СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОМРА Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации 5 -6 лет
рабочая программа на тему

Ермолович Лариса Герасимовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ямальская детская музыкальная школа»

Мыскаменское отделение

 

Разработчик: Ермолович Л.Г.

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ДОМРА

Программа учебного предмета дополнительной  предпрофессиональной

общеобразовательной программы  «Народные инструменты»

Срок реализации  5 -6 лет

Мыс Каменный

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Специальность» домра является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа может быть использована при разработке программ учебных предметов «ансамбль», «оркестр». Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в области музыкального искусства: предметная область Музыкальное исполнительство ПО.01; Учебный предмет Специальность УП.01.

    Россия – страна, обладающая уникальной, богатейшей культурой с тысячелетней историей. Ее музыкальную культуру нельзя представить себе без исполнительства на русских народных инструментах.

Более века назад В. В. Андреев сделал русские народные инструменты национальным достоянием. В наши дни интерес к исполнительскому искусству на народных инструментах падает. Сейчас редко можно увидеть или услышать народную музыку в «чистом виде». Многие даже не знают о существовании такого инструмента,  как домра.

      Задача педагога - познакомить детей с народным инструментом, его разнообразием и музыкальными возможностями, различными формами исполнительского искусства (сольное музицирование, игра в ансамбле,  оркестре); заинтересовать детей, предложить для них разные формы использования полученных навыков, привлечь к участию в праздниках, фестивалях, конкурсах.

     Приобретение практических навыков и знаний необходимо и для продолжения профессионального музыкального образования. Поэтому необходимо решать также задачу выявления наиболее одаренных в музыкальном отношении детей, которые в дальнейшем смогут поступить в средние специальные учебные заведения искусств и культуры.

 От педагога по специальному инструменту, который является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, творческая инициатива, умение использовать прогрессивные методы обучения, способствующие формированию индивидуальных данных: творческого импульса, воображения, впечатлительности, музыкальной памяти ученика.

Программа ориентирована на:

·         воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

·         формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

·         формирование  умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

·        воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

·         формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

на формирование  личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации; умению планировать свою домашнюю работу; приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения.   

  Программа разработана с учетом:

·        обеспечения преемственности программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального  образования в области музыкального искусства

·        сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

      Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлена на:

·        выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

·        создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

·        приобретение знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах , позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

·        приобретение умений и навыков сольного исполнительства;

·        приобретение опыта творческой деятельности;

·        овладение духовными и культурными ценностями народов мира;

·        подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок  специальности. В повседневной  работе педагог должен прививать учащемуся интерес и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, а  также современных композиторов.

Цель:  приобщение обучающегося к искусству, музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, приобретение начальных профессиональных навыков музыканта-исполнителя.

Задачи:

·        гармоническое развитие технических и художественных навыков учащегося.

·        развитие музыкального слуха

·        воспитание и развитие метроритмического чувства

·        формирование навыков чтения нот с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста

·        развитие таких личных качеств, как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, самостоятельность

·        осознание ценности для окружающих своей музыкально-творческой деятельности.

      Занятия по предмету "Музыкальный инструмент" (домра)  проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами.

      Планомерность развертывания учебного процесса обусловлена системой знаний и навыков, складывающейся на определенных ступенях педагогического процесса с учетом возрастных особенностей психологии учащегося.

        Срок освоения программы для детей, поступивших в детское музыкальное образовательное учреждение с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте с девяти до одиннадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

        Освоение программы учебного предмета Специальность (домра), завершается итоговой аттестацией, проводимой образовательным учреждением.

   Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, прописано в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них разучиваются для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления (все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика).

Форма проведения аудиторского учебного занятия  - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 30 минут.

КРИТЕРИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения

 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

этюды

4 -6

4-6

2 -4

2 - 4

2 -3

2-3

народные песни и танцы

4-6

4-6

2-3

2-3

1-2

1-2

пьесы

6-8

4-7

3-4

2

2

1-2

Кантилена или произведения с элементами полифонии

1

1

1

1

1

1

Произведение крупной формы

-

1

1

1

1

1

ансамбль

2-4

2-4

2-3

2-3

2-3

2-3

Всего:

17-24

16-25

11-16

10-14

9-12

8-12

 

Технический минимум

Срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения

Предложенный порядок работы над гаммами соответствует принципам доступности и постепенности возрастания технической сложности.    

класс

Ι полугодие

ΙΙ полугодие

1 класс

Музыкальные  термины: f, p, mf, mp.

Муз. термины: legato, crescendo и diminuendo, Moderato, Allegretto.

2 класс

Мажорные однооктавные гаммы до двух знаков в первой позиции, используя удары «спиккато»

 

Мажорные однооктавные гаммы до двухзнаков в первой и второй позициях, используя удары «спикккато».

Муз.термины встречающиеся в нотном тексте.

3 класс

Двухоктавные гаммы в 1 позиции (А, F).  арпеджио в пройденных тональностях.

Adagio, Andante, Andantino, Allegro, Allegrettо

 

Минорные двухоктавные гаммы в 1 позиции. арпеджио в пройденных тональностях.

Стаккато, легато, нон легато.

4 класс

Мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении (однооктавные  во второй  и третьей позициях) - G-dur A- dur, B- dur, C- dur.

арпеджио  в пройденных тональностях.

 Accelerando, ritenuto, rubato.

Однооктавные гаммы в 1 позиции a, e, f (три вида минора)

 

A tempo, TempoI, Tempo di Valse, Tempo di Minuetto.

5 класс

Повторение гаммового комплекса 4 класса.  Двухоктавные в 1 позиции G, A, g, a.

Однооктавные на одной струне от открытых струн 1, 2, 3 ладов.  

 

Dolce, cantabile, maestozo, adgitato

Мажорные двухоктавные гаммы со сменой позиций арпеджио в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur

 

6 класс

Повторение гаммового комплекса 5 класса.  Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков (мажор)арпеджио в них.

 

Assai, subito, molto.

Повторение гаммового комплекса 5 класса. Двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков в ключе ( три вида минора) и арпеджио в них.

 

Poco a poco, piu mosso, meno mosso

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующие функции.

Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока и целях оперативного контроля  за успехами обучающегося.

Промежуточная аттестация – основная форма контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофесиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

·        качества реализации образовательного процесса

·        качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету

·        уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

Промежуточная аттестация может проходить в виде выступлений на контрольных уроках, технических зачетах, академических концертах.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене ( по решению методического совета).

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки; оценкой по пятибалльной системе, выставленной коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля(оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями , установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных общеобразовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние музыкальные специальные учреждения. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», « удовлетворительно», « неудовлетворительно». Оценка выносится в выдаваемое свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации

класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 класс

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведений

Экзамен

май

3 разнохарактерных произведений

2 класс

Технический зачет

Октябрь

Гаммы, этюды термины

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведения

Технический зачет

Февраль

Гаммы, этюд

экзамен

май

2 разностилевых, разнохарактерных произведения

3класс

Технический зачет

Октябрь

Гаммы, этюд термины

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведения

Технический зачет

Февраль

Гаммы, этюд

экзамен

май

2 разностилевых, разнохарактерных произведения, произведение крупной формы

4 класс

Технический зачет

Октябрь

Гаммы, этюд термины

Академический концерт

Декабрь

Полифоническое произведение, пьеса (народная песня, танец)

Технический зачет

Февраль

Гаммы, этюд, термины

экзамен

май

Произведение крупной формы, пьеса

5 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая пьеса, этюд

прослушивание

февраль

Произведение крупной формы, пьеса

экзамен

май

Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса

6 класс

прослушивание

декабрь

Полифоническая пьеса, этюд

прослушивание

февраль

Произведение

 

 

крупной формы, пьеса

экзамен

май

Произведение крупной формы, этюд, пьеса, полифоническая пьеса

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

·        оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;

·        оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;

·        другие выступления ученика в течение года.

