ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
статья на тему

Гришина Наталья Владимировна

Данный материал дает представление о слухоречевой конференции - как о важной форме работы с глухими детьми во внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sluhorechevoy_konferentsii.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

1. Организация и методы исследования произношения глухих школьников

  Предложенные материалы используются в качестве основных форм ведения документации по обследованию произношения и находятся в индивидуальных картах медико-психологического обследования детей.

  Задачи проверки:

▪ соотнесение полученных данных при обследовании с состоянием слуха ученика, полученных при тональной аудиометрии;

▪ выявление у учеников возможностей в восприятии речи;

▪изучение резервов и динамики развития слухового восприятия речи;

▪выявление и изучение динамики в развитии желания и умения вступать в устный контакт с учителем, а также особенностей речевого поведения;

 ▪проверить навыки ученика в восприятии незнакомого материала;

Диагностика произношения проводится по методике, разработанной Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной. В процессе обследования речи мы получаем общее представление о речи, особенностях речевого дыхания, голоса, воспроизведения звуков в словах и слогах, а также некоторых звуков изолированно. Кроме того, проверяем воспроизведение словесного ударения, некоторых орфоэпических норм.  

   При синтетическом учете устанавливается внятность (разборчивость) речи ученика. Проверка внятности речи имеет своей задачей определить степень понимания, произносимого учеником речевого материала слушающими его людьми (аудиторами). В качестве дикторов приглашаются слышащие люди. В прослушивании участвуют 4 аудитора. Данные синтетического учета служат не столько объективной оценкой внятности речи ученика, сколько оценкой изменений в произношении ученика.  Внятность речи определяется на материале слов и выражается в процентах (отношение количества правильно воспринятых к общему количеству слов, произнесенных диктором). Изучение возможностей учеников понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи;

   – ребенку предъявляют серию картинок, которую ребенок должен разложить по порядку и рассказать, что он видит на картинках;

   – затем ученику предъявляют весь текст слухо-зрительно два раза. Учитель - ассистент записывает то, что ученик произносит;

   – затем ученику предъявляют текст по фразам слухо-зрительно два раза. Учитель - ассистент записывает то, что ученик произносит;

По результатам обследования учащиеся могут быть отнесены к 3 группам по состоянию речи:

 — 1 группа: В самостоятельной речи фразы нет, слова произносятся с искажением звукового состава.

 — 2 группа: В самостоятельной речи - короткая фраза с аграмматизмами и отдельные слова.

 — 3 группа: В самостоятельной речи - развернутая короткая фраза, иногда с аграмматизмами.

2. Использование слухоречевой конференции в работе над произношением глухих учащихся

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы разработали методику и организовали слухоречевую конференцию в первом классе школы для детей с нарушением слуха.

Опираясь на опыт проведения конференций в школах, зная специфики общего и речевого развития глухих детей и рекомендации В. С. Плиты и Т. А. Толмачевой по организации слухоречевой конференции, мы определили условия и требования к проведению конференции, принципы ее организации,  разработали задачи конференции и ее содержание, а также методические рекомендации к проведению конференции.

По мнению В. С. Плиты и Т. А. Толмачевой, слухоречевую конференцию можно рассматривать как один из видов дидактического театра, который в последнее время практикуется в школах по различным предметам. Эффективность речевой конференции состоит в том, что во время ее проведения у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается словесная деятельность, обогащается их словарный запас, совершенствуются речевые навыки. Элементы соревнования, возникающего между участниками конференции, содействуют заинтересованности и активности.

Кроме того, при проведении слухоречевой конференции создаются условия для расширения классной работы по технике совершенствования произносительных навыков учеников, использование устной речи, углубление программных знаний

Речевая работа строится на материале знакомых детям слов, фраз и доступного связного текста. Форма и виды работы подбираются самые разнообразные, но важно, чтобы они были доступными, интересными, проводились в виде речевых игр, разгадывания загадок, ребусов и включали элементы литературного чтения и декламации.

