Публичное представление собственного опыта
опыты и эксперименты на тему

Горьканова Светлана Петровна

Публичное представление собственного опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта

        И воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно.

                                                                                                                 Л.Н.Толстой.

Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  •  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.    Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти   вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие   личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

     В настоящее время востребованы технологии, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы. Особенно актуальны сейчас технологии  личностно-ориентированного обучения. Примером  такой технологии является технология полного усвоения знаний, которую я использую в  своей практической деятельности.

 Что привлекает меня как педагога в данной технологии обучения?  

Технология  полного  усвоения  отличается  от традиционной  технологии  (классно-урочной  системы)  по  конечному  результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время,  содержание,  условия  труда,  на  выходе  получаются  неоднозначные результаты.  Одни  ученики  лучше  усваивают  материал,  другие  —  хуже,  а некоторые  вообще  часть  информации  не  усваивают,  т.  е.  уровень  овладения знаниями у учеников разный.  Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.  Определяющим  в  этой  технологии  являются  планируемые  результаты  обучения, которые  должны  быть  достигнуты  всеми  учащимися независимо от их способностей.                        

Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум и их последователи. В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В. Кларина. (Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М , 1989.)

 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Наиболее сложными проблемами школы является снижение интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний, умений и навыков, неудовлетворённость учителей результатами своего труда, недовольство родителей школой.  Если ребёнок плохо усвоил предшествующий материал, то он ещё хуже  усвоит последующий. Дальнейшее изучение предмета становится трудным, а  иногда и невозможным.  

Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых огромную, чуть ли не самую главную  роль играет  обучение с учётом способностей и возможностей ребёнка.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Именно такая задача ставится в подходе к обучению, получившему название “полного усвоения”. Этот подход считается одним из характерных новшеств в мировой образовательной практике, значение его разработки сравнивается с открытием пенициллина в медицине. (Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – с.118).    Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95 % учащихся.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, способствующих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Педагогическая деятельность учителя – это результат творческих поисков и опыта практической работы. Несмотря на разнообразие и уникальность, существуют общие структурные черты, присущие конкретной технологии. Более того, при любом способе организации учебного процесса необходимо соблюдение ряда технологических условий, без которых протекание самого процесса становится проблемным. Эти технологические условия и являются для меня основой создания собственной педагогической идеи.

Для организации своей педагогической деятельности выделяю следующие технологические условия:

  1. Общая установка учителя. Суть такой установки заключается в том, что

все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а задача учителя – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать детям  возможность полностью усвоить данный материал программы.

  1. Разработка критериев (эталонов) “полного усвоения” для всего курса, раздела или большой темы.  Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые он должен продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность состоит в том, что они формулируются в виде умений (наблюдаемых действий, поведенческого репертуара), не допускающих расширенного или двойного толкования.
  2. Разбиение учебного материала на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждая учебная единица представляет собой целостный раздел учебного материала. Прежде чем осуществить разбиение учебного материала, проанализирую его, иногда дополнительно разрабатываю. После выделения учебных единиц определяю результаты, которые должны быть достигнуты в ходе их изучения.
  3. Составление диагностических тестов и коррекционный дидактический материал. К каждой учебной единице разрабатываю диагностические тесты и коррекционный дидактический материал. Диагностические тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания. Основное назначение текущих тестов - выявление необходимости коррекционной работы. Коррекционный дидактический материал применяю при повторном объяснении, после анализа диагностических тестов и выяснения, какие именно интеллектуальные операции (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены школьниками. Сюда могут входить готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, учебник. Эти материалы рассчитаны на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения, дает возможность ученику подобрать подходящий для него способ работы.
  4. Составление дополнительных учебных материалов. Составляю дополнительные учебные материалы. Они рассчитаны на организацию самостоятельной работы учащихся, в процессе которой педагог сотрудничает с учащимися над разрешением учебных затруднений и создает условия для дальнейшего развития каждого ученика.
  5. Составление разноуровневых контрольных работ.  Составляю разноуровневые контрольные работы по каждой учебной единице. В ходе таких работ выявляю и оцениваю знания и умения учащихся, что дает мне возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.
  6. Выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности учителя и

учащихся. Выбранные мною методы, формы и средства направлены на повышение эффективности и результативности процесса обучения.

Концептуальность

 (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых

принципов и приемов).

        1. Ориентация учащихся в работе по технологии полного усвоения. При подготовке к урокам по данной технологии определяю, какие результаты должны быть достигнуты всеми. Направляю учащихся на достижение этих результатов.  Детально останавливаюсь на том, что должны усвоить учащиеся, как они будут учиться, чтобы достичь “полного усвоения”. В практике обучения по технологии полного усвоения ориентация учащихся занимает первостепенное значение, потому что она  просматривает весь предстоящий учебный процесс. Важно   на     этом   этапе   рассказать   учащимся,  что изучение учебного    материала  по данной модели позволит всем достичь высоких результатов,  причём  каждый ученик получит     отметку    только   на      основе   заключительной проверки знаний.

