Исследовательская работа "Игры бабушек и внуков"
проект на тему

Обзор игр прошлого и современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«средней  общеобразовательной  школы № 17№

Исследовательская  работа

«Игры  бабушек  и  внуков»

Выполнили  учащиеся  4  класса

учитель  начальных классов: Савинкина Т. Н.

Г. Ухта, пгт Боровой

2013г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I

1.1.Какие  бывают  игры………………………………………………….. 5

1.2.Значение  игры  в  жизни  ребёнка……………………………………6

1.3.Игра  в  жизни  современного  школьника…………………………...7

1.4.Игры  наших  бабушек………………………………………………..10

Глава I I

2.1.Какой  бывает  игрушка………………………………………………10

2.2.Современные   игрушки……………………………………………... 11

2.3.Игрушки  старшего  поколения ……………………………………..14

Заключение ……………………………………………………………….17

Введение

  Игрушка – очень  древнее  изобретение человечества. Уже  в  могилках  первобытной  эпохи  были  обнаружены  детские  игрушки. На  детские  игрушки  издавна  обращали внимание  крупные мыслители. Аристотель  настаивал  на  том, чтобы в  интересах  воспитания  изобретали для  детей  пригодные  игрушки, иначе  дети  станут  ломать  в  доме  вещи. Философ Архитас стал   знаменитее  тем, что  изобрёл  для детей  погремушку. Лафарет  придумал  игру  и деревянные  кирпичики для  детских  строек. По  мнению  Платона, Локка, Фребеля  и  других, излюбленные  игрушки детей могут служить  первой  пробой  для пытливого  ума  и  склада  характера. На  месте  поселений, где  жили  славяне, археологи  находят  бытовые  и  культовые  предметы, изделия ремесленников, в том  числе  и  игрушки. Древнейшее  из  них  найдено  в  славянских  погребениях  в  6 – 8  веков.  Сохранились  в  основном  только  глиняные. Реже  из кости.  Традиционные игрушки – мудрое  средство  народной  педагогики, обучающее  детей  трудовым  навыкам, передающее  от  старшего  поколения  к  младшему  накопленный  веками  опыт. В самой  бедной  крестьянской  избе  у  детей  было  достаточно  незатейливых  игрушек, взрослые никогда  не  выбрасывали их,  не разрушали  игровых  построек, считалось, что весёлые  детские  игры  способствуют счастью  в  доме.

  В  Москве  был  особый потешный  ряд  с  великим  разнообразием  игровых  потех: от свистулек и мячей   до игрушечных пушек  и кораблей . По всей России  были   разбросаны  многочисленные  народные  потешные  промыслы – игрушки  из  самых  разных  материалов.

  Издавна известны  центры  производства  игрушек – это  глиняная  игрушка  в Вятке, Каргополе, Архангельской и Тульской  областях, промыслы  деревянной  игрушки в Нижегородской области.  Крупнейший  центр игрушки – Сергиев  Посад  в  Московской  области. В Сергиевом  Посаде  находится  уникальный  Музей  игрушки, это  яркое  свидетельство  заботы  и  любви  к  детям  многих  поколений  наших  соотечественников. Эти  игрушки  могут  показаться неказистыми, на  первый  взгляд  не  такими  броскими  и  яркими, кА  современные, но  это – настоящие  игрушки, воплощающие  добро, мудрость, семейное тепло, подлинную заботу Взрослых о Маленьких.

Цель  моей  работы: изучение  возникновения, развития  игр, их влияния на жизнь  человека  в далёком  прошлом  и  в  наши дни.

3

Задачи:

-изучить  историю развития игр;

-изучить особенности игры как  вида  человеческой  деятельности;

-пробудить  интерес к  игре  как  явлению человеческой  культуры;

Методы: изучение  литературных  источников, классификация, проведение  опроса; обработка  полученных  данных.

Объект: исследования: игра.

Предмет  исследования: история  игры, её  влияние  на жизнь  человека.

4

Глава I.

Какие  бывают  игры

 Игры  бывают  разнообразными. Существует несколько  классификаций игр.

