрий Иванович предусмотрел специальную кабину.

Аэростаты, которые поднимались на высоту 11 километров, назывались  СТРАТОСТАТАМИ.

И такое знаменательное событие – подъем на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения Д.И. Менделеев 120 лет назад совершил в Клину. (Это было в августе, погода была холодная, в 6 часов утра на улице было всего +2*С. Сильный ветер, дождь ударяли шар о землю. На шаре была надпись «Русский»)

Менделеев и начальник военного ведомства сели в корзину, но намокший шар не поднимался. Дмитрий Иванович заметил, что веревочные сети шара намокли и не в состоянии поднять двух наблюдателей. Д.И. Менделеев настоял выйти из корзины начальника военного ведомства. Шар взлетел, полет продолжался около трех часов и благополучно завершился в Тверской области.

Мы с вами всегда будем гордиться тем, что в нашем городе жили, работали многие знаменитые люди, которые прославили нашу страну. Так здорово, что о таких великих людях мы можем сказать, что они гордость земли клинской.

А имя Д.И. Менделеева нам с вами особенно дорого.

Почему?

IV. Работа по учебнику

1.- Что заставляет подняться шар в воздух, мы узнали. А теперь попробуем дать правильный ответ на задание теста.

Откройте учебники на странице 34, № 9

- Читайте задание.

- Подчеркните правильный ответ.

Физ/минутка с тренажерами «Зевс»

Мы с вами отдохнем, солнечным затмением полюбоваться не сможем, а вот смену дня и ночи увидим.

2. № 10, с.34

- Посмотрите, у меня в руках воздушный шар. Что надо сделать, чтобы заставить шар двигаться? Ваши предложения.

(наполнить теплым воздухом, водородом), (отпустить, не развязывая)

- Что заставило шар двигаться?

(воздух, который вырывается из шара и отбрасывает его от себя)

- На какой летательный аппарат он похож?

(на ракету)

(И воздушный шар, и ракета – все это примеры реактивного движения.

Ракета – самый быстрый вид транспорта на Земле, ракета уносит в космос космический корабль)

- А кто был первым космонавтом в мире?

( 50 лет назад русский космонавт Ю.А. Гагарин первым в мире облетел нашу планету на космическом корабле «Восток»)

- На какой улице расположена наша школа?

- Улица названа в честь первого космонавта, является центром и самой красивой улицей города.

ФИЗМИНУТКА + ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ

- Чтобы подготовиться к выполнению следующего задания нам надо не только отдохнуть, но и увидеть те же виды транспорта, о которых мы говорили на предыдущих уроках.

- На какие три группы можно разделить транспорт, о котором мы говорили?

НАЗЕМНЫЙ                       ВОДНЫЙ                ВОЗДУШНЫЙ

- У каждого из вас листы с изображением транспорта. Вам надо определить, к какой группе он относится.(Дети прикрепляют иллюстрации с изображением разного вида транспорта в нужную группу. (Соревнование между 1, 2 и 3 рядами)

Соревнуемся так, как это делаем и на других уроках: тихо, быстро, стараемся без ошибок.

- А можно ли назвать среди всех видов транспорта особо важный и не очень, который человеку не нужен, без которого человек обойдется?

( ответы детей)

- Разрешить наш спор помогут сказки, которые многие из вас сочиняли к нашим урокам.

(Дети сочиняли сказки, в которых разговаривали или спорили между собой разные виды транспорта, кто из них важнее и нужнее)

VI. Работа по учебнику

- Мы с вами разделили транспорт на три группы по способу передвижения. А вот в задании № 12 нам тоже предлагают разделить транспорт на три группы, но используя другой признак.

 - Читаем задания.

1 ряд – без двигателя, 2 ряд – с бензиновым двигателем, 3 ряд – с электродвигателем.

 - Проверяем.

V. Решаем алгоритм (задание 5 в тетради)

VI. Защита проектов

(Дома дети придумали и нарисовали различные проекты будущих средств передвижения:болотоходы, водоходы и т. д. Главное, что они должны были предусмотреть,-это выполнение экологических средств.)

 - Вы уже много знаете, хорошо ориентируетесь в различных видах транспорта, уже сделанных человеком. Трудно представить, как человек обходился без них. Но сколько еще предстоит создать машин, чтобы облегчить труд человека.

И кто знает, может те изобретения, которые вы приготовили сегодня, станут реальностью через несколько лет.

Мы с интересом познакомимся с вашими проектами транспорта, где главное условие – выполнение экологических норм.

VII. Итог.

 



Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 станицы Баговской

муниципального образования

Мостовский район

           

                   

                   

                 Разработка урока

         «Красная

книга Кубани»

   

   

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Н.Ф.Зачиняева

 ЦЕЛЬ:  обобщить знания учащихся о растительном и животном мире Краснодарского края;

  • показать проблемы этого мира и пути решения их;
  • прививать любовь к  природе; разумно пользоваться её дарами; разбудить интерес к более глубокому изучению природы Кубани;
  • накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой;
  • развивать интерес ко всему живому, внимательность, наблюдательность.

     

 

      ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

     

  1. Оформление мини-энциклопедии «Редкие и исчезающие животные и растения Кубани».
  2. Составление гербария: «Лекарственные растения»
  3. Оформление выставки рисунков животных и растений, занесённых в Красную книгу Краснодарского края.
  4. Знакомство с правилами поведения в лесу и оформление плаката «ЗАЩИТИ! СОХРАНИ!»
  5. Подготовка сообщения о Кавказском государственном заповеднике.
  6. Подбор сообщений из краевых и районной газет экологического содержания.
  7. Конкурс рисунков «Слёзы природы»
  8. Конкурс стихов на тему: « Природа в опасности!»
  9. Разучивание песен, стихов, инсценировка к внеклассному мероприятию.

 1ученик: Здравствуй, лес! Дремучий лес,

                 Полный сказок и чудес!

     2 ученик: Ты о чём шумишь листвою

                        Ночью тёмной, грозовою?

       3 ученик : Что там шепчешь на  заре,

                          Весь в росе, как в серебре?

       4 ученик:  Кто в глуши твоей таится?

       5 ученик: Что за зверь?

                         Какая птица?

       6 ученик:  Всё открой, не утаи:

                         Ты же видишь- мы свои!

 

     ( Звучит песня: «Здравствуй, лес!»)

 

      Ведущий:  «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину.»

 Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

                  Почему мы с лесом дружим?

                  Для чего он людям нужен?

      1 уч. Лес- это наше богатство!

      2 уч. Лес- это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

      3 уч. Лес- это дом для зверей и птиц.

      4 уч. Лес- это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

       5 уч. Лес- это кладовая, щедро дающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ведущий : Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека, знаете ли вы, что…?

  1. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов, если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна то, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба!
  2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в  течение нескольких дней.
  3. Летучие мыши приносят огромную пользу уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров

Птицы- это лесные доктора

(Звучит песня «Лесная песня»)

Ведущий: Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.

  1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …..(лиса)

  1. Он, как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный ….(ёж)

  1. В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле? (белка)

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

  1. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно, желуди искал

Я пугать его не стал

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …(кабан)

   1 уч. Не верю, что звери не говорят,

            Что думать не могут певчие птицы,

             Что только инстинкты у хитрой лисицы,

             И пчёлы не знают, чего говорят.