Цель данной конференции мы определяем так: создать условия, которые позволяют совершенствовать произносительные навыки учеников и развивать их слуховое восприятие.

Учитывая возраст участников конференции (1 класс) и основополагающие принципы всей внеклассной работы, а в частности слухоречевой конференции — принцип занимательности и массовости — мы решили включить в конференцию разнообразные виды и формы работ: игры, соревнования, инсценирование, логические задания, декламацию.

Тема конференции — “В мире животных “— выбрана не случайно, это наиболее доступная, понятная и интересная область жизни ребенка. На материале личных наблюдений за животными, высказываний и стихов по этой теме строилась основная работа над произношением. Эта тема вызывала эмоциональное оживление и повышение интереса к конференции. Включая в конференцию разнообразные виды работ (игры, соревнования, подвижные игры, логические задания, инсценирование, декламацию), мы решаем несколько задач, стоящих перед организаторами конференции. Это, прежде всего:

Образовательные

  1. Работать над внятностью речи учащихся
  2. Тренировать слуховое внимание;
  3. Тренировать восприятие на слух речи и неречевых звучаний.
  4. Расширять, дополнять, углублять языковые знания, умения и навыки по артикуляции звуков, нормам орфоэпии, словесному ударению, темпу речи, голосу, речевому дыханию, интонации, получаемых на уроках.
  5. Научить внятно, выражать свои мысли в форме устных высказываний.

В отличие от кружка техники речи, который является еженедельным системным мероприятием, слухоречевая конференция проводится реже и несет в себе более обобщающий характер (оценка приобретенных знаний и умений). Слухоречевую конференцию можно проводить один раз в четверть. Данную конференцию мы проводили в конце III четверти. Лучше проводить ее через 2-3 часа после окончания учебных занятий (примерно через 30 минут после выполнения домашнего задания), чтобы дать детям возможность отдохнуть.

Кроме того, нужно четко определить тему, день и время проведения конференции, чтобы учащиеся осознанно ее ждали. На конференции ребята будут получать много информации, будут работать над своим произношением.  Поскольку конференция проводится в конце дня, нужно следить, чтобы учащиеся не переутомились. С этой целью продолжительность конференции мы определили в 40 — 45 минут.

В основе организации конференции должны лежать определенные принципы. При разработке их мы учитывали особенности внеклассного времени и специфику слухоречевой конференции. Участниками слухоречевой конференции могут быть учащиеся из одного класса или ребята из разных классов. Поэтому руководителю надо подбирать материал соответственно с возрастными особенностями детей, и отбирать подходящие задания. Тем самым воплощается в действие принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Следует учитывать также, что дети неравны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. Необходимо уделять внимание всем детям, независимо от успешности их занятий. Следует учитывать речевые способности каждого ребенка, их прогресс в процессе обучения. Кроме того, перед ребенком надо ставить только посильные задачи, фиксируя достигнутое, и поощряя успехи.

Следующим основополагающим принципом является принцип занимательности. Разнообразие форм деятельности на данной слухоречевой конференции способствует воплощению этого принципа. В младшем школьном возрасте игра является основным видом деятельности, в процессе которого происходит становление личности ребенка.

Исследования психологов (Запорожец А.В., Вологодская  Г.Л. и др.) показали, что игры глухих детей отличаются бедностью сюжета и схематичностью воссоздания. Это объясняется задержкой речевого развития глухих, отсутствием в развитии воображения, фантазии. Поэтому детей с недостатками слуха надо учить играть. Игра создает благоприятные условия не только для становления личности ребенка, но и для развития и совершенствования его движений. Таким образом, в ходе игровой деятельности совершенствуется также моторика глухого ребенка. Поэтому одной из форм работы в конференции является игра.

Соревнования стимулируют имеющиеся умения и навыки, побуждают ребенка к лучшему, более внятному проговариванию, содействуют заинтересованности, активности.

Инсценирование вносит эмоциональное оживление в конференцию, повышает интерес учащихся к ней.