Согласно  одной  из  них  игры  подразделяются на:

1.Подвижные (игры  с  мячом, скакалкой, обручем  и др.)

2.Дидактические (загадки, игры – предложения, игрушки – слова и др.)

3.Сюжетно – ролевые (воспитание  положительных  моральных  качеств  по  образу ролей,  примером  такой  игры может  служить6 «Школа», «Больница»).

4.Профориентационные ( подготовка   к профессиональному самоопределению).

5.Компьютерные.

6.Творческие.

7.Деловые (могут  быть  учебными, исследовательскими, управленческими, аттестационными).

Все  игры  условно  можно  подразделить  на  две  группы: организованные (под  руководством  педагога, воспитателя, родителей и др.) и  неорганизованные (стихийные  игры  на  основе  предшествующего  опыта).

Творческие  игры  различаются  по  содержанию( отражение  быта, труда взрослых); по  виду (игры, сюжет  которых придумывают  сами  дети, разыгрывание  сказок  и  рассказов, строительные).При  всем разнообразии  творческих  игр в  них  есть общие черты: дети  сами  выбирают тему  игры, развивают  её  сюжет, распределяют между собой  роли, подбирают нужные  игрушки. Все  это  происходит в  условиях  тактичного  руководства  взрослых, которые  направлены на то, чтобы  возбуждать  инициативу, активность  детей, развивать  их  творческую  фантазию, сохраняя  при  этом  самодеятельность.

Игры с  правилами  имеют  готовые  и заранее установленную последовательность действий; главное  в них  соблюдение правил. Они  делятся  на  две  большие группы – подвижные  и  дидактические.

5

Значение  игры

  Игра  имеет  важное  значение в жизни  ребенка,  такое же, как  у  взрослого – работа. Каков  ребенок в игре, таков  во  многом  он  будет  в  работе, когда  вырастет.

  Если  заставить  ребенка  стоять  смирно, то  он  не  простоит  и  2  секунд; но  вот мы  произносим «Море  волнуется раз, море волнуется -   два, море волнуется   - три. Замри!» и самые  непоседливые  мальчишки  и  девчонки  замирают  даже  на  одной  ножке. Игра  учит  произвольному  поведении.

Можно  долго  объяснять ребёнку «Что  такое  хороши, что  такое  плохо», но только  сказка и  игра  через  сопереживание, через  постановку  себя  на  место  другого  могут  научить  правильно  действовать  и  поступать. Дети  учатся  терпимости  к  другим, смирению, заботе  о  других.

Игра – ведущая  деятельность  в  дошкольном  возрасте. С помощью  игры  легче  обучать  ребенка  и  приятнее  его  воспитывать.

Игра – способ  общения  между  детьми. Она является  для  ребенка тем, же чем  речь  является  для  взрослого.

В игре  ребенок  знакомится  с  окружающими  предметами и  явлениями, усваивает  опыт  других  поколений.

6

 Игра  в  жизни  современного  школьника

А  какие  игры  предпочитают  дети  сегодня? В какие  игры  играли  родители?  Группа  учащихся  4  класса  провела  в  виде  анкеты  опрос.  Она  состояла  из  четырёх открытых  вопросов. Возраст  респондентов 7 – 11 лет. Это  - учащиеся  начальных  классов. Всего  35  человек.    Результаты  представлены  в  цифрах  и  диаграммах.

1.Продолжи  фразу: «Игра – это…»

Из  ответов видно, что  большинство  учащихся, считают  что  игра -  это  удовольствие – 51%. Это  связано с тем, что  для  младших  школьников (7 – 10 лет) игра  не  является  ведущей  деятельностью. Они  связывают  её  с  отдыхом  после  учёбы.

Отнеси  игру  к  определённому  виду  деятельности  человека – 12%. Не  смогли  ничего  написать – 2 человека – 6%.

2.Сколько  времени  в  день  вы  играете?

7

Из  приведённой  диаграммы  видно, что  77% респондентов  играют  более  4  часов  в  день.

Менее одного  часа  играют – 4 человека.  Всегда – 3  человека.

