Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Лазарева Н.А. МНБОУ "Лицей№76"
статья по теме

Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.

По моему мнению, важнейшей частью данного определения является его вторая часть, которая отличает компетентностный подход от других образовательных подходов, главенствующей целью которых является именно приобретение ребенком знаний, умений и навыков. 

Компетентностный подход в обучении предполагает:
  1. Учёт индивидуальных особенностей;
  2. Деятельностный характер обучения;
  3. Активность ребёнка как субъекта образовательного процесса;
  4. Сотрудничество в коллективной работе;
  5. Результативность обучения.

 

Как же реализовать компетентностный подход на каждом этапе урока русского языка первой ступени обучения? Подробнее остановимся на каждом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Лазарева Наталья Алексеевна

МНБОУ «Лицей №76»

Новокузнецк

Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.

По моему мнению, важнейшей частью данного определения является его вторая часть, которая отличает компетентностный подход от других образовательных подходов, главенствующей целью которых является именно приобретение ребенком знаний, умений и навыков.

        Компетентностный подход в обучении предполагает:

  1. Учёт индивидуальных особенностей;
  2. Деятельностный характер обучения;
  3. Активность ребёнка как субъекта образовательного процесса;
  4. Сотрудничество в коллективной работе;
  5. Результативность обучения.

Как же реализовать компетентностный подход на каждом этапе урока русского языка первой ступени обучения? Подробнее остановимся на каждом этапе.

В минутки чистописания можно включать соединения букв, элементы букв, пословицы, поговорки и словарные слова. Пословицы и поговорки – это исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для письма. Они обогащают знания детей о красоте русского языка, они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда ясна, а лексика разнообразна. Школьники любят пословицы, хорошо запоминают их, учатся применять в своей речи, связывают с темой урока, с содержанием прочитанного, увиденного, с жизненными ситуациями. Через поговорки, пословицы происходит знакомство с общекультурной моралью и традициями народа. Благодаря этому ученики несознательно усваивают общекультурные компетенции.

Информационная компетенция.

В своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. То есть на уроке мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к реализации себя в социуме. Это может происходить при работе со словарными словами.

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога)

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз–бриллиант,
алфавит-азбука,
вдруг–внезапно,
весело–радостно,
ветер–ураган–вихрь
Антонимы:

богатство–бедность,
быстро–медленно,
весело–грустно,
город–деревня,
дорога–аллея,шоссе.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)

При работе со словарными словами происходит реализация не только информационной компетенции, но и общекультурной.

  Большое   значение  в  активизации познавательной деятельности

младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие  элемент  занимательности

в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

      Одним из известных нетрадиционных видов урока является  кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития  творческих способностей ребенка, тренировки  памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции  учащихся,

а для лучшего усвоения ими фактического материала.Логические   задания   кроссвордов   подбираются   с   возрастными   и психологическими особенностями учащихся. Способов  зашифровки  много,  однако  наибольший  интерес  у  учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с  помощью  загадок,  требующих от  ребенка  сообразительности,  поэтической  выдумки.  Загадки  учат  детей говорить ярко, образно. Они обогащают память  детей  подлинными  жемчужинами родного языка.

      Назначение  загадки  состоит  в  выработке  у  учащихся   внимания   и

акцентирования его  на  изучаемом  материале,  для  пополнения  словарного

запаса детей, знакомства с лексическим значением слова,  развития  слуховой,

а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.

Эффективному формированию учебно-познавательных компетенций способствует исследовательская деятельность учащихся. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Учащимся начальной школы необходимо овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Вот некоторые из них.

1) Развитие умений видеть проблемы. Цель: формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Задания:

  • “Посмотри на мир чужими глазами”;
  •  “Тема одна – сюжетов много”;
  •  “Составь рассказ, используя данную концовку”.

