Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
статья (4 класс) на тему

Пискунова Рушания Ревкатовна

^ I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, ко­торый должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
 


  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уча­щимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбо­ра и свободы самоопределения;

  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проек­том выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различ­ных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несо­стоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во­просы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.


^ II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни­ками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники сво­бодны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. 

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:
 


  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимо­действие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках инфор­мации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиоте­карь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отно­шении взрослых происходит переход с позиций социальной ин­фантильности (он - ответственный опекун, я - безответствен­ный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессио­нал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - чело­век, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объек­ты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информа­цию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельно­сти. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагае­мые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информа­ции, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное пе­дагогическое значение.



^ Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».


^ Банк проектов


Учебная деятельность


Предметы


1 класс


2 класс


3 класс


4 класс


Русский язык


Эти удивительные буквы.


Как хорошо уметь грамотно писать.


Строим слова и предложения.


Волшебница речь.


Математика


Эти удивительные цифры.


Измерение времени.


Вычислительные машины.


Свойства площади.


Литературное чтение


Устное народное творчество


Загадка.


Сказки русских писателей.


Басни.


Технология


Панно «Осенний букет»


Рамка для фотографий


Мягкая игрушка «Рыбка»


Салфетка


Изо


Сказочные герои.


Народное творчество.


Дизайн в нашей жизни.


Изобразительное искусство.


Окружающий мир


Родной город.

Встречаем зиму.

О Жучках и Мурках.


Профессии.

Города России.

Пернатые друзья.


Страны мира.

Путешествие капельки.


Красная книга, или возьмём под защиту. Родословная.


Внеурочная деятельность


Подпрограммы


1 класс


2 класс


3 класс


4 класс


ПДД


Виды транспота.

Дорожные знаки.

Правила для пешеходов.

Добрый светофор.


Регулирумая дорога.

Твой ежедневный маршрут.

Дорожные знаки в моей окрестности.

Расставь дорожные знаки на перекрёстке


История светофора.

Зелёная дорога.

О чём говорят дорожные знаки.

Где можно и где 

нельзя играть


Безопасность пешеходов.

Понятия и термины ПДД.

Нерегулируемые перекрёстки.

Ситуации на дороге.


Мир добра


Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?


Жизнь дана на добрые дела


"Достопримеча-тельности нашего города"


«Гармония в природе"


Умники и умницы


Конкурс мате-

матических развлечений.

Мое любимое число.

Чемпионат класса по логической игре.


Самый умный. Конкурс математических развлечений. Энциклопедия логических развлечений. Математический праздник.


Чемпионат класса по логической игре. Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли). Моя олимпиада. Чудесные загадки. 


Бумажный домик с мебелью. Республика Коми в цифрах. Кроссворды по теме «Наши имена». Моя олимпиада. 



Краеведение-экология


Экологические правила поведения в природе.


Зелёная аптека родного края.


Сыктывкар – миян кар.


Я и будущее моего края.


Жизнь без вредных привычек: полезные навыки


Я - уникальный человек.


Вкусы и увлечения.


Учусь взаимодействовать.


Дерево достижений.



Игротека


Русские народные игры. Проводы зимы.


Коми народные игры. Проводы зимы.


Зимние эстафеты.


Игра, которую придумали мы сами.



^ Этапы проектирования.


Таблица 1 Понедельное планирование выполнения проекта


Этапы проектной деятельности


Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности


Виды деятельности учащихся


Деятельность учителя


дидактические материалы (список)


доступные источники информации (список)


материалы, инструменты, оборудование


В школе


дома

       



Таблица 2 Этапы работы над проектом


Этапы работы над проектом


Цели и задачи


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1. Погружение в проект 


Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.


Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.


Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. 


Помогает сформулировать:

• проблему проекта; 

• сюжетную ситуацию; 

• цель и задачи. 


Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.


Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.


Помогает в анализе


и синтезе, наблюдает,

контролирует.


Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.


Формирует необходимые специфические умения

и навыки.


Осуществляют вживание в ситуацию.


Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.


Получают дополнительную информацию. 


Определяют свои потребности.


Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.


Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;


• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.



2.Планирование деятельности 


Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.


Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).


Предлагает учащимся: 

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы; 

• распределить роли в группах; 

• спланировать деятельность по решению задач проекта; 

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.


Формирует необходимые специфические умения


и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов



Осуществляют: 

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе; 

• планирование работы; 

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.


Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.


Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
 


3. Осуществление деятельности по решению проблемы 


Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. 

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).


Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.


Контролирует соблюдение правил техники безопасности.


Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.


Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.


При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.


4.Оформление результатов. 


Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.


Наблюдает, советует,


направляет процесс анализа.


Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.


Оформляют проект,


изготавливают продукт.


Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы


5. Презентация результатов 


Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.


Организует презентацию.


Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.


При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.


Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. 


Выступает в качестве эксперта.


Принимает отчет: 

• обобщает и резюмирует полученные результаты; 

• подводит итоги обучения; 

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; 

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.


Выбирают (предлагают) форму презентации.


Готовят презентацию.


Продолжают оформлять портфолио.


При необходимости консультируются с учителем (экспертом).


Осуществляют защиту проекта. 


Отвечают на вопросы слушателей.


Демонстрируют: 

• понимание проблемы, цели и задач; 

• умение планировать и осуществлять работу; 

• найденный способ решения проблемы; 

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.



^ Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. 

^ Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

^ Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д. 

Список литературы.


1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.


15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом 

^ I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;


  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.


^ II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. 