3. Твои  любимые  игры?

8

Большинство  респондентов – 20  человек – 57 % называют  своими  любимыми  игры  компьютерные.  Подвижные  игры  назвали  любимыми – 18  человек – 51%. Печально, что  интеллектуальные, развивающие  игры не  очень  популярны  среди  младших  школьников – 9  человек – 27%.

4.Участвуют  ли  в  твоих  играх  родители?

Лишь  треть  респондентов  смогла  утвердительно  ответить  на  вопрос. Таким  образом, именно  неорганизованные  игры  наиболее  распространены  среди  учащихся  4 – 5 классов.

Проанализировав  анкеты, мы смогли  составить  такую  таблицу:

Игры  их  ровесников:

№п/п

игры

девочки

мальчики

всего

1.

Компьютерные  игры

8

12

20

2.

Прятки

9

9

18

3.

Догонялки

7

11

18

4.

Жмурки

5

5

10

5.

«Войнушка»

-

7

7

6.

Игрушки, куклы, машинки

8

4

12

7.

Спортивные  игры (футбол, пионербол, баскетбол)

4

7

11

8.

Настольные  игры (шашки, шахматы, карты, пазлы)

5

4

9

Игры  наших  бабушек  и  дедушек ( всего  опрошено  18 ч.)

№ п/п

игры

бабушки

дедушки

всего

1.

Клек (муха)

8

8

16

2.

Прятки

10

8

18

3.

Пятнашки

10

8

18

4.

Жмурки

7

5

12

5.

Лапта

5

8

13

6.

Третий - лишний

10

6

16

7.

«Гори – гори ясно»

10

5

15

8.

Настольные  игры (шашки, шахматы, домино, карты)

10

8

18

9.

Спортивные  игры

8

8

16

10.

Спокойные  игры (куклы, машинки)

10

8

18

Наши бабушки  и  дедушки  любили   играть  в  спортивные  игры, шашки, шахматы, им нравилось  играть  в  спокойные  игры (куклы, машинки). Также  много  они  назвали  подвижных  игр. Незнакомыми  для  нас  оказались  такие  игры, ка  чехарда, лапта, клек (муха). Некоторые  игры, такие, как жмурки, прятки, вышибалы, передаются  из поколения  в  поколение.

Глава II.

Какой бывает  игрушка

Игра и  игрушка не  отделимы  друг  от  друга.  Игрушка  может  вызвать к  жизни  игру, а  игра  требует для  себя  новую  игрушку. И  не  случайно  в  играх  детей  участвуют  не  только  игрушки,  купленные  в  магазине, но и  сделанные  родителями  или  самими  детьми. В каждом  возрасте  ребенку  нужны  игрушки, различные  по  тематике  и назначению:  сюжетные  игрушки,  куклы, фигурки  животных. Мебель, посуда; технические  игрушки: транспортные, конструкторы, игрушки – орудия  труда (совочек, молоток, отвертка, щетка); театральные, музыкальные  игрушки, спортивные.

Игрушки  бывают  следующих  типов:

-игрушка  готовая. Механическая  или  простая. Это  разные  автомобили, пароходы, лошадки, куклы и пр.

10

- игрушка   полуготовая,  требующая  некоторой  доделки, картинки  разрезные, кубики, конструкторы, разборные  модели.

-игрушка – материал: глина, песок, бумага, растения, проволока, гвозди, дерево.

Готовя  игрушка  хороша  тем, что  она  знакомит  ребенка  со  сложными  идеями  и  вещами. Механические  игрушки  полезны  только  тогда, когда  ребенок  действительно  с  ними  играет, а не только  бережет  для  того, чтобы  похвастаться  перед  соседями. Автомобили  должны  что – нибудь  перевозить, куклы  должны  и  спать, и  бодрствовать, одеваться  и  раздеваться. Ходить  в  гости  и  совершать  какую – нибудь  полезную  работу  в  игрушечном  царстве.

    Второй  тип  игрушек  хорош  тем, что  здесь  ставится  перед  ребенком  какая – нибудь  задача – такая, которую  нужно  решить  с  известным  напряжением.