2. Обучение по каждой из учебных единиц. Учебный материал разбиваю на блоки. Изложение нового материала и его проработка происходит традиционно. После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы провожу проверочную работу. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

достигшие эталона полного усвоения

не достигшие эталона полного усвоения

  • Могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим, либо могут быть свободными до начала изучения следующей учебной единицы.
  • Проводится вспомогательная (коррекционная) учебная работа. Для этого выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях.
  • По той части учебного материала, которая не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, но способ изложения меняется.
  • При устранении частных пробелов применяется индивидуальная работа.
  • Основной формой является работа в малых подгруппах.
  • Дополнительная работа завершается диагностическим тестом.

3. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемой уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы. Аналогично изучаются все учебные единицы разделы.

4. Оценка полноты усвоения материала в целом каждым из учащихся. Заключительную проверочную работу дети выполняют на специальных бланках. После выполнения проверочных заданий и заполнения бланков ученики обмениваются ими, сами оценивают свои знания и умения по пройденной теме и самостоятельно выставляют на бланке отметку. После чего учитель собирает бланки с итоговой проверочной работой.

5. Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся. Собрав и проанализировав проверочные работы у всего класса, готовлю обзорную информацию для каждого ученика, которая конкретизирует данные итоговой проверки. Такой обзор даёт ученику возможность самостоятельно ориентироваться в достигнутых результатах и восполнять имеющиеся пробелы.

Наличие теоретической базы опыта

Идея “полного усвоения” была выдвинута в 60 – е годы прошлого столетия американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.С. Блумом. Дж. Блок и Л. Андерсон на практике разработали соответствующую общедидактическую систему (технологию) обучения на основе “полного усвоения”.

Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал.

Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остаётся нефиксированным - результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения  переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б. Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории обучаемых:

•        малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

•        талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

•        учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом методики является общая установка которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Современное описание технологии “полного усвоения” отражено в работе М.В. Кларина “Технология обучения: идеал и реальность” – Рига: Эксперимент, 1999. Переход на уровень технологического проектирования учебного процесса и последующая его реализация помогают учителю стать профессионалом, раскрывают его личность, выступают альтернативой формального образования.

Ведущая педагогическая идея

В рамках рассматриваемой технологии ставятся задачи полного усвоения знаний, умений и навыков. Ориентация учащихся на овладение всеми минимальным уровнем знаний, умений и навыков позволяет им при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, данная технология способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель выявляет, как учащиеся усваивают программный материал, продвигаются в своем развитии, а также устанавливает эффективность используемых им методов, форм и средств обучения, определяет пути совершенствования процесса обучения.

Для большей объективности оценки результатов усвоения учащимися учебного материала необходим индивидуальный учет. Безусловно, классный журнал является официальным документом, в котором фиксируются успехи обучения учащихся. Но введение индивидуальных карт учета и контроля знаний создает возможность учащимся и их родителям убедиться в объективности оценивания, что становиться очень важным в современных условиях и позволяет увидеть динамику продвижения в обучении каждого ученика.

Оптимальность и эффективность средств

Основными достоинствами  технологии полного усвоения знаний являются:

  • активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе

обучения;

  • возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки,

определяемые психофизиологическими особенностями личности;

  • возможность уточнять временные рамки прохождения намеченных программой разделов, обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного времени и тем самым предотвращать перегрузки учащихся, повышать отдачу труда учителя;
  • выработка у учащихся способности к самостоятельному умственному

труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; потребности в постоянном самообразовании;

  • демократический стиль общения учителя и ученика, учащихся между

собой, что является не только главным резервом эффективности обучения, но и главным средством нравственного воспитания.

Чтобы реализовать право каждого ученика выбирать собственный путь обучения, я использую дидактические материалы для формирования самообразовательной деятельности учащихся (умение структурировать и перестраивать информацию, видеть и ставить проблемы, искать пути их решения, проводить учебное исследование, осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности). Использование такой методической копилки позволяет мне обеспечить каждому ученику условие работы, соответствующие его умственному и психическому развитию, включить его в учебную деятельность, в результате которой происходят изменения в нем

самом и осуществляется полное усвоение знаний.

Результативность опыта

(ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

Анализ результатов процесса обучения позволяет мне сделать вывод, что наиболее гибкой, возможной для реализации в классе любой параллели, независимо от учебных возможностей класса и его наполняемости является технология полного усвоения.

