Эссе "Я учу детей нового поколения"
материал на тему

Кулько Зоя Ивановна

Эссе "Я учу детей нового поколения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Учитель года – 2015»

Эссе «Я учу детей нового поколения»

Кулько Зоя Ивановна,

учитель начальных классов

МКОУ «Воробьёвская СОШ»

Небольшой уютный класс, цветы на подоконниках, за стеной – голос другого учителя, не такой, как у моего – добрый, нежный, совсем, как у мамы. Вдруг кто – то крикнул: «Смотрите, снегири!» Мы, первоклассники, приникли к окнам, внимательно смотрим на удивительных птиц. А наша учительница, прервав урок, стала рассказывать о снегирях. И откуда она столько знает? На любой вопрос у неё готов ответ, как будто она все вопросы предвидит заранее. В моей детской головке рождается мысль, что я тоже хочу много знать, хочу так же интересно рассказывать. Дома я, подражая своему любимому учителю, учу младшую сестрёнку, рассказываю ей всё, что узнала сама…

Окончив школу, я знала, что буду учителем, буду стараться быть такой же доброй, честной, справедливой, дающей не только знания, а намного больше – умение сотрудничать, сопереживать, понимать друг друга.

И вот уже тридцать лет я работаю учителем начальных классов в своей родной школе. Трудно было вначале привыкать к тому, что я уже не ученица, решающая любимые задачки и примеры, а человек, которому доверили самое дорогое – ребёнка. Но рядом всегда были мудрые профессионалы своего дела – мои учителя, теперь – коллеги, одной из главных заповедей которых были слова Ш.А. Амонашвили «Не навреди!»

Уже с первых лет работы в школе я знакомилась с инновационными технологиями в обучении и воспитании, изучая специальную методическую и научно – популярную литературу.

В настоящее время в системе образования происходят стремительные перемены. Чем же, в итоге, должен овладеть ребёнок, выходя из стен начальной школы? Прежде всего – умением учиться. Именно мы, учителя, строим тот фундамент, который является залогом успешного обучения не только в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. У ребёнка должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты – ФГОС НОО. Обозначен «портрет выпускника» начальной школы.

А какой он – современный ребёнок, ребёнок нового поколения? Это, безусловно, умный, раскрепощённый, умеющий свободно пользоваться планшетом, сотовым телефоном и другими гаджетами. С другой стороны – фантазёр, любящий решать различные головоломки, строить из конструктора такие фигуры, что диву даёшься. Что я могу противопоставить, чтобы не только заинтересовать, но и увлечь? Ведь первоклассник похож на кораблик, который идёт по просторам океана Знаний, встречает на своём пути множество преград, а преодолеть их можно только совместными усилиями. Нелегка задача учителя – капитана – собрать все маленькие кораблики воедино и превратить их в один большой лайнер, где каждый чувствовал бы себя уверенно. Вот где простор для творческого учителя!  

Какое же это счастье видеть, как дети сами формулируют проблему, ставят цель, находят пути решения и открывают новые знания, как мореплаватели открывали новые земли, острова! Конечно же, новые знания не передаются и не присваиваются, а именно открываются! А какие знания легче открыть? Да те, о которых уже немного известно. У нас есть цель, а путей решения много. Иногда мы можем сбиться с пути, но, зная, чего мы должны достичь, путём проб и ошибок, прокладываем новый путь, преодолеваем преграды и уверенно движемся к намеченной цели. Важно избежать перегрузки учащихся и потери мотивации! Ведь мотивированные дети не сойдут с пути!  Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие.  

Я учу детей сопереживать, помогать тем, кто нуждается в них, но и в равной степени учу быть толерантными. В классе у меня 18 человек и далеко не все имеют отличные и хорошие оценки. Для таких детей нужна ситуация успеха, нужно, чтобы в него поверили.

«Какое счастье быть полезным людям, учить его Величество Народ!»