    Игрушки  третьего  сорта – различные  материалы – представляют  самый  дешевый  и  самый  благодатный  игровой  элемент. Если  есть  кусочки  стекла  или  слюды, из  них  можно  сделать  окно, и для  этого  нужно  придумать  рамы,  следовательно, возбуждается  вопрос  о  постройке  дома. Если  есть  глина  и  стебли  растений  возникает  вопрос  о  саде.

Современные  игрушки

  Размышляя  о  современных  игрушках, мы  решили  сходить  в  магазин  и  посмотреть, что  там  можно  купить. Игрушки, которые  мы  увидели,  мы  будем  оценивать  в  соответствии  со  следующими  требованиями:

  1.  Игрушка  должна  быть  безвредной. В ней  не должно   быть  вредных  материалов  и  ядовитых  красок.
  2. Должна  быть  прочной.
  3. Должна учить. Развивать  творческие  способности.
  4. Должна  будить  в  ребенке  хорошие  чувства6 нежность. Доброту. Заботу. Должна  воспитывать.
  5. Должна  приучать  к  совместной  деятельности.
  6. Должа  соответствовать  представлениям  о  красоте. Развивать  чувства  прекрасного. А  не  дурной  вкус.
  7. Должна быть по  доступной  цене.

Входя  в  магазин. Мы  увидели  множество  игрушек  для  девочек. Это

11

 Были  коробочки  с  куклами  Барби, бой – френдами  Кенами, разнообразными  нарядами,  мебелью, украшениями,  косметикой, с целыми  комнатами (ванная, спальня, кухня)  для  этой  популярной  куклы.

Из  истории  создания  куклы.

Она  была  создана  Американкой  Рут Хендлер. Это была противоречивая: одни  восхищались  её  красотой, другие  говорили  о взрослых  формах  её  тела  и  губительных  последствиях  игры  с  ней. Р. Хендлер  создала  куклу -  взрослую  женщину. Если  раньше  девочки  играли в  дочки – матери, то  здесь им  предлагалось  поиграть во  взрослую  жизнь. Не  надо  ни  о  ком  заботиться, беспокоиться, главное, быть  красивой, уверенной  в  себе, нравиться  мужчинам, добиваться  успеха  во  всем. Барби  усиленно рекламировали, появляется  детская  косметика Барби, одежда  для  девочек, сумочки, зеркала, портфели, тетради  с  изображением  этой  куклы, журнал  «Барби». Кукла завладела  умами  и  сердцами  своих  поклонниц, но  детские  психологи  утверждают. Что  игры  с  ней  небезопасны.

Итак, кроме  того, что  эти  игрушки  не  отвечают  требованиям  воспитания в  детях добрых  качеств. Они  еще  весьма  дороги.

Далее  мы  увидели других  кукол: традиционные  куклы – девочки младенцы. Красиво одетые, в больших  коробках. Они  были  тоже  доступны  по  цене  не  всем. Из  трех  кукол  поменьше  и  подешевле  двое  почему – то  были  негритятами. В общем, выбрать  куклу  для  покупки  оказалось  делом  непростым.

Потом  мы  увидели  кукол  для  мальчиков. Это  в основном  были  военные, ужасающие  человеки – пауки, бетманы с красными  глазами.

Слегка  передохнули  около  мягких  игрушек. Миле  мишки  всех цветов  и  размеров, пышные  бегемоты. Смешной  ёжик. Все эти  игрушки  приятно  было  взять  в  руки  и потискать.

Около  настольных  игр нас  опять  подстерегло  разочарование6 игр  было  немного, а из  тех, которые  предлагались  некоторые  не  отвечали  требованиям, изложенным  выше. Послушайте  их  названия: «Найди  своего  принца», «Ухажер  для  Нюши», «Пираты», «Тайна старого  замка»  с  изображением  змееподобных  чудовищ  на  развалинах  замка.

Выбор машинок  был  очень  широк. Некоторые  из них  нам  понравились, но  некоторые  были  очень  дороги, а  другие  по  доступной  цене  были  плохого  качества,  непрочные.

