Работа с одарёнными детьми.
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Работа с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

« Средняя общеобразовательная школа им.М.М. Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Круглый стол

"Современные подходы к организации работы                          

с одарёнными детьми в образовательном учреждении:

теория  и практика"

( из опыта работы).

                                                               Выполнила

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                          высшей категории

                                                              Уткина О.И

2015 год.

Круглый стол

"Современные подходы к организации работы                          

с одарёнными детьми в образовательном учреждении:

теория  и практика" ( из опыта работы).

              В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Реформа образования в России позволяет обратиться к поддержке одаренных детей.

Поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования.

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые,    по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, в художественной, спортивной.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных детей является важным процессом в школьной жизни.

Это сложная многоступенчатая процедура. Основной смысл работы состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке.С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет.Учитель(в конце первой четверти учебного года) проводит методику определения склонностей ребенка, "карта интересов для младших школьников методика "интеллектуальный портрет» В комплект для практических психологов входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это прежде всего тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучение также   и сферы физического развития ребенка.


  Участие 
детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится                           к выполнению тестовых заданий.

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление               о каждом поступившем в первый класс ребенке. 

Также в нашей школе осуществляется психолого –педагогическое сопровождение.
     Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в целом является обеспечение успешного развития ребенка .В связи с этим основные задачи работы психологической службы  в этом направлении это:

1. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья;
2. Оказание психологической помощи одарённым детям в преодолении возникающих трудностей;
3. Адаптация одарённых детей к жизни в обществе через организацию психологических лекториев и тренингов.

Учитывая уязвимость эмоциональной и личностной сферы одарённых детей, практическая психологическая деятельность  направлена на развитие коммуникативных умений, навыков самоанализа и саморегуляции; на использование внутренних резервов самого ребёнка при оказании ему помощи в самосознании и самокоррекции. Решение задач психолого-педагогического сопровождения школы  не ограничивается областью непосредственного взаимодействия специалиста  с учащимися , но реализуется как работа с педагогами и  родителями  как участниками учебно- воспитательного процесса. Грамотные, своевременные  и квалифицированные консультации очень важны не только для самих учащихся, но и для педагогов и для родителей.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в   начальной    школе.                                                                  
Организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности., проводятся  олимпиады     по предметам.
 

Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализую программу кружка «Умники и Умницы». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Для развития познавательных способностей на занятиях использую упражнения «мозговой гимнастики». 
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью развития познавательных способностей. Так как под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач. 
Упражнение1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек) 
Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. 
Упражнение 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия              и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки           3раза. 
Упражнение4.

Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика» 
Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом,                       а   на выдохе громко и энергично произносим звук. 
А, е, о, и, у, я, м, х, ха 
А – на весь организм 
Е – на щитовидную железу 
И – мозг, глаза, нос, уши 
О – сердце, лёгкие 
У – органы, расположенные в области живота 
Я- на весь организм 
М – на весь организм 
Х - очищение организма 
Ха – повышает настроение 
Гимнастика для глаз 
1. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох. 
2. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии

25 – 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз) 
3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз) 
4. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 
5. «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. (5-6раз) 
6. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что – нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. 
 Посещая музыкальную школу, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.Проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий формирует положительную мотивацию к учению, создают условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную, групповую, парную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и научно-практических конференциях. Дети активно включаются в подготовку и проведение конференций  Мои ученики постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов "Кенгуру""Русский медвежонок", « Кит»

     Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения.
               Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей                             и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.                                                          .Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды               в  разных    направлениях .      
   Понимание в семье высокого потенциала детей  является одним из важных условий для развития их одарённости.  Поэтому работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье. Цель – оказание помощи родителям в поиске путей решения проблем , часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.Формы работы с родителями одарённых детей : беседы, и семинары, опросы , анкетирование,деловые игры, информационные стенды, тематические встречи, индивидуальные консультации.

Основная тематика: особенности одарённого ребёнка , влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени детской одарённости и др.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах .










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....