Логические задания побуждают детей к мыслительной деятельности и тем самым ускоряют переход мышления на стадию словесно-логического.

Принцип развития речи детей будет лежать в основе организации и проведения нашей слухоречевой конференции. В ходе конференции по возможности должен пополняться активный и пассивный словарный запас учащихся, ребята должны без помощи руководителя формулировать и высказывать свои мысли, в большей степени говорить и контролировать собственное произношение самостоятельно.

Так как некоторый речевой материал конференции предъявляется детям только на слух, при подготовке и проведении слухоречевой конференции необходимо применять принцип учета состояния слуха участников конференции. Реализуя этот принцип, ведущий должен внимательно следить за расстоянием, на котором он предъявляет речевой материал. Кроме того, ведущий должен владеть методикой предъявления речевого материала на слух.

Принцип речевого общения предусматривает создание ситуаций, в условиях которых учащиеся будут вынуждены контактировать между собой посредством устной речи. Реализации этого принципа способствует каждый этап нашей конференции. Коллективная игра, совместное выполнение логических заданий, соревнования - все побуждает детей к речевому общению и способствует достижению цели конференции.

Принцип предварительной подготовки является отличительным принципом слухоречевых конференций, и данной конференции в том числе. В связи с тем, что слухоречевую конференцию можно рассматривать как один из видов дидактического театра, участники конференции получают предварительное задание (выучить стихи, подготовить песни, выступления, посетить музеи, сделать зарисовки и т.д.). В частности для успешного проведения нашей слухоречевой конференции нами был предварительно организован поход в Зоологический музей с последующим обсуждением и зарисовками увиденного. Кроме того подготовительный этап включал в себя работу над текстами стихов и сопровождающую их ритмику.

Необходимо соблюдать принцип взаимосвязи слухоречевой конференции с уроками. Перед руководителем конференции стоит задача совершенствовать и расширять языковые умения и навыки учащихся, полученные на индивидуальных занятиях и в ходе уроков.

Последние принципы (принцип развития речи учащихся, принцип речевого общения и принцип взаимосвязи конференции с уроками) обусловлены назначением слухоречевой конференции — расширять классную работу по технике речи, создавать условия для совершенствования произносительных навыков, стимулировать желание учащихся использовать устную речь как средство общения между ними.

Итак, в основе организации и проведения слухоречевой конференции мы положили следующие принципы:

  1. Принцип учета возрастных особенностей учащихся
  2. Принцип индивидуального подхода
  3. Принцип занимательности
  4. Принцип развития речи детей
  5. Принцип речевого общения
  6. Принцип взаимосвязи уроков с конференцией
  7. Принцип учета состояния слуха
  8. Принцип предварительной подготовки

Содержание работы данной конференции идет по двум направлениям.

Первое и основное направление в содержании работы - работа над произношением учащихся, которая включает в себя и отработку произношения целостных речевых единиц, и отработку отдельных сторон произношения, то есть предусматривается работа над всеми сторонами оформления устной речи и учет произносительных навыков. Эти задания проводились в рамках предварительной работы в процессе разучивания стихов.

Второе направление - знакомство детей с многообразием животного мира. Эти направления тесно взаимосвязанны между собой: содержание работы над произношением на конференции определялось содержанием используемого устного речевого материала. То есть содержание конференции определяется речевым материалом, который используется в конференции. Этот речевой материал (текст стихотворений, высказываний участников) анализируется с фонетической точки зрения — наиболее ярко выраженные моменты фонетического оформления этого речевого материала становились содержанием работы над произношением.

Методика проведения слухоречевой конференции предусматривает 2 этапа — подготовку конференции и её проведение. На этапе подготовки проводится вся предварительная работа, необходимая для конференции. Как правило, она начинается после объявления темы конференции.

В данном эксперименте подготовка включала в себя посещение музея, зарисовки ребят, работу над текстом стихотворений с последующим их разучиванием, подготовку таблиц (в нашей конференции были использованы таблицы: “План конференции”, “Участники конференции”).