12

В  конструкторах, предлагаемых  покупателю, не  было  большого  разнообразия, но нам  понравился  конструктор  «Кремль», и  несколько  технических  конструкторов. Спортивных  игрушек  было  маловато: груши  с  боксерскими  перчатками, ракетка  с  теннисными  мячиками и  что – то еще. Не  увидели  мы  здесь  простых  и  любимых  всеми  маленьких  мячиков, скакалок, кеглей, обручей.

Далее  следовали  фигурки  животных. В  основном  это  были  обитатели  дальних  стран: жирафы, бегемоты, крокодилы, гепарды. Смотреть  на  них  было  интересно, но  добрых  чувств  они  не  вызывали.

Отвратительными  показались нам игрушки  из  серии «Не  тронь! Опасное  животное!» Змеи, ящерицы и  кто – то  еще  невиданный  не  вызывали  симпатии. Ими  можно  было только  пугать.

Здесь   же стоял  шкафчик  с детской  посудой. Бутылочки  для  малышей, яркие  тарелочки, ложечки. Среди  прочего – «Кружка для  Принцессы». Интересно, захочется  ли девочке, пившей из этой  кружки, помыть  после  себя  посуду  или  подмести  пол?

А  вот, наконец, и настоящие  игрушки  для  мальчиков:  пистолеты, ружья, рыцарские  доспехи. Многие  ружья  стреляют  специальной  пластмассовой  дробью. Я думаю, это  небезопасно. Есть  лук  и  стрелы, мяч  с  резной  рукоятью. Но мамы  отказывается  их  покупать. По  их  мнению, они  сломаются  в  тот  же  день.

А вот и звуковые  игрушки: металлофоны, губные  гармошки, пианино. Если  они не фальшивят, то  это  полезные  игрушки.

Бродя  по  магазину, мы  обратили  внимание на то, что  многие  игрушки  изготовлены  за  границей. Есть  и  те,  которые  сделаны  у  нас  в России. Они прочнее, умнее, добрее, чувствуется  забота  старших о детях.

13

Игрушки  старшего  поколения

 Игрушки  издавна   были  чаще  всего  домашними  поделками. Их  мастерили  из  того, что  имелось под  рукой: тряпок, соломы, глины, дерева. Получалось  немудрено, но  всегда  со  здравым  смыслом. Так, глиняные  игрушки  производились  повсюду, где  имелось горшочное  или  гончарное дело.  Остался  комок  глины у мастера, на  кувшин  или  чашку  маловато, а на  птичку – свистульку в  самый раз.  Мастеру  потеха, а  детишкам  радость. Вылепленная  и  обожженная  игрушка  обычно  раскрашивалась. Возникший  промысел  в  вятской  Дымковской  слободе  получил  всемирную  известность.

С рождением  ребенка  игрушка  становилась  непременным  спутником  детской  жизни.  Самым  маленьким  предназначались  погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с  яркой  окраской. Их  точили  из  дерева, лепили  из  глины, плели  из  прутьев  и  лыка, внутрь  клали  камешки  или  горох. По мере того как   подрастал  ребенок, изменялись и усложнялись  игрушки. Теперь  они  помогали ему  учиться  ходить. Для этого служили напольные  каталки, каталки на палочке. Игрушки  разрисовывали  ярким  узором. Ритм вращения  и  звук буквально  завораживали  ребёнка, увлекая  его  за  собой – и малыш  учился  ходить.

