Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время
методическая разработка на тему

Обросова Наталья Геннадьевна

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mm6.rar34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Обросова Наталья Геннадьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

на уроках и во внеурочное время

Автор опыта:

Обросова Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

МОУ «ООШ №8»

Губкин

2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте………………………………………………………….3

2. Технология опыта.……………………………………………………………...6

3. Результативность опыта………………………………………………………14

4. Библиографический список…………………………………………………..15

5. Рецензия на опыт работы……………………………………………………..16

6. Приложение к опыту………………………………………………………….17

        

  1. Информация об опыте

Обросова Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов МОУ «ООШ № 8». Стаж педагогической работы 28 лет. В данной школе учитель работает с 1980 года.

Главная цель обучения в школе – развитие индивидуальных познавательных и творческих способностей каждого ребёнка. Это определило выбор темы моего опыта «Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время».

Условия возникновения опыта

 Школа находится в микрорайоне Лукьяновка – это частный сектор, в котором проживают учащиеся школы. Большинство детей, которые пришли в первый класс – это домашние дети, так как в микрорайоне нет детского сада. Школа является главным функционирующим культурным центром микрорайона. Контингент учащихся представлен различными социальными группами: из многодетных и малообеспеченных, неполных семей, обеспеченных семей, с разной степенью мотивации в учёбе, уровнем интеллектуального развития. В 2008 году ко мне пришёл 1 класс, добросовестно выполняющий задания учителя на уроке, но не умеющий творчески использовать свои знания на практике. Помочь им узнать себя, сформировать ценностное отношение к себе и другим, сделать каждого творчески работающим, а не созерцателем – такие задачи, я, ставила перед собой, начиная работать с детьми.

Чтобы осуществить намеченное, начала с глубокого изучения каждого ученика с момента их прихода в школу на подготовительные занятия. Вела наблюдения, беседовала с детьми, родителями.

Выбор темы обусловлен тем, что развитие творческих способностей учащихся возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Изучение всех предметов в школе направлено на достижение в первую очередь интеллектуального развития обучаемых, формирование качеств мышления, характерных для творческой деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Актуальность опыта

Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а учитель -  труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, обсуждений, практических действий.

Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей – развивать ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добытчика знаний.

Как никогда ранее эта проблема актуальна сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.

Школа – это основное учебно-воспитательное учреждение, где должно организовываться и осуществляться различными методами и в различных формах управление образованием подрастающего поколения.

Целями и задачами моей работы с учащимися по данной теме являются:

- умение адаптироваться к новым условиям;

- анализировать ситуацию;

- умение владеть средствами коммуникации;

- добывать информацию и пользоваться ею;

- оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих разноспособное обучение.

Если с этой точки зрения обратиться к целям младшего школьного образования, то одной из первоочередных и важнейших задач является несформированность умений и навыков учебной деятельности.

Имея большой опыт работы в школе, я пришла к выводу, что обучаемые с трудом усваивают учебный материал, не могут применять знания в изменённой ситуации, выбрать тот или иной способ решения задачи, не учат правила или не умеют применять их, медленно выполняют вычислительную работу, часто допускают орфографические ошибки в слове.

Понятно, что мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями правильно применять то или иное правило по русскому языку.

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной и творческой деятельности, важнейшей предпосылкой которой, является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес, творческие способности формируются при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Ещё Л. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

В соответствии с теорией Шамовой Т.И., «движущими силами, активизирующими любой процесс, являются внутренние противоречия». Противоречия, как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, поскольку, представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта (системы).

Какие противоречия присущи образовательному процессу? Безусловно, противоречия, возникающие между компонентами данного процесса. Их можно разделить на несколько групп.

1. Противоречия между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях. Это противоречие само значительное: оно влияет на содержание учебных программ, на деятельность учителя и учащихся. Данное противоречие разрешается путём создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, изучением творческих способностей учащихся.

2. Противоречие между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений, навыков умственного развития учащихся. Искусство в деятельности преподавателя заключается в том, чтобы помочь детям в овладении знаниями: подвести их к решению более сложных задач. Готовить к тому, чтобы выполнение новых требовало от учащихся столько самостоятельного труда, сколько они могут проявить с учётом их возрастных индивидуальных особенностях в описываемых условиях.

3. Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью учителя и деятельностью учащихся. Разрешается оно путём обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.

4. Противоречия между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их учащимися. Причинами этих противоречий являются следующие факторы:

- догматический взгляд на учащегося и его учебные возможности;

- слабое знание преподавателями возрастной и педагогической психологии;

- неумение преподавателя выстроить педагогическую позицию по отношению к учащимся;

- слабость педагогического мастерства.