·         

Примечание:

  Лауреаты и дипломанты областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов освобождаются от экзаменов в данном полугодии.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Оценка «5» (отлично)

·        артистичное поведение на сцене

·         увлеченность исполнением

·        художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения

·        слуховой контроль собственного исполнения

·        корректировка игры при необходимой ситуации

·         свободное владение специфическими технологическими видами исполнения

·        убедительное понимание чувства формы

·         выразительность интонирования

·        единство темпа

·        ясность ритмической пульсации

·        яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» (хорошо)

·        незначительная нестабильность психологического поведения на сцене

·        грамотное понимание формообразования произведения, средств музыкальной выразительности

·        недостаточный слуховой контроль собственного исполнения

·        стабильность воспроизведения нотного текста

·        выразительность интонирования

·        динамическое разнообразие

·        единство темпа

Оценка «3» (удовлетворительно)

·        неустойчивое психологическое состояние на сцене

·        формальное прочтение авторского ноного текста без образного осмысления музыки

·        слабый слуховой контроль собственного исполнения

·        ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технических задач

·        темпо- ритмическая неорганизованность

·        однообразие и монотонность звучания

·        слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

·        частые срывы и остановки при исполнении

·        отсутствие слухового контроля собственного исполнении

·        ошибки в воспроизведении нотного текста

·        низкое качество звукоизвлечения

·        отсутствие выразительного интонирования

·        метро- ритмическая неустойчивость.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Ознакомление ребенка с инструментом

     Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом. Если о таких инструментах, как фортепиано, скрипка, флейта, балалайка, ребенок уже имеет представление, то о домре он чаще всего ничего не слышал. Поэтому главная задача - так рассказать об инструменте, чтобы у ребенка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось играть на нем.

     Для детей 5 - 7 лет это знакомство лучше всего проводить в игровой форме, вызывая яркие ассоциации (для лучшего запоминания).

     В самом начале обучения учащийся должен получить от педагога подробное представление о домре как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте, о том, как он используется в профессиональных коллективах, какие разновидности этого инструмента существуют. Необходимо также ознакомить ученика с важнейшими сведениями о возникновении и развитии народной инструментальной музыки  в нашей стране, рассказать ему о лучших исполнителях на русских народных инструментах. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его мелодические и технические возможности и обязательно указать на то, что репертуар для этого инструмента в настоящее время достаточно широк.

     Очень важно звуковое восприятие инструмента: чем больше учитель играет, тем интереснее ребенку. Пока он еще не владеет инструментом, он должен знать, какая музыка получается при игре на домре.

Особенности начального обучения.

     Первые уроки достаточно сложны как для педагога, так и для ученика. Дети приходят на занятия теоретически не подготовленные (за редким исключением), и педагог первые занятия посвящает музыкальной грамоте (рассказу о нотах и расположению их на нотном стане, о ритме, о длительностях и т.д.), совмещая это с игрой на домре.

     С первых уроков обязательно нужно вводить интонирование песенок голосом, а затем интонирование пьес на инструменте.

     Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата, все, чем они занимаются, ново и непривычно.

     В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующих большого терпения и внимания, так как у каждого ребенка своя приспособляемость к инструменту, свои психологические и физиологические особенности, которые нужно учитывать.

     Дети 5-8 лет легче приспосабливаются к инструменту, привыкают к посадке. Именно на посадку должен обратить особое внимание учитель на первых уроках, так как она очень неудобна и непривычна для ребенка.

     Главная задача педагога на первых занятиях с учеником -  расположить его к себе, чтобы он не стеснялся и ни в коем случае не боялся учителя, чтобы на уроках была доверительная обстановка общения.

Посадка, постановка.

      Для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося  важнейшей предпосылкой является  выработка свободной и естественной посадки за инструментом, правильное исходное положение рук и всего корпуса, приспособляемость к игре на инструменте, освоение наиболее рациональных движений, обусловленных определенными художественными и техническими задачами.

     Самое серьезное внимание с первых уроков обучения игре на домре необходимо обратить на посадку учащегося и постановку инструмента. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие ребенка.

     Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органической слитности исполнителя с инструментом.

      Сидеть следует на половине стула, слегка наклонившись вперед. Левая нога ставится на полную ступню под прямым углом к полу. Правую ногу следует свободно положить на левую, не напрягая мышцы, как бы сохраняя обычное состояние покоя.

     Высота стула имеет так же большое значение для правильной посадки учащегося. В начальной стадии обучения игре на домре при стандартной высоте стула под стопу левой ноги ученика следует подкладывать низенькую скамеечку, это создаст условия для правильного положения инструмента и корпуса исполнителя.

     Частые ошибки: если стул низкий, правая нога убирается под стул;  если ноги "заплетаются в косичку" - это идет от скованности ребенка; если стул очень высокий, то ученик непроизвольно начинает поднимать корпус домры, что приводит к зажатию правой руки.

     Важно следить чтобы плечи учащегося находились на одном уровне. Неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника.

     Правильная посадка должна отвечать двум требованиям:

1) устойчивость инструмента;

2) свобода движений.

    На первом этапе обучения  ученик может выполнять дома преимущественно те задания, при которых пока не нужен инструмент. Обращаться к инструменту ученик должен при  усвоении отдельных постановочных элементов.

Упражнения начального этапа обучения:

    Первый прием, которым овладевает ученик,- пиццикато. Несмотря на его кажущуюся простоту, с ним тоже возникают проблемы. Педагог должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка - не просто сказать о том, что нужно нажать на струну, а привести сравнение: прикосновение должно быть таким, как - будто ты гладишь кошечку.

    Основная ошибка ученика заключается в том, что он с силой нажимает на струну (некоторые пытаются подцепить струну ногтем). Этого следует избегать и постоянно следить за движением большого пальца, поскольку неправильное звукоизвлечение  может привести к появлению водяной мозоли и зажатию правой руки. также нужно следить за тем, чтобы большой палец правой руки не был зажат, а был прямой и мягкий.

  Параллельно с изучением пиццикато начинается работа над постановкой левой руки.

Постановка левой руки:

    Это один из самых трудных  и сложных этапов,  как для педагога, так и для ученика, он требует предельного внимания и терпения.

    Перед тем как ставить руку на грифе, нужно обязательно сделать несколько упражнений. Например, ребенок должен сложить  пальчики, изображая "лапку злой кошки": подушечки согнутых пальцев прижимаются к их основанию. Ребенок должен научиться сгибать и разгибать пальцы, оставляя запястье прямым с убранными косточками тыльной стороны ладони.

    Этап этого упражнения - использование карандаша в роли грифа. Когда упражнение начинает получаться, его «переносят» на домру.