Следующей  каталкой  был  конь  на  верёвочке. Он покорно. Возле  маленького  хозяина, следовал  за  ним по  пятам, и  ребёнок  переживал  первые ощущения  своей  силы  и  превосходства. Так  игрушка  развивала  дитя  физически  и  воспитывала духовно.  Самые  разные  воспитательные  функции  выполняли  другие  игрушки. Примерно  с  двух  лет  крестьянский  ребёнок  распоряжался  ими  вполне  самостоятельно. Его  игровой  набор  был  обычно, не  богат, зато отличался  практичностью. Игрушки для  бросания  и  стрельбы: мечи,  луки – тренировали  в  нем  меткость  и  ловкость. Волчки, кубари, жужжалки  открывали  тайны  механики, прививали  технические  навыки. Дудки, сопелки, свирели, свистульки  развлекали  и  знакомили  с  народной  музыкой. Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки  приобщали  ребенка  к  повседневному  деревенскому труду. Помните  один  из  рассказов Л. Толстого  для  детей «Дети сделали  себя  веселее…». Далее  следует  описание  сооружения  на  ручье  довольно  сложной  конструкции, где  вода  вращает  колесо  с лопастями. Все  это  было сделано  детьми  своими руками. Почти  водяная  мельница! Но  в  целом  игрушек  было  не  много. Их  заменяли  предметы  домашнего  обихода: лапти, ложки, деревянные  крашеные  яйца. С 5 – 6 лет   дети делали  игрушки  сами. Ребята  преображали в поделку  материал, которых  находили  

14

тут же, рядом  с домом, во дворе, в поле, у реки. Из  прутьев  сооружали  шалаши, гнули луки  и  самострелы, из  древесной  коры делали  кораблики  и  лодочки. Собирали  камушки. Лоскутки, яркие  черепки. Стеклышки. Из  волокон  крапивы  пряли  нити  на  кукольное  приданое. Стебли  трав  и  кустарников  срезали  на  дудки, брызгалки, свистульки.

Часто  забредали  в деревню скоморохи с гуслями, гудками, рожками. Исполняли они  веселые  песни. Пляски. Хороводы. Рядом  всегда  крутились ребятишки. По  примеру «игрецов»  мастерили свои  музыкальные  инструменты: свистульки, дудочки, трещотки. Эти  инструменты, несмотря  на кажущуюся простоту  развивали  музыкальный  слух, приучали  к  народной  мелодии.

Крестьяне к детским  играм  относились с особым  вниманием, не разрушали  игровых  построек. Не выбрасывали  игрушки. Дарить  игрушки – народный  обычай. По праздникам  радовало  детей новая «потеха»: свистулька с ярмарки. Расписная  коробейка  для  кукольного  добра или  сладкий  пряник. Очень  распространенной игрушкой  была  кукла. Тряпичных  кукол  дети  начинали  вертеть с  пяти лет, свертывали  трубочкой кусок  ткани, белой тряпицей  обтягивали  лицо, перевязывали льняной  ниткой – вот и  готова  простейшая  кукла. Теперь  её можно «рядить». Интересные  куклы  получались  из  соломы. Скрутят  жгутик  соломы, совьют руки  косицей – вот  и  кукла. Украсят  пестрым  передничком, повяжут  ситцевым  платочком – и  вовсе  красота! Легкие, шуршащие  «стригушки», уперев крутым  креньдельком  руки  в  боки, будто готовы  пуститься  в пляс. Игрушка оживала: как  начнут  трясти  ее  на подносе  или  качать  на  шатких  половицах  пола, так  и пойдет  кукла – забавница плясать  по  избе. Несмотря  на  занятость и  тяжесть  труда, всегда  у  родителей  находилась  минута  на  ребячью  потеху.

Русской  игрушке, окрещенной  матрешкой, рожденной в  подмосковном  Сергиевом  Посаде, достались особая  любовь и  слава. Для жителей  многих  стран она стала  поистине «русской девочкой» символом  всего  русского. Первая  матрешка в  России была  изготовлена  в  московской  игрушечной  мастерской в 90-х годах 19 века по  образцу, привезенному  из  Японии. Мастер  Василий  Звездочкин вырезал  куклу, одел ее в передник, сарафан, покрыл  платком, в руки дал петуха и имя  дал ей самое  простонародное – Матрена. Первая детская  матрешка представляла  собой  детскую  группу : 8 кукол изображали  детей разных  возрастов. От  самой старшей  девушки  с  петухом до  завернутого в пеленки  младенца. В России есть несколько городов и сел, где традиционно производятся матрешки. Это  город Семенов

15

 И село Полхов – Мйдан. Кроме  популярных  за  границей  матрешек, изображавших  русских  баб  и  девок, стали  появляться исторические матрешки (Кутузов,  Наполеон), литературных с персонажами из «репки», «Ивана Царевича», «золотой  рыбки». В образе  матрешки  соединились  искусство  мастеров  и  огромная  любовь  к  русской  народной  культуре.

