Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
статья на тему

Соломатина Юлия Владимировна

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Мое призвание - логопед -2014»

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Учитель, научи ученика,

 чтоб было,  у кого потом учиться.

Школа-интернат это особая образовательная организация.

 Это такая форма организации жизни детей младшего школьного возраста, которая позволяет ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, не чувствовать себя потерянным, обиженным, обделённым вниманием.  Наша школа становится детям родным домом на целые четыре года. Здесь дети получают не только качественное общее начальное образование, воспитание и развитие способностей, но и ласку, заботу, основы нравственности, ответственности, самостоятельности, трудолюбия.

В нашей школе хорошо живётся всем детям. И тем, кто поступает в первый класс в 7 лет, и тем, кто гораздо старше своих одноклассников, но  по разным причинам не учился в школе; и тем, кто живёт на соседней улице, и тем, кому приходится долго ехать в школу из других районов области; и тем, для кого русский язык - родной, и тем, для кого это пока ещё не очень понятный язык, и тем, для кого окружающий мир всегда доступен для изучения, и тем, для кого есть некоторые ограничения в познании мира.

Каждый год в августе возникает такая мысль: «Кто они? Какие они? Откуда они? Первоклассники».

Беру в руки личное дело. Изучаю. Состав семьи, характеристика из дошкольного учреждения, медицинская карта. И вот я вижу запись об отклонении в развитии. И с этого момента ученик попадает под особый пристальный контроль со стороны службы сопровождения педагогического процесса нашей школы.

В нашей школе служба сопровождения представлена педагогом-психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности которого является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

Итак, самое главное-это создание особой ситуации благоприятного развития для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. А ситуация такая складывается из нескольких важных факторов.

 Во-первых, это достаточная информированность родителей об особенностях развития своего ребёнка, их вера в его способности, их уверенность  в успехе обучения и развития. Родители часто не знают или недооценивают всю серьёзность положения. А ещё чаще просто не желают принять особенности развития своего ребёнка. И винят при этом окружающих: врачи не сказали, плохо лечили; педагоги в детском саду не занимались.

Во-вторых, это состояние психического и физического развития ребёнка.

В- третьих, это настрой ребёнка, его мотивационная готовность к обучению в школе.

В - четвёртых, это осознанная готовность педагога к обучению ребёнка с особыми нуждами.

И в нашей школе все эти факторы складываются в благоприятную ситуацию для обучения, воспитания и развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной программы.

Однако, сегодня, на данном этапе состояния  образования в нашей стране, я не могу с полной уверенностью поддержать инклюзивное образование как нововведение. Процесс перехода к новому зачастую бывает болезненным. Это «новое» нужно сначала изучить, узнать о нём  как можно больше, принять его самому и быть готовым рассказать о нём другим, создать для этого «нового» все  необходимые условия, и так далее.

У меня часто спрашивают о моём  отношении  к «всеобщей доступности образования».

 Со стороны ребёнка, нуждающегося в специальных условиях (специальная программа обучения и развития, учитель, который знает, как научить и объяснить, специальные пособия и оборудование, и тому подобное) это хорошо, это здорово, что он будет просто ребёнком, таким же,  как и другие дети.

Со стороны родителей этого ребёнка «доступность образования для всех» тоже хорошо.

Со стороны педагога это огромный труд, ежедневный настрой на решение проблемы. И эти проблемы множатся и множатся.

Я считаю, что необходима всё же узкая специализация.

Ведь не зря же есть классификация:

·           дети  с  задержкой  психического  развития;

·           дети  с  нарушениями  интеллекта;

·           дети  с  нарушениями  слуха; 

·           дети  с  нарушениями  зрения; 

·           дети  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата; 

·           дети  с  нарушениями  речи; 

·           дети  с  расстройствами  эмоционально-волевой  сферы  и  поведения;

·           дети  с  множественными  нарушениями.

Таким образом, у каждого ребёнка при общедоступном образовании должен быть свой проводник, наставник, помощник. И этот человек должен иметь достаточный запас теоретических знаний, практических умений и навыков, опыт работы, богатый внутренний мир и  комплекс таких  душевных качеств, которые позволяют не только принять ребёнка со всеми  его особенностями, но и увидеть перспективу в его развитии и социализации, стремиться к успеху.

 Я считаю, что сегодня такая практика возможна в условиях организации дополнительного образования: детских клубах, домах творчества, центрах развития. Там в большей степени ребёнок получает социально-значимых практических навыков: общение со сверстниками и со взрослыми в различных обстоятельствах, удовлетворение своих потребностей, навыков самообслуживания, бытовых умений и навыков.

Я бы не спешила отказываться от коррекционных школ, специальных  школ-интернатов, коррекционных и специальных детских садов.

Ведь и грибы варят не все в одной кастрюле.

 Даже если в полном лукошке всего лишь несколько лисичек, для них свой рассол, своя посуда, да и варятся они гораздо дольше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»

На  этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....

Практические аспекты коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Дети с особенночстями развития - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью , стали неотъемлемой частью школьного обучения. Эта реальность - часть нашей жизни, что  имеет ...