Стихотворения представляли собой тот речевой материал, на котором строилась работа над произношением. Дети вместе с организатором репетировали декламацию стихотворений.

Задачей учителя было: в процессе разучивания стихов корректировать, исправлять ошибки произношения, совершенствовать и автоматизировать имеющееся правильное произношение.

Большую помощь при этом оказывали движения, которыми сопровождались стихи. Это были движения характерные для животного, которому было посвящено то или иное стихотворение. Сопровождение

стихотворений движениями вносило момент занимательности и заинтересованности в декламацию ребят.

Работа над текстом стихотворений строилась следующим образом:

речевой материал анализировался с точки зрения автоматизации правильного произношения отдельных звуков. Мы поочередно брали каждую сторону произношения и смотрели, можно ли на основе данного текста формировать у учащихся те или иные умения и навыки, определяемые задачами конференции и относящимися к данной стороне произношения.

  1. Речевое дыхание. Фразы диалога короткие, их следует произносить на одном выдохе. Стихотворение представлено одной объемной фразой, в состав которой входит несколько простых предложений. Следовательно, на примерах данного четверостишия можно учить учащихся членить фразы на синтагмы. Следует отметить, что в конце каждой строчки нужно делать маленькую паузу для вдоха, чтобы на выдохе произнеси следующую строчку.
  2. Работа над голосом. Диалог и стихотворение позволяют совершенствовать навык пользования голосом нормальной высоты и силы. Изображение движения животных заставляет ребенка менять голос. Медведь говорит грубым низким голосом, заяц - тоненьким, высоким.
  3. Темп речи. Важно формировать у учащихся умение воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно и с правильным логическим ударением. Изображение движения животных заставляет ребенка менять темп речи. Медведь ходит медленно, следовательно, замедляется темп речи у ребенка. Заяц бегает быстро, ребенок копирует быстрые движения, убыстряя темп речи.
  4. Работа над интонацией строилась в основном на отработке повествовательной интонации.
  5. Работа над словесным ударением. Слова, представленные в этих текстах, хорошо знакомы учащимся. Мы считаем, что глухие школьники не будут испытывать трудности в постановке ударения в данных словах. Если потребуется, эту работу можно будет провести в ходе отработки правильного произношения отдельных звуков в материале слов.
  6. Нормы орфоэпии. Анализируя речевой материал игр, мы выделили отдельные слова, в которых встречается редукция гласных. Таким образом, в ходе подготовки и проведения слухоречевой конференции проводится работа по автоматизации произношения отдельных звуков. Кроме того, для отработки бралось несколько сторон произношения, лучше представленных в тексте стихотворений.

Этап проведения конференции делится на 2 части.

Первая включает в себя разнообразные виды работ. Какие подобрать виды работ, учитель решает, исходя из темы конференции, возраста и возможностей участников.

Но обязательным элементом конференции должна быть декламация. Это тот вид работы, который позволяет детям наилучшим образом показать свои произносительные умения и навыки.

Вторая часть конференции включает в себя заключительное слово ведущего и подведение итогов.

Кроме того, что проведение конференции делится на 2 части, сама конференция имеет строгий план, заранее известный детям по таблицам. Разработанная нами конференция тоже имеет 2 части и план, каждый пункт которого является отдельным этапом работы.

Учитывая возраст учащихся (1-й класс), нами были подобраны разнообразные занимательные формы работ.

В данной конференции нами выделены следующие этапы:

I этап - вступление. Вступление проводится в виде беседы. В ходе беседы дети узнавали, о чем они будут говорить на конференции, что будут делать, во что играть. Учитель предупреждает, что дети должны следить за своим произношением. Во время вступления можно также вспомнить о проделанной подготовительной работе, познакомить детей с таблицами конференции.

Следующий этап - восприятие на слух речевых и неречевых звучаний.

Поскольку конференция является слухоречевой, то в ней обязательно должен быть этап, направленный на развитие слухового восприятия. На этом этапе на слух предъявляются фразы, уже известные детям и в той или иной мере обрабатываемые ими на индивидуальных занятиях.