В игрушках  еще  со  времен  язычества  существовали  образы медведя, оленя, женщины, коня, всадника, птицы. С ними  мы  встречаемся  в  различных  произведениях  народного  творчества: в  сказках, в песнях, архитектуре, предметах  быта.

Скромно и незамысловато  выглядят «потешки» крестьянской  детворы  давних  времен. Кажется, чему  могли  научиться  топорные самоделки. Примитивные  куклы  из  чурок, тряпок и соломы. Обычные глиняные  свистульки? Оказывается, очень много из того, что  необходимо было  знать и уметь  будущему  крестьянину  или  городскому  жителю. Мудрыми  были  те  средства народной педагогики. Они  проверялись  жизнью  и  опытом  многих  поколений людей. В песнях, сказках, в трудах передавались ребенку понятия об  окружающем  мире, о добре, и зле, о счастье и красоте. Обо всем том, что накоплено народной  мудростью, закреплено в  народной  педагогике, где  труди  уважение к старшим, их почитание, сохранение чести  и  достоинства, совестливость и терпение, традиционно считались  главным  добродетелем  человека.

Богородская  игрушка

Деревянная  игрушка – яркая, самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной  товар», так  называли её раньше, создавалась для забавы  детей. Грубоватые, но выразительные фигуры зверей, птиц, человека, были любимы  в народе.

В Подмосковье, в селе Богородском, вырезали  удивительные  по  красоте   деревянные игрушки. Любимые  герои  богородских резчиков  - медведь. Богородские медведи танцуют, ловят рыбу, катаются на велосипедах.

16

Заключение

 Состояние  духовного здоровья детей России  подвергается  серьезной  опасности. Наши  современные  девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие  для  развития – перестают  играть.

Изменилось качество, сама суть детской  игры: она  стала какой – то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.

Иностранные  игрушки  завоевали  прилавки  наших  магазинов. Многие взрослые по неграмотности или от равнодушия к своему ребенку покупают эти образцы безнравственности  и  безвкусицы.

Оказалось прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от  одного  детского  поколения  к  другому. И это  привело к кризису игровой культуры.

По  мнению В.М.Григорьева – собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, - играть стали  не  меньше, а хуже.

«…качество  игр стремительно падает. Все  больше  примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на  последней грани игры, и все чаще переходящих  в  озорство и даже  хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительство животных, а то и людей  бессмысленное  разрушительство  и т. п. Необходимо спасение и возраждение народных игр  - генетического фонда игровой культуры каждого народа».

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Бабушки и внуки"

Сценарий для проведения праздника в 4 классе, на который приглашаются бабушки и мамы....

Презентация С.Аксаков "Детские годы Багрова-внука"

Презентация для 4 класса к уроку литературного чтения  УМК "Школа 2100"...

"Бабушки и внуки"

Разработка  посвещена  Дню  бабушек  и проводится  1  октября,  в  день Пожилого  человека.  На  празднике  внуки  читают  бабушка...

Литературно-музыкальная композиция "Мы, внуки твои, Победа!"

Литературно-музыкальная композиция, победитель районного конкурса, финалист городского конкурса....

Словодел для бабушек, дедушек и их внуков

Не знаете, чем занять вечерами своего непоседливого ребенка? Попробуйте сыграть с ним в игру «Словодел для бабушек, дедушек и их внуков». Эта интеллектуальная забава доставит немало радост...

Проектная деятельность по физической культуре в начальной школе. Проект"Спортивная форма прошлого и будущего.Спортивная форма от бабушек до внуков".

Однажды я пришла на урок физкультуры ,и во время построения в начале урока обнаружила, что несколько учащихся пришли на урок без спортивной формы. Такая ситуация случается почти с каждым учеником. Так...