    С первых занятий на инструменте следует обратить внимание на натяжение струн. Маленьким ученикам тяжело прижимать  натянутые струны, и вследствие этого они начинают зажимать запястье, а ладонью прикасаться к грифу.

    Если длина пальчиков позволяет, то рука на домре ставиться сразу в первую позицию.

    Для большей свободы левой руки и удобства ее постановки желательно реже начинать с полупозиции или совмещать полупозицию и первую позицию, так и играя пьесы.

    Упражнения лучше всего делать на второй струне, так как она наиболее удобна для положения руки на грифе. Самая "неудобная" струна - первая, ее следует на начальном этапе избегать. При игре на первой струне ладонь ученика обычно прижимается к грифу, а пальцы прижимают струну не кончиками, а подушечками. И то и другое является очень серьезной ошибкой.

    Работая над постановкой левой руки, нужно постоянно следить за запястьем, большим пальцем и положением пальцев на струне.

    Запястье должно быть свободным и не прижато к грифу, который лежит на подушечке ладони под указательным пальцем. Косточки тыльной стороны ладони должны быть «убраны».

     Пальчики должны стоять на струне ровно, как "молоточки", и не прогибаться. Особое внимание нужно уделить третьему и четвертому пальцам, поскольку они наиболее слабые. Главное правило, которое ученик должен запомнить: когда играет второй  (третий, четвертый) палец, все остальные «стоят» на грифе.

     Играют на домре четырьмя пальцами: указательным, средним, безымянным и мизинцем. При игре аккордами  и двойными нотами применяется большой палец. В первой позиции схематически пальцы располагаются  следующим образом: 1 - II лад, 2 - III-IV лад, 3 - V лад, 4 - VII лад, большой палец  на уровне третьего лада. Такое расположение пальцев на грифе инструмента сохраняется в основном при игре во всех позициях.

     Самое тщательное внимание педагогу необходимо обратить на то, чтобы при обучении игре на домре ученик не поднимал высоко над грифом пальцы левой руки и не убирал их под гриф. Для фиксации правильной постановки педагог должен подобрать соответствующие упражнения и этюды. Отсутствие специальных упражнений может повлечь за собой дефекты в техническом развитии, неправильную фразировку, несформировавшееся позиционное чутье. Точному исполнению аппликатуры в изучаемых пьесах и этюдах педагог должен учить ребенка с самых первых занятий.

Постановка правой руки:

    После того как левая рука немного привыкнет к своему положению на грифе, можно начинать подготовительные упражнения для постановки правой руки; они делаются без инструмента.

     Первое, чему нужно научить ребенка, это правильно "складывать" пальчики. Большой палец ставится на указательный сбоку от ногтя, но, ни в коем случае не на подушечку (обратите внимание на то, что палец стоит, а не лежит на указательном пальце). Кисть при этом не напряжена, так как пальцы не сжаты, а свободно прилегают друг к другу.

     В запястье должен быть изгиб, который необходим на начальном этапе, так как он освобождает руку.

     Следующие упражнения - это упражнения на папке, которая ставиться на колени вместо домры или кладется на них сверху (система упражнений З. Ставицкого).

    Касание инструмента мизинцем и безымянными пальцами (на панцире) не постоянно, но часто необходимо, так как представляет собой временную скользящую опору руки и предупреждает приближение медиатора к грифу.

    Внутренняя сторона предплечья правой руки опирается на нижний край овала деки, то есть, находится почти на нижнем порожке инструмента так, чтобы удары медиатора по струнам приходились примерно на то место, где кончается гриф (или лады). Такое положение руки гарантирует наиболее сочное и красочное звучание инструмента.

    После опоры середины предплечья руки происходит естественный сгиб руки в запястном суставе. Этот сгиб является основным условием, дающим возможность свободного кистевого движения. Первоначальное положение кисти - на одном уровне с предплечьем. Высота кисти над подставкой зависит от индивидуальных особенностей строения руки учащегося.

    В процессе постановки правой руки в первоначальный период обучения рекомендуется проводить удары только вниз по второй струне. Самым сложным для ученика является то, что он должен перед каждым ударом делать замах. На отработку замаха следует обратить особое внимание, так как он помогает освободить и расслабить запястье.

Потом ученик начинает осваивать броски по открытой струне, учится делать переменные удары.

    Освоив удары и броски по открытой струне, можно переходить к игре на зажатых струнах.

    В течение всего периода обучения учащегося следует обращать внимание на развитие техники правой руки.

Упражнения для развития мышечного тонуса:

Педагогу  необходимо  знать,  какие  мышцы  включаются  в  работу  при поступательном движении домриста, а  какие  –  при  вращательном.  Не  стоит забывать о наличии недостатков, которые бывают в строении рук, чтобы  помочь ученику преодолеть их,  в  противном  случае  эти  недостатки  будут  мешать учащемуся в процессе игры. Например, очень часто, в особенности  у  девочек,

слабо развиты мышцы  большого  пальца  рук.  Их  следует  укреплять  разными физическими упражнениями.

Например:

      Исходное положение – собранная рука.

     1) поднятие  и опускание большого пальца от его основания;

     2) на первую фалангу указательного пальца  положить  большой  палец  и попеременно  напрягать его,  расслаблять;

     3) повороты большого пальца «от себя» и «к себе», при  этом  подушечка большого пальца находится на первой фаланге указательного пальца (в дальнейшем это упражнение поможет при «постановке» правой руки);

     4) круговые движения большого пальца. Следить надо за тем, чтобы палец работал легко, без натяжения, а мышцы между   основаниями указательного - большого пальцев оставались мягкими. Палец в  суставе не сгибается, а кисть - не напрягается.

      Почти у всех детей слабо развит третий палец правой руки - это связано с особенностями строения кисти: происходит перекрещивание мелких косточек безымянного пальца и мизинца, что неблагоприятно отражается на силе третьего и четвёртого пальцев и на развитии беглости правой руки.

      При работе с учеником важно учитывать, к  какому  типу  относятся  его руки.

Они подразделяются на три вида: 1)сухая, жесткая рука, 2) излишне гибкая, мягкая, 3) средняя.

      При сухой руки нужно стремиться к  расслаблению мышц и пластике движений при игре. При мягкой руке  задачи   другие: здесь нужно пытаться выработать собранность и руки, и мышц. Предлагаемые ниже упражнения  помогут  снять  напряженность  в  шейном отделе позвоночника:

1. Ноги - на ширине плеч. Корпус чуть  прогнут.  Плечи  свободны  и  немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых  углов.  Центр  тяжести  на  пояснице.  Шейные  мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки.  Убедившись,  что  тяжесть  ребёнка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый  пояс,  а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает  его  руки  вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до  полной  остановки  (здесь важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел).

2. Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно тёплых!) педагог  осторожно помогает ученику делать небольшие, плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

      Т. И. Вольская рекомендует делать с  учеником  ряд  таких  упражнений, как:

·        расслабленное состояние мышц. Пониженный тонус. Ходим по комнате  «как старушка»: тяжело ступая, ссутулив плечи, опустив голову.  Руки  висят как плети, тяжело раскачиваясь;

·        активная мышечная свобода. Лёгкий тонус. Ходим «как  пушинка»:  легко, неслышно, но в то же время пружинисто ступая; голова приподнята, плечи слегка развёрнуты, руки разведены округло в стороны,  как  бы  бережно неся две хрустальные вазы;

·        смена тонусного состояния. На счёт «раз-два-три-четыре» сначала  ходим «как  старушка»,  затем  на  счёт  «раз-два-три-четыре» ходим «как пушинка»;

·         садимся на стул легко, «как пушинка», пружинисто и, главное, беззвучно, тихо (без скрипа стула). Приседая,  голову  и  туловище  не склоняем. Встаём со стула так же легко и беззвучно с поднятой  головой и прямой спиной;

·        сидя на стуле, меняем тонусное состояние -  активного на  пассивное,  на счёт, как в упражнении.  Кисти рук при команде «сидеть как старушка» расслабленно  роняем  на  колени.  При  команде  «как  пушинка»  легко разводим в стороны, спину распрямляем.