Ведущий должен знать состояние слуха каждого участника и учитывать это при предъявлении фраз (имеется в виду расстояние, на котором произносится материал).

Фраза или неречевое звучание предъявляется на слух за экраном до трех раз. Если участники не услышали фразу или неречевое звучание, то этот материал предъявляется еще раз, но уже со зрительным подкреплением, то есть слухозрительно в виде таблички или картинки. Все ответы и ошибки фиксируются ведущим в соответствующих таблицах.

После каждого этапа ведущий подводит итоги.

Этапы разделяются музыкальной заставкой. Лучше, если музыкальные фрагменты будут соответствовать теме конференции. В данной конференции звучала музыка из телепередачи “В мире животных”. Музыкальные паузы позволяют учащимся отвлечься от одного вида работ и подготовиться к следующему.

Перечисленные выше этапы являются обязательными в структуре любой слухоречевой конференции. Дальнейшие этапы создаются каждым учителем в соответствии с темой и задачами конференции.

В данной конференции следующим этапом являлось соревнование. Элементы соревнования, возникающие между участниками конференции, содействовали заинтересованности и активности. Кроме того, соревнование способствовали повышению речевой активности и тем самым реализует одну из задач конференции - формирование речевой активности, побуждение к речевой деятельности. Соревнование проходило в виде игры “Собери животное”. Условия игры учитель объяснял устно. Дети воспринимали его речь слухозрительно. Если возникали затруднения, то учитель привлекал таблицы с опорными словами: “собери”, “кто раньше”, "быстрее”, “жираф”, “бегемот”.

Мышление глухих детей, обучающихся в первом классе, находится на стадии наглядно-образного мышления. Задания типа “Собери животное” содействуют развитию наглядно-образного мышления и более раннему его переходу на стадию словесно-логического.

В ходе всей конференции учитель должен постоянно напоминать детям о том, что они должны следить за своим произношением. Установка на хорошее говорение важна на протяжении всей конференции.

Следующим этапом конференции является подвижный момент. Для сохранения внимания на работоспособном уровне, для предупреждений утомляемости, и учитывая возраст детей, в конференцию была включена подвижная игра. Это своего рода “физкультминутка-переменка”, где дети “разряжаются”, снимают утомление.

Включая подвижную игру в ткань конференции, мы преследовали несколько целей: снять физическое утомление детей, совершенствовать и автоматизировать произносительные навыки, так как игра сопровождается текстом. Игра создает условия, в которых ребенок с большим интересом будет обучаться с друзьями и учителем, то есть игра способствует созданию речевой среды. Текст игры нужно использовать для совершенствования и автоматизации произношения.

На доске должен быть написан текст, используемый в этой игре. Кроме того, могут быть отдельно выписаны фразы и слова, на которые будет обращено внимание. Работа над текстом игры тоже входит в предварительную подготовку к конференции (посещение музея, зарисовки, разучивание стихотворений). Работа над текстом игры строилась по следующим направлениям:

  • работа над словесным и логическим ударением;
  • работа над нормами орфоэпии (морковку, огород, хотим)
  • автоматизация правильного произношения (звуки м)

Помимо записей на доске могут быть использованы карточки, напоминающие детям текст игры.

Следующий этап - декламация стихотворений с изображением движений животных. Цель декламации на конференции - совершенствование и автоматизация произносительных навыков. Декламации стихотворений предшествует работа с их текстами до конференции. Работа с текстами стихотворений строилась по тем же направлениям, что и работа над текстом игры “Волк и зайцы”:

  • работа над словесным и логическим ударением;
  • работа над нормами орфоэпии;
  • автоматизация правильного произношения;
  • заучивание наизусть.

Стихотворения заранее распределяются между детьми. Для разучивания стихотворений можно привлечь родителей. Это своего рода домашнее задание. Каждое стихотворение пишется на отдельной карточке. На другой стороне пишутся звуки, которые данному ученику необходимо отработать в этом стихотворении. Ребенок постоянно читает стихотворение, обращая внимание на эти звуки, до полного заучивания и автоматизации произношения.