5. Противоречия, порождённые дефектами педагогического общения. Разрешение указанных противоречий осуществимо при наличии условий:

- осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического мастерства;

- понимания необходимости этого решения;

- овладения способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

Мой опыт работы помогает решить противоречие между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. Он помогает оптимально сочетать традиционные и активные методы и формы обучения, предусматривающие разноспособное обучение.

Ведущая педагогическая идея опыта – идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживание радости познания мира, на подлинном интересе. Этой идеей обусловлено:

- создание благоприятных морально-психологических условий учения каждого;

- сочетание учительского контроля и оценки знаний с самооценкой и взаимооценкой;

- усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработке.

Диапазон опыта. Развитие творческих способностей учащихся в процессе игры осуществлялось мной в системе уроков, а также во внеурочной работе по предметам и во внеклассной работе.

Теоретическая база опыта

Теоретической основой опыта послужила разработка и реализация в работе с детьми целостных игровых программ А.С. Макаренко, т.е. систематизированные наборы игр, направленные на достижение общих задач и предлагаемые детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развёртывания игрового психолого-педагогического воздействия.1

  На технологическом уровне проектирования любой игровой программы начинается с тщательного определения её задач. Далее учителю предстоит определить, в каких формах, и в какое время может, реализована задуманная игровая программа, т.е. определить её пространственные и временные перспективы. Следующий этап конструирования игровой программы – её содержательное наполнение и продумывание логики развёртывания игр, входящих в программу.

В качестве завершения реализации любой игровой программы выступает этап её итогового анализа и оценки результатов.

2. Технология опыта

Проблема воспитания способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.

Под способностью детей к творчеству мы понимаем совокупность свойств или качеств личности ребёнка, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, позволяющих в процессе её выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, явственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать оригинальные, нестандартные решения в разных видах деятельности.

__________________________

1 Макаренко А.С., О воспитании, 1988г.

Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является игра. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути.

По мнению психолога А.П. Лука, «детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в тоже время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментов воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству.

Однако использование целостных игровых программ (см. Приложение № 1) вовсе не означает отказа от применения отдельных игр для решения обучающих, воспитательных или развивающих задач.

Присутствие игры как средства первоначальной организации учебного процесса, метода и приёма обучения и воспитания, средства развития творческих способностей учащихся правомерно и необходимо в педагогическом процессе начальной школы.

К. Д. Ушинский писал: «Мы придаём такоё важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».1

В самом деле, на уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и к учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные особенности младшего школьника в познавательной деятельности.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного, творческого мышления.

_____________________

1 Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения, М., 1968г.

В своей работе я использую такие виды интеллектуально-развивающих игр – игры со словами и буквами. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определённому правилу, расшифровка слов по определённому правилу, расшифровка фраз, превращение слов в другие путём перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т.п.

Опишу несколько игр, применение которых помогает развивать творческие способности учащихся.

«Наборщик»

В игре принимает участие двое или группа играющих. В начале игры произвольно подбирают слово, состоящее из определённого количества букв. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика и типографии. Как правило, используются только имена существительные. Выигрывает тот, у кого больше окажется набранных слов, и количество букв в них. Например, из набора букв слова «сверло» можно составить слова: село, лов, ров, вор, сев, вес, весло.

«Шифровальщики»

Играют все: один выступает в роли шифровальщика, другой отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Возможные варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв (гласных и согласных). Отгадчик должен узнать зашифрованное слово, предварительно определив принцип шифровки. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Ниже я привожу игровые задания, в которых играющим предстоит не только расшифровать слова, но также выбрать из расшифрованной группы слов лишние. Например: аалтерк (тарелка), кожал (ложка), шкаач (чашка), дмончеа (чемодан). Лишнее слово «чемодан». Ниавд, соетт, слот, лексор (диван, тесто, стол, кресло). Атсен, тевонкр, ракыш, коон (стена, конверт, крыша, окно).

«Кто правильно? Кто больше?»

На доске слово «сова».

Вызываю 4 учащихся, им предлагаю задание: составить задание с одной из указанных букв. Каждый из вызванных учеников записывает слово под правой буквой столбиком. Остальные дети самостоятельно выполняют это задание в своих тетрадях для печатания. Через определённое время, проверяю выполнение задания и называю победителей среди тех, кто писал у доски, и среди учащихся, писавших самостоятельно.

Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявить причину затруднения.

Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущения спокойствия, облегчают межличностное общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В своей практике использую дидактические игры на всех уроках. Собрала, систематизировала их и эффективно использую на уроках русского языка, математики, литературного чтения (см. Приложение № 2).

Назначение дидактических игр – развитие творческих способностей учащихся, познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.п.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач – уточнения представлений о предмете или явлений в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

К организации игр для детей предъявляю определённые требования:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

2. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к развитию творческих способностей учащихся.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, а в других только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые (см. Приложение № 3) и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом.