С начинающим учеником можно выполнить ряд следующих упражнений:

     1) «Сидим на стуле «как старушка»  –  расслабленно.  Плечи  ссутулены, руки тяжело лежат на плоскости ног чуть выше колен.

     2) Приведём спину из состояния пассивной свободы в  состояние  лёгкого тонуса: выпрямимся, слегка ощутим мышцы бёдер, голова приподнята. Руки по-прежнему расслаблены.

     3) Сохраняя лёгкий тонус в  спине,  чуть  разведём  локти  в  стороны, приводя плечо и предплечье  в  активность.  Кисти  рук  по-прежнему тяжело лежат.

     4) Приподнимаем запястье, легко упираясь подушечками  округлённых пальцев в стол или др.плоский предмет.

Приемы игры:

     В игре на домре используются три приема касания струны (туше): нажим, толчок, бросок, которые дают различный результат начала звучания (атаки звука). Каждый из этих приемов осваивается сначала на одиночных ударах, а затем в сочетании с исполнением звуков тремоло. Удары лучше отрабатывать на открытых струнах.

     Удары спиккато - это равномерное чередование ударов медиатора по струне с одинаковой силой вниз и вверх (один удар на каждую ноту). Движение кисти при игре ударами в обе стороны производится так же, как при исполнении тремоло, но в более медленном темпе, без четкой фиксации в крайних точках амплитуды колебания кисти.

    Дубль-штрих - равномерное чередование ударов медиатором по струне в разные стороны ( два удара на каждую ноту).

    Тремоло - быстрое равномерное чередование ударов в разные стороны ( от 12 до 16 в секунду). Этот прием дает возможность получить на инструменте непрерывный звук любой длительности. Это единственный прием для исполнения певучих, кантиленных мелодий.

    Глиссандо - прием скольжении от одного звука к другому как в нисходящем, так и в восходящем движении, звучит на протяжении всего пути движения пальца по струне. Скольжение следует проводить по возможности сильными пальцами (1 и 2) не прерывая тремоло.

   Портаменто - быстрый скользящий переход от одного звука к другому (обычно используется в скачкообразном связном лигой  движении мелодии).

   Вибрато - горизонтальное колебание струны левой рукой , поставленной на лад с достаточной силой.

   Пиццикато - исполняется путем оттягивания струны подушечкой большого пальца (среднего, указательного).

   Арпеджиато - равномерное скольжение медиатора по трем струнам.

   Флажолет - извлечение звука при помощи легкого прикосновения подушечки ногтевой фаланги одного из четырех пальцев левой руки. Флажолеты бывают натуральные и искусственные (ввиду большой технической сложности изучаются  крайне редко).

Штрихи.

    Легато - исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло.

    Нон легато - исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло, но при этом каждый звук должен быть слышен отдельно.

    Деташе - один из основных элементов техники правой руки домриста. Исполняется деташе непрерывным тремоло одной ноты в пределах е длительности.

    Тенуто - исполняется с помощью тремоло на каждом звуке, но отличается тем, что начало не подчеркивается, ровная по силе звучность выдерживается максимально полно. Перед следующим звуком ощущается кратковременный перерыв.

     Стаккато - короткое, отрывистое извлечение звука ударом медиатора только вниз. Стаккато применяется только в медленных и умеренных темпах.

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения.

Немаловажным в вопросе о качестве звукоизвлечения оказалось значение самого медиатора, который по сути своей является посредником между пальцами нашей руки и струнами. Одной из причин появление открытого, скрипучего звука, имеющего лишние призвуки, является некачественный медиатор (неправильная толщина ребра, сточившаяся фаска и т.д).

Поступая в высшие учебные заведения, музыканты – исполнители порой понятия не имеют о том, что такое уход за медиатором и как правильно нужно его затачивать. Что происходит с ним, когда говорят «медиатор сточился», он стал острым, или затупился?

На вопрос, каким должен быть медиатор, от увиденных вариантов можно прийти в растерянность. Они бывают различной формы, конфигурации, толщины (от 0.6 од 2 мм.), материала (от стеклоподобных полимеров, напоминающих оргстекло до всеми известного капрона, широко используемого в легкой промышленности). Как сделать медиатор самим, многие даже не знают, а купить медиатор не всегда удается, вот и приходится скрипеть, шуршать и удивляться - где же прекрасный звук?

Оказавшиеся важными и актуальными в современном исполнительстве вопросы, связанные с медиатором, могут занимать равное место в проблеме качества звукоизвлечения наряду с исполнительской техники.

Понятие медиатор и плектр

Существует два определения приспособления используемого при игре на некоторых струнных инструментах – «медиатор» и «плектр». Первое указывает на его значение, (mediator от латинского - посредник), это понятие используется и в медицине. Второе понятие указывает на его специфику – plekton (от греческого plesso - ударяя). Оба эти определения имеют место и дополняют друг друга. Последнее название дает возможность задуматься, о правильности определения специфики исполнения на наших инструментах. Основным способом звукоизвлечения является удар, а не щипок и инструмент получается не струнно-щипковым, а просто струнным.

Какие же приспособления для извлечения звука используются на струнных инструментах? Основных приспособлений три, это – пальцы рук, смычки и медиаторы, или медиаторообразные приспособления, как (ногти гитариста).

Почему на домре играют медиатором, как основным способом звукоизвлечения? Это связано со спецификой инструмента (сила давления и натяжение струн, акустические особенности инструмента).

Разновидности медиаторов.

Говоря о разновидности медиаторов, можно разделить их на два типа – медиаторы из природного материала: перьевая роговица, кость, панцирь морской черепахи, кожа (то есть материалы, которые появились до современных полимеров), и различные виды современного пластика: капрон, капролон (полиамид 6) и.т.д.

Почему же перешли на различные полимеры? Выяснилось, что материалы природного типа менее износостойкие, «панцирь черепахи» имел свойство откалываться во время исполнения, а кожа могла давать много призвуков на тонких струнах при игре на домре малой за счет плохой обработки и шлифовки. Хотя на толстых струнах это незаметно – на домрах альт, бас, контрабас медиатор звучит великолепно. Что же касается современных материалов, то их износоустойчивость намного превышает износостойкость природных материалов. Некоторые из этих материалов, например «капролон», по плотности превышает плотность такого металла, как бронза и используется в авиа и космических технологиях. В то же время этот материал при своей высокой плотности хорошо поддается обработке и хорошо полируется, тем самым обеспечивая лучшее скольжение со струной. Медиатор из капролона лучше других подходит при игре на домре малой. Так же существует импортный аналог капролона – «эрталон», который по своим свойствам не уступает капролону, а в чем-то даже и превосходит его. 

