Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
материал на тему

Лазуткина Александра Владимировна

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой- либо теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся

Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

        Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие - это понятия, неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Классификация педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Так, игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения). Составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между играющими, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с предметами. Через предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры - путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Педагог, используя в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

1.2 Применение игровых технологий

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.

Заключение

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на занятиях соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Применение игровых технологий в процессе обучения   в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".

Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....

Внеклассное мероприятие в игровой форме для учащихся 1-х классов «Учимся работать дружно»

Данное внеклассное мероприятие содержит комплекс игр и упражнений, направленых на развитие у учащихся навыков общения и взаимодействия, а также на формирование коммуникативных способностей учащихся.Ме...

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Грамматические задания в игровой форме для учащихся 2-4 классов.

Грамматические задания в игровой форме для учащихся 2-4 классов....