2) Развитие умений выдвигать гипотезы. Цель: формирование способности  предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.  Задания:

  • “Давайте вместе подумаем”;
  • Упражнения на обстоятельства;
  • “Найди возможную причину события”.

3) Развитие умения задавать вопросы. Цель: развитие умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Задания:

  • “Найди загадочное слово”;
  • Игра “Угадай, о чем спросили”.

4) Развитие умения подбирать литературу по заданной теме.

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • об использовании человеком науки и техники;
  • об истории человечества;
  • об исследователях и учёных.

5) Развивать умение ориентироваться в словаре, справочной литературе.

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится      информация о …;  
  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ;
  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица.  

6) Развивать умение ориентироваться в тексте, находить ключевые слова.

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его.

7) Развивать умение находить ответы на вопросы к тексту.

  • найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить;
  • найди статью “Вода и её свойства”. В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
  • в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”. Определи тему статьи

При изучении нового материала могут быть использованы приёмы технологии развития критического мышления, что способствует реализации и коммуникативной компетенции, и учебно-познавательной, а также ценностно-смысловой, информационной и компетенции личного самосовершенствования.

Толстые и тонкие вопросы.

Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы.

Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

Синквейн.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Кластер, целью которого является установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Прием “Письмо по кругу”. Сочинение на определенную тему по одному предложению.

Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Прием “Взаимоопрос”.

Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Прием “Сбор ассоциаций”

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.

1 этап – ученики работают индивидуально

2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.

Пример. Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т. д.)

Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа)

Прием “Знаете ли вы, что”.

Позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Прием “Диаграммы сравнения” (Круги Эйлера)

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Большинство этих приёмов можно использовать на этапе рефлексии.

На этапе закрепления также целесообразно проводить дидактические игры.

Игры.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

 

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:
  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,
  • - очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
  • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

При использовании игр происходит реализация коммуникативной компетенции.

Чтобы побудить школьников к самосовершенствованию, а далее развить осознанную потребность в самосовершенствовании, использую различные формы классной (урочной) и внеклассной деятельности. Я стараюсь поддерживать стремление детей выразить в художественной форме свои мысли, чувства и впечатления. Учащиеся выполняют следующие виды работ: составляют кроссворды, викторины, продумывают  задания к тестам. Часто на уроках дети демонстрируют свои способности в рисовании, приглашая всех на выставку «Наш вернисаж». Я учитель начальных классов и это открывает для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся,  формировать эту компетенцию, развивать ее.

Глубина, ясность, нестандартность образного мышления, свобода речевого самовыражения, богатство творческого воображения, прочность и оперативность всех видов памяти, любознательность, стремление постоянно оперировать знаниями из разных областей, способность к удивлению, восхищению, мечтательность, интеллектуальная  раскрепощенность,  наконец, одаренность – все эти качества я пытаюсь пробудить, реализовать, совершенствовать у ученика.

Все это способствует проявлению творчества, помогает детям уверенно выражать свои мысли, эмоции, чувствовать себя комфортно, стремиться к самосовершенствованию.

Анализ данных показывает, что в образовательный стандарт в начальной школе уже заложен компетентностный подход: в требования к умениям и навыкам заложены универсальные умения, которые могут понадобиться ребёнку в его обыденной настоящей и будущей жизни.

Литература

  1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  2.  Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова "Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий" Учебно-методическое пособие. Академия АПК и ПРО. М. 2008.
  3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm
  4.         Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода» // Первое сентября. — 2005. — №18. — http://ps.1september.ru/article.php?ID=200501806
  5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12
  6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. Асмолова А.Г.; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  7.  Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
  8. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе"

Педагогический проект представляет дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе....

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жиз...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Данная презентация рассказывает о системно-деятельностном подходе на уроках русского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС....

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка

Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхно...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе"

Современный человек живёт в эпоху постоянного увеличения объемов информации, в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, т...

Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается коммуникативно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе в современных учебниках руссеого языка., особенности изучения текста как основной дидактическ...