На конференции карточки со стихами остаются у детей, чтобы в случае заминки можно было воспользоваться ими и вспомнить слово или фразу.

Речевой материал разучивается вместе с движениями, характеризующими животное. Такая синхронность повышает эффективность заучивания текста и совершенствования произношения, так как речь помогает движению, а движение вызывает речь.

Движения показывает учитель, дети повторяют дома, на переменах, между режимными моментами. Сначала разучиваются те слова и фразы, в которых лучше представлены те или иные стороны произношения, выделенные учителем для отработки в данном тексте. Например, в стихотворении "Про петуха” мы решили отработать интонационную сторону произношения. Поэтому надо было отработать восклицательные интонации в сравнении с повествовательными. Параллельно необходимо обращать внимание на произношение отдельных звуков. Потом работа над текстом строится на отработке произношения отдельных слов, в которых встречаются звуки, выделенные для автоматизации.

В стихотворении про ежа - звук Ж; про лису - звук С.

В стихотворении про зайца - звук 3; про петуха - звук Д-Т.

В процессе этой работы необходимо обращать внимание учащихся на постановку ударения в отдельных словах, и, если нужно, на соблюдение норм орфоэпии. А в заключение нужно прочитать текст стихотворения в нужной последовательности. Можно читать вслух. Параллельно ведется словарная работа: если есть непонятные слова, то по ходу заучивания они объясняются. Вся эта работа проводится предварительно, а непосредственно на конференции на этапе декларирования стихотворений и изображения животных, учитель следит за произношением учащихся и помогает вспомнить позабывшееся слово или движение. Перед началом каждого этапа учитель дает установку на хорошее говорение.

Следующий этап конференции - выставка рисунков. Цель этапа - вызывать и поощрять самостоятельные высказывания учащихся. Рассказывая, они учатся обосновывать свое мнение. Для рисунков должен быть выделен отдельный стенд. Все рисунки сделаны заранее под впечатлением от посещения зоологического музея. Все успехи и неудачи учитель фиксирует в таблицах.

Во второй части конференции должно быть два этапа, заключительное слово учителя и подведение итогов. В заключении учитель говорит о том, что делали на конференции. Дети воспринимают его речь слухозрительно. Заключительное слово было оформлено в виде стихотворения на тему прошедшей конференции, чтобы у учащихся осталось о ней целостное впечатление.

Следующий этап - подведение итогов.

На данном этапе следует выяснить, понравилась ли конференция ребятам, узнать их мнение о том, как они сегодня говорили, слушали, кто из них лучше всех говорил и слушал. Затем руководитель оценивает работу каждого участника за всю конференцию, характеризуя его успехи, и сообщая об ошибках и недостатках. При этом учитель пользуется таблицами “Участники конференции”, “Допущенные ошибки”.

Чтобы стимулировать участие детей в конференции победители награждались призами (какой-нибудь книгой, в данном случае - о животных), медалями или другими знаками отличия, которые сохраняются до следующей конференции.

3. Проверка эффективности проведенной коррекционной работы

В процессе проведения слухоречевой конференции мы вели наблюдения за учащимися. Ребята были раскрепощены и активны и в ходе проведения конференции, и в ходе подготовки к ней. На мероприятии царила атмосфера непринужденности. Ребята не боялись говорить, стремились правильно произносить требуемые фразы. В конце мероприятия при подведении итогов учащиеся старались самостоятельно высказывать свое мнение о конференции, о работе товарищей, пытались аргументировать свои ответы.

В ходе проведения конференции совершенствовалось произношение текста стихотворений. Было достаточно обратить внимание учащихся на знак препинания в конце предложения, и они, как правило, произносили данную фразу с нужной интонацией. Ошибки допускались, но реже. К концу занятий учащиеся самостоятельно пытались делить фразу на синтагмы. Их деление не всегда было правильным, но важно, что ребята старались делать это без нашей помощи, думали, пытались обосновать свой ответ.

