Развитие детской речи. Пересказ.
статья (1 класс) на тему

Полноценное, богатое, всместе с тем правильное развитие речи у детей дает возможность точно высказать свои мнения, мысли при общении с окружающими детьми. Научить пересказывать текст -  одна из главных задач учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pereskazyvaniyu.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение пересказыванию.

Полноценное, богатое, вместе с этим правильное развитие речи у детей , дает возможность точнее высказать свои мысли при общении с окружающими людьми, совершенствует и развивает интеллект. Без речи невозможно формирование человека как личности, механизмов мышления, сознательной деятельности человека.

Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые учитель передает детям в процессе свободного каждодневного общения и которые они пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;
2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на занятиях по обучению монологической речи.

Темами сообщений могут быть события, случаи, происшедшие с ним или же могущие произойти по дороге на работу, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога-описания. Сообщения, предназначенные для детей, должны строиться как монолог-рассуждение.
Однако нужно помнить, что сообщения различаются по своим дидактическим задачам:
1) сообщение как рассказ чисто познавательного свойства, предназначенный для того, чтобы привлечь внимание детей к какому-то явлению и одновременно обогатить их лексику, дать новые грамматические и синтаксические формы;
2) сообщение — специальный дидактический материал для обучения пересказу, т. е. образец монологической речи, предназначенный для развития у детей именно умения пользоваться последней, активизации их лексики и грамматических навыков.
В монологи этого типа учитель может включать поэтому только знакомую детям лексику и грамматические формы, т. е. может говорить с детьми только о вещах и явлениях, им знакомых. Так нужно поступать до тех пор, пока дети не освоят трудную форму речи-монолога.
Педагог должен уметь правильно и выразительно излагать свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.
Учитель  просит родителей выслушивать своих детей по дороге, высказывая интерес к содержанию рассказа. Тем самым будет обеспечена тренировка в пересказе всем детям.
  Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом вопросами. Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста: 1) направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы), 2) подсказывающий, 3) наводящий, 4) прямой, 5) цепь прямых вопросов (план), 6) вопросы поисковые, 7) вопросы-указания. Пересказыванию должно предшествовать чтение детям данного текста.
 Учителю  часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребенок повторил этот ответ. От речевого развития ребенка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение, например приведенную выше потешку, чтобы он смог договаривать концы фраз, произносимых воспитателем. Первую потешку ему надо услышать, может быть, пять или десять раз, прежде чем он начнет узнавать ее, запомнит отдельные слова. Но вторую потешку или маленький стишок, предназначенный для его возраста, усвоит гораздо быстрее первого, если, конечно, с ним целенаправленно занимаются.
Помогая пересказывать детям третьего года жизни, учитель пользуется подсказывающими вопросами

   Если пересказывается большое по размеру художественное произведение (сказка, рассказ), дети могут пересказать на одном занятии только часть его, а другую часть следует перенести на другое занятие.
Пересказ по подсказывающим вопросам называют еще отраженным. Цель этого приема — добиться от детей повторения не отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста.
  Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети уже знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы учителя  они могут отвечать цитатами из стихотворения, но надо это с ними заранее обговорить.
При пересказе прозы также желательно, чтобы ответы детей были возможно ближе к художественному тексту. Поэтому прямые вопросы должны помогать им как можно полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста.