Существуют различные точки зрения на необходимость использования медиаторов из разного материала при игре на домре малой. Но в основном используют медиатор из одного материала – «капролона», который может звучать как ярко, так и достаточно мягко, при правильной его заточке, толщине, конфигурации фаски. При использовании медиаторов из капрона, зачастую возникают лишние призвуки, чрезмерно размытое звучание, как появление своего рода «неуклюжести» в игре. В связи с мягкостью материала его толщина превышает положенный размер медиаторов для домры малой (от 1,2мм до 1,5 мм), когда только при этом размере можно избежать лишних призвуков и стука. Если же играть правильной толщиной медиатора из капрона, то он становится очень мягким и менее управляемым. Медиаторы из капрона, как правило, часто используют в оркестрах, при исполнении кантилены. Использование в сольном исполнительстве медиатора из капрона допустимо только в особых случаях для создания определенного колорита звучания.

Величина и форма медиатора

Какова же оптимальная величина и форма медиатора и как определить этот критерий правильности? Главным критерием правильности следует считать управляемость медиатором. Слишком большой или маленький медиатор всегда вызовет неудобство, что отражается на звуке, поэтому подход к выбору величины и формы медиатора должен быть индивидуальный. Связано это с физическими особенностями исполнителя и его постановкой. Для более крупных пальцев - необходим широкий медиатор.Для тонких – узкий. Что же касается длины медиатора, то она связана с постановкой руки. Здесь нужно говорить о степени глубины держания медиатора в пальцах, а так же и общей постановке правой руки (более высокой или более низкой). Чем глубже медиатор удерживается в пальцах, тем больше должна быть его длина.

Ребро фаски медиатора

Влияние на звук величины и формы самого медиатора не так значительно, как конфигурация и толщина ребра фаски медиатора. Здесь критерием правильности будет являться наш слух.

Одна из особенностей исполнения на домре – нехватке обертонов в звучании инструмента. В сравнении с балалайкой наш инструмент проигрывает значительно. Высказывания некоторых современных композиторов оставляют желать лучшего отношения к нашему инструменту: «мы не видим такого богатства тембра и обертонов на домре, как у балалайки». Одна из важных задач домриста – добиться максимально схожего звучания с балалайкой по обертонам, а задача балалаечника – достичь такого же филигранного исполнения пальцем, как при игре медиатором у домристов. Нужно много экспериментировать и сравнивать различную конфигурацию и толщину фаски, и выбрать оптимальный вариант, который позволил бы дать то звучание, которого «требует» наш слух. Ребро фаски медиатора (рис. 2) не должно быть острое, а должно быть округлым, и при заточке медиатора это надо учитывать. Когда ребро фаски стачивается, оно становится острее, а звук более открытым. На ребре фаски появляются шероховатости, вызываемые трением о струну, которые неизбежно дадут о себе знать с появлением призвуков. Конфигурация фаски должна быть округлая, чтобы захватить большую площадь при соскальзывании медиатора со струны и, тем самым дать больше обертонов. Во всем должна быть мера, так как слишком большая толщина и большая округлость фаски может дать призвуки и стук или «запылившийся звук, не имеющий чистых высоких обертонов» В свою очередь, слишком тонкая и острая фаска даст открытый, лишенный низких обертонов звук. В данном вопросе нельзя оставить без внимания и постановку правой руки. Здесь будет важна степень поворота при удержании медиатора в пальцах, так как при сильном повороте площадь соприкосновения медиатора со струной будет увеличиваться, тем самым меняя звук, делая его более «толстым». В конечном счете, все должно контролироваться слухом, а результат зависит от профессионализма исполнителя и преподавателя.

Медиаторами с более округлой конфигурацией ребра фаски будет лучше играть кантилену, исполняемую в основном приемом игры тремоло. Являясь одним из сложных приемов игры на домре, тремоло всегда вызывало большую полемику вопросов, начиная от «правильности» движения руки (кистевое тремоло), заканчивая высчитыванием чистоты ударов. Важнее всего найти ту слитность звучания, которая избавит нас и слушателей от этого высчитывания. Зачем концентрировать внимание на самом ударе, думать, что с большей чистотой ударов можно добиться предельной слитности. Это приведет к скованности в исполнении, делая главным художественным образом в произведении «потуги». Например: при исполнении «Думки» Н.Будашкина, начальное проведение мелодии по характеру спокойное, вдумчивое, эпическое превращается в напряженный сконцентрированный мотив за счет чрезмерной чистоты тремоло.

Стоит сосредоточить внимание на том, что звучит между ударами, стараясь сделать удары более завуалированными, наполнить звуковое пространство между ними большим количеством обертонов. Для этого и нужен более округлый медиатор. Имеющий большую площадь соприкосновения со струной, он смягчит сам удар и даст струне больший резонанс, заполняющий промежутки между ударами. При таком подходе к исполнению приема игры тремоло будет важно не количество чистоты ударов, а качество удара, дающее большее заполнение в звучании, а также и мягкость в игре, что немало важно при исполнении кантилены.

Говоря о повседневном уходе за медиатором нужно знать, что фаска должна сохранять округлую форму ребра, и ее грани должны быть гладкими и отполированными, а периодичность ухода за медиатором будет зависеть от интенсивности занятий исполнителя. Какими приспособлениями нужно запастись? Есть удобное средство – это пилки для ногтей, которыми пользуются гитаристы.

Изготовление медиатора в домашних условиях.

Как изготовить медиатор в домашних условиях? Для начала нужно узнать, где и как достать материал и каким способом нужно его обрабатывать. Сразу оговорим, что дело это не простое, требует приличных усилий. Основная обработка при качественном изготовлении должна выполняться вручную, т.к. обработка ребра фаски на станке не даст той правильной заточки. К сожалению мастера, которые этим занимаются, думают, что одной полировки будет достаточно и не обращают внимание -  на саму заточку ребра фаски, делая ее слишком острой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание программы по учебному предмету Специальность домра направлена на:

·        проявление у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации

·        приобретение навыков творческой деятельности

·        умение планировать свою домашнюю работу

·        осуществление самостоятельного контроля  над своей учебной деятельностью

·        умение дать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися

·        уважительное мнение к иному мнению и художественно- эстетическим взглядам, понимание причин успеха/ не успеха собственной учебной деятельности

·        определение наиболее эффективных способов достижения результатов.

ПЕРВЫЙ  КЛАСС

годовые требования

1.Донотный период работы

 Знакомство с домрой (составные части, демонстрация  возможностей инструмента).

Приступить к первому практическому уроку можно только после выполнений требований к посадке ученика, установки инструмента и постановки рук.

Часть урока посвящать подготовительным упражнениям:

·        на релаксацию

·        игровые упражнения на инструменте, для развития гибкости рук

·        ритмические упражнения

·        упражнения на координацию движений.

Изучение основ нотной грамоты, выработка первичных навыков ориентироваться в нотном тексте.

Организация работы игрового аппарата: посадка, постановка рук, удержание инструмента, координация работы рук, устранение мышечной напряженности.

·        Освоение и усвоение основных приемов игры, штрихов, способов атаки звука

·        Работа над качеством звукоизвлечения и культурой звука

·        Выработка ощущения метроритмической пульсации

·        Развитие слуховых данных, памяти, умения слушать и слышать

·        Осмысленное, выразительное, эмоциональное исполнение пьес, простых по содержанию и форме, с ясным художественным образом, с соблюдением некоторых динамических изменений

·        Развитие музыкально-слуховых представлений, творческого воображения, фантазии

·        Воспитание сценической культуры, исполнительской воли, бережного отношения к инструменту

Теория и практика:

·        Развивающие игры, знакомство с инструментом: гриф, деление на октавы, таблица основных штрихов, понятия о нотах.