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:


  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.



^ Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».


^ Банк проектов


Учебная деятельность


Предметы


1 класс


2 класс


3 класс


4 класс


Русский язык


Эти удивительные буквы.


Как хорошо уметь грамотно писать.


Строим слова и предложения.


Волшебница речь.


Математика


Эти удивительные цифры.


Измерение времени.


Вычислительные машины.


Свойства площади.


Литературное чтение


Устное народное творчество


Загадка.


Сказки русских писателей.


Басни.


Технология


Панно «Осенний букет»


Рамка для фотографий


Мягкая игрушка «Рыбка»


Салфетка


Изо


Сказочные герои.


Народное творчество.


Дизайн в нашей жизни.


Изобразительное искусство.


Окружающий мир


Родной город.

Встречаем зиму.

О Жучках и Мурках.


Профессии.

Города России.

Пернатые друзья.


Страны мира.

Путешествие капельки.


Красная книга, или возьмём под защиту. Родословная.


Внеурочная деятельность


Подпрограммы


1 класс


2 класс


3 класс


4 класс


ПДД


Виды транспота.

Дорожные знаки.

Правила для пешеходов.

Добрый светофор.


Регулирумая дорога.

Твой ежедневный маршрут.

Дорожные знаки в моей окрестности.

Расставь дорожные знаки на перекрёстке


История светофора.

Зелёная дорога.

О чём говорят дорожные знаки.

Где можно и где 

нельзя играть


Безопасность пешеходов.

Понятия и термины ПДД.

Нерегулируемые перекрёстки.

Ситуации на дороге.


Мир добра


Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?


Жизнь дана на добрые дела


"Достопримеча-тельности нашего города"


«Гармония в природе"


Умники и умницы


Конкурс мате-

матических развлечений.

Мое любимое число.

Чемпионат класса по логической игре.


Самый умный. Конкурс математических развлечений. Энциклопедия логических развлечений. Математический праздник.


Чемпионат класса по логической игре. Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли). Моя олимпиада. Чудесные загадки. 


Бумажный домик с мебелью. Республика Коми в цифрах. Кроссворды по теме «Наши имена». Моя олимпиада. 



Краеведение-экология


Экологические правила поведения в природе.


Зелёная аптека родного края.


Сыктывкар – миян кар.


Я и будущее моего края.


Жизнь без вредных привычек: полезные навыки


Я - уникальный человек.


Вкусы и увлечения.


Учусь взаимодействовать.


Дерево достижений.



Игротека


Русские народные игры. Проводы зимы.


Коми народные игры. Проводы зимы.


Зимние эстафеты.


Игра, которую придумали мы сами.



^ Этапы проектирования.


Таблица 1 Понедельное планирование выполнения проекта


Этапы проектной деятельности


Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности


Виды деятельности учащихся


Деятельность учителя


дидактические материалы (список)


доступные источники информации (список)


материалы, инструменты, оборудование


В школе


дома



Таблица 2 Этапы работы над проектом


Этапы работы над проектом


Цели и задачи


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1. Погружение в проект 


Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.


Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.


Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. 


Помогает сформулировать:

• проблему проекта; 

• сюжетную ситуацию; 

• цель и задачи. 


Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.


Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.


Помогает в анализе


и синтезе, наблюдает,

контролирует.


Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.


Формирует необходимые специфические умения

и навыки.


Осуществляют вживание в ситуацию.


Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.


Получают дополнительную информацию. 


Определяют свои потребности.


Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.


Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;


• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.



2.Планирование деятельности 


Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.


Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).


Предлагает учащимся: 

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы; 

• распределить роли в группах; 

• спланировать деятельность по решению задач проекта; 

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.


Формирует необходимые специфические умения


и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов



Осуществляют: 

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе; 

• планирование работы; 

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.


Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.


Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.


3. Осуществление деятельности по решению проблемы 


Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. 

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).


Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.


Контролирует соблюдение правил техники безопасности.


Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.


Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.


При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.


4.Оформление результатов. 


Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.


Наблюдает, советует,


направляет процесс анализа.


Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.


Оформляют проект,


изготавливают продукт.


Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы


5. Презентация результатов 


Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.


Организует презентацию.


Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.


При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.


Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. 


Выступает в качестве эксперта.


Принимает отчет: 

• обобщает и резюмирует полученные результаты; 

• подводит итоги обучения; 

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; 

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.


Выбирают (предлагают) форму презентации.


Готовят презентацию.


Продолжают оформлять портфолио.


При необходимости консультируются с учителем (экспертом).


Осуществляют защиту проекта. 


Отвечают на вопросы слушателей.


Демонстрируют: 

• понимание проблемы, цели и задач; 

• умение планировать и осуществлять работу; 

• найденный способ решения проблемы; 

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.



^ Презентация проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. 

^ Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

^ Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д. 

Список литературы.


1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.


15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль учителя, родителей и ученика при работе над проектом".

В данной статье говорится, что важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. ...

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

^ I. Роль учителя.Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а ...

Эффективное взаимодействие учителя и ученика во внеурочной деятельности

Проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Но во внеурочной деятельности взаимозависимость характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения явл...

Научная публикация «Система взаимодействия учителя и ученика в ретроспективе»

Проблема взаимодействия "учитель-ученик" особенно актуальна в современной образовательной практике. Ответы на многие вопросы можно найти , изучив историю отношений "учитель-ученик"...

Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и вс...

Грани взаимодействия учитель и ученик

Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном колл...

Взаимодействие учителя с учениками

Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном колл...