Для успешного обучения математике в процессе игры применяю как предметы, окружающие школьника, так и их модели. Психологи установили, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия с предметами и их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки, действия, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом, т.е. осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действие с предметами постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления и понятия.

Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. При обучении математике дети должны усвоить все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться должна в соответствии с закономерностями обучения, сформированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».1 

По характеру творческой деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие исполнительской деятельности, с помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»).

2. Игры, требующие воспроизведение действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти. Это – «Математическая рыбалка», «Лучший космонавт».

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним. Например, «Составление круговых примеров».

4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «По какой тропинке ты пойдёшь?» (см. Приложение № 4).

Для развития творческих способностей учащихся среди интеллектуально-развивающих игр, я, использую игры в загадки (см. Приложение № 5). У детей вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор учащихся, знакомят с окружающим миром, явлениями природы, через предметные связи развивают и обогащают речь. 

____________________

1 Краевский В.В., Лернер П.Я. «Процессы обучения и его закономерности». Дидактика средней школы.- М.: Просвещение, 1982.- С. 166

Также они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)».1

Загадки, по словам К.Д. Ушинского, «доставляют уму ребёнка полезные упражнения». По мнению современных педагогов, «процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству».2

В свою систему работы на уроках русского языка, я, включаю разные типы загадок. Отгадывание их, на мой взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую загадку. Приведу примеры использования игр в загадки в своей практике.

Форма загадывания загадок на уроках различная: фронтальная, групповая, индивидуальная. Виды упражнений, включающих в себя разгадывания загадок, также разнообразны. Из отгадок составляю кроссворды, чайнворды, лото, провожу игры в виде викторины, лотереи, соревнования. Усложняю задания, рассыпав слова-загадки, получается деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова-отгадки предлагаю записать в разные столбики, в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2, 3-го склонения или мужского, женского, среднего рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру ребёнок узнаёт язык и его законы. В свои уроки включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запомнить, какой камешек, что обозначает; он должен быстро сообразить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой.

_____________________

1 Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки. Начальная школа, № 6, 1990.

2 Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ученика к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность способствует к волевым усилиям – необходимое качество для развития личности, его творческих способностей.

Для развития психических процессов у учащихся, я, в своей практике использую следующие игры и упражнения (см. Приложение № 6).

Двигательные игры 

Психологическое назначение игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умение слушать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

«Зеркало»

Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показываю я, при этом чётко копирую меня. Я исполняю роль зеркала, в которое смотрятся ученики. Они должны:

- замереть на месте;

- повернуться вправо, влево;

- постоять на пальчиках;

- постоять на пальчиках с закрытыми глазами;

- постоять на пальчиках и поморгать глазами;

- покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;

- постоять, попеременно поднимая над головой левую или правую руку;

- постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой;

- постоять на пятках, руки сзади, за головой.

«Клоуны»

Учащиеся могут сидеть или стоять. Я предлагаю им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнять следующие задания:

- брови свести и развести;

- глаза сильно прищурить и широко развести;

- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем опустить их;

- плечи максимально свести и развести;

- шею максимально вытянуть, а затем опустить её;

- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Большое внимание, я, уделяю развитию творческих способностей через игру во внеклассной работе. Классные часы провожу в различной нетрадиционной форме: это и праздники с элементами игры, игры-путешествия, устный журнал с использованием игр, конкурсы, игровые программы и так далее.        Организовав внеклассные мероприятия, я, даю младшему ученику в непринуждённой форме реализовать свои желания, возможности, творческие способности. Так, в рамках «недели начальных классов», я провела занятие-практикум – народный фольклорный праздник с элементами игры «Пасхальные традиции русского народа» (см. Приложение № 8), а в школьном краеведческом музее – русский народный праздник с использованием игр «В бабушкином сундучке» (см. Приложение № 7), где дети в процессе игр знакомятся со старинной одеждой крестьян, с блюдами русской кухни. Тем самым, учащиеся побуждаются к активной творческой деятельности. Весёлые классные часы и совместные семейные праздники – это одна из более популярных форм внеклассной деятельности для развития творческих способностей младших школьников.

Систематическая и настойчивая работа по развитию творческой инициативы учащихся через игру и игровые моменты, является чрезвычайно полезной для самого учителя, ибо она вынуждает его всегда обдумывать и предвидеть самые различные варианты в решении задач, ситуаций, быстро в них ориентироваться, давать оценку каждому из них и умело направлять мысль младшего школьника по верному пути.

Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к изучаемому предмету. Именно интерес может побудить детей к активной фантазии и плодотворной интуиции. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки с использованием элементов игр, я, сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Провожу уроки с использованием компьютерной техники (см. Приложение № 9). В своей работе применяю уроки-экскурсии (см. Приложение № 10), уроки-путешествия (см. Приложение № 11), уроки-сказки (см. Приложение № 12), которые провожу в нетрадиционной форме. Проработав в течение ряда лет над разработками таких уроков, и применив их в своей практике, я, пришла к выводу, что организация игр на уроках создаёт положительную мотивацию обучения детей в целом.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».1

_____________________

1 Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. – М., 1979. –Т.1. –С. 103-104

3. Результативность опыта

«Школьная жизнь украшается двумя вещами: изучением предметов и преподаванием». Вот так и для меня радость – обучать детей младшего школьного возраста, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего творчески работать, или хотя бы такого, который с интересом занимается.

Я, считаю, что применяемая мною технология обучения помогли достичь хороших результатов в учебной и воспитательной деятельности.

С 2005 года работая над темой «Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время», добилась устойчивых результатов качества знаний по предметам при 100% успеваемости. При переходе учеников в среднее звено сохраняется высокий уровень обученности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Барылкина Л.П. Завуч начальной школы. Методические, организационные, психолого-педагогические материалы. – М., «ВАКО», 2005.
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991.
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994.
  4. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики. – М., Новая школа, 1995.
  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.
  6. Краевский В.В., Лернер П.Я. Процессы обучения и его закономерности. Дидактика средней школы. – М., Просвещение, 1982.
  7. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
  8. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., Просвещение, 1982.
  9. Степинова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М., 2003.
  10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1979.
  11. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки. – Начальная школа, № 6, 1990.
  12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1968.
  13. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., Новая школа, 1993.

РЕЦЕНЗИЯ

на целостное описание опыта

 Обросовой Натальи Геннадьевны учителя начальных классов

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 8» на тему

«Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время»

Учителем начальных классов МОУ «Основная общеобразовательная школа № 8» Обросовой Н.Г. был представлен материал актуального педагогического опыта по теме «Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время», который был обобщен на педагогическом совете школы и представлен на рассмотрение в Научно-методический центр.

Актуальность опыта и его значение обусловлено активным обновлением целей содержания и методов образования в начальной школе. Актуальность темы опыта обусловлено активным обновлением целей содержания и методов образования в начальной школе. Предмет опыта составляет развитие творческих способностей обучаемых через игру и игровые ситуации. Использование учителем игровых методов в обучении формирует такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем. Обросова Н.Г. использует большое количество интеллектуально-познавательных, дидактических игр, что побуждает учащихся к поиску новых знаний. В опыте представлены разработки уроков с элементами игр, систематическое применение которых способствует учению без принуждения, создаёт ситуацию успеха.

 Применение опыта возможно в общеобразовательных школах, в классах со смешанным составом учащихся.

Опыт работы оформлен в соответствии с требованиями к АПО и рекомендован для внесения в городской (районный) банк данных АПО.

Директор школы                                                      Модлина С.А.

Заместитель директора по УВР                              Сокол Н.Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ:

  1. Приложение № 1 – Классный час «Путешествие  в Страну Опрятности» (этическая игровая программа)
  2. Приложение № 2 – Дидактические игры для младших школьников
  3. Приложение № 3 – Урок русского языка, урок-путешествие, 2 класс
  4. Приложение № 4 – Дидактические игры по математике
  5. Приложение № 5 – Игры в загадки на уроках русского языка
  6. Приложение № 6 – Доклад «Игры на развитие психических процессов»
  7. Приложение № 7 – Русский народный праздник «В бабушкином сундучке»
  8. Приложение № 8 – Занятие-практикум с элементами игры «Пасхальные традиции русского народа»
  9. Приложение № 9 – Урок с элементами игры «Окружающий мир», 2 класс
  10. Приложение № 10 – Урок-экскурсия с элементами игры, чтение, 4 класс
  11. Приложение № 11 – Урок-путешествие с элементами игры, математика,     1 класс
  12. Приложение № 11 – Внеклассное мероприятие по природоведению,                 игра-путешествие «В гости к Берендею», 4 класс
  13. Приложение № 12 – Урок-сказка, русский язык, 3 класс
  14. Приложение № 13 – Доклад «Развитие творческих способностей обучаемых через игру и занимательные упражнения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"

Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание  благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...

ПЕДОПЫТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Постоянно развивающееся общество требует творческих, профессиональных, компетентных, социально - мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях личносте...

МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ " РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"

Ежегодно в школы приходят совершенно иные дети. Другое поколение. Все быстрее мыслят, информации вокруг – все больше. Только вот удивляются миру вокруг, восхищаются они все меньше. Круг инте...