"Славянская мифология"
классный час (3 класс) по теме

Поляк Елена Викторовна

Программа для учащихся начальной школы "Славянская мифология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Славянская мифология (программа дополнительного образования младших школьников).

Пояснительная записка

В начальных классах ГБОУ гимназии № 11 в течение многих лет в учебный план включены занятия по мифологии. Дети знакомятся с неотъемлемыми частями наследия мировой художественной культуры: библейскими сказаниями и мифами разных народов. Вот только славянская мифология до недавнего времени оставалась непознанной. А ведь мифы – это корни культуры народа. Нельзя быть «Иванами, родства не помнящими». Знание родной древности, обращение к своим истокам – это мощный духовно-патриотический стимул. Поэтому было решено ввести в начальной школе также и курс мифологии восточных славян, общих предков русского, белорусского и украинского народов. Хочется процитировать сочиненное ребенком стихотворение, созвучное данной идее.

Я ветвь молодая, зеленый побег,

На дереве жизни начавший разбег.

Ствол – мама и папа, источник добра,

Две юные веточки – брат и сестра.

Что древо без корня? Едва ль устоит.

Далекие предки – корни мои.

Первое детское исследование – составление, оформление собственного родового древа.

Основной идеей программы является не только знакомство с пантеоном славянских богов, но и систематизированное изучение и осознание смысла старинных культурных традиций трёх братских народов – потомков восточных славян, в том числе и многовекового двоеверия как следствия проникновения языческих ритуалов в православный культ. (Колядки в честь языческого бога Коляды – примета Рождества. Масленица, изначально не имевшая к посту перед Пасхой никакого отношения, всегда проводилась в дни весеннего равноденствия. Купальская ночь, праздник летнего солнцеворота – пример сращения образов языческого Купалы и библейского Иоанна Предтечи). Примечателен также и перенос функций языческих богов на христианских святых.  (Мокошь – Параскева Пятница, Перун – Илья Пророк, Велес – Святой Власий).

А чего стоит неистребимая вера в духов природы: леших, домовых, русалок, которые успешно «переселились» в народные сказки ?

В качестве учебного пособия мы используем книги В. Калашникова «Боги древних славян», «Славянская мифология», «Славянские сказания», рекомендованные Министерством образования РФ для дополнительного образования школьников.

Культурная среда Санкт-Петербурга дает большие возможности для расширения образовательного пространства: народные календарные праздники в Российском Этнографическом музее, программы культурно-образовательного комплекса «Русская деревня Шуваловка».

Поскольку славянская мифология на 90% реконструирована и популяризируется сравнительно недавно, наш годичный курс предполагает совместное исследование разных источников и совместную проектную деятельность учителя, учащихся и родителей, которые с большим интересом открывают для себя родную древность вместе с детьми. Продукты проекта – презентации по темам программы, кроссворды, викторины и итоговый открытый урок-праздник.

ЗАДАЧИ КУРСА: работать над воспитанием в детях национального самосознания, раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка; заинтересовать его изучением мифологии и культуры своего народа и народов всего мира в целом; вспомнить с детьми обычаи и обряды предков, способствовать формированию навыков работы с дополнительной справочной литературой.

ЦЕЛЬ КУРСА:

1.  Показать связь славянской мифологии с историей русской культуры, познакомить учащихся с основными мифологическими персонажами славян, обычаями и обрядами наших предков;

2.  Формировать у учащихся заинтересованность в изучении мифологии и культуры славян, способность постичь гармонию с миром и самим собой.

3.  Воспитывать в учащихся уважение и интерес к своей национальной мифологии и культуре.

Педагогические принципы:

1.Принцип историзма и этнографической точности в подборе материала.

2.Принцип максимального погружения детей в познавательный материал.

3.Принцип «от простого - к сложному».

4.Принцип интегрированного подхода к решению поставленных задач.

5.Принцип сотрудничества детей и педагога в ходе работы.

6.Принцип единства переживания, познания и действия в процессе знакомства детей с традиционной культурой русского народа.

Содержание программы (34 часа)

Введение в предмет «Славянская мифология» - 2 часа

Мифы о сотворении и устройстве мира – 3 часа

Боги древних славян – 12 часов

Богини древних славян – 7 часов

Духи природы, дома и хозяйственных построек – 6 часов

Резерв (выездные мероприятия) – 4 часа

Календарно-тематический план

ТЕМА

Прим.

1

Введение в предмет «мифология»

2

Особенности мифологии восточных славян: незавершённость, устная традиция,

Реконструкция.

3

Миф о сотворении и устройстве мира в сравнении с мифами других народов.

4

Род и Рожаницы

5

Сварог и закон бесконечности жизни.

6

Велес и закон движения жизни

7

Даждьбог – податель благ

8

Семаргл – бог огня

9

Стрибог – бог ветра

10

Перун – бог грома и воинской славы

11

Мифы о Перуне

12

Солнечный бог Хорс

13

Ярило – бог плодородия

14

Крышень – спаситель мира.

15

Коляда и учение о великом Коло и малом Коло Сварога. Колядки как языческая традиция.

16

Купала и Кострома. Купальская ночь.

17

Святогор – хранитель Яви.

18

Мать Слава – дух народа

19

Лада и Леля – богини любви

20

Жива

21

Морана (Марена)  - богиня зимы и смерти. Мары.

22

Баба Яга – стражница на границе Яви и Нави

23

Мокошь – богиня судьбы

24

Доля и Недоля

25

Духи дома

26

Духи хозяйственных построек

27

Духи воды

28

Духи воздуха

29

Духи леса

30

Духи поля

31-34

РЕЗЕРВ

Планируемые результаты освоения предмета.

1 Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

- повышение уровня учебной мотивации.

- формирование основ российской гражданской идентичности

- формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии мировой     культуры

- воспитание чувства гордости за национальные достижения

- воспитание любви к родному краю

- воспитание гуманного отношения к людям

- принятие норм нравственного поведения в природе и обществе

- формирование основ экологической культуры

Метапредметные результаты

- познавательные как способность применять для решения учебных задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и др.)

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)

- коммуникативные как умение взаимодействовать с участниками учебной деятельности, связно и логично передать результаты изучения, владение рассуждением, описанием, повествованием.

Предметные результаты

-  расширение кругозора и культурного опыта

- формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

- расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира

-осознание целостности окружающего мира

- понимание старинных культурных народных традиций

ЛИТЕРАТУРА  для учителя

  1. Е. Левкиевская «Мифы русского народа» Москва, Астрель 2000.
  2. А. И. Асов «Русские веды» Москва, 1992.
  3. М. Семёнова «Мы – славяне» (популярная энциклопедия), СПб «Азбука-классика» 2007.

ЛИТЕРАТУРА для учащихся

  1. В. Калашников «Боги древних славян», «Славянская мифология», Москва, Белый город, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по Мифологии

"Подвиги Геракла" дети изучают в четвертом классе, по предмету Мифология. После изучения. детям предлагается проверить свои знания....

Персонажи славянской мифологии в художественной литературе

Презентация к урокам литературного чтения...

Мифология. Славянские Боги Сварог и Лада.

Презентация по литературному чтению. Славянская мифология....

славянская мифология

Домовой и прочие герои славянской мифологии...

Презентация "Славянская мифология"

Презентация к уроку  "Славянская мифология"...

Славянская мифология

Очень интересная тема, хотя и мало изучена....