Рабочая программа по предмету устная речь 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_ustnaya_rech_3_klass.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Устная речь»

3 КЛАСС

(для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений)

Составитель программы:

учитель

Гришина Анастасия Андреевна

Москва

2012 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Предмет «Устная речь»   является  средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся; коррегирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного предмета  формируются:  умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.

Освоение  знаний о себе и  об окружающем   мире,  способствует социальной аккомодации данной категории учащихся.

        Рабочая программа по устной речи реализуется на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках устной речи проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

На предмет «Устная речь» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.  

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Вся  работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.

Предмет «Устная речь» для 3 класса включает в себя несколько подразделов: «Общение и его значение в жизни», «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказываний», «Культура общения».

Аудирование нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь, внимательное отношение к слову, правильное восприятие и понимание информации, а также слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Дикция и выразительность речи ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания определяется как ведущий в развитии собственно разговорной речи. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен  подраздел «Культура общения», содержание которого, нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащимися словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, которые служат для выражения просьбы, благодарности, приветствия, помогающие выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на  доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную  деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.

Уровень умений и знаний учащихся по предмету оцениваться в зависимости  от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося.   Критерии оценки  данной категории учащихся  ориентированы  на  опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей.

Основные требования к умениям учащихся по предмету:

I уровень

II уровень

III уровень

- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;

- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;

- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.

- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

- выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

- сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

- участвовать в беседе.

- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

- выражать свои просьбы, адекватно  пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- участвовать в беседе по мере своих возможностей.

Контроль  индивидуального усвоения знаний и умений осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ по устной речи в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает, что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в школе. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая  и стимулирующая  функции оценки.

Обучение осуществляется по учебнику: С.В. Комарова. Устная речь. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, М., «Просвещение», 2011 г.

В основе содержания программы  лежат следующие положения:         

  • На уроках учитель предъявляет образцы словесного (вербального)  оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.
  • Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.
  • Обязательно первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем  хоровое проговаривание учебного материала всем классом.
  • Использование приемов сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала для освоения  образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.

  • Заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.
  • Организация работы  по  развитию умения  слушать вопрос учителя и отвечать на поставленный вопрос, а также умения повторить вопрос по теме урока.
  • Работа  на развитие умения  слушать и слышать вопросы, ответы и высказывания одноклассников,  умение повторить услышанное от других учеников.
  • На уроках устной речи следует широко использовать игровые элементы или речевые и ролевые игры. Это оживляет занятия,    поддерживает у детей интерес к  содержанию урока.
  • В содержании учебной программы по устной речи предлагается примерная тематика уроков. По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые не читающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет.  Слова  предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами. Если в слове есть буквы, которые изучены или  изучаются на уроке чтения, можно проводить работу по  нахождению и показу этих букв в опорных словах.
  • Очень важна личностно направленная работа. Поэтому после фронтальной работы с классом организуется индивидуальное обращение к каждому по имени.
  • Одновременно вырабатываются навыки – смотреть на собеседника во время разговора, не перебивать говорящего, воспроизвести то, что услышал.

Содержание рабочей программы по предмету «Устная речь».

Раздел в предмете

Содержание

раздела

Задачи

раздела

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям?

Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д.

Учить  логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения, включать слова-признаки в предложения; развивать творческие способности детей, воспитывать любовь, уважение, заботу к окружающим их. Расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы развернутой фразой.

Учащимся необходимо уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и  на заранее подготовленной ситуации.

Предметно-практическая деятельность. Лексико- грамматическая игра, дидактическая игра, беседа, диспут, участие в викторине, составление письменного обращения.

Уметь последовательно, логично высказываться на заданную тему, подбирать определения, включая слова-признаки в предложениях. Уметь отвечать на вопросы развернутой фразой. Освоить и знать правила речевого общения с опорой на иллюстративный материал и  на заранее подготовленной ситуации.

Уметь последовательно высказываться на заданную тему. Уметь отвечать на вопросы. Знать правила общения с опорой на иллюстративный материал.

Уметь слушать и выполнять словесные инструкции, вступать в диалог с учителем и учащимися. Уметь отвечать на вопросы с опорой на наглядный материал и с помощью учителя.

Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески, афиши, рекламы, письма, поздравительные открытки).

Учить использовать письменное  общение в жизни.

Освоить письменное общение в жизни.

Уметь пользоваться письменным общением.