·        Пение со словами, подбор по слуху.

·        Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха.

·        Организация игрового аппарата.

·        Определение музыкальных стилей: полька, песня, вальс, марш.

2.Игра по нотам (соло)

·        Нотный стан.

·        Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы.

·        Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации.

·        Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы.

·        Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом.

·        Понятие f и p. Аппликатура. Позиционная игра.

·        Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмами: удар вниз, удар вверх

3. Игра по нотам (ансамбль)

·        развить и активизировать творческое начало личности ребенка,

·        увлечь ребенка музыкой,

·        приобщить к совместному творчеству.

4. Подготовка к выступлению

·        Подбор индивидуальной программы для выступления.

·        Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

·        Рекомендуется  регулярная игра в ансамбле.

Примерные программы экзамена

  1 вариант :                                                     

·        Балакирев М.« Катенька веселая»

·        Левин З. « Неваляшка»

·         Иванников В. « Паучок»

2 вариант:

·        Рус.нар.песня   «Как под горкой под горой»

·         Бакланова Н. « Этюд»

·        Лещинская Ф. « Полька»

3 вариант:

·        Филиппенко А. «Цыплятки»  

·        Кабалевский Д. «Прогулка»

·        Шитте Л. « Этюд»

ВТОРОЙ  КЛАСС

годовые требования

1.Повторение пройденных в 1-м классе теоретических понятий и выученных произведений.

·        Знать устройство инструмента, правила посадки и постановки рук.

·        Основы нотной грамоты: уметь ориентироваться в нотной записи и на грифе инструмента.

·        Различать характер музыки, осмысленно и выразительно играть небольшие пьесы.

2.Основные приемы игры.

·        Единичное движение медиатора вниз и вверх, переменное движение.

·        Ровность переменных ударов, короткие фразы тремоло (на открытых струнах или отдельных нотах).

·        Штрихи, атака звука.

·        Нажим и бросок (единичное движение медиатора).

·        Игра в первой позиции.

·        Работа на одной струне, работа правой и левой рук при смене струн.

·        Игра на одной струне по всей ее длине любым одним пальцем.

·        Игра в разных позициях, без их смены.

·        Динамика: p, mp, mf, f, cresc., dim.

·        Ровное динамическое звучание, контрастная динамика.

·        Ритмика: дубль-штрих, триоли (по 3 удара на одну ноту).

·        Красочные приемы. pizz. б. пальцем. Шумовые эффекты.

3. Работа над пьесами и обработками детских песен

Теория и практика

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами и обработками. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи, образов с помощью музыкальных и выразительных средств.

4. Подготовка к выступлению

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

Рекомендуется систематическая игра в ансамбле.

Примерные программы экзамена

1 вариант:

·        Шишаков Ю. « Этюд»

·         Гурилев А. « Сарафанчик»

·        Иванова  Т. « Полька»

2 вариант:

·        Андреев В. (обр.)   « Светит  месяц»

·        Бакланова Н.  «Этюд»

·         Кабалевский Д.  « Клоуны»

3 вариант:

·        Парлов А. «Марш»

·        Рус.нар.песня обр. Соловьев Ю. «Ах вы, сени мои, сени»

·          Глейхман В.«Этюд»

ТРЕТИЙ  КЛАСС

годовые требования

1.Повторение пройденных в 2-м классе теоретических понятий и выученных произведений.

·        Повторение произведений, исполненных на экзамене.

·         Чтение с листа несложных мелодий.

Обучающийся должен уметь свободно разбираться в нотном тексте, обозначения темпа, динамики, знать музыкальные термины, основные средства выразительности, наиболее простые формы музыкальных произведений, уметь охарактеризовать исполняемую музыку; знать основные приемы игры и штрихи, свободно владеть инструментом в пределах первой позиции.

2. Основные приемы игры.

·        Совершенствование техники левой руки, аппликатурной дисциплины

·        Соединение тремоло с движением медиатора вниз, движением медиатора вверх

·        Нажим и бросок (переменное движение медиатора)

·        Артикуляция

·        Стаккато (с участием пальцев левой руки)

·        Легато, нон легато

·        Деташе, тремоло

·        Дальнейшая работа над координацией рук и культурой звукоизвлечения.

·        Развитие навыков исполнения кантилены.

3. Работа над техникой.

·        Воспитание навыков грамотной работы с нотным текстом

·        Расширение динамической шкалы

·        Развитие навыков осмысленной, выразительной, технически четкой и ритмически точной игры

·        Смена струн в гаммаобразном движении.

·        Гаммы, арпеджио

4. Работа над этюдами.

Разбор и совместная работа над этюдами. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение находить баланс между мелодией и аккомпанементом (при работе с концертмейстером).

Развитие наблюдательности, самоконтроля, усиление аналитического начала в занятиях.

5. Работа над пьесами.

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выбранного произведения.

Формирование навыков концентрации и распределения внимания при решении творческих задач. Формирование самостоятельности.

Расширение понятий о выразительных средствах музыки и ее временных свойствах (мелодия, лад, метр, ритм) и их роли в формировании музыкального образа.

6. Работа над полифонией

Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложение, и т.д.), работа по голосам, по фразам различными приемами. Развитие памяти, а также внутреннего слуха.

Расширение знаний и музыкальных впечатлений.  

Активизация мыслительной деятельности, творческого воображения, ассоциативного мышления.

7. Подготовка к выступлению.

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

                                                     Примерные программы экзамена

1 вариант:

·        Моцарт В. Финал 1 действия из оперы "Дон Жуан"

·        Голиков А. «Полька»

·        Вариации обр.Сапожникова В. «Уж ты, поле мое»                                                                          

2 вариант:

·        Арлер Х.   «Там за радугой»

·         Беренс Г.  «Этюд»

·         Вариации Фурмин С. «Ой гоп, тай ни, ни...»

3 вариант:     

·        Лоскутов А.  «Тонкая рябина»  

·        Пьерпон Ж.     «Бубенчики»

·         Вариации Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет»

ЧЕТВЕРТЫЙ  КЛАСС

годовые требования

1.Повторение пройденных в 3-м классе теоретических понятий и выученных произведений

·        Повторение произведений, исполненных на экзамене.

·         Подбор по слуху знакомых песен.

·        Слушание музыки, чтение с листа легких пьес.

·         Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений.

2. Работа над техникой

Разбор и работа над этюдами, овладение более сложными техническими приемами, объяснения терминов, встречающихся при разборе новых пьес, работа над организацией игрового аппарата.

На техническом зачете (в течение года), учащийся должен исполнить 1 этюд и 2 гаммы со сменой позиций (1 мажорную и 1 минорную).

3. Работа над полифонией

Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложение, и т.д.), работа по фразам различными приемами. Развитие памяти, а также внутреннего слуха.

4. Работа над крупной формой

Разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Освоение вариационной формы и формы рондо. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умения слышать аккомпанемент.

5. Работа над пьесами

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выбранного произведения.