             Попробуйте в роще уединиться,

             Укрыться под хвойный густой наряд,

              Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг,

              Предубеждённость на время откинув, и

              В сердце не будет много гордыни,

              Вас трепет и робость охватят вдруг.

                                                   ( А. Яшин)

    Ведущий: Когда вы, ребята, идёте в лес, должны хорошо знать, как надо вести          

   себя   в     лесу, Какие же это правило?   

( Ученики показывают плакаты « ЗАЩИТИ! СОХРАНИ!» и называют правила поведения в лесу.)

 

сценка

РОМАШКА: (сидит с букетом в руке)

           Много трав растёт полезных

                 На Кубани моей родной.

                 Могут справиться с болезнью

                 Мята, пижма, зверобой.

ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА:

                 Я хочу тебе, дружок,

                  Дать в букет ещё цветок.

( протягивает пучок дурмана)

РОМАШКА:

                   Разгадала твой обман!

                   Посмотрите, вот дурман-

                   Ядовитая трава.

                   Разболелась голова.

                    От подарка твоего

                    Забирай назад его!

( Травяная Ведьма убегает)

РОМАШКА: Ох, уж эта Травяная Ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

( Крадучись, возвращается Травяная Ведьма)

ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА:

                   Я одумалась, ребята,

                   Лучше вместе в лес пойдём,

                   Соберём шалфей и мяту,

                   Нежных ландышей нарвём,

                   Дома их поставим в воду.

РОМАШКА:

                   Мы растенья эти знаем,

                   Бережём и охраняем.

                   От таких лихих, как эта,

                   Собирательниц букетов.

                   В книгу Красную они

                   Уж давно занесены.

Ведущий: Ребята, а кто знает, что такое « КРАСНАЯ КНИГА»?

 ( Ответы детей)

СОСТАВЛЕНИЕ МИНИ—ЭНЦИКЛОПЕДИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ СООБЩЕНИЯ О РЕДКИХ РАСТЕНИЯХ И ЖИВОТНЫХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ЗАРАННЕЕ

2 уч. С целым миром спорить я готов,

          Я готов поклясться головою

          В том ,что есть глаза у всех цветов

          И они глядят на нас с тобою.

         В час раздумий наших и тревог,

         В горький час беды и неудачи

         Видел я: цветы, как люди, плачут

         И росу роняют на песок.

Конкурс –«  Узнай лекарственное растение»  (используется гербарий лекарственных трав, изготовленные учащимися)

 

Ведущий:

         Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности.

         Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы.

         Проводится такая работа и в нашей стране, и в частности в нашем крае:  

         переоборудуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не загрязнять воду  

          и воздух ,на месте вырубленных лесов люди сажают новые,

         запрещено собирать редкие растения, охотится на редких животных.

(Ученик рассказывает о Кавказском государственном заповеднике.)

1 уч.  Мы безмерно богаты

         В наших чащах и рощах

         Столько всяких пернатых –

         Просто диву дивишься.

         Но спросите иного,

         Что он знает о птицах,

         Пусть ответит толково –

         И, гляди, удивится:

2 уч.  Как же, фауна, дескать,

          Как же, наше богатство –

         На полях, в перелесках,

         Так сказать, птичье царство…

3 уч.  Птичье царство, и только?

         Ну, дрозды,

         Ну, синички…

         Где запомнишь все клички,

         Просто птички – и только!

4 уч.  А цветы разве знаем

         На лугах?

         Разве ценим?

         Все травы знаем,

         А подкошены – сеном,

         И с деревьями то же:

          Роща в общем и целом…

         Ель от пихты не можем

         Отличить грешным делом.

5 уч.  И, конечно, тревожно,

         Что порой мы безбожно

         Не храним, что имеем,

         Не щадим,

         Не жалеем,

6 уч.  Ни за что не в ответе.

         Словно самую малость

         Нам на этой планете

         Жить и править осталось.

         Не хозяева вроде,

         Так добро своё губим.

         А гордимся Кубанью

         И отечество любим.

7 уч.  Дерево, трава, цветок и птица

         Не всегда умеют защититься.

          Если будут уничтожены они,

         На планете мы останемся одни.

 (Звучит песня «Красная книга»)

    Ведущий: Красный сигнал смертельной опасности –

                     это призыв к разуму и совести каждого

                     не повторим роковых ошибок во имя

                     наживы, слепого охотничьего азарта.

                     Не обездолим человечество истреблением

                     того, что невосполнимо!

         (Обращение к рисункам «Слезы природы»)

 Ведущий: Давайте подумаем вместе,

                  будет ли природе хуже, если,

                  собирая орехи, мы сломаем

                  несколько веточек?

                  Или поймаем одну – единственную

                  необыкновенную бабочку?

      1 уч.    Да. Природе будет хуже!

                  Каждая сломанная попусту ветка,

                  каждый сорванный цветок,

                  каждая пойманная бабочка –

                  это маленькая рана,

                  нанесённая природе. И если

                  одну рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую –    

               кто-то ещё.

                  Что же станет с природой?  

    Ведущий: Природе трудно залечить даже

                     самые маленькие раны.

                     Давайте подумаем вместе, почему

                    так происходит?

                               ( Ответы детей)

         2 уч.  А  теперь поговорим о больших ранах,

                  наносимых природе.

                    С давних пор люди занимаются хозяйством.

                  Строят города и села, шоссейные и железные дороги,

                  выделывают поля. Все это для жизни человека необходимо.

                   Но часто, чтобы  строить города,

                  проложить дорогу или создать новое поле люди

                  уничтожают леса. Много деревьев вырубают

                  ради получения древесины. Её требуется очень много.

                    С каждым годом на нашей планете остаётся все меньше лесов .

         3 уч.  Зато всё больше загрязняются воздух, водоёмы.

                  А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений,

                  животных и человека.

         4 уч. Из – за того, что лесов становится всё меньше, а воздух

                  и вода загрязняются, страдают многие растения и

                  животные, болеют люди. Но растениям и животным    

                  Приходится трудно и по другой причине:

                  люди часто рвут красивые растения, а животных- истребляют,

                  ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.

        (Информационная минутка. Подготовленные отрывки из статей краевых газет и          

       газеты «Свет маяков»).

         5 уч. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его.

                  Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот Великий мир!

                 

         6 уч. В любой чащобе

                  Лишних нет деревьев,

                  И, если даже вырубить кусты,

                  То и тогда леса лишатся древней,

                  Естественной и дивной красоты!

                     (Исполняется песня «Добрый лес»)              

         

   

                                         

Уроки

кубановедения

  в начальной

школе

   РАЗДЕЛ: « Животный мир        

Краснодарского края»

 

  1 урок: «Животный мир Краснодарского

                края»

  2 урок: «Животный мир водоёмов Кубани»

Тема урока: « Животный мир      Краснодарского края»

Цель: -познакомить учащихся с разнообразием животного мира родного

                  края, раскрыть его значение в природе и жизни человека;

                  - закрепить знания учащихся о природных сообществах « ЛЕС»,                                                              «ЛУГ», «ВОДОЁМ», «ПОЛЕ»;

                     -показать необходимость  их охраны;

                  -способствовать формированию эмоционально положительного    

                  отношения к процессу познания.