Уметь пользоваться письменным общением с помощью учителя.

Аудирование

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.

Учить слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы.

Учить  логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать определения. Расширять словарный запас учащихся, учить отвечать на вопросы развернутой фразой

Учить выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Научить правильно выбрать  из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

Учащимся необходимо уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы. Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой

Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению.

Лексико- грамматическая деятельность, беседа, ответы на вопросы по содержанию, лексико-грамматическая игра.

Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы.

Уметь логично, последовательно высказываться, подбирать определения. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы развернутой фразой

Уметь выполнять словесную инструкцию, данную в письменном виде. Правильно выбрать из двух сходных по содержанию картинок ту, которая соответствует услышанному предложению.

Уметь слушать, запоминать и отчетливо произносить слоговые комплексы.

Уметь последовательно высказываться. Уметь отвечать на вопросы небольшой фразой. Уметь выполнять словесную инструкцию.

Уметь слушать, по возможности,  произносить слоговые комплексы. Уметь понимать и отвечать на вопросы односложной фразой. Уметь выполнять доступную словесную инструкцию.

Дикция и выразительность речи

Совершенствования речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествователь-ной и восклицательной интонацией.

Совершенствовать речевое дыхание. Учить четкому выразительному произнесению чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Научить различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.

Объяснить и показать на наглядном материале различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Научить произнесению одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.

Знать  и использовать упражнения на  совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.

Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.

Предметно-практическая деятельность.

Разучивание чистоговорок, частушек, стихов. Логоритмические упражнения, артикуляционная гимнастика, пение различных слогов, слов, песенок.

Выполнять упражнения на  совершенствование речевого дыхания. Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по содержанию. Уметь различать и воспроизводить громкую, тихую, спокойную, шепотную речь, а также использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.

Научиться понимать и показать различные чувства соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Уметь произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.

Выполнять уражнения на совершенствование речевого дыхания. Учить чистоговорки, четверостишия с голоса учителя и проговаривать их. Различать  громкую, тихую, спокойную и шёпотную речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией. Научиться произносить произнести одну и туже фразу с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.

Выполнять уражнения на подвижность органов речевого аппарата. Различать  громкую, тихую  речь. Использовать мимику и жесты в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации.

Формировать и развивать представления детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Научить учащихся называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме речевой ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Развивать умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Научить составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Научить умению выбора роли и атрибутов в ролевой игре, а также умению использования новых слов и предложений.

Учащимся необходимо иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Научиться замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и

Предметно-практическая деятельность.

Беседа, различные лексико-грамматические игры, викторины, дидактические игры, обсуждения, составление сообщений как в письменной форме, так и в устной.

Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации) и давать характеристику признаков данных предметов. Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Уметь выбрать «свою» роль и атрибуты в ролевой игре. Уметь заменять часто повторяющего слова другими словами  и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений).

Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы и различные действия с ними (по теме ситуации). Участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. Участвовать в ролевой игре. Понимать, что можно заменять часто повторяющего слова другими словами.    

Иметь представление по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Уметь называть и узнавать предметы (по теме ситуации).

Замена часто повторяющегося слова школа другими словами. Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4– 5 предложений).

Объяснить и научить замене часто повторяющего слова другими словами (местоимениями) и фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания.

фиксировать символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания.

Культура общения

Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

Формирование и развитие коммуникативных навыков общения. Расширить словарный запас при выражении просьбы, извинения. Отработать  в различных речевых ситуациях  тон голоса, мимики и жестов. Объяснить и научить учащихся как правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику. Отработать тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

Учащимся необходимо развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику.

Предметно-практическая деятельность.

Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог, выражать просьбу и извинения.  Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Правильно оценивать свое поведение в ходе диалога и оказываемое внимание к собеседнику.

Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова, уметь вести диалог. Обращать особое внимание на тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

Развивать коммуникативные навыки общения. Знать и применять в беседе «вежливые» слова.

Учебно-тематический план по предмету «Устная речь»

Название раздела в программе

Количество часов (68 ч)

теория

Контрольные мероприятия

I.

Аудирование

10 ч

2

II.

Дикция и выразительность речи

27 ч

4

III.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

23 ч

4

IV.

Культура общения

8 ч

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).·        Выполнять элементарные задания по словесной инструкции;·...

Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудн...

Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 1 класса с ОВЗ

Рабочая программа по предмету «Устная речь» составлена основании следующих документов:1.    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. ...