6. Подготовка к выступлению

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

Примерные программы экзамена

       1 вариант:

·         Блинов Ю. «Этюд»

·         Чайковский П. «Трепак из балета «Щелкунчик»

·         Темнов В. «Веселая кадриль»

    2 вариант:

·        Андреев В. «Грезы» вальс

·        Куценко А. «Мячик»

·        Вариации на тему рус.нар.песни «То не ветер ветку клонит» обр.Дителя В.

3 вариант:

·        Лехтинен « Летка-енка»

·        Пономаренко А. « Ивушка»

·        Вариации на тему рус. нар. песни «За окном черемуха колышется» обр.Городовской М.

ПЯТЫЙ  КЛАСС

годовые требования

·        Повторение пройденных ранее теоретических понятий и выученных произведений.

·        Повторение произведений, исполненных на экзамене.

·        Подбор по слуху знакомых песен, транспонирование, слушание музыки, чтение с листа легких пьес.

·        Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений.

·        Освоение мелизмов.  

·        Знакомство с основными видами аппликатуры, ее многогранностью и зависимостью от  индивидуальных особенностей учащегося.

·        Уделять внимание сценической этике.

·        Работа над техникой

1.Усложнение ритмических задач:

Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев левой руки, закрепление навыков игры в высоких позициях. Повторение гаммового комплекса 4 класса. Двухоктавные в 1 позиции G, A, g, a. Однооктавные на одной струне от открытых струн 1, 2, 3 ладов.   Мажорные однооктавные гаммы по одной струне со сменой позиций через 4-й палец и тонические трезвучия в них. G-dur A- dur,C- dur, D- dur, E- dur  На техническом зачете (в течение года), учащийся должен исполнить 2 этюда и 2 гаммы со сменой позиций (1 мажорную и 1 минорную).

2.Работа над полифонией

Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия. Развитие памяти, внутреннего слуха. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.

3.Работа над крупной формой

Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Теоретические понятия. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение самостоятельно работать с концертмейстером. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.

4. Работа над пьесами

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выборного произведения. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.

6. Подготовка к выступлению

Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений. Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее 5-7раз на концертах с исполнением произведений различных жанров и форм (сольных и ансамблевых), при этом количество исполняемых ими произведений не ограничивается.

Рекомендуется регулярная игра в ансамбле.

Примерные программы экзамена

1 вариант:

·        Фурмин С. Нар песня (обр.) «Белолица, круглолица»

·        Фадеев «Романс»

·        Данкля Ш. «Вступление. Тема, Вариации на тему Паччини»

·        Березовский М. «Этюд»

2 вариант:

·        Давидович Ю. Фантазия на две русские темы»

·        Карели А. «Сарабанда и жига»

·        Моцарт В. «Соната Ре мажор»

·        Бакланова а. «Этюд»

3 вариант:

·        Красавин Н. Этюд Ре мажор

·        Кюфхлер Ф. «Концертино в стиле Вивальди»

·        Лядов А. «Прелюдия»

·        Люлли Ж. «Гавот»

 

ШЕСТОЙ  КЛАСС

годовые требования

·        Повторение пройденных ранее теоретических понятий и выученных произведений.

·        Формировать умение самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей.

·        Закрепление  навыки чтения с листа.

·        Достижение необходимого уровня функциональной грамотности, овладевая навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка, элементарного анализа музыкального произведения, формировать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

·        Упражнения с открытой струной, трели на низких струнах, в разных позициях.

·        Смена позиции через открытую струну.

·        Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио (короткие без обращений) до четырех знаков различными штрихами, ритмическими рисунками и динамическими оттенками. Тонические трезвучия с обращениями.  (темп умеренный)

·        Работа над интонацией.

·         Работа над техникой

1.      Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев левой руки, закрепление навыков игры в высоких позициях.

2.      Повторение гаммового комплекса 5 класса.

 Диатонические двухоктавные гаммы с типовой позиционной аппликатурой до 4-х знаков в ключе (мажор и три вида минора) и тонические трезвучия в них.

 3.Работа над полифонией

Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия. Развитие памяти, внутреннего слуха, развитие навыка предслышания. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.

 4.Работа над крупной формой

Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Теоретические понятия. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение самостоятельно работать с концертмейстером. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.

5.Работа над пьесами

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, другими особенностями выборного произведения. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения на основе анализа изучаемого произведения и использования музыкально – выразительных исполнительских средств (тембровых, артикуляционных и др.)

Рекомендуется  регулярная игра в ансамбле.

Примерные программы экзамена

1 вариант:

·        Коняев С. «Вечное движение»

·        Марчелло Б. «Скерцандо»

·        Гендель Г. Финал из Концерта №10,ор.6»

·        Комаровский А. «Этюд»

2 вариант:

·        Давидович Ю. Фантазия на две русские темы»

·        Карели А. «Сарабанда и жига»

·        Моцарт В. «Соната Ре мажор»

·        Бакланова а. «Этюд»

3 вариант:

·        Комаровский А. Этюд Ре мажор

·        Вивальди А. «Концерт Соль мажор»

·        Баев Е. «На ранчо»

·        Хачатурян А. «Анданте»

СПИСОК  МЕТОДИЧЕСКОЙ, НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. - Екатеринбург, 1995.

2.      Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург, 1995.

3.      Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып. 1, 2. –Свердловск, 1986, 1900.

4.      Гареева И. Ступени мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996.

5.      Гелис М . Методика обучения игры на домре. – Свердловск, 1988.

6.      Макиннон. Игра наизусть. – М., 1972.

7.      Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1987.Психофизиологические закономерности как основа методики формирования игровых навыков домриста. – Одесса, 1980.

8.      Русские народные инструменты (история, теория, методика), сборник научных статей. – Красноярск, 1993.

9.      Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. – С-П., 2002г.

10.  Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1972

11.   Альбом начинающего домриста  Вып.1. Сост. А.Александров. М., 1968

12.   Альбом начинающего домриста  Вып.2. Сост. С. Фурмин. М., 1970

13.   Альбом начинающего домриста  Вып.3. Сост. С. Фурмин. М., 1971

14.    Альбом начинающего домриста  Вып.3. Сост. С. Фурмин. М., 1972

15.   Альбом начинающего домриста  Вып.4. Сост. С. Фурмин. М., 1973

16.  Альбом начинающего домриста  Вып.5. Сост. С. Фурмин. М., 1974

17.  Альбом начинающего домриста  Вып.6. Сост. С. Фурмин. М., 1975

18.    Альбом начинающего домриста  Вып.7. Сост. С. Фурмин. М., 1976

19.  Альбом начинающего домриста  Вып.11,.Сост. С. Фурмин. М., 1979

20.   Альбом начинающего домриста  Вып.12. Сост. С. Фурмин. М., 1980

21.   Альбом начинающего домриста  Вып.21. Сост. С. Фурмин. М., 1990

22.   Альбом для юношества. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано  Вып.1. Сост. В.П.Круглов М., 1984

23.   Альбом домриста  Сост. Т. Пронина и Е. Щербакова. С-Пб., 2002

24.   Вальсы для трехструнной домры и фортепиано  Переложение Л.Н. Школиной. С-Пб., 2007

