Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе.
материал на тему

Лазова Светлана Константиновна

В статье представлен опыт работы нашей школы по реализации внеурочной деятельности, проведение диагностики эффективности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

      В своем выступлении мы хотели бы представить опыт учителей начальных классов нашей школы по вопросу «Мониторинг эффективности внеурочной деятельности школьников».

           Мониторинг - слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Рассмотрим пример. Нам предстоит отдых. Ставим цель: улучшить фигуру. Для этого выбираем комплекс мер: физические упражнения, диету. Взвешивание. Результат не достиг желаемого. Добавляем занятия фитнесом. Взвешивание. И т.д. пока желаемый результат не будет достигнут.

Работает схема: мониторинг, проектирование, развитие и снова мониторинг и т.д. желаемый результат.

В своем выступлении мы остановимся на диагностической функции мониторинга.

Как это работает в образовательной деятельности?

Целью внеурочной деятельности мы ставим:

  • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

А целью мониторинговых исследований определяем по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  • удовлетворенность учащихся и  родителей жизнедеятельностью школы.

И мониторинг выступает как инструмент того, кто управляет ситуацией. Измеряю то, что развиваю.

Как же этим инструментом пользуются учителя начальных классов нашей школы?

Внеурочная деятельность введена как инновационно-образовательная модель. С 2011-2012 учебного года школа проводит совместную работу с Домом детского творчества г. Ворсма.

2011-2012 уч.г. – 2 класса (1-е кл.) – 58 обучающихся.

2012-2013 уч.г. – 4 класса (1-2 кл.) – 104 обучающихся.

2013-2014 уч.г. – 6 классов (1-3 кл.) – 166 обучающихся.

1 шаг – это изучение интересов путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся и родителей.

Для этого мы используем:

  • Карту интересов ребёнка. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

 

1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

2 гуманитарная сфера (2-й столбик);

3  художественная деятельность;

4  физкультура и спорт;

5  коммуникативные интересы;

6  природа и естествознание;

7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

  • Вопросник для изучения образовательных потребностей обучающихся начальной ступени общего образования;
  • Анкету для изучения запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся начальной ступени общего образования.

Рейтинг интересов показал, что преобладает физическая культура и художественная деятельность.

На базе школы начали работу объединения МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма по трем направленностям: общекультурная («Палитра», «Вдохновение»), духовно-нравственная («Юный музыкант») и спортивно-оздоровительная («Веселая атлетика»). В сентябре 2012 г. открылись еще два объединения «Уроки волшебной мыши» и «Веселый английский язык», охватившие научно-техническую и социально-педагогическую направленности. Социальная направленность реализуется через воспитательные программы класса.

Наблюдения показывают незначительное движение из объединения в объединение одного направления или в другое направление в 1-2 классах, когда ребенок хочет узнать, чем можно еще позаниматься, или пойти с другом. Занятия построены модульно, что обеспечивает ребенку такой переход. В третьем классе таких переходов еще меньше.

Каждый учитель ведет «Экран внеурочной деятельности».

Изучаем Уровень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности

Родители отмечают, что для детей это необходимо, и не каждый родитель имеет возможность водить своего ребенка на занятия  в учреждения дополнительного образования, указывают на положительные изменения в поведении ребёнка.

По итогам 2013-2014 учебного года  Уровни результатов внеурочной деятельности обучающихся 1-3 классов определены так

1 уровень – 73 человек.  Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс).

2 уровень – 85 человек.  Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

3 уровень – Школьник самостоятельно действует в общественной  жизни (хотя это уровень 4 класса). Но среди 3-х классов уже 8 человек на 3 уровне.

Отмечаем рост социальной активности обучающихся через участие в конкурсах и проектах различного уровня. (Грамоты)

Создавая условия для проявления и развития ребенком своих интересов, мы отмечаем у обучающиеся 3-х классов выход в социум.   Они посещают кружки ФОКа г.Ворсма, Дома детского творчества г.Ворсма, Дома культуры г.Ворсма, ФОКа «Звезда».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»

В работе описаны  методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие  на ...

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе

Цель диагностики: выяснить, являются ли,  и в какой степени, воспитывающими те виды внеклассной деятельности, которыми занят школьник....

КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....