По мере отработки речевого материала конференции, учащиеся улучшили правильное произношение слов с точки зрения норм орфоэпии и постановки ударения. В период ознакомления с текстом использовался йотированный вариант. Во время декламации у учащихся, как правило, не было возможности пользоваться текстом, ребята говорили самостоятельно. Несоблюдение норм орфоэпии и неправильная постановка ударения в речи у детей встречались относительно редко. Чаще встречалось дефектное произношение звуков

Конечно, о стойком улучшении произношения испытуемых говорить не приходится, так как одной конференции и периода подготовки к ней для этого не достаточно. Однако за столь короткий срок нами были достигнуты определенные успехи в плане совершенствования произношения учащихся. По нашим наблюдениям, дети стали чаще пользоваться устной речью, перестали бояться высказывать свои суждения.

Учительница заметила, что ребята играют на перемене в игру “волк и зайцы”. Это очень важно в плане закрепления текста игры и произносительных навыков, изученных в ходе ознакомления с игрой. В условиях перемены учащиеся должны сами контролировать свое произношение, что ведет к совершенствованию навыков самоконтроля.

По нашей просьбе учительница проявила желание поиграть с детьми. Учащиеся попытались объяснить правила игры, но это им удалось лишь при помощи жестов, хотя, по мнению учителя, устная речь использовалась в полной мере (с учетом уровня речевого развития школьников) и достаточно правильно.

Через некоторое время по окончании конференции было проведено повторное обследование и анкетирование испытуемых. Его результаты показали, что учащимся понравилось участвовать в конференции. На вопрос: «Почему вам понравилось участвовать в конференции?» - было дано несколько ответов: а) потому что я учился говорить хорошо;

б) потому что я узнал много интересного;

в) потому что было интересно и весело.

Все ребята изъявили желание участвовать в следующей конференции.

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что слухоречевые конференции целесообразны в системе мероприятий по работе над произношением в условиях внеклассного времени. Данная форма внеклассной работы позволяет создать благоприятные условия для совершенствования речевых умений и навыков глухих школьников, повышает интерес учащихся к пользованию речью в устной форме и дает положительные результаты в плане улучшения качества произношения.

Данная работа еще не завершена и требует дальнейшего исследования, однако, положительный опыт, полученный в ее результате, свидетельствует о необходимости продолжения работы.

Проанализировав опыт проведения слухоречевых конференций, мы разработали методические рекомендации, которыми может руководствоваться учитель при проведении конференции с учащимися младших классов школы для глухих учащихся. Вся работа на конференции строится из расчета основного назначения данной формы работы - расширить классную работу по технике устной речи, создать условия, которые позволяют развивать слуховое восприятие, совершенствовать произносительные навыки учеников, заставить их в полной мере использовать устную речь.

Конференции, как и любой другой вид учебной деятельности, должны планироваться на весь учебный год. В данном плане указывается дата проведения конференции и тема. Кроме календарного плана составляется план непосредственно к каждой конференции с указанием темы, целей и задач конференции.

Для организации и проведения конференции необходимо выполнение ряда условий и требований:

  1. Наличие просторного, специально оборудованного помещения (наличие стульев, доски, стендов и пространства для игр), отвечающего гигиеническим требованиям.
  2. Должны быть определены день и время проведения занятий. Рекомендуем проводить конференцию по прошествии 20-30 минут после самоподготовки. Ребята должны предварительно отдохнуть.
  3. Продолжительность занятия не должна превышать 40-60 минут.
  4. Рекомендуемая периодичность проведения конференций - 1 раз в четверть.
  5. Участников лучше комплектовать из детей одного класса или примерно одного возраста (7-9 лет).
  6. Доступность речевого материала.
  7. Наличие интереса к теме конференции.
  8. Работу на конференции следует строить на основе принципов
  • принцип учета возрастных особенностей;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип учета состояния слуха;
  • принцип предварительной подготовки;
  • принцип развития речи;
  • принцип речевого общения;
  • принцип взаимосвязи конференции с уроками.
  • принцип занимательности.