 

  Оборудование: 

                     Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта

                  Краснодарского края, диск с программными материалами,

                  средства обратной связи ( карточки для выполнения заданий и

                  теста ), учебник «Путешествие по родному краю», автор

                  И.П.Лотышев, план выполнения домашнего задания.

                                          ХОД УРОКА

    1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И МОТИВАЦИЯ НА УРОК,

   

  • Мы много книг перечитали

      И материалы отбирали,

      Мы рисовали, сочиняли

      И конспекты все писали.

      А сегодня мы продолжим

      И изучим мир животных.

   ( учащимся предлагается разделиться на 4 команды.1 команда- знатоки природного сообщества « ЛЕС», 2 команда- знатоки природного сообщества «ЛУГ», 3 команда- знатоки природного сообщества «ВОДОЁМ», 4 команда- знатоки природного сообщества «ПОЛЕ». Предлагаются задания для каждой команды, с помощью мультимедийного проектора на экране.  )

             СЛАЙД 1.

  Подумайте и дайте ответ.

   

    1 КОМАНДА.

  Почему в природном сообществе «ЛЕС» круговорот веществ замкнут?

    2 КОМАНДА

 Почему луг как природное сообщество может существовать не долго и через несколько лет может превратиться в лес?

    3 КОМАНДА

  Какие виды водоёмов имеются на Кубани и чем они отличаются друг от друга?

    4 КОМАНДА

   Почему искусственную экосистему « ПОЛЕ» нужно возделывать каждый год?

 

( Возможно взаимное дополнение ответов друг друга)

   Это задание связано с анализом особенностей природных сообществ, имеющихся на Кубани.

   Далее на экране появляются знаки под общим названием «Поведение людей в природе»

                                           ( СЛАЙД 2)

  Учитель организует их обсуждение. Дети высказывают свои догадки относительно того, что обозначает каждый  из них, предлагают свои варианты знаков, регулирующие поведение людей в природе.

   2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  Учитель предлагает  классу решить ряд познавательных задач, которые позволяют актуализировать знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала, стимулировать интерес к его изучению.

 Демонстрируется на экране фотографии, на которых изображены:

                                   ( СЛАЙД 3)

      ЗАЯЦ      ЛИСА     ЛАСКА      ХОМЯК      БАРС      ЗУБР      РЫСЬ     МЫШЬ  

       КАБАН       ОНДАТРА       ОЛЕНЬ       ВЫДРА

                   ВОПРОСЫ:

 

   Что изображено на этих фотографиях?

   Как одним словом можно назвать их?

   Каким образом эти животные связаны с темой нашего урока?

                  ( Они обитают в Краснодарском крае)

        Далее учитель предлагает каждой команде « расселить» животных по местам их обитания.

          После заполнения КАРТОЧЕК, учащиеся обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку, ориентируясь на правильные ответы.

     

                                         СЛАЙД 4

 

     ЛЕС: заяц, лиса, барс, зубр, рысь, олень, кабан.

     ЛУГ: кабан, заяц, лиса.

      ПОЛЕ: мышь, хомяк, ласка.

      ВОДОЁМ: выдра, ондатра.

             В ходе обсуждения появляется физическая карта Краснодарского края и карта-схема животного мира. Используя условные обозначения, учащиеся  дополняют свои КАРТОЧКИ названиями других животных, живущими на Кубани, распределяя их на природные сообщества.

             

             Далее учащимся предлагается познакомиться с материалом учебника ( стр. 14-18) и в КАРТОЧКИ  записываются такие группы животных, как птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.

      После заполнения КАРТОЧЕК, учитель задаёт вопросы:

   -Какую пользу приносят птицы, живущие в каждом сообществе?

   -Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться «квартирами» животные? Представьте себе, что лисица захотела поменяться своей «квартирой» с выдрой. Смогли бы они это сделать? Почему?

   - Объясни, почему животных, показанных на слайде, зовут « пленниками»?

                                 СЛАЙД 5

              ВОЛК, ОЛЕНЬ,  МЕДВЕДЬ,   ДЯТЕЛ,   КАВКАЗСКИЙ ТЕТЕРЕВ

    - Какие проблемы возникают у рыб в период весеннего разлива рек?

    - Почему так необходима протравка грызунов на полях в осенне-зимний период?

 

 При ответах на вопросы, учащиеся могут пользоваться своими наблюдениями, знаниями, а также материалом учебника, таким образом, происходит более глубокое первоначальное знакомство с животным миром Краснодарского края. На следующих уроках целесообразнее остановиться на каждом природном сообществе отдельно.

     

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

  1. Отгадать загадки и определить, в каком природном сообществе обитает это животное:

 Всё изрыл и луг, и сад-

Землеройный аппарат.

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки.

( крот—поле, луг)

В болоте плачет,

А из болота не идёт.

( кулик—плавни)

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл.

( ёж—лес)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза-

Кто же это?

( стрекоза—луг)

 

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду-« плюх».

(лягушка—водоём)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(мышь—поле)

Роет, роет,

Ход подземный строит.

Роет—строит ловко

Спальню и кладовку.

(хомяк—поле)

Зимой спит,

Летом улей ворошит.

(медведь—лес)

  1. Тестовое задание с выборочными ответами.

             

          (СЛАЙД 6)

 

    1. Степные животные: полевые мыши, суслики, тушканчики и др.

             а) помогают человеку сохранить урожай полей;

             б) являются «разрушителями»;

             в) наносят большой вред сельскому хозяйству.

     2. Найди «лишнюю» птицу:

             а) коршун б) сова в)галка  г) сыч  д) лунь степной.

 

     3. Какую пользу приносят птицы-хищники?

              А) являются « сторожами» посевов;

               б) истребляют вредных грызунов на полях;

                в) являются « украшением» степей.

  1. Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький:

               А) барс б)  рысь  в)  ласка   г)  волк    д) лиса

      5. В старину  «вепрями» называли:

                  а) оленей    б) зубров     в) туров     г) диких кабанов    в) косуль.

       6. Самые многочисленные из животных на Кубани—это:

      а)  хищники   б)  птицы   в)  пресмыкающиеся   г) насекомые   д) травоядные  

        е) рыбы.

7.Какая из перечисленных рыб не является промысловой:  

      а) севрюга    б)  камбала   в)  тюлька       г) морской конёк   д)  карп.

  1. Проверка результатов выполнения теста. Взаимопроверка по «ключу». Учащиеся исправляют ошибки.

                   

         Учитель анализирует выполненные работы.

 

  1. ИТОГ УРОКА:

  • В каких природных сообществах обитают животные нашего края?

             Приведите примеры.

 

        Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит их за хорошую работу, внимательность, наблюдательность, старательность, любознательность.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

  • Прочитать материал учебника на стр.14-18.
  • Используя материал, составить рассказ о любом живом обитателе  нашего края по плану:

  1. Название.
  2. Где обитает.
  3. Какую приносит пользу (вред).
  4. Чем питается.
  5. Нужно ли охранять это животное. Почему?
  6. Влияние человека на жизнь животного.

 

   

Тема урока: «Животный мир

 водоёмов Кубани»

         Цель: - познакомить учащихся с животным миром            водоёмов Краснодарского края;

  • обучать способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний, уметь использовать имеющиеся знания;
  • развивать интерес к изучению природы Кубани: наблюдательность, активность;
  • воспитывать экологическую культуру школьников, любовь к родному краю.