Я убедилась, что использование технологии полного усвоения знаний на моих уроках дает высокие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

• наполнить уроки новым содержанием;

• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

• формировать элементы информационной культуры;

•  поддерживать самостоятельность в освоении учебных предметов;

•  идти в ногу со временем.

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе технологии полного усвоения знаний, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни выпускников начальных классов.

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения, положительная динамика продвижения учащихся.

Итоги административных (внутренний мониторинг) контрольных работ за 2013-2014 учебный год.

Предмет

Класс

Обученность,

 %

Качество знаний, %

Средний балл

Русский язык

2

87,5

66,6

3,5

Математика

2

95,8

66,6

3,9

Итоги административных (внешний мониторинг) контрольных работ за 2013-2014 учебный год.

Предмет

Класс

Обученность,

 %

Качество знаний, %

Средний балл

Русский язык

2

100

55,0

3,5

Окружающий мир

2

100

85,3

3,9

Математика

2

96,0

61,5

3,8

Итоги административных (внешний мониторинг) контрольных работ за 2014-2015 учебный год (декабрь 2014г.).

Предмет

Класс

Обученность,

 %

Качество знаний, %

Средний балл

Русский язык

3

100

53,0

3,5

Окружающий мир

3

100

92,3

4,3

Математика

3

96,0

61,5

3,8

Результаты внеурочной деятельности обучающихся

Ф. И.

Участника

Класс

Уровень

Название

олимпиад, конкурсов

Результат

Шукшина Анна

4 «А»

Муниципальный

Районная научно-практическая конференция  «Мордовия глазами детей»

победитель

Парфилов Александр

2 «А»

Муниципальный

Районная научно-практическая конференция  «Мордовия глазами детей»

призер

Парфилов Александр

2 «А»

Республиканский

III Открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

победитель

Шаронов Никита

1 «А»

Республиканский

II Открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

победитель

Конторин Алексей

1 «А»

Республиканский

II Открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

победитель

Шаронов Никита

2 «А»

Республиканский

III Открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

победитель

Шаронов Никита

2 «А»

Республиканский

III Открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

призер

Парфилов Александр

3 «А»

Муниципальный

Районный конкурс мультимедийных презентаций и видеороликов, посвященных «Дню учителя»

призер

Парфилов Александр

1 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Новогодняя игрушка»

призер

Борисов Савелий

2 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Экология. Дети. Творчество»

призер

Горбунов Максим

2 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Рождественская звезда»

призер

Ушкин Максим

2 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Рождественская звезда»

победитель

Щукшина Анна

1 «А»

Муниципальный

Районный конкурс народной песни «Живи, народная душа»

призер

Парфилов Александр

2 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Новогодний серпантин»

призер

Борисов Савелий

3 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Экология. Дети. Творчество»

призер

Шаронов Никита

1 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Новогодняя игрушка»

призер

Китаева Виктория

2 «А»

Муниципальный

Районный фестиваль детского творчества «Пасхальный Благосвет»

призер

Шаронов Никита

3 «А»

Муниципальный

Районный конкурс мультимедийных презентаций и видеороликов, посвященных «Дню учителя»

призер

Касаева Дарья

2 «А»

Муниципальный

Районный конкурс «Защитим лес»

призер

Бормосов Никита

3 «А»

Муниципальный

Районный фестиваль детского творчества «Пасхальный Благосвет»

призер

Касаева Дарья

3 «А»

Муниципальный

Районный конкурс детского творчества «Рождественская звезда»

призер

Касаева Дарья

3 «А»

Муниципальный

Районный фестиваль детского творчества «Рождественская звезда»

лауреат

Евдокимов Кирилл

3 «А»

Муниципальный

Районный фестиваль детского творчества «Рождественская звезда»

лауреат

Конторин Алексей

3 «А»

Муниципальный

Районный фестиваль детского творчества «Рождественская звезда»

лауреат

Евдокимов Михаил

1 «А»

Республиканский

Республиканские соревновании по спортивной ходьбе

призер

Ушкин Максим

2 «А»

Всероссийский

Открытая российская интернет-олимпиада по математике

призер

Возможность тиражирования. 

          Опытом  своей  работы я охотно  делюсь  с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи. Участвовала во Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», а так же во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Весь накопленный мною опыт  работы  размещен на сайте  МБУ "Торбеевская общеобразовательная школа  №3" , МБУ "Центр информационно-методического и технического обеспечения муниципальных бюджетных учреждений образования"Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и на личных страницах в интернете:

мой сайт: http://nsportal.ru/gorkanova-svetlana-petrovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного публичного опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...

Публичное представление собственного опыта.

Аттестация воспитателей ГПД...

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление

публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного опыта

Представление собственного опыта по теме самообразования...