Проведение конференции должно способствовать решению ряда задач образовательного, воспитательного и общеразвивающего характера.

Образовательные задачи:

  • работать над внятностью речи;
  • расширять, дополнять и углублять полученные на уроках языковые знания, умения и навыки по артикулярным звукам, нормам орфоэпии, словесному ударению, темпу речи, голосу, речевому дыханию и интонации;
  • тренировка слухового внимания, восприятия на слух речи и неречевых звучаний;
  • учить учащихся внятно выражать свои мысли;
  • привить потребность в словесном общении, научить сознательно, пользоваться устной речью;
  • воспитать смелость говорения;

Общеразвивающих задачи.

  • познакомить учащихся с многообразием животного мира;
  • воспитывать любознательность, любовь к животным;
  • совершенствовать моторику учащихся.

Каждая конференция требует тщательной подготовки. В процессе ее планирования следует учитывать, что конференция проводится во внеклассное время, а, следовательно, нужно избегать приемов и методов работы, применяемых на уроках. На занятиях должна выдерживаться атмосфера непринужденности; лучше, если учащиеся будут сидеть не за столами, а полукругом, будут больше двигаться в процессе отработки текста и проведения игры. Поэтому следует использовать все складывающиеся ситуации общения, не предусмотренные в плане занятия.

В конференцию мы рекомендуем включать следующие этапы:

Первый этап - Вступление. На этом этапе учитель сообщает план конференции, заинтересовывает детей, предупреждает, что на конференции им нужно будет следить за своим произношением.

Второй этап - Восприятие на слух речевых и неречевых звучаний. Целью этого этапа является тренировка учащихся в восприятии на слух голосов животных и речи учителя.

Третий этап - Декламация стихотворений. Учитель на этом этапе должен следить за произношением учащихся, коррегировать неправильное произношение.

Четвертый этап - Заключительное слово учителя.

Пятый этап - Подведение итогов, в ходе которого отмечается работа каждого ученика.

Это обязательные этапы слухоречевой конференции. По своему усмотрению учителя и воспитатели могут дополнить план, внося разнообразные занимательные моменты для активизации и заинтересованности учащихся.

Проведению конференции должна предшествовать обширная подготовительная работа. Тексты стихотворений обрабатываются с произносительной точки зрения заранее, их рекомендуем записывать на карточки. Впоследствии дети при необходимости пользуются ими на конференции.

Красной нитью через все этапы должна проходить работа над произношением учащихся. В этой связи, хотим отметить особую значимость установки на правильное говорение, которое должно использоваться в процессе всей работы над заданиями конференции. Установка должна быть четкой и ясной, чтобы учащиеся хорошо понимали ее. Правильная установка на хорошее произношение позволяет повысить степень контроля за собственным произношением.

Кроме целевой установки, следует давать образец правильного произношения. Естественно, что в процессе проведения конференции руководитель вначале говорит сам ту или иную фразу, обращая внимание учащихся на отдельные стороны произношения, а потом следует работа над произношением учащегося. Следует давать образец речи в процессе конференции, так как это поможет ребенку контролировать собственное произношение.

В конце мероприятия мы рекомендует проводить подведение итогов, в ходе которых следует выяснить отношение учащихся к конференции, ее теме, тем самым вызывая самостоятельные высказывания глухих школьников. Кроме того, следует оценивать работу каждого ученика (балльно), отмечать достигнутые успехи, награждать ребят.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии

Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...

Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы.

В данной работе представлен материал об организации и проведении предметной недели в начальной школе на примере Недели математики....

«Формы внеклассной работы в ГПД по здоровьесбережению»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым»Ж.Ж. Руссо...

Кружок, как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию.

ДОКЛАД на тему: «Кружок как групповая форма внеклассной работы по экологическому воспитанию»...

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальная, кружковая, объединяющие и массовые....

Доклад на тему: "Формы внеклассной работы"

Материал представлен из опыта работы....