            Оборудование:

  Физическая карта краснодарского края, выставка даров моря, рек, озёр и др. водоёмов; схема «значение водоёмов», индивидуальные таблицы в тетрадях, кроссворд, иллюстрации обитателей водоёмов, для составления цепей питания, рисунки на магнитах, карточки с домашним заданием для каждого учащегося.

Ход урока

  1. Организация на урок.

  1. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний

Предлагается рассмотреть выставку даров моря, рек, озёр и других водоёмов, собранные детьми ранее (ракушки, морские камни, засушенные камыш и др.) и ответить на вопросы:

  • Что объединяет все эти предметы? (они имеют отношение к       водоёмам)
  • На каких водоёмах вы нашли эти экспонаты? ( река, озеро, пруд, море и др.)
  • А, что вы ещё встречали на водоёмах во время отдыха, но не смогли привезти в наш маленький музей? (это рыбы, медузы, лягушки, раки и т.д.)

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Далее учащиеся повторяют и вспоминают виды водоёмов на Кубани.

1 ЗАДАНИЕ:

 Работа со схемой классификации водоёмов по различным признакам.

                                        ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ     БОЛЬШИЕ   ПОСТОЯННЫЕ   ПРЕСНОВОДНЫЕ

ИСКУССТВЕННЫЕ  МАЛЕНЬКИЕ   ВРЕМЕННЫЕ   СОЛЁНЫЕ

  • Как вы понимаете слова «искусственные» и «естественные»?
  • Назовите все виды водоёмов, имеющихся на территории нашего края, соотнесите каждый вид с классификацией по различным признакам.

     ( Обсуждение схемы позволяет систематизировать представления учащихся о водоёмах Кубани).

     

            2. ЗАДАНИЕ

             Работа с картой Краснодарского края.

            ( Учащиеся показывают наиболее известные водоёмы Краснодарского края)

            3 ЗАДАНИЕ

      Учитель обсуждает с учащимися значение водоёмов в природе и жизни человека с опорой на иллюстрации, и в результате обсуждения появляется схема.

 

                                                       ВОДОЁМ

     ХРАНИЛИЩЕ ВОДЫ      ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ     РЕСУРСЫ ДЛЯ

                                                  И ЖИВОТНЫХ                 ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

                                                                                               ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    3. СОВМЕСТНОЕ « ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ,

  1. При совместном открытии новых знаний, учитель вновь возвращается к схеме – классификации водоемов и задает ряд вопросов:
  • Зная отличительные особенности водоемов нашего края, предположите, какие виды животных можно встретить здесь? (рыбы, земноводные, водоплавающая птица)
  • Почему именно эти виды живых обитателей можно увидеть? (благоприятные и необходимые условия жизни)

Опираясь на уже имеющиеся знания, наблюдательность, учащиеся рассуждают и делают выводы.

  1. Выступления подготовленных учащихся.

                     

                    Во время выступления каждый учащийся работает в тетради – заполняет

                     таблицу:

Водоём

Живые обитатели

1. Плавни  и лиманы

Дикие кабаны, лисицы, водоплавающая птица: пеликаны, чайки, чибисы, кулики, гуси, цапли, лебеди; лягушки, лиманы- богаты осетровыми рыбами.

2. Реки

Норка, выдра, ондатра, лягушки, много рыбы: сом, карп и др.

3. Озера

Щука, карп и др. рыбы, водоплавающая птица.

4. Море

Чайки и бакланы, морские млекопитающие: дельфины, акулы, моллюски мидии, устрицы. 160 видов рыб.

5. Водохранилища, пруды.

Чайки, водоплавающая птица, рыба.

(Выступления учащихся не должны содержать только перечисление живых обитателей водоемов Краснодарского края, а показывать особенности их обитания, их роль в жизни всего водоема)

                4.  ОБУЧЕНИЕ СПОСОБОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

  1. Отгадывание кроссворда  (при затруднении можно пользоваться заполненной таблицей)

  1. Личинки комаров, живущие на дне озера. (мотыль)
  2.  Болотная птица с длинными ногами (журавль)
  3. Самая ценная рыба Черного моря? (севрюга)
  4. Рыба, питающаяся в основном лягушками (сом)
  5. Какая рыба любит только чистую воду. (форель)
  6. Хищная озерная рыба (щука)
  7. Длинноносая болотная птица (кулик)
  8. « Кусачее» насекомое, которое живет близ водоемов. (комар)

                   

                 - Отгадав кроссворд, вы сможете  прочитать название «профессии» организмов,                      

                     которой приходиться туго на водоеме.

  1. Работа в  «парах»

Составление цепей питания.(На доске вывешены иллюстрации обитателей водоемов, составить как можно больше цепей питания и уметь рассказать, как зависят живые обитатели друг от друга.

Это задание предполагает вспомнить необходимые знания полученные раннее.

Можно предположить следующие иллюстрации:

Щука, окунь, плотва, сом, лягушка, комар, мотыль, водоросли, циклопы и дафнии, журавль, цапля.

  1. Работа с физической картой Краснодарского края

Имея набор маленьких рисунков обитателей водоемов на магните, можно предложить каждому ученику класса «поселить» данное животное в «домик», прикрепив рисунок на магните к водоемам на карте, тем самым зрительно запомнить обитателей водоемов Кубани, с которыми познакомились на уроке.

4)   Повторение правил поведения вблизи водоемов и правильного использования их    

              в народном хозяйстве.

             

               Вопросы:

               - Какая вода вредна как для человека, так и для всех живых обитателей водоемов?

               -   Кто видел в водоемах плавающую на поверхности мертвую рыбу?

Это результат чего?

  • Какой еще вред наносил человек «жителям» водоемов?
  • Как охраняются водоемы в нашей местности?

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

После выслушивания мнений ребят по  последним вопросам, оценивается работа на уроке каждого учащегося. Благодарят учащиеся за внимательность, хорошую работу, старательность, активность.

 

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(по выбору)

  1. Подготовить сообщение о любом обитателе водоемов.
  2. Найти в периодической печати, в частности, в краевых и районной газетах, статьи, которые вызвали интерес.
  3.  Сделать книжку – раскладушку «Рыбы Черного моря», «Животные водоемов» и т. п. (иллюстрации)
  4. Придумать несколько загадок для учащихся о животных водоемов (можно составить подборку из художественной литературы)

     (Желательно домашнее задание раздать каждому учащемуся на карточке.)

 

       

Методические рекомендации к уроку 1.

Кубановедение – один из самых интересных и в тоже время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов, мало учебной и методической литературы. Интересен тем, что и учитель, и ученик могут являться исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой  деятельности. При изучении курса «Кубановедение» можно, используя современные технические средства обучения, успешно развивать познавательные интересы детей, тем  самым делаем продуктивным процесс обучения. Как правило, значительную проблему для учителя представляет подготовка дидактических  материалов, необходимых для активизации познавательной деятельности учащихся. Речь идет о раздаточных материалах: карточки, схемы, задания и  т. п. Эти трудности позволяет преодолеть система использования средств НИТ, на данном уроке использование мультимедийного проектора и компьютера. Эта технология позволяет шире использовать иллюстрации, фотографии, вопросы и задания, схемы, таблицы и т.д.

Методические рекомендации к уроку 2.

Главное преимущество данного урока – опора на опыт детей.

Во-первых, учитель мотивирует школьников на изучение новой темы с помощью проблемной ситуации. При этом он опирается на впечатления детей и, отталкиваясь от них , формулирует вопросы для актуализации знаний. Эти вопросы являются логическим продолжением  разговора со школьниками. В непринуждённой форме учитель обучает детей пользоваться  имеющими у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос. Прежде, чем рассказать о животном мире водоёмов Краснодарского края, надо вспомнить все виды водоёмов на Кубани: осознание проблемы—актуализация необходимых знаний из собственного опыта—«открытие» новых знаний.

Во-вторых, введение актуализации знаний  в этап проверки домашнего задания позволяет сформировать у ребёнка систему знаний . В отличие от традиционного урока, учитель на этом этапе не только проверяет полученные знания, но и предлагает ребятам  вспомнить все необходимые знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. При этом происходит связь ранее изученного материала с новым.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ.

                       КРАСНАЯ КНИГА

Муз. Д. Тухманова                сл. Б. Дубовицкой

Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

 Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

ПРИПЕВ:

«Красная книга»--Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

«Красная книга», «Красная книга»

 

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле:

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемы все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

ПРИПЕВ ТОТ Ж

ЛЕСНАЯ ПЕСНЯ.

Муз. В. Витлина                        сл. Т. Кагановой

1.Золотило солнышко лес, лес.

   Муравей на дерево влез, влез.

   Дятлы долгоносые—тук, тук, тук.

   Всюду, всюду слышится- стук, стук, стук.

2.Мотылёк на веточку сел,сел.

   А скворец на ёлочке пел, пел.

   Услыхал ту песенку толстый жук,

   Зажужжал он весело: жу, жу, жу.

3.Полюбилась песенка всем, всем.

   Мы запели песенку все, все.

   Каблучками топаем- топ,топ, топ.

   И в ладоши хлопаем—хлоп, хлоп. хлоп!

                    ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС!

  Муз. Ю. Толкача                     сл. Г. Ходырева

 

1.Говорят,что за рекой

   Есть дремучий лес.

   Говорят, что он стоит

   На краю небес.

   Мы пойдём в него,

   Пойдём.

   Всей гурьбой пойдём.

   И орехов наберём

   И грибы найдём.

                                                     

2.Скажем хором:

   - Здравствуй, лес!

   На краю небес.

   Покажи нам хоть одно

   Из своих чудес.

   Покажи, где зайцы спят;            А потом, потом, потом-

   Белок покажи,                             Сказку расскажи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ : « ПРИРОДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

 

Какие хвойные деревья и кустарники растут в лесах предгорья?

Лесники иногда называют берёзу «няней» ели. Почему?

 

Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?

Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?

Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?

Какое дерево цветёт позднее всех?

Съедобен ли дождевик?

В какое время суток следует отправляться за грибами?

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы, зверя?

Кто кукует у кукушки?

Что означает «плач» берёзы весной?

Почему у берёзы молодые листочки клейкие?

Какое значение имеет листопад ?

У каких растений листья краснеют ?

Почему листья у верхушек деревьев опадают последними?

Какие животные помогают распространять семена?

Всегда ли ящерица , схваченная за хвост, отбрасывает его?

Почему крапива «жжётся»?

Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

Какой зверь самый чистоплотный.

Почему божью коровку не клюют птицы?

Назови самого прожорливого хищника.

Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

Каковы причины лесных пожаров?

Как правильно разжечь костёр?

Какая охота разрешена в любое время года?

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ИНДИВИДУАЛЬНОЙ) РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО РАЗДЕЛУ: « ПРИРОДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ».

ТЕСТ 1.

1.Какой природной зоны нет в Краснодарском крае?

А) степь   б)лесостепь     в) лес    г) зона гор     д) зона субтропиков е)пустыни

2.В нашей местности не растут:

а) травы, цветы  б) кустарники  в)мхи и лишайники г) деревья

3.В нашем крае:

а)никогда не бывает зимы

б)есть все времена года

в)короткое лето

г) не выпадает снег зимой

ТЕСТ2.

1.Поверхность нашего края:

а) равнинная северная и гористая южная

б)равнинная южная и гористая северная

в) равнинная вся поверхность края

г) большая часть гористая

2.Овраги—это:

а) канавы, сделанные людьми;

б) плохо распаханное поле;

в) глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками;

г) углубления, образованные разливом рек весной.

3. Самая высокая гора края:

а) Фишт б)Цахвоа  в) Чугуш г) Эверест д) Эльбрус е) Казбек

ТЕСТ 3.

  1. Какого водоёма нет в нашем крае:

 А) море б) озеро в) река  г) плавни  д) лиман   е) водохранилище  ж) океан

  1. Какая река не является притоком реки Кубани:

  А) Уруп  б) Лаба   в)  Белая  г)  Пшиш  д) Сосыка е) Афипс

  1. Обозначь самое большое водохранилище нашего края:

  А) Шапсугское   б) Краснодарское  в)  Крюковское г) Варнавинское.

ТЕСТ 4.

  1. Степь кубанских просторов:

А) распахана и засеяна культурными растениями

Б) цветёт разнотравьем,

В) застроена городами и станицами.

  1. Найти растение, которое не является лекарственным:

А)подорожник б) лопух  в)  лебеда  г) зверобой д) ромашка е)алтей

      3.Степные животные: полевые мыши, суслики, тушканчики и др.

         а) помогают человеку сохранить урожай полей

         б) являются «разрушителями»

         в) наносят большой вред сельскому хозяйству

     

      ТЕСТ 5.

  1. Найти «лишнюю» птицу:

А) коршун б) сова в) галка г) сыч д) лунь степной

2.Какую пользу приносят птицы-хищники?

 А) являются «сторожами» посевов

 Б) истребляют вредных грызунов на полях

 В) являются «украшением» степей

3.В степях водятся :

а) крупные звери б) зверей здесь нет в) мелкие звери

ТЕСТ 6.

  1. Сколько лекарственных растений на Кубани?

А) 55 видов б) более 160 видов  в) около 100 видов  г) 99 видов д) много.

  1. Какое лекарственное растение ты обязательно встретишь на любой дорожке?

А) валериана б) зверобой в) мята перечная г) подорожник д) крапива

  1. Чай из цветов какого дерева помогает при простуде?

А) берёза б) ясень в) липа г)ольха д) дуб е) осина

ТЕСТ 7.

1.Какую пользу приносят хищники:

а) являются «санитарами» природы

б) истребляют вредных насекомых

в) охраняют природу

2.Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький:

а) барс  б) рысь  в) ласка   г) волк  д)  лиса

3. В старину «вепрями» называли :

А) оленей  б) зубров  в) туров  г) диких кабанов д)  косуль

ТЕСТ 8.

1.Самые многочисленные из животных на Кубани:

а) хищники б) птицы  в) пресмыкающиеся  г) насекомые  д) травоядные

е) рыбы

2. Самый «редкий» обитатель Кавказского государственного заповедника:

а) олень б)зубр в) кабан  г) тур  д) леопард

     3. Самая «чистоплотная» рыба:

А) карп  б) акула  в) щука  г) форель  д) севрюга  е) тюлька  

ТЕСТ 9.

  1. Какая из  рыб не является промысловой:

А) севрюга  б) камбала  в) тюлька  г) морской конёк д) карп

  1. Рыба, которая мечет очень «дорогой» промысел-икру:

А)  камбала  б) щука  в) севрюга  г) форель  д) карп  е)  карась

  1. Рыба-хищник—это:

А) тюлька  б) судак в) сазан  г) щука д) сельдь

ТЕСТ 10.

1.Лесополосы:

а) не дают горячим ветрам выдувать и высушивать почвы, сохраняют водный баланс;

б) защищают почву от большого скопления грызунов;

в) регулируют обмен веществ на полях.

  1. Чтобы сохранить животный и растительный мир водоёмов, нужно:

А)  выловить «лишнюю» рыбу

Б) не бросать мусор и выливать отходы в водоёмы с заводов;

В) поставить заграждения вокруг водоёмов.

  1. После привала во время экскурсии в лес надо:

А) сжечь весь мусор после себя, остальной собрать в кучу.

Б) бумажный мусор сжечь, пищевые отходы оставить в лесу для птиц и зверей, остальной забрать с собой.

В) оставить мусор на месте— животным он пригодится.  

                         СОДЕРЖАНИЕ

  1. Уроки кубановедения в начальной школе:
  1. Урок 1. Тема: « Животный мир Краснодарского       края»( вводный)
  2. Урок 2. Тема: « Животный мир водоёмов Кубани»
  1. Внеклассное мероприятие. Тема: « Красная книга Кубани».
  2. Приложение.

        1). Методические рекомендации к урокам.

        2). Приложение к внеклассному мероприятию.

        3). Вопросы для поисково-исследовательской работы по разделу: «Природа Краснодарского края»

        4). Тесты для самостоятельной( индивидуаль-

ной работы на уроке по разделу: « Природа Красно-

дарского края».

        5). Фотовыставка.

   



Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 станицы Баговской

муниципального образования

Мостовский район

Методическая разработка урока по «кубановедению»

«Животный мир Краснодарского края»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Н.Ф.Зачиняева

ТЕМА:  «Животный  мир  Краснодарского  края. Знакомство с

                 зверями, насекомыми»

ЦЕЛИ:

  • Начать изучение животного мира нашего края;
  • Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: звери, насекомые, птицы, рыбы;
  • Развивать умение отличать насекомых от других животных;
  • Дать представление о невидимых нитях в природе;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Книга «Путешествие по родному краю» Лотышев И.П., «Животный мир Краснодарского края» Г.К. Плотников, картинки животных, карта-схема животного мира, раздаточный материал, карточки, карточки для занимательной минутки.

ХОД  УРОКА.

     1.Организационный момент.

                Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

                Готов работать мой отряд?

     П. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по животному миру.

 

    Ш. Проверка домашнего задания.

1. Выставка работ.

2. Вопросы:        -На какие группы делятся растения?

                        -Сколько видов лекарственных трав растет на Кубани?

                        -Для чего нужны грибы?

     1У. Новая тема.    

  1. Беседа о доисторических временах.

Давным-давно, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь в разные времена и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись и антилопы, у воды можно было встретить носорога, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далекие теплые края. Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает, ползает в степях, реках, морях, горах, лесах. И все они очень интересные – от маленьких мышей до огромных зубров.

  1. Сообщения детей.

А сейчас ребята нам расскажут об интересных животных, которых можно встретить в Краснодарском крае. А я буду показывать картинки.

     «Грызуны». Мышей знают все. Они страшные обжоры. Они бывают разные – домовые, полевые, лесные. Мыши относятся к разряду грызунов. А еще кроме мышей к грызунам относятся крысы, хомяки, тушканчики, сони.

Вопрос: А вот знаете ли вы, ребята, что если бы мышь, становясь взрослой, получала паспорт, то его пришлось бы вручать ей через 30 дней после рождения.

     «Соня». Соня – это небольшое животное размером 12-20 см, которое получило свое название за то, что большую часть жизни проводит во сне. Летом соня беззаботно спит в дупле и только с наступлением ночи просыпается на 2-3 часа, чтобы поесть и поразмяться. А зимой вообще впадает в спячку. Она чемпион мира по сну!

Учитель: - К грызунам также относятся ондатры и водяные крысы. Пищей им служат водные растения, рыбы, моллюски.

Вопрос: - Из сказок и мультфильмов вы наверное знаете, какие самые распространенные животные?

- Какие это животные? (заяц, лиса, волк, медведь).

Учитель: Правильно, ребята. Т.к. мы живем в теплом климате, то и эти животные приспособились к нему, они поменяли свои привычки. Медведи почти никогда не укладываются на зимовку в спячку, т.к. и зимой могут найти достаточно корма. А заяц не меняет свою шубу – зачем, если снега бывает так мало и лежит он совсем недолго. Оденешься в белое и будешь на земле виден. Заяц тоже относится к грызунам. А вот волк и лиса – это хищники.

Вопрос: Кто такие хищники? (животные, которые питаются другими животными).

    «Ласка». Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький – это ласка. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои кладовые десятки, а то и сотни мышей.

Учитель: К хищникам относятся и дикие кошки.  Самые крупные из них это барс и рысь.

     «Барс». Барс живет в самых глухих горных и недоступных лесах. Это очень редкое и красивое  животное. Он умен, ловок и бесстрашен. Барс может влезть на самую недоступную скалу или высокое дерево, легко переплывает реки. В прыжке может пролететь более 10 метров. Его добычей бывают и олени, и дикие кабаны.

Учитель: А еще, ребята, если нет крупной добычи, то он может поохотиться на птиц и даже мышей.

     3. Физкультминутка.        Мы шагаем дружно в лес

                                        (дети маршируют)

                                        Сколько здесь вокруг чудес!

                                        (удивились, развели руками)

                                        Посмотрели вправо, влево

                                        (наклоны вправо, влево)

                                        Наклонились и присели.

                                        (наклон, приседание).

                                        Заниматься тихо сели.

                                        (сесть  на место).

  1. Работа по карте.

Учитель: давайте посмотрим на карту-схему. (показывает предгорные районы). В предгорных районах живет много животных, которые называются парнокопытными. Помните, в русских народных сказках богатыри сражаются со страшными вепрями? От одного названия становится страшно. Так в старину называли диких кабанов. Найдите их на карте.

 

  1. Сообщение ученика.

    «Кабаны». Они живут в наших лесах еще со времен первобытных людей. У них вырастают большие клыки. Кабаны – всеядные животные. Они едят и траву, и побеги, и желуди, но не прочь полакомиться и птенчиком, а их любимое блюдо – земляные черви.

  1. Работа с книгой.

А еще о парнокопытных животных прочитаем в книге на стр. 16.

  1. Закрепление изученного материала.

Вопрос: На какие группы делятся животные? (растительноядные, хищные, всеядные).

  1. Работа с раздаточным материалом.

Задание: У вас на столах лежат карточки – рамки с названиями животных. Обведите растительноядных зеленым цветом, хищников – красным цветом, всеядных – желтым цветом. (Приложение № 1).

  1. Работа у доски.

Задание: На доске на карточках. Составить цепи питания, расставив карточки в нужном порядке. (Приложение № 2).

