О возрастных особенностях младшего школьного возраста
статья на тему

Знание возрастных особенностей детей помогает организовать работу с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младшего школьного возраста

Младшие школьники - это дети от 6 до 10 лет - ученики начальной школы.

Этот возраст считается «спокойным» как в физиологическом, так и в психологическом отношении. У детей продолжается рост тела, но более замедленно, чем в предыдущий период, - всего лишь 2-3 см в год. При этом рост идет в основном за счет туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.

Младший школьный возраст благоприятен для формирования у детей способности к длительной целенаправленной деятельности. Этому способствует увеличение ударного объема сердца и резервных объемов дыхания. В покое у мальчиков частота пульса постепенно снижается и к 10 годам становится равной 78 ударам в минуту.

На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На переменах они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроках бурной двигательной активностью, что обусловлено их физиологическими потребностями. Поэтому большую роль в нормальном развитии детей этого возраста играет физическая культура и спорт.

В этот период существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, продолжается дальнейшее формирование ансамблей нервных клеток, с которыми связано осуществление интегральных процессов.

Усиливается вовлечение в процесс восприятия лобных отделов коры, создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимулов, а большую - информационные; совершенствуется выделение на-и более значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению.

«Поступление ребенка в школу резко меняет характер его жизни» - Изард К., 2007. Если до этого у него не было каких-то определенных, ежедневных обязанностей, кроме домашних дел по самообслуживанию и некоторых семейных поручений, и даже посещение детского сада не было вполне обязательным делом - он мог и не пойти туда, мог там играть с детьми, а мог сам по себе возиться с игрушками, - то с поступлением в школу его жизнь оказывается подчиненной строгому регламенту: каждый день в определенное время ребенку надо идти в школу, не опаздывать, а значит, вставать заранее, соответствующим образом одеваться, собирать книжки, тетради и другие принадлежности, складывать все в ранец, не забывать взять сменную обувь. А в школе надо сидеть на уроках, внимательно слушать учительницу, выполнять ее задания.

Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности - ребенок научается управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями, и воображением. По сравнению с дошкольниками младший школьник становится более уравновешенным, более спокойным.

Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребенка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. Все это приводит к тому, что ребенок научается управлять своим поведением.

Занятия в школе, необходимость слушать и понимать речь учительницы и своих сверстников, да и самому много и целенаправленно говорить, пересказывать услышанное и прочитанное способствуют развитию и совершенствованию воссоздающего воображения, оно становится более реалистическим, более управляемым. Развивается и творческое воображение: на основе переработки прошлого жизненного опыта и вновь услышанного, прочитанного создаются новые образы.

Учебная деятельность ребенка сопровождается развитием его речи, хотя у некоторых детей еще встречаются внешние недостатки речи, которые постепенно проходят. А развитие речи мощно воздействует на мышление, которое постепенно из наглядно-образного становится словесно-логическим, понятийным, хотя, конечно, наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления у ребенка сохраняются, но доминирующей формой становится понятийное мышление, как раз необходимое для осмысленной учебной деятельности.

Однако мышление многих младших школьников еще страдает разными недостатками, одним из которых является так называемый феномен Пиаже.

Однако наиболее важным новообразованием в этом возрасте является формирование личности школьника.

Является ли школьник личностью? С какого момента он им становится? Какие факторы этому способствуют?

Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, что мы вкладываем в понятие «личность». Мы понимаем под личностью человека, становящегося субъектом своей жизни, определяющего свою линию жизни в окружающем его обществе, занимающего в этом обществе определенное место и исполняющего свою особую роль. Следовательно, школьник является личностью в той мере, в какой у него формируются и развиваются волевые свойства, делающие его субъектом своей жизни, умеющим намечать линию своей жизни, управлять своим поведением и деятельностью для осуществления этой линии жизни. Но поскольку он не существует вне социума, то может стать субъектом своей жизни и соответствующим образом действовать лишь тогда, когда у него разовьются и окрепнут социальные качества - взгляды, убеждения, мировоззрение, определенное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе.

«Личность каждого человека представляет целостную совокупность всех его индивидуальных свойств, которая является сложным и зачастую весьма противоречивым сочетанием различных черт (качеств, свойств, особенностей) и обладает следующими важнейшими особенностями» - Зинченко, В.П 2002:

1. Личность есть всегда единое целое во всех проявлениях ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное значение, в зависимости от сложившейся у этой личности сочетания тех или иных черт. Например, такая черта личности, как настойчивость - умение добиваться своей цели, преодолевая при этом трудности и препятствия, - может быть положительной, если она сочетается с такими чертами, как моральная чистота и чувство социальной ответственности. Если же настойчивость сочетается с моральной нечистоплотностью, то она уже приобретает отрицательный характер. Точно так же такие черты личности, как смелость, сообразительность и другие, могут быть и положительными, и отрицательными в зависимости от того, с какими другими чертами они сочетаются.

2. Воспитание личности нельзя осуществлять как бы по частям, формируя сначала одну черту, затем другую и т.д. Человека надо воспитывать как целостную личность, следя за тем, чтобы формирующееся при этом своеобразное индивидуальное сочетание различных черт образовывало нравственную, социально ответственную личность. И когда мы замечаем, что какая- то черта данной личности приобрела отрицательный характер, то воздействовать необходимо не прямо на эту черту, а на всю личность в целом. Хотя черты личности в процессе жизнедеятельности как-то меняются, трансформируются, но в совокупности они всегда образуют целостную структуру, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на достаточно большом отрезке жизни человека. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности младшего школьно возраста

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...

Психологические особенности младшего школьного возраста

Психологические особенности младшего школьного возраста...

Консультация для родителей по теме "Особенности младшего школьного возраста"

Данный материал предназначен для родителей первоклассников. Использовать его можно как консультацию  или как беседу на родительских собраниях....

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья для родителей "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

Возрастные особенности младшего подросткового возраста

Тема: «Возрастные особенности младшего подросткового возраста»Анатомо-физиологические особенности детей.Психологические особенности младшего подросткового возраста.Подростковый суицид....

Статья "Психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста"

В представленном материале выделены основные психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста...