моя визитная карточка
статья на тему

Зубарева Мария Александровна

обзор методических приёмов, применяемых мною в своей педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_vizitnaya_kartochka.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Моя визитная карточка

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым. Это слова одного мудреца, которые по моему мнению, должны быть девизом профессии учителя. Но ведь, чтобы твой ученик стал крылатым, ты сам должен научиться летать. Возможно ли это?

  Каковы же основные задачи учителя? Научить любой ценой, не жалея  собственных сил, времени и здоровья?  Пробудить желание у ребят мыслить и искать? Применять накопленный опыт и испытывать жажду творчества?

И вспомнилась мне одна история: Однажды беседовали два учителя. Один из них удивлялся:

— Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

—        Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы. Тогда те, кто ищет ответы, сами к тебе придут. Ведь очень часто именно вопросы намного интереснее ответов.

 «Вот она истина», -  подумала я и теперь учусь правильно формулировать вопросы. А это оказалось, действительно,  достаточно не просто. Но я учусь и учу.

Я– учитель кубановедения.  Цель моей работы - повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению. В контексте новых федеральных стандартов образования наиболее важными в осуществлении этой цели мне кажутся следующие задачи:

  •  активизация самостоятельной деятельности  учащихся, направленной на  поиск знаний;
  • развитие у них творческого мышления и умений применять свои знания на практике;  
  • повышение интереса детей к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края;

Кубановедение как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках кубановедения, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Как педагогу, мне следует постоянно поддерживать интерес к своему предмету, а  не просто вести передачу опыта, укреплять веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Необходимо развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более сильным ученикам. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Каковы же активные методы обучения для повышения мотивации учащихся

Мои мысли сложились вот в такой блок:

В  основе развития мотивации школьников лежит идея «деятельностного подхода», сопровождающегося только положительными эмоциями, рефлексией. И как же можно воплотить эти формы работы в практической деятельности?. Довольно просто.

Вот рождается вопрос:

Какого цвета жизнь? Ищите ответ, оглянитесь, и вы увидите…А увидеть помогу я. На экскурсии.

На уроках кубановедения дети часто могут вместе с учителем создать экскурсию виртуальную. Можно наблюдать за удивительным миром природы, но только с экрана, который не может передать запаха полевых цветов, дуновения ветерка, стрекотания кузнечиков.

        Экскурсия в мир природы родного края, своего населённого пункта и наблюдение за ней способствуют экологически грамотному, безопасному для природы поведению. В этом очень помогает исследовательская работа в рамках экологических проектов. Учащиеся с большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Например, изучению растительности Кубани очень способствует выполнение проекта «Растения моей станицы» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения  результатов в самой разнообразной форме.

     В качестве объекта исследований детей было выбрано любое растение. Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста часто не воспринимают растения как живые объекты. В то же время любое растение прекрасный объект для наблюдений. На примере растения могут быть рассмотрены их взаимосвязи с окружающей средой. Состояние растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

Проект включает  три этапа работы. Первый этап проходит во время  экскурсии, где с детьми проводятся   беседы, ставится цель и задача проекта, определяется объект исследований. Каждый выбирает растение, которое ему нравится. Однако важно одно из условий: растение должно находиться в доступном  для ребенка месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие ребята выбрали растения, которые растут рядом с домом. Вторым этапом необходимо было собрать информацию о растении, сфотографировать его. Итогом работы были ответы ребят на уроке обобщения, на котором дети рассказывали о своих растениях, показывая фотографии, гербарии и читали придуманные ими истории жизни своих растений.

Что же дальше?

И снова в моей голове рождается вопрос, довольно банальный, но очень стимулирующий:

Где находится нофелет? Где искать ответ. Конечно же, на карте.

В начальных классах учащиеся знакомятся с физической картой Краснодарского края. Вместе с этим целесообразно рассмотреть и карту своего родного населённого пункта. Это знакомство очень легко превращается в увлекательное путешествие. Различные комбинации картографических знаков и обозначений стимулируют умственную деятельность, развивают логическое мышление, закрепляют знания.

Учебная работа с картой решает три  основные задачи: научить детей понимать и читать карту. Дети учатся по изображениям на карте видеть реальную природную действительность. Знать карту -  это значит знать особенности флоры и фауны родного края, его промышленности, его полезных ископаемых.

     Работу с картой совмещаю с путешествиями по «ленте времени».Это возможно проводить по темам, связанным  с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением   и люди с целями и характером их деятельности, событиями с ними происходящими.

Одним из важнейших направлений деятельности является эффективное решение в курсе кубановедения задач поликультурного образования и формирования культуры межэтнических и межконфессиональных отношений. В этом плане ключевую роль играет сквозной тематический блок «Кубань – многонациональный край». 

А потому встречи с представителями народов, проживающих на Кубани, – одна из самых интересных форм работы на уроках кубановедения, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, констатирующие их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни , положительный исторический опыт общения народов, населяющих Кубань. Вот так, нпример, закончилась наша встреча с гостями из Адыгеи

Можно подниматься на следующую ступень? Проверим уровень знаний нетрадиционным способом.

А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе?

Одной из активных форм проведения занятий, повышающих мотивацию при изучении кубановедения являются игры. Особенно интеллектуальные. Причин много: возможность проявить артистизм, проба сил способностей, отсутствие боязни совершить ошибку, избыток энергии, приобретение навыков в различных жизненных ситуациях, любопытство. Игры мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы  школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание,  воображение. очень эффективны игры на уроках кубановедения в начальных классах. На уроках по обобщению материала использую элементы интеллектуальных игр «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др. Различные викторины, театрализованные инсценировки некоторых исторических событий.

А вам слабо? Этот вопрос я задаю после каждого вида работы. Он подстёгивает ребят доказать именно свои способности. И на волне энтузиазма я предлагаю ребятам поэкспериментировать в создании мультимедийных презентаций. Такие презентации обычно принято использовать в качестве подспорья при объяснении материала,  а мне кажется интересной мысль их использование в качестве рефлексии. Дети создают презентации после изучения какой-либо темы по схеме: Что изучали? Что понравилось в этом материале? Что вызвало затруднения? Сформулируй. Дети учатся вместе с родителями создавать текстовые слайды, работать с анимацией и дизайном слайдов. Так, например, появились в нашей копилке такие презентации, как «Прогулка по моей улице», «Ремёсла народов Кубани» и другие. Такой вид работы не только активизирует, помогает лучше усвоить информацию, но и развивает навыки практического выступления перед аудиторией.

 «Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили Учителя. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал Учитель и улыбнулся. «Вот это и есть Истина!» - подумала я и отправилась к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя визитная карточка

Моё педагогическое кредо, эссе, данные...

Визитная карточка посёлка Джалиль

Презентация о малой Родине...

1 класс - визитная карточка

Первый школьный праздник....

Визитная карточка

В своей визитной карточке я предсавила себя как учитель, показала свои достижения и познакомила со своей семьёй....

Ученик года. Визитная карточка.

Визитная карточка представлена в стихотворной форме. Прилагается газета....

Визитная карточка

Визитная карточка на конкурс "Учитель года"...

Визитная карточка

Презентация к визитной карточке в стихах...