25.   Домристу - любителю Вып. 1. Сост. М.А.Дроздов. М., 1977

26.   Домристу - любителю Вып. 8. Сост. И. Обликин. М., 1984

27.  Домристу - любителю Вып. 13. Сост. В.Лобов. М., 1989

28.   Домристу - любителю Вып. 14. Сост. В.Лобов. М., 1990

29.  Домристу - любителю Вып. 9. Сост. И. Обликин. М., 1985

30.   Домристу - любителю Вып. 7. Сост. И. Обликин. М., 1983

31.  Домра с азов. Учебное пособие. Сост. А.Потапова. М., 2003  

32.   Домра. Фортепиано. Русская класика. Пьесы. Переложение Г.Андрюшенкова. С-Пб., 2006

33.   Домра . Пьесы в сопровождении фортепиано. Младшие классы ДМШ Сост. А.Зверев. С-Пб., 1996

34.  Джоплин С. Регтаймы. Переложение Л. Школиной. С-Пб 2001

35.   Дугушин А. Лирический альбом. Пьесы. Ред. А.Николаева. С-Пб.,2005

36.  Легкие дуэты. Сост. Ю.Ногарева. С-Пб,.1999

37.  Меццакапо Е. Пьесы для трехструннрй домры и фортепиано. Сост. В.Иванов, А.Николаев. С-Пб., 2002

38.   Меццакапо Э. Пьесы для трехструннрй домры и фортепиано. Сост. В.Иванов, А.Николаев. С-Пб., 2004

39.  Народные песни в передожении для балалайки с фортепиано. 1 - 3 классы ДМШ. Сост. В. Глейхман. М., 2002

40.   Пьесы для домры и фортепиано композиторов Испании, Италии и Франции рубежа XIX - XX вв. Сост. В.Иванов, А.Николаев. С-Пб., 2007

41.   Популярные джазовые композиции для техструнной домры и фортепиано. Переложение Н. Кургановой. С-Пб,. 2003

42.   Пьесы для трехструннрй домры и фортепиано. Сост. А.Зверев., 1998

43.  Пьесы советских композиторов для трехструннрй домры и фортепиано. Сост. Ю.Шитенков. Л., 1980

44.   Пьесы для ансамбля домр с фортепиано. Сост. Г.Гинтов. Л., 1990

45.  Педагогический репертуар домриста III - V классы Вып. 2. Сост. А.Александров. М.,1977

46.  Педагогический репертуар домриста I - II курсы муз. училищ Вып. 3. Сост. А.Александров. М.,1980

47.   Пьесы для трехструннрй домры и фортепиано. Тетр.II. Сост. О.Ахунова. С-Пб., 1998

48.  Пьесы для трехструннрй домры и фортепиано. 1-2 классы ДМШ. Вып.II. Нижневартовск., 2008

49.   Пьесы для трехструннрй домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ. Зверева А. С-Пб., 1998

50.  Первые шаги домриста. Вып.15. Сост. В.Викторов. М., 1976

51.  Попонов В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1972

52.   Репертуар домриста . Вып. 6. Сост. В.Евдокимов. М., 1971

53.   Репертуар домриста . Вып. 7. Сост. В.Евдокимов. М., 1975

54.  Репертуар домриста . Вып. 9. Сост. В.Евдокимов. М., 1975

55.   Репертуар домриста . Вып. 10. Сост. В.Евдокимов. М., 1973

56.   Репертуар домриста . Вып. 12. Сост. В.Гнутов. М., 1976

57.   Репертуар домриста . Вып. 13. Сост. А.Лачинов. М., 1977

58.  Репертуар домриста . Вып. 15. Сост. В.Викторов. М., 1976

59.   Репертуар домриста . Вып. 28. Сост. В.Кузнецов. М., 1989

60.   Репертуар домриста . Вып. 19. Сост. А.Судариков. М., 1981

61.  Репертуар домриста . Вып. 2. Сост. В.Яковлев. М., 1980

62.  Фадеев В. Меж солнечных лучей. 10 пьес для домры и фортепиано. С-Пб., 2006

63.   Фадеев В. На крыльях мечты. Концертные пьесы для домры и фортепиано. С-Пб., 2006

64.  Хрестоматия домриста. Старшие классы ДМШ Часть III. Сост. Н.Бурдыкина. М., 2005

65.  Хрестоматия домриста. Средние и старшие классы ДМШ Часть I. Сост. Н.Бурдыкина. М., 2003

66.  Хрестоматия домриста 1 - 3 классы. Изд. 2. Сост. В.Евдокимов. М., 1989

67.   Хрестоматия домриста 4 - 5 классы. Изд. 3. Сост. В. Евдокимов. М., 1990

68.   Хрестоматия домриста 1 - 2 классы ДМШ Вып.1. Сост. А. Александров. М., 1971

69.  Хрестоматия домриста 3 - 5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1972

70.  Хрестоматия домриста. Вып.2. Сост. З.Басенко, С. Петрашов. Ростов - на- Дону., 1998

71.  Хренников Т. Пьесы на темы из опер и балетов для трехструнной домры и фортепиано. М., 1984

72.   Шишаков Ю. 12 этюдов для трехструнной домры. М., 1961

73.   Школа игры на балалайке. Сост. П.Нечепоренко, В.Мельников. М., 2001

74.   Юный домрист. Сост. Н. Бурдыкина. М., 1999 

75.  Вивальди А. Концерт c-moll. М., 1972

76.   Вверх по ступенькам. Сост. В.Якубовская. Л., 1981

77.   Глинка М. Пьесы. Сост. Т. Ямпольский. М., 1989

78.   Кабалевский Д. Пьесы. Сост. Т.Ямпольский. М., 1984

79.  Любимые мелодии для скрипки с фортепиано. Вып. 2. Сост. Г. Фиртич. С-Пб., 2005

80.  Любимые мелодии для скрипки с фортепиано. Вып. 3. Сост. Г. Фиртич. С-Пб., 2005

81.  Моцарт - альбом Вып.5 Изд. "Будапешт"., 1971

82.   Моцарт - альбом Вып.5 Изд. "Будапешт"., 1971

83.   Произведения для ансамбля скрипачей. Сост. С. Барабаш. Л., 1989

84.  Хочу играть концерт. Учебное пособие. Сост. К. Малова. С-Пб., 2005

85.  Хрестоматия для скрипки. 3 - 4 классы ДМШ. Сост. М.Гарлицкий. М., 1974

86.   Хрестоматия для скрипки. 5 - 6 классы ДМШ. Сост. М.Гарлицкий. М., 1976

87.  Хрестоматия для скрипки. 3 - 4 классы. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. Ю. Уткин. М., 1980

88.  Хрестоматия для скрипки. 2 - 3 классы. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. М.Гарлицкий. М., 1982

89.  Хрестоматия педагогического репертуара. 4 - 5 классы ДМШ. Вып. 4. Сост. Ю.Уткин. М., 1974

90.   Хрестоматия педагогического репертуара. 3 - 4  классы ДМШ. Вып. 3. Сост. Ю.Уткин. М., 1972

91.  Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы и произведения крупной формы. Сост. Ю. Уткин. М., 1981

92.  Юным скрипачам. Учебно-педагогический репертуар 2 - 3 классы ДМШ. Вып.2. Сост. К.Тахтатджиев. Киев., 1974

93.  Юным скрипачам. Учебно-педагогический репертуар 4 класса ДМШ. Вып.3. Сост. К.Тахтатджиев. Киев., 1974

94.  Юным скрипачам. Учебно-педагогический репертуар 5 класса ДМШ. Вып.4. Сост. К.Тахтатджиев. Киев., 1975