Рабочая программа «Дружба народов – единство России»
рабочая программа (3 класс) на тему

Сайтхужина Динара Мавлютовна

Предназначена для учащихся начальной школы 3 класс.  Срок реализации программы 5 недель

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

Рабочая программа

«Дружба народов – единство России»

(Предназначена для учащихся

начальной школы 3 класс.

 Срок реализации программы 5 недель).

                                                                                               Руководитель: Мирзоян Р.В.

                                                                                                                Подпись: __________________

                                                                                                                Выполнила: студентка 41 группы

                                                                                                                     Сайтхужина Д.                                                                                        

                   

Челябинск, 2014 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                      3
  2. Цели, задачи проекта, принципы программы                                                  5
  3. Программа проекта «Дружба народов — единство России»                          8        
  4. Основные   требования  к  программе проекта                                                8
  5. Предполагаемые результаты реализации программы                                     9
  6. Планируемые результаты                                                                                 10
  7. Тематическое планирование проекта «Дружба народов — единство

России»                                                                                                                        11                                                                                          

1. Пояснительная записка

«Народы — как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.»

Н. Забила

Президент В.В. Путин назвал среди ценностей, которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы «не можем себе представить нашу страну», такие: справедливость, свобода личная и национальная, свобода вероисповедания, выбора места жительства, межнациональный мир, патриотизм, вера в Россию, в единство российской нации. Мы живем в сильном государстве, в котором пока нет представления о едином российском народе, сплоченном чувствам патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В результате демографических особенности расселения народов на территории нашей страны, исторически сложившихся с давних времен, не одна нация или народность не живет обособленно от других в границах своего региона.

В трудовых коллективах, учебных заведениях работают и учатся представители разных национальностей.

Таким образом, существует проблема отношений между людьми различных национальностей из-за отсутствия способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта.

 Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.

Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.

Население города Челябинска представлено различными национальностями.

По данным всероссийской переписи 2010 года наиболее многочисленные:

Народ

Численность чел.

% от указавших нац.

русские

936 457

86, 53 %

татары

54 400

5, 03 %

башкиры

33 716

3, 11 %

украинцы

15 638

1, 44 %

немцы

7 096

0, 65 %

белорусы

3 999

0, 37 %

армяне

3 666

0, 34 %

мордва

3 097

0, 29 %

таджики

2 966

0, 27 %

казахи

2 866

0, 26 %

другие национальности

18 368

1, 70 %

ВСЕГО УКАЗАВШИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

1 082 269

100, 00 %

ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ

1 130 132

Лица, по которым нет данных о национальной принадлежности либо не указана национальность, в переписном листе составляют 47 863, 4,2 % от всего населения города.

Исходя из потребностей района в повышении уровня толерантности, воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях, разработан проект.

2. Цели и задачи проекта.

1.Цель проекта:

Изучить культуры и традиций разных народов, проживающих в городе Челябинске, развитие дружеских взаимообогащающих отношений между представителями разных национальностей, воспитание толерантной, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.

2.Задачи проекта:

  • Вовлечь учащихся школы в активную и социально значимую этнокультурную деятельность;
  • Создать брошюру с историей возникновения, национальными костюмами, музыкальными инструментами, праздниками, кухней разных национальностей города Челябинска.
  • Воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории города Челябинска.

3. Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности

(от простого к сложному). 

4.Цели работы с классом

Главной целью работы с классом является формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся, активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также подготовленную к жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни и способной на социально значимую деятельность.

5. Задачи работы с классом

1.Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.

2.Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.

3.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.

4.Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.

5.Реализация основных программ внеурочной деятельности по 3 направлениям:  духовно-нравственное, социальное, общекультурное.

6.Формирование здорового образа жизни.

7.Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.

6. Алгоритм работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Проблема

(подготовка)‏

а)определение темы и целей проекта, его исходного положения

б)подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают необходимую доп.информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует уч-ся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а)определение источников информации

б)определение способов сбора и анализа информации

в)определение способа представления результатов

г)установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д)распределение задач между членами рабочей группы

Формируют

задачи проекта

Вырабатывают и

обосновывают

критерии успеха

проектной

деятельности

Предлагает идеи,

высказывает

предложения.

Наблюдает за

работой учащихся.

3.  Поиск информации

(исследование)‏

а)сбор и уточнение информации

б)выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в)выбор оптимального варианта хода проекта

г)поэтапное выполнение иссл. задач

     Поэтапное выполнение задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Продукт

а)анализ информации

б)формулирование выводов

в) формирование продукта

     

Выполняют исследование и работают над проектом, анали-зируя инфор-мацию. Оформля-ют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)‏

5. Презентация

(защита) проекта и оценка его результатов

а)подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

б)анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

Слушает, задает

вопросы в роли

рядового участника.

При необходимости

направляет процесс

анализа. Оценивает

усилия учащихся,

качество отчета,

креативность,

качество    использо-

вания источников, потенциал продолжения проекта

        Программа проекта «Дружба народов — единство России»        

Организация работы проекта.

