"Сетевые проекты в начальной школе"
статья на тему

В статье содержится материал об организации сетевых проектов в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon setevye_proekty_v_nachalnoy_shkole_portal1.doc494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Харланова Наталья Николаевна

зам.директора по УР, учитель начальных классов

ГБОУ лицея №590

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Сетевые проекты в начальной школе»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение данной задачи особенно актуально для начальной ступени школьного обучения, поскольку, по мнению психологов и физиологов учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются универсальные учебные действия, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий одно из ведущих мест занимает проектный метод обучения, позволяющий развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому ребёнку раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. Особое место в информационно-образовательной среде современного ОУ занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. Сетевой проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся, объединённых общей темой, целью, формами работы и методами исследования.

Для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности учителя... Но мы живём в 21 веке, называем себя современными людьми и, что еще важнее, хотим учить человека 21 века, которому по плечу все достижения цивилизации и который (со временем) сможет внести свой вклад... Если мы с вами сегодня его поддержим и поможем в выборе формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Одной из таких форм как раз и являются сетевые учебно-исследовательские проекты.

Рассмотрим инновационный метод обучения с разных точек зрения:

– проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей;

– учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации. На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, сколько проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Именно в начальной школе наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие креативных способностей. Ребёнок начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Телекоммуникационные (сетевые) «проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

– предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

– предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения;

– предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой;

– предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания». Метод проектов. Полат Е.С.

Взаимодействие участников сетевого проекта.

Участие в сетевых проектах, безусловно, требует хорошего владения Интернет-технологиями, техническим школьным оборудованием не только от координаторов проекта, но и от большинства его участников. В основном используется командная форма работы, в одну команду могут входить разновозрастные участники. Работа внутри команды может строиться по группам, с выполнением участником той или иной роли, или осуществляться индивидуально. В сетевом проекте учатся все: и координаторы, и участники. Ведь каждый, обязательно каждый, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Безопасность детей в Интернете – один из ключевых вопросов при работе с детьми в сетевом проекте. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики. Учителю, как координатору проекта, необходимо помнить, что приводя детей в Сеть, мы несём ответственность за их безопасность и поведение в новой образовательной среде.

 В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности включают: 

  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

На сайте Nachalka.com каждый учебный год предлагаются учебные и внеучебные сетевые проекты.

В прошлом учебном году учащиеся начальных классов нашего лицея решили поучаствовать в районном сетевом проекте «Весна идет!»

Цели проекта: 

  • наблюдать за природой весной
  • анализировать  результаты наблюдений
  • систематизировать полученные результаты
  • учиться работать  с информацией, инструментами интернета
  • фиксировать, полученные наблюдения на своей странице сайта

Задачи проекта:

  • Получить опыт коллективной работы
  • научиться работать в  Интернете
  • освоить приемы поиска информации
  • приобрести опыт фотосъемки
  • научиться пользоваться простейшими измерительными приборами
  • проявить свои литературные и художественные способности и т.д.

Каждая команда придумывала название, девиз и эмблему. В ходе проекта ребята выполняли наблюдения за растениями, за облаками, вели наблюдения за погодой, исследовали всхожесть семян. Ребята выполняли и творческие задания на тему: «Весна в фольклоре»

В ходе работы учитель-координатор и учащиеся овладевали новыми  веб-сервисами (работа с картами Google, доска «Lino»), повышая свой уровень ИКТ- компетентности.                          

Отдельно хотелось бы сказать о рефлексии участников и координаторов проекта. Большое значение в ходе проекта надо уделять таблице продвижения участников проекта. По мере выполнения заданий заполняется таблица. Если участники принимали активное участие в выполнении задания, то клетка закрашивалась синим цветом (ставили себе 2), если принимали участие в выполнении задания, но не были активны закрашивали клетку зеленым цветом (ставили себе 1), если не принимали участия в выполнении задания оставляли клетку незакрашенной (ставили себе 0). Оценивали своё отношение к заданию смайликами. Расшифровку смотрели под таблицей. В графе "Бонусы" каждой команде организаторы проекта вносили дополнительные баллы за творческое выполнение тех или иных заданий. В графе "Успех" подводили  итог работы в баллах.

Таблица была открыта для всех участников проекта. Каждая команда могла видеть продвижение не только своей команды, но и команды соперника, заранее оценивать свои шансы на победу.

В заключении хотелось сказать, что  вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

    «Мы ничему не учимся у того, кто говорит: «Делай, как я». Единственными нашими учителями являются те, кто говорят: «Делай со мной».    Жиль Делёз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Сетевое сообщество учителей начальной школы как форма повышения квалификации педагогов

Учитель нового поколения – это личность, которая постоянно профессионально совершенствуется и адекватно отвечает на вызов времени. В настоящее время таким вызовом являются сетевые коммуникации....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

"Упражнения и игры на внимание" -занятие по внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я» учителя начальной школы МОУ Лицей Павловой Светланы Аркадьевны, работающей по проекту «Эффективная начальная школа», 2 класс.

Цель занятия: развивать познавательные способности, находить и анализировать закономерности, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.Постановка проблемы вводи...