"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"
статья на тему

Гори Елена Васильевна

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_osobennostey.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование особенностей образного мышления младших школьников при формировании и совершенствовании орфографического навыка"

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

Начальная школа - это первое звено в цепи образования, которое ребенок получает в школе. От того насколько прочной будет база знаний, заложенная в начальных классах, зависят дальнейший успех младшего школьника.

Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Проблемы правописания орфограмм, постановки знаков препинаний возникают у учащихся с 1 по 11 класс. Анализ письменных работ показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем начальных классов.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

  • при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  • активно привлекать к изучению учащихся;
  • использовать различные приёмы для запоминания;
  • систематически проводить такую работу.

Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный.

Цели этапа:

  • систематизировать слова с непроверяемым написанием,
  • спланировать работу,
  • подготовить разнообразный дидактический материал.

На данном этапе провожу следующую работу:

1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.

Второй этап – ознакомительный.

Цели этапа:

  • раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
  • добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
  • развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.

На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.

Работа по предъявлению слова:

1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
4) решение орфографических задач;
5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
7) запись слова с «окошком»;
8) работа над «зрительным» образом слова.
9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов;
10) использование мнемонических приемов.

Третий этап тренировочно-закрепительный.

Цель этапа:

  • Формировать прочные навыки правописания словарных слов.

На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:

  • списывание по тематическим группам;
  • работа со словарем;
  • ребусы, иллюстрации;
  • творческие работы (по развитию речи):
  • письмо текста по памяти;
  • свободный диктант;
  • составление предложений;
  • сочинение по опорным словам;
  • письменный пересказ текста, с использованием данных слов;
  • составление рассказа по аналогии;
  • упражнения лексического характера.

Четвертый этап – учетно-контрольный.

Цель этапа:

  • проверить умение учащихся писать изученные слова.

Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.

Словарные диктанты классифицированы:

- по форме работы (простые и творческие);
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).

Пятый этап – итогово-аналитический.

Цель этапа:

  • выявить траекторию продвижения каждого учащегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Результаты проведенных словарных диктантов заношу в таблицу по каждому ребенку. Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.

Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно-закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.

В своей презентации я их разделила на несколько групп, учитывающих особенности детей младшего школьного возраста.

I. Метод ассоциаций

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова.

J:\Tanya\Интернет 19 октября\Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым…  Фестиваль «Открытый урок»_files\img1.jpg

Методика запоминания словарных слов:

    1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.

    2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.

    4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу.

    а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

    Модель: Сл.слово                Ас. образ

                признак                 признак

    Ассоциативная связь может быть по:

    - цвету;                        - месту расположения;

    - форме;                        - звучанию;

    - действию;                - вкусу;

    - материалу;                - назначению;

    - количеству;                - и т.д.

    б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

    Например:

                        Сл. слово                   Ас. образ

                 береза – по цвету                 БЕлая

                 береза – кудрявая                 нужен грЕбень –

                                                 чтобы расчесать –

                                                 по форме, как буква Е

                          результат:                 бЕреза – бЕлая

                                                 - гребень (Е)

    5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

                             

             

    6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

    Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.

    Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

    Эта методика – не догма, а источник творчества.

    Примеры словарных слов и ассоциативный образ:

    гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

 кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст                

                        звод

              в                               н                                

           к О рабль                    к О нцерт              к          нцерт

              л    ы                       т                          

                 н                                       а

К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:

а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.

   з
кАпуста
  я
  ц

Словарное слово: капуста

Ассоциативный образ: заяц (Заяц любит есть капусту.)

Общий признак: назначение, цепь питания

Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением

Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.

Петух J:\Tanya\Интернет 19 октября\Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым…  Фестиваль «Открытый урок»_files\img2.jpgпеть

Словарное слово: петух

Происхождение: петь

Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.

К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.

J:\Tanya\Интернет 19 октября\Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым…  Фестиваль «Открытый урок»_files\img3.jpg

Словарное слово: Москва

Ассоциативный образ: рисунок моста

Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением

II. Метод проектов

 Мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята оформляли свои работы по следующему плану:

Энциклопедия одного слова.

  1. Лексическое значение слова (в толковом словаре).
  2. Слова-родственники (однокоренные).
  3. Слова-друзья (в словаре синонимов).
  4. Слова-враги (в словаре антонимов).
  5. Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
  6. Слово в моём творчестве.
  7. Слово в рисунках.

Такой вид деятельности позволяет активизировать учащихся, развивает их речь, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.

III. Творческая мастерская.

Представляю приёмы, основанные на ТРИЗ – педагогике:

«Картинки без запинки» - это приём, который нацелен не только на запоминание словарных слов, но и развитие речи учащихся. Предварительная подготовка учителя заключается в следующем: определить группу слов, связанных одной темой, и составить рассказ, используя эти слова.

  • Назови (учащийся называет предметы, изображённые на рисунке)
  • Например: девочка, овощи, корзина
  • Соедини (соединяет предметы – слова, связанные по смыслу, образуя при этом предложение)
    o
     Пример: Девочка собирает овощи.
  • «Оживи» (детям предлагается уловить звуки, запахи, ощущения, т.е. войти в мир ощущений и включить воображение).
    o Пример:
    Вкусные помидоры вырастила девочка.
  • Повтори (составленные предложения повторяются и корректируются речевые недочёты).

Загадки

Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.

Алгоритм работы:

1. Загадываем предмет.
    Пример:
апельсин

2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)
    Пример:
жёлтый, круглый, сладкий.

3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.

Жёлтый, но не …
Круглый, но не …
Сладкий, но не …

Вариант учащихся.

Жёлтый, но не цыплёнок.
Круглый, но не солнце.
Сладкий, но не мёд.

IV. Игровые приёмы.

«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.

Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.

В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)

     

  Список литературы.

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.

3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.

5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989.

7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989.

8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.

9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.

12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.

16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. – М., 1978.

18. Федоренко Л.П. Методика русского языка. – М., 1984.

19. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.

20. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эйдетика. Развитие образного мышления младших школьников

     Психический мир людей многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человек многое может и умеет.  Мы сохраняем приобретенный и накаплив...

Особенности развития мышления младших школьников

В статье раскрывается понятие "мышление", рассказывается об особенностях развития мышления младших школьников....

Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников

Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере...

Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...

«Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса»

 В статье рассматриваются вопросы развития визуального мышления младших школьников в процессе формирования представления о величине «масса»....

Особенности логического мышления младших школьников

В статье рассматриваются особенности логического мышления младших школьников...