В   основе   работы   лежит   принцип    добровольности.  Он  организован   для   учащихся 3 классов.  В  течение   5  недель  занятия  связаны  с  другими  формами   внеклассной   работы,  в   подготовке   которых   активное  участие   принимают   члены   кружка. В   каникулы занятия   не   проводятся. Программа рассчитана на 5 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям. (1часа в неделю).

Основные   требования  к  программе   проекта:

1)связь   содержания   программы  проекта с   изучением  программного  материала;

2)использование   занимательности;

3)учет  желаний  обучающихся;

4)особенности   школы;

5)наличие  необходимой   литературы  у  учителя.

Формы   работы – коллективная,  групповая, индивидуальная.

Цели проекта:

  • совместное освоение культуры мира учащимися города Челябинска;
  • обмен опытом учебно-воспитательной работы по национальным региональным проектам.

 Обучающие   задачи : повышение уровня знаний учащихся о миграционной ситуации в России, воспитание культуры межнационального общения, создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению культуры иноэтнических групп

Воспитательные  задачи : формирование   общественной  активности   личности , гражданской   позиции, культуры  общения  и   поведения   в   социуме,

Развивающие   задачи : развитие   личностных   качеств – самостоятельности,  ответственности, активности ,  аккуратности   и  т. д., учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости.

Сроки реализации программы

Февраль – март 2015 год

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Результаты деятельности

  • презентации, выполненные учащимися
  • совместные дистанционные мероприятия

Предполагаемые результаты

  • воспитание толерантности и социального партнёрства как основы фактора снижения рисков социальных конфликтов;
  • содействие взаимовлиянию национальных культур и традиций двух регионов как общего достояния;
  • формирование у учащихся мировоззренческой устойчивости, в основе которой - универсальные гуманитарные ценности;
  • укрепление дружественных связей с другими регионами;
  • привитие и развитие культуры дистанционного общения со сверстниками;
  •  совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности природоведческой направленности;
  •  развитие культуры творческой деятельности (целеполагание, планирование, реализация, анализ результативности).

Тематическое планирование проекта «Дружба народов — единство России»

Тема

Цель

Формы, методы

УУД

Блок 1.  Введение. Мир национальностей.

«Толерантность  и дружба национальностей города Челябинска.»

Познакомить учащихся с понятием национальность, народы, толерантность, дружба; узнать какие национальности проживают в городе Челябинске

Игра – занятие, использование загадок, проблемных ситуаций, дидактических игр, творческих заданий.

-ориентироваться в понятиях и уметь ими оперировать;

- развитие умения работать с различными  заданиями по теме национальность;

- уметь участвовать в коллективной работе и осознавать свою значимость;

- знать историю, возникновения национальностей;

- уметь различать обычаи, праздники  разных национальностей;

Уметь по костюму или инструменту определять национальность;

«Истории возникновения разных национальностей»

Познакомится с историей возникновения национальностей проживающих в городе Челябинске

Тематическое занятие, использование исторических сведений, рассказ, сказки, рассматривание альбомов

«Народы – братья. Общность обычаев,  традиций и праздников»

Ознакомить детей с обычаями, праздниками и традициями разных национальностей,

проживающих в городе Челябинске.

Игра- занятие, дид. игры, ребусы, загадки, игра «кто больше назовет»…

«Национальные костюмы и музыкальные  инструменты, кухни разных народов»

Дать представление о многообразии национальных костюмов,  музыкальных инструментов, рецептов разных народов Челябинска

Игра – занятие, рассказ, рассматривание иллюстраций костюмов, инструментов.

Блок 2. Подготовка и проведение выставки

«Подготовка к выставке. Создание буклетов»

Обобщить и закрепить знания о национальностях города Челябинска, истории возникновения, праздниках, кухни народов, костюмов и инструментов, создать буклет «Дружба народов – единство России»

- уметь выделять свою работу и осознавать свою значимость при выполнении общего дела;

- уметь участвовать в коллективной работе и осознавать свою значимость;

- осознание деятельности руками;

- умение рационально использовать материал;

-  знать для чего служит материал людям;  

- осознание сов-местного труда;

- умение работать в коллективе;

«Выставка»

Показать работу умельцев,

Деловая игра

  1. Материально техническое – обеспечение образовательного процесса.

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического обеспечения

Класс, кабинет

Компьютер, мультимедийный проектор,

методическая литература.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В единстве народов - единство России"

Посвященное 1000-летию единения мордовского народа с Россией...

Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).

Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...

Проект "В дружбе народов – единство России!"

Цели проекта: воспитание интернационализма и толерантности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу Родину....

Фестиваль национальных культур "В дружбе народов - единство России"

Сценарий фестиваль предназначен для учащихся   1-9 классов, посвящён 70-летию Кемеровской области...

Сценарий внеклассного мероприятия "В дружбе народов единство России"

Мероприятие в рамках городского семинара  "Семья и школа  как партнеры  в формировании социально ориентированной личности в процесе поликультурного образования"...

Внеклассное мероприятие "В дружбе народов - единство России"

Сценарий внекласного мероприятия для начальных классов...

Единство России – в дружбе народов

Цель мероприятия:формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа. Задачи:способствовать развитию личного инте...