Молодцы, ребята. Попробуйте дома тоже составить несколько таких цепей питания.

  1. Знакомство с жуками – беседа.

Учитель: Знаете ли вы, какие животные самые многочисленные (предположения детей). Это насекомые.

Вопрос: Назовите насекомых, которых вы знаете (бабочки, жуки, муравьи, кузнечики, тараканы).

Учитель: Еще есть и рептилии. К ним относятся ящерицы, змеи, черепахи. У нас водятся веретеницы, желтопузики – это безногие ящерицы, а не змеи, как многие считают.  Почти везде встречаются ужи, они безвредны и даже приносят пользу, истребляя огромное количество мышей. Есть и змеи – это гадюки: степная, горная черная и красная. Они  ядовиты,  и лучше с ними не сталкиваться. Но беспокоить, уничтожать их тоже нельзя. В водоемах живет много болотных черепах, они хищники, питаются мальками рыб, головастиками. А сухопутные черепахи питаются только растительной пищей.

  1. Занимательная минутка.

Задание: Здесь написаны названия животных. Попробуйте расставить буквы в правильном порядке. (на карточках написаны с одной стороны слова перевернутыми, а с другой – правильный ответ. Учитель показывает карточку, дети отгадывают, потом проверяют). (Приложение № 3).

     У. Подведение итогов.

Молодцы, ребята, сегодня на урок вы узнали много интересного.

Вопросы:         -Через сколько дней мышь становится взрослой?

                -Сколько времени проводит соня во сне?

                -Почему на Кубани зайцы и белки не меняют свои шубы?

                -На сколько метров может прыгнуть барс?

     У1. Домашнее задание.

  1. Составить цепи питания некоторых животных.
  2. Индивидуальное задание. (подготовить сообщения по теме «Птицы»).


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 станицы Баговской

муниципального образования

Мостовский район

План-конспект

по кубановедению

  Тема: «Поведение пассажиров общественного транспорта»

                                                                                                           

                                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                      учитель начальных классов                                                                                                                                                            Зачиняева Н.Ф.

Цель: формировать умение соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте

Задачи:1) уточнять понятия «общественный транспорт», «пассажир»; развивать умение ориентироваться в расписании автобусов; учить выбирать нужный номер автобуса согласно маршруту;

2) развивать умения строить правильные умозаключения, исключать лишнее понятие; формировать умение осуществлять самооценку своей деятельности; развивать мелкую моторику пальцев рук;

3) воспитывать познавательную активность, самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта; карточки со словарными словами «пассажир», «транспорт»; модель часов; табличка с маршрутом автобуса; дорожные знаки «Остановка автобуса», «Пешеходный переход»; карточки с заданиями и текстами для чтения, кроссвордом.

Ход урока

I. Организация.

- Как называется наш урок? Чем мы занимаемся на уроках социально-бытовой ориентировки?

II. Мотивация. Сообщение темы урока.

1. Игра «Четвёртый лишний» (на материале предметных картинок).

- Определи, что лишнее в каждом ряду. Скажи, почему.

а) трамвай, поезд, электрочайник;

б) вертолёт, стиральная машина-автомат, самолёт;

в) грузовик, пылесос, такси.

2. Кроссворд «Колесо».

- Напиши названия разных видов городского транспорта в горизонтальных клетках кроссворда. Если сделаешь это правильно – прочитаешь ответ на вопрос из рассказа.

Отгадай, с кем говорили такси, велосипед, мотоцикл, троллейбус, автобус, грузовик.

Лежало у дороги старое …

Мчится мимо такси.

- Остановись! – просит … - Поговори со мной!

- Некогда! Некогда! Некогда! – просигналило такси и исчезло.

Едет мимо велосипед.

- Задержись! – просит … - Поговори со мной!

- Завтра! Завтра! Завтра! – прозвенел велосипед, только его и видели.

Несётся мимо мотоцикл.

- Притормози! – просит … - Поговори со мной!

- В другой раз! В другой раз! В другой раз! – протарахтел мотоцикл и был таков.

Спешит мимо троллейбус.

- Помедли! – просит … - Поговори со мной!

- Рано! Рано! Рано! – пророкотал троллейбус и пропал из виду.

Торопится мимо автобус.

- Подожди! – просит … - Поговори со мной!

- Не могу! Не могу! Не могу! - прогудел автобус и скрылся.

Катит мимо грузовик.

- Постой! – просит … - Поговори со мной!

- Не сейчас! Не сейчас! Не сейчас! – откликнулся грузовик и укатил.

 - Всем не до меня! – вздохнуло старое … - А ведь, если бы меня не изобрели, не могли бы они ни мчаться, ни ехать, ни катить.

III. Актуализация имеющихся знаний.

1. Уточнение понятия «городской общественный транспорт».

- Выбрать из картинок, изображающих транспорт.

2. Уточнение понятия «пассажир».

- Чтение значения из толкового словаря.

3. Знаки «Остановка общественного транспорта». Расписание движения автобусов.

- Упражнения в ориентировании в расписании движения автобуса. Работа с циферблатом часов.

- Количество маршрутов в родном городе.

IV. Основная часть.

  1. Правила пользования общественным транспортом. Игра «Исправь ошибки».
  • К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, метро и такси.
  • Пассажиры должны отвлекать водителей во время движения транспорта.
  • Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.
  • Входить и выходить из автобуса и троллейбуса не разрешено после полной остановки.
  • Пассажиру разрешается открывать двери транспортного средства,
  • Пассажиру можно высовываться в оконные проёмы во время движения транспорта.
  • Пассажиру разрешается мешать закрытию дверей транспортного средства.
  • Пассажиру запрещается выбрасывать отходы и другие предметы в открытые окна транспорта.
  • Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу.
  • Оплачивать проезд в транспорте необязательно.
  • Если в транспорт заходят пожилые пассажиры или пассажиры с детьми, школьники не уступят им место.
  • Продвигаться к выходу из транспорта нужно, расталкивая всех локтями.

- Помни: нарушая правила пользования общественным транспортом, ты ставишь под угрозу и свою жизнь, и жизнь других участников дорожного движения!

V. Ф/минутка.

1. Игра «Догадайся, на каком транспорте Федя с мамой поедут в гости к бабушке?».

- Движениями глаз «распутать» лабиринт.

2. Подвижная игра «Автомобили».

- «Проснулись, потянулись».

Основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз. Руки вверх – в стороны, голову поднять, прогнуться – глубокий вдох; вернуться в исходное положение – выдох.

- «Заводим мотор».

Стоя, ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

- «Проверяем ремни безопасности».

Стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.

- «Проверяем тормоза».

Стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой, а затем правой ноги поочерёдно.

- «Поехали!»

Выполняем ходьбу на месте, переходящую в бег.

VI. Закрепление.

  1. Изготовление знака «Остановка автобуса».

- Обведение по шаблону, вырезание, приклеивание стилизованного изображения автобуса на основу.

  1. Закрепление правил поведения пассажиров общественного транспорта.

- Чтение правил «Я – пассажир». Анализ их.

  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.
  • Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено только после полной их остановки.
  • Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу. При этом лучше идти на тот пешеходный переход, который находится позади транспортного средства.
  • Нельзя отвлекать водителя пассажирского транспорта во время движения.
  • Опасно высовываться в окна, пытаться открывать двери во время движения.
  • Проезд в общественном транспорте оплачивается специальными билетами или проездными талонами.
  • Если в транспорт заходят пассажиры пожилого и старшего возраста, а также пассажиры с маленькими детьми, школьники должны уступить им место.

