Кружок "Театр -творчество-дети", 4 класс.
календарно-тематическое планирование на тему

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_teatr_tvorchestvo_deti_4_klass_gotov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся 1-4  классов начальной школы. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

   Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова,  театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Программные задачи:

  1. Прививать любовь к сценическому искусству.
  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6.  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать                  интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;  запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

                       Методологические принципы

В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:

Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности.

                  Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,

                  т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в      

                  конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно

                  учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в  

                  ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его

                  саморазвитию.

             3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.

                  Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)

                  активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-

                  тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,

                   когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение

                   в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт

                   о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

             4. Принцип реальности и практического применения.

                   Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку

                   как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение

                   правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,

                   работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое

                   найдут применение в жизни каждого ребёнка.

 Ожидаемые результаты:

    -знание различных способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;

-умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;

-умение изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала;

-умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои действия с другими детьми;

-умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на мышечную релаксацию;

контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;

-умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;

-придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.

 -овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.

    - раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

   -  показ спектаклей в школе, детском саду

Содержание программы:

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех частей.

Содержание программы

1 час в неделю, 34 часа  в год

1 Раздел  «В начале было Слово…». Культура и техника речи.

  • Слушание, чтение и рассказывание сказок.
  • Виды говорения: диалог и монолог.
  • Понятие «общение», говорить и слушать.
  • Речевой этикет в различных ситуациях.
  • Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
  • Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

  Произведения для занятий:

  • Считалки
  • Скороговорки
  • Сказки, присказки
  • Игры в загадки

      2 Раздел   Сценические действия и театральные игры.

  • Элементы сценического действия.
  • Построение диалога с напарником по заданной теме.
  • Как заучить роль своего героя.
  • Отработка дикции и чёткого произношения слов.
  • Создание образов с помощью выразительных движений.

        3 Раздел  «Мы – актёры» - постановка спектаклей. 

  • Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
  • Работа над отдельными эпизодами.
  • Выбор и распределение ролей.
  • Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
  • Создание декораций и костюмов.
  • Генеральные репетиции всей пьесы.
  • Показ спектакля зрителям.

    Спектакли для постановки:

  •  «Репка» на новый лад»
  •  «С Новым годом, теремок»
  • Сценки для праздников (классный час, праздник Осени, день матери, 8 марта и др.)

Планирование занятий кружка «Театр- творчество – дети» 4 класс.

зан

Колич.

часов

Тема занятия

Содержание занятия

1

1

Великая сила Слова

Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки.

2

1

Мимика и жесты.

Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты.

3

1

Сценические действия. Что такое сцена.

Фантазии по сказке «Колобок».

4

1

Культура и техника речи

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

5-6

2

Основы театральной культуры

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок».

7-9

3

Подготовка к празднику осени.

Разучивать с детьми текст, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

10

1

Праздник осени.

Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят» пальчиковыми куклами.

11

1

Великая сила Слова

Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

12

1

Театральная игра

Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.

13-16

4

Мы актёры. Работа над новогодней сказкой.

Прослушивание и прочтение сценария, работа над дикцией. Распределение и разучивание ролей.  Проигрывание отдельных эпизодов.

17

1

Основы театральной культуры.

Правила поведения в театре. Места в театре.

18-19

2

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

20-21

2

Театральная игра.

Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «Репка», «Три медведя»

22

1

Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

23

1

Театральная игра.

Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки.

24-26

3

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

27

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Проигрывание отдельных эпизодов. Постановка танцев.

28

1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.

29-30

2

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Генеральная репетиция с декорациями,  реквизитом и музыкальным сопровождением.

31-32

2

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.

33-34

2

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака.  Импровизированное прочтение  по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый»

                                     Список литературы

  1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
  2. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-  Москва, 2001 год
  3. Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

Программа "Театр-творчество-дети"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе разработана на 4 года....

Творчество детей.

Стихи сочинённые детьми 3 класса....

Творчество детей

Стихи собственного сочинения учащихся начальных классов...

Творчество детей

стихотворение детей...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

Учебно-методическое пособие по мультипликационной деятельности в техническом творчестве детей (для детей)

Сдесь я расказываю то как правильно действовать детям при создание мультипликации детям...