Детям учитель  помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию (цепь) вопросов, развивающих тему, т. е. составляет простой план пересказа.
Сначала план может состоять всего из двух-трех вопросов. В дальнейшем, по мере того как дети усвоят необходимость излагать события во временной последовательности (повествовательные тексты), научатся пересказывать описательные тексты, план изложения должен усложняться.
Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы они восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Пересказывать его можно и по частям: учитель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание, и дети пересказывают данный отрывок. При этом он следит за тем, чтобы они правильно произносили слова и составляли предложения, а также выразительно передавали разговор действующих лиц.
  При обучении пересказу учитель должен помнить и о том, чтобы дети, передавая диалогическую речь, учились изменять интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
После пересказа этой сказки сам собой напрашивается такой поисковый вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?» Нужно, чтобы сначала дети ответили на этот вопрос кто как может. Потом воспитатель подытоживает все сказанное: «В трудную минуту заяц поступил очень храбро. Он на себя отвлек собак, сам подверг себя опасности, чтобы спасти другого — тетку ворону. Ему, наверное, было страшно, но он не струсил. Значит, заяц оказался храбрецом». Кто-либо из детей повторяет этот вывод.
А вот какие вопросы-указания могут быть поставлены к рассказу Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»:
1. Расскажи сначала, почему бывает трудно спасать детей из горящего дома во время пожара.
2. Потом расскажи, зачем при пожарных частях держат служебных собак.
3. Теперь расскажи о Бобе. Кто он? Сколько детей он спас? Подробно перескажи, как Боб спас девочку.
4. А теперь расскажи и о том, как Боб ошибся: принял куклу за живую и тоже спас ее.
5. Подумай, почему он ошибся. (Воспитатель должен помочь ребенку ответить на этот вопрос — если потребуется, должен ответить сам, а ребенок повторит.)
После пересказа учитель  может поставить вопрос: «Понравился ли вам Боб? Почему?»
Обычно малыши с волнением слушают этот рассказ Л. Н. Толстого, охотно его пересказывают. Собака Боб вызывает у них самые нежные чувства. На вопрос, понравился ли Боб, отвечают наперебой: «Да». На вопрос же: «Почему?» — ответить затрудняются. Помощь будет заключаться в том, что он еще раз прочитает текст начиная со слов «Один раз загорелся дом» и до конца и попросит кого-нибудь пересказать данный отрывок как можно ближе к тексту. Затем непременно нужно сказать детям, что это и есть ответ на вопрос, почему понравился Боб.
Большие по размеру художественные произведения пересказывать целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, описания вещей или событий. Например, в стихотворном рассказе С. Михалкова «Дядя Степа» целесообразно поработать над отрывками, указанными ниже. При этом, как обычно, воспитатель сначала читает текст каждого отрывка, а затем дает указания для пересказа и рассуждений.
I. Утро дяди Степы.
1. Расскажи, как дядя Степа поднимался по утрам с постели и что он тогда делал.
2. Как ты думаешь, когда он делал зарядку: после того, как окна настежь открывал или после душа?
II. Дядя Степа спасает утопающего, предотвращает аварию поезда и тем самым спасает пассажиров, затем птиц на пожаре.
1. Расскажи, кого спасал дядя Степа.
2. Как он спас тонущего ученика?
3. Как он спас пассажиров мчавшегося поезда?
4. Как он спас птиц из горящего дома?
5. Как дядя Степа оценивал свои поступки: требовал награды, хвастался ими или делал все просто потому, что был добрый и хотел, чтобы всем было хорошо?
После чтения и пересказа этих отрывков из «Дяди Степы» дети обязательно оценивают героя, т. е. выражают свое отношение к нему.
— Понравился вам дядя Степа? — спрашивает в заключение учитель.— Почему?
Будет хорошо, если на вопрос «Почему?» дети ответят цитатами из стихотворения.
Если учитель  только изредка предлагает поисковые вопросы, то, работая с детьми седьмого года жизни и приучая их не просто пересказывать, но именно рассуждать, вникая в смысл художественного произведения, он задает вопросы преимущественно такого типа, не исключая при этом прямых, наводящих и даже подсказывающих вопросов.
Очень продуктивной в этом отношении может быть работа над отдельными частями стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а также над рассказами М. Пришвина «Золотой луг» и «Еж».
В. Маяковский, «Кем быть?». I. Столяры и плотники.
1. Что делают столяры и плотники? Какими инструментами они работают?
2. Зачем нужен им верстак?
3. Что делают они пилой, рубанком на токарном станке?
4. Почему нужна людям работа столяров и плотников?
II. Инженеры.
1. Что сначала делает инженер-строитель?
2. Вспомните, с чего начинается строительство дома.
3. Какая часть дома называется фасадом?
4. Какие машины облегчают труд строителей? (Обязательно отметить: раньше и теперь.)
5. Почему нужна людям работа строителей?
III. Врачи.
1. Для чего врач осматривает язык, горло у детей? Для чего он ставит градусник?
2. Зачем врач прописывает больным людям таблетки, порошки, микстуру?
3. Правильно ли поступают те дети, которые, заболев, отказываются от лекарства? (Люди, заболев, обязательно должны принимать лекарства, если хотят быстро поправиться, хотя принимать лекарства всегда и всем неприятно.)
4. Почему нужна людям работа врача? IV. Рабочие.
1. Почему людям легче работать вместе, чем в одиночку?
2. Что делают на заводе рабочие? Куда поступают предметы, которые они сделали?
3. Можно ли обходиться без труда рабочих?
М. Пришвин, «Золотой луг».
1. Приходилось ли вам видеть лужок, покрытый цветами? Показался ли он вам красивым?
2. Чем удивил «золотой луг» мальчика (рассказчика)?
3. С чем мальчик (рассказчик) сравнил цветки одуванчиков и почему?
4. Почему можно назвать одуванчик одним из самых интересных цветов?
М. Пришвин, «Еж».
1. Почему вам понравился ежик? (Он трудолюбивый; гнездо себе устраивает старательно, запасается пищей; полезен — мышей ловит. Ежик доверчивый, когда люди к нему добры; он общителен: пьет молоко, берет хлеб из рук.)
2. Понравился ли вам рассказчик (писатель Пришвин), его отношение к ежику? Что он делал, чтобы расположить к себе зверька, чтобы вызвать у него доверие к себе? (Дети должны описать поведение рассказчика, показать, что он добр к ежику.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Схема нормального развития детской речи

Ответ на часто задаваемые вопросы.Периоды формирования лексико-грамматического строя речи у детей....

Конспект НОД по развитию связной речи для детей 2 младшей группы "пересказ сказки "Репка"."

Развиваем связную речь с детьми второй младшей группы посредством перессказа русской народной сказки "Репка" с использованием магнитной доски....

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ «загадочных историй» по Н. Сладкову."

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема недели   «Цирк»....

Схема нормального развития детской речи по А.Н.Гвоздеву

Уважаемые родители и педагоги! В этом учебном материале вы сможете познакомится с возрастными особенностями появления детской речи....

Этапы развития детской речи.

Этапы развития детской речи: от 4 до 7 лет....

Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...