VII. Подведение итогов.

- Какая тема сегодня была на уроке? Что ты узнал нового? Умеешь ли ты самостоятельно ездить на автобусе?

VIII. Рефлексия.

- Оцени свою работу на уроке сегодня с помощью наших условных знаков («Дерево творчества»).




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 станицы Баговской

муниципального образования

Мостовский район

    Методическая разработка урока по «кубановедению»

«Особенности форм поверхности Краснодарского края»

                                                                                             

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                      учитель начальных классов                                                                                                                                                            Зачиняева Н.Ф.

Цели урока:

  1. Проверить , имеются ли начальные знания детей о названиях улиц, знакомство с историей возникновения названий улиц ;
  2. Классификация названий улиц по роду занятий группы людей, человека.
  3. Проследить связь поколений через историю одной семьи, дать возможность “увидеть” изменения облика улицы.
  4. Знакомство с ритуалом. Минута Молчания.

Оборудование:

  1. Карточки с названиями улиц, заголовков групп.
  2. Книга “Золотая слава Кубани” с портретами .
  3. Видеомагнитофон с записью сюжета.
  4. План-карта г.Краснодара
  5. Портреты писателей и поэтов.

1.Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях , в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2.Проверка домашнего задания.

(трое подготовленных ребят рассказывают о названиях улиц района, в котором они живут. (ул.Стахановская, Фёдора Лузана, Рашпилевская).

Проводится блиц- турнир. С каждого ряда по 1 человеку ( по очереди) называют улицы города.

Учитель. -Молодцы, ребята ,все вы назвали улицы города!

3.Путешествие по городу. Беседа .

Учитель. - ребята, почему же стали появляться улицы? Вот их сколько можно увидеть, глядя на карту.

(предположительные ответы детей.)

Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали , кто где будет строиться и жить.

Расселялись люди по роду своих занятий.

4.Выделение названий улиц в первую группу.

- Какими ремеслами владели наши предки в отличие от современных профессий?

(предположительные ответы детей).

При затруднении выясняем род занятий людей.

В хозяйстве всегда нужна посуда, делали её из глины мастера-гончары; значит, возможно название улицы - Гончарная; чтобы всегда были наготове лопаты, кирки, хорошо подкован конь, или у хозяйки острые ножи, нужен человек, который умеет делать эти предметы - кузнец. Улица Кузнечная

Выделяем первую группу названия улиц. На доску вывешивается название группы

Ремёсла и профессии

  • Аптекарская
  • Кузнечная
  • Кожевенная
  • Гончарная…

5.Групповая работа. Выделение названий улиц во вторую группу.

Учитель. - Часто название улицы может “выдать” тайну своего имени. Почему улицы могли быть названы Речными, Цветочными, Горными, Солнечными? Есть ли в нашем городе такие улицы? Подумайте.

Ответы детей.

6.Слово гостю. Как менялась улица.

Учитель. - Ход времени нельзя остановить. Менялось лицо улиц и вместе с ними лицо города. Как вы думаете, всегда ли на том месте, где сейчас стоит ваш дом , так всё раньше и было?( ответы детей)

Вот что расскажет нам бабушка Саши об улице, на которой живёт её внучка в 21 веке.

- Моя бабушка рассказала, что раньше на том месте было болото, досаждали людям комары, да не простые, а малярийные, несущие страшную болезнь и даже гибель; со временем то место осушили, и появился прекрасный яблоневый сад и поля, на которых выращивали горох. В моём детстве в этом месте были фермы, в которых выращивали поросят, а вместо дома были горки, и мы, детишки, с удовольствием катались с них зимой. Летом всё зарастало высокой травой, и мы играли в прятки.

Сейчас всё застроено пяти - и девятиэтажками, на месте бывшего поля памятник воинам-десантникам ( 2 самолёта).

Учитель. - Ребята, какая это улица? Чьё имя она носит? Чем этот человек занимался? Улица имени Ивана Сергеевича Тургенева.

Оказывается, улицы могут носить имена поэтов и писателей.

На доску вывешивается название группы “Поэты и писатели”.Дети называют фамилии поэтов и писателей.

  • Улица Пушкина
  • Некрасова
  • Тургенева
  • Толстого…

7.Физкультминутка

По дорожке( 2раза)
Скачем мы на правой ножке
А по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке
Все по улице пройдём,
В класс тихонечко зайдём.

8.Улицы, носящие имена героев.

Учитель. - Улицы могут носить на себе “отпечаток” тех времён , которые были очень значимы для страны. Обсудите в парах, почему стали появляться памятники воинам, по всей стране зажглись Вечные Огни…

(Предположительные ответы детей).

Речь идёт о Великой Отечественной войне, которая началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года.

На доску вывешивается название следующей группы

“Герои войны”

Наша улица носит имя Фёдора Лузана. В бою 24 ноября 1941 года в Карелии он обеспечивал бесперебойную радиосвязь командира батальона с командиром полка, был окружён фашистами, заперев дверь землянки. Когда же фашисты ворвались, он метнул им под ноги гранату и взорвал себя вместе с ними. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно.

На Всесвятском кладбище покоятся братья Гений и Евгений Игнатовы, пустившие под откос эшелон вражеской техники, которая шла в Краснодар для уничтожения мирных жителей. На глазах отца, не сговариваясь, ценой своих жизней ,они взорвали фашистский поезд.

Есть в Краснодаре улица и школа, носящее фамилию юного краснодарца – Володи Головатого. 12 февраля мы съездим на экскурсию “Цветы у обелисков” и почтим память всех людей, отдавших свои жизни в бою с жестоким врагом.

Ф.И.Ковалёв 22 сентября 1944 года при отражении вражеской атаки уничтожил свыше 10 солдат, вывел из строя 2 пулемёта. Он сражался в Польше, Чехословакии; был награждён орденами Славы.

Наши улицы носят имена людей, наводящие ужас на фашистов и в небе Кубани .Это отважные лётчицы - П.Осипенко, Ж.Отрадная., Покрышкин…

Ребята, когда люди вспоминают о героях войны, то делают это не только на словах. Есть особая традиция - минута молчания( учитель объясняет смысл ритуала ).

Дети встают и стоят молча.

Итог.

Много прекрасных улиц в Краснодаре, по всем “прогуляться” на одном уроке не удалось, продолжим прогулку на остальных занятиях. И сегодня мы познакомились лишь с малой частью названий улиц.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие имена увековечены в названиях улиц?

Удалось ли вам запомнить,что сделали эти люди для нашей страны ?

- Обратите внимание на то, что людская память хранит имена солдат, писателей, поэтов, учёных, но не тех людей, которые приносят вред обществу.

Домашнее задание

1. Принести фотографии улицы, на которой живёте вы или ваши знакомые и родные, постарайтесь рассказать об этой улице. Возможно, взрослые вашей семьи захотят принять участие в следующем путешествии по улицам города, будем рады.

Поделиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...

# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс

Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...

# Кубановедение. Методические разработки по кубановедению.

Данные разработки помогут учителям начальных классов в проведении уроков и классных часов по кубановедению....