Творчество-норма детского развития
статья на тему

Богданова Наталия Васильевна

Творчество-норма детского развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_nvtayshet.doc482.5 КБ
Office presentation icon kreativnoe_myshlenie.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

                                   Богданова Н. В.

                                                                МКОУ «СОШ № 85 г. Тайшета»    

Творчество-норма детского развития

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

    Железо ржавеет, не находя себе                                                                                                применения, стоячая вода гниет или на холоде

замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.                                                                    

                                                                                Леонардо да Винчи

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться» - полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Чтобы у младшего школьника развивалось желание, а потом и умение учиться, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества, а значит и креативности. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

Развитие у школьников творческого мышления, творческих способностей - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Наряду с творческими способностями в современной школе все чаще используется термин «креативности». Креативность (англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности. Это стремление реализовать себя, проявить свои возможности.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Одной из популярных является методика Торренса. Критериями креативного мышления, по данным исследований по тестированию П. Торренса выступают:

беглость – способность воспроизводить большое количество идей;

гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

оригинальность – способность применять необычные, нестандартные идеи;

точность- способность детально разрабатывать возникшие идеи; понимание сути проблемы того, что действительно существенно.

Вот какие результаты я получила по этим исследованиям.

           

            Если в 1 классе в развитии творческого мышления преобладала беглость, то на следующей диаграмме очень ярко видна чувствительность к другим показателям креативности, что непосредственно указывает на проведенную работу направленную на развитие других способностей. 

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. В младшем школьном возрасте развиваются воображение и фантазия, нестандартное мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления и все это способствует развитию качеств, которые каждый раз дают возможность открывать в ученике новые направления креативности.

Например, для математики начало урока — это устный счёт. С уверенностью могу сказать, что если хорошо, интересно проведён устный счёт, то и дальше урок пойдёт успешнее, дети будут активны, заинтересованы. Моей традицией на уроке является устный счет в задачках- стихах.           

 Можно не только вести контроль за состоянием знаний счета учащихся, но это и мониторинг психологического состояния класса: темпа работы, активности, желания достичь цели. У каждого на парте карточки с определенным количеством «окошек», в зависимости от того, какое число задачек будет прочитано. В каждое окошко ученики вписывают только то число, которое является ответом к задачке - стишку.  Для проверки результата этого вида деятельности, можно использовать разные приёмы: устная коллективная проверка, обмен и проверка карточек соседом по парте, проверка учителем, группой ребят (под контролем учителя). Часто ученики сами составляют такие задачи в стихотворной форме, которые имеют успех в начале нашего урока математики.  Я прихожу к тому, что неразделимыми являются «проблемное обучение и креативное мышление».

В современной начальной общеобразовательной школе на смену известной формуле усвоение= понимание + запоминание, по которой учитель частенько выстраивает процесс обучения, должна прийти формула овладение = усвоение + применение знаний на практике, которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации. Создание проблемной ситуации- это решение задач, в которых от учащихся требуется анализ и синтез, формирование приема сравнения, использование аналогии, классификации, решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку, проектная деятельность

          С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства (признаки). Например. В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три признака, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать признаки кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько признаков кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения признаков предмета - прием сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделить общие и отличительные признаки. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные признаки – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов или геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить признаки. Дети называют предметы и все их признаки.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».  Л. Н.  Толстой 

Введение ФГОС предусматривало изменение не только внешнего вида учебников, но и их содержания, которое в свою очередь должно быть продуктивным материалом для развития одаренной личности. Так как эти изменения не произошли на достаточном уровне, то очень много заданий творческой направленности приходится брать с других методик.

Например, урок математики в 1 классе -  знакомство учащихся с «Целым и частями» я построила на проведении наглядного эксперимента. К доске были приглашены четыре мальчика. На доске бумажные макеты яблок. Я, как автор, читаю содержание задания, построенного на основе математической сказки и наглядно показываю способы деления яблок.

«В древние-древние времена жили в одной пещере четверо братьев. Однажды в лесу они нашли дерево, на котором росли шесть плодов. Братья не знали, что это яблоки, а древние яблоки были очень крупные, сочные и вкусные. И вот они сели и начали думать, как же они будут делить между собой эти яблоки. Старший брат встал, взял себе два яблока, второму дал два яблока, а двум младшим дал по одному. Но младшие с этим не согласились. Тогда второй брат взялся делить яблоки. Дал каждому брату по одному яблоку, а себе оставил три яблока. Не согласились с этим другие братья. Взялся делить яблоки третий брат. Дал два яблока старшему брату, два яблока – второму, себе взял два яблока, а младшему ничего не дал. Обиделся младший брат...».  На данном этапе предлагаю ребятам помочь разделить плоды между братьями. Рассматриваем разные возможные варианты, но дети сразу приходят к тому что, чтобы яблок досталось поровну, придется некоторые разрезать. После предложенных возможных вариантов дочитываем сказку и наблюдаем, чьи предложения ребят совпали с итогом сказки…. Тем самым замечаем, что используем математические термины «целое, части».

… «И стал сам делить яблоки. Всем четверым дал по одному яблоку, а оставшиеся два яблока своим каменным ножом разрезал на две половинки. И дал каждому еще по половинке. Тогда каждому брату досталось по одному целому яблоку и по одной половинке. Все братья были довольны. С тех пор люди научились целое делить на части». Для взрослых эти способы известные, но для детей 1 класса- это открытие!

Роль учителя – поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя. Успешность решения таких задач зависит от уровня сотрудничества ученика и учителя, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т. д.). Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению проблемы.  Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

При такой организации работы нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых» - задание всем одинаковое. Конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности: показатель уровня самостоятельности и развития креативных способностей. Из проведенной работы и наблюдений делаю определенный вывод, который подчеркивает достижения и ставит новые цели. Воспитывать вдумчивого, креативно мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из моих основных задач, а так же задач стоящих перед школой в свете требований ФГОС НОО. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий, а также открывать новые понятия. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности, креативности, а значит и одаренности. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Именно кропотливый труд поможет сформировать внутреннюю позицию ученика и достичь плодотворных результатов, которые параллельно и систематизируют формирующий рост ребенка, как креативной личности, а значит одаренной.  

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

Ценность детского чтения в контексте развития современного общества

В статье говорится о значении книги в жизни человека. Почему утрачивает свою ценность детское чтение? А ведь чтение - это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей ...

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников

Анализ литературного произведения  сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход  к  изучению литературы в форме создания детского теат...

Проблемы детского развития: детская агрессия

Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции  детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...

Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым ...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития.

Соответствуя требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, ведущими принципами дошкольного образования являются принципы обогащения (амплификации) детск...