Сейчас активно внедряются ИКТ – технологии. Могу ли я, учитель современной школы, топтаться на месте? Конечно же, нет! «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому!» В нашем классе есть необходимое оборудование, что позволяет использовать новые технологии, а значит – надо учиться на нём работать. А современные гаджеты? Дети приносят планшеты, букридеры в класс и мы вместе обучаемся. Знания могут добывать теперь с помощью Интернета. Но как не потеряться в этой сети – паутине? И здесь учитель должен быть тем надёжным, знающим капитаном, на которого всегда можно положиться, который не подведёт и не бросит в трудную минуту. Все дети в классе могут составлять презентации, создавать документ и отправлять его по электронной почте. У нас есть электронный журнал, электронный дневник, но на первом месте всегда – личность ребёнка. Ведь как важно не потерять ту невидимую нить, которая связывает с ним учителя! «Сотрудничество», «сотворчество» - вот основные направления моей работы.

Недавно меня спросили: - Вы живёте, чтобы работать или работаете, чтобы жить? – Философский вопрос. Трудно провести грань между работой и домом. Дети и родители могут обратиться за помощью ко  мне в любое время. Поэтому, учитель – это не столько профессия, сколько образ жизни. Анализируя прожитый день, уже строю планы на завтра, не переставая думать о детях.

А что же родители – остались на берегу или вместе с детьми отправились в плавание по бескрайним просторам океана Знаний? Родители конца 20 века тоже разные. Одни – активные помощники, другие пассивные наблюдатели, которые решили, что они отдали своего ребёнка в школу, а школа (без  их участия) должна из ребёнка вырастить образованного и воспитанного человека. Но каждый уверен, что его ребёнок лучше всех. Сколько труда уйдёт, чтобы доказать мою заинтересованность в знаниях детей, в их успешном будущем! Моя доброжелательность, сдержанность, уважение личности ребёнка создают атмосферу сотрудничества с родителями уже в первом классе.

 Я люблю путешествовать, посещать музеи, театры и, конечно же, вместе со мной мои дети и их родители. Вместе ходим в походы, устраиваем праздники, отмечаем дни рождения, учимся. Сплочение коллектива происходит не только во время  образовательного  процесса, а в основе своей – во внеурочной деятельности. К четвёртому классу – мы уже одна семья, одна команда большого океанского лайнера!

 Завтра будут новые дети и родители. И всё повторится сначала… Счастлива ли я? Да, я счастливый человек! У меня, кроме своих двух, более ста детей, говоря про которых, я употребляю местоимение «мои».  Я учу их, а они учат меня. У нас «взаимообучение», значит, есть «взаимопонимание», «сопереживание», «сотрудничество», «соуправление». Они смотрят на мир моими глазами, а я смотрю их глазами.  Не это ли учительское счастье – раствориться в глазах детей? Они не позволяют «моей душе лениться», не дают почувствовать свой возраст (да это и замечательно!), с ними постоянно чувствуешь себя молодой. Меняется мир, меняются дети, но, как и 10 лет назад, мы учим буквы, учимся читать, но уже используя новые технологии, методы и приёмы. Но любовь к ребёнку была и будет во все времена.

Твердят: «Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!»

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Я учу детей нового поколения"

Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Всегда хотелось быть похожей на мою первую учительницу Панину Наталью Тимофеевну. И я  счастлива, что моя мечта сбылась....

Эссе " Я учу детей нового поколения"

Региональный этап всероссийского конкурса "Учитель года России"...

Эссе " Я учу детей нового поколения"

Материал  отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я учу детей нового поколения"

Конкурсное задание эссе "Я учу детей нового поколения". Раскрытие мотивов выбора учительской профессии, педагогические  принципы и подходы к образованию....

Я учу детей нового поколения

  Всероссийский конкурс "Учитель года России" Муниципальный этап.Конкурсное задание Эссе  "Я учу детей нового поколения"...

Я учу детей нового поколения

Всероссийский конкурс "Учитель года России"Муниципальный этап.Конкурсное задание  Эссе  "Я учу детей нового поколения"...

Эссе «Я учу детей нового поколения»

Размышления о выбранном профессиональном пути....