Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружка "Азбука этикета" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Данная рабочая программа разработана для работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_azbuka_etiketa.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа №2»

                               

                   

                                                                                         «Утверждаю»

Директор МБОУ «Софринской СОШ № 2»

 _______________________Никонова Н.В.

                                                                            Приказ от «____»__________   2015 г. № ____  

Рабочая программа

по внеурочной деятельности –

кружка «Азбука этикета».                                                  

  1 Б класс.

Составитель: Бортникова Е.И.,

учитель начальных классов 

2015 г.

Пояснительная записка

Программа курса кружка «Азбука этикета» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы, примерными программами по внеурочной деятельности для начальной школы.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминагенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на произвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кт выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи программы:

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов. Внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

 Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъективности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Место курса в образовательном процессе

Занятия кружка «Азбука этикета» проводятся с учащимися 1 класса 1 раз в неделю, всего 33 учебных часа в год.

Основное содержание курса

Что такое вежливость?

Что такое этикет? Вежливые слова. Вежливая просьба. Вежливый разговор по телефону. Вежливый разговор с младшими и взрослыми.

Правила в гостях.

У тебя в гостях подруга или друг. Приглашение и встреча гостей. Поздравления и пожелания. Поведение за столом. Прощание с гостем. Игра в гости.

Твой характер.

Умей дружбой дорожить. Об уступчивости. О лени и трудолюбии. Какие бывают привычки? Сострадание к другим людям.

Твои правила поведения.

Правила поведения в школе, в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, поликлинике, библиотеке, кафе, парикмахерской. Правила поведения в природе.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты.

У ученика будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация в их выполнении;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Ученик получит возможность для формирования

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты.

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ученик получит возможность научиться:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись хода и решения задачи, собственной звучащей речи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты.

Ученик научится:

- правилам культурного поведения в различных ситуациях;

- строить свою монологическую и диалогическую речь в соответствии с моральными нормами.

Ученик получит возможность научиться:

- правилам культурного своего культурного поведения а различных ситуациях, исходя из сформированности своих этических принципов и норм.

Учебно-тематическое планирование курса

№№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Что такое вежливость?

9

нет

2.

Правила поведения в гостях.

7

нет

3.

Твой характер.

7

нет

4.

Твои правила поведения.

10

нет

Итого:

33

нет

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Азбука этикета» в 1Б классе. 2015/2016 учебный год.

№№ п/п

Тема занятия

Коли-чество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

плани-руемая

факти-ческая

1 четверть (9 часов)

Что такое вежливость? (9 часов)

1.

Вводное занятие. Что такое этикет?

1

Знакомство с понятием «этикет», необходимостью соблюдать этические нормы и правила в жизни.

2-4.

Вежливые слова.

3

Знакомство с вежливыми словами в различных ситуациях общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, сочувствие, одобрение, просьба, совет). Знакомство с национальным этикетом – правилами поведения и речи, принятыми у русского народа.

5.

Вежливая просьба.

1

Знакомство с речевыми формами выражения просьбы, адресованной к старшим и младшим, знакомым и незнакомым людям, в разных жизненных ситуациях. Знакомство с сопутствующими сигналами (тон, тембр голоса, мимика и жесты).

6.

Вежливый разговор по телефону.

1

Освоение предметной ситуации (как набрать номер, пользоваться трубкой, значение звуковых сигналов). Знакомство с речевым поведением: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики). Освоение некоторых типичных речевых ситуаций, степени официальности разговора. Знакомство с этикетными ошибками в телефонных разговорах.

7.

Разговор с малышами.

1

Знакомство с нормами заботливого отношения к младшим, помощи им. Знакомство со словами ободрения, поддержки, утешения. Знакомство с конкретными этикетными формулами совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания. Знакомство с сопутствующими сигналами: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюсканья.

8-9.

Разговор со взрослыми людьми.

2

Знакомство с типовыми ситуациями, в которых возникает необходимость беседы с незнакомым (на улице, во дворе, в транспорте, в магазине и т.д.). Знакомство с формулами начала разговора, привлечения внимания, типовыми вопросами, сопутствующими сигналами. Знакомство с выбором темы для беседы по ситуации.

2 четверть (7 часов)

Правила поведения в гостях (7 часов)

10.

Приглашение гостей.

1

Знакомство с нормами приглашения гостей, согласование приглашения с родителями и другими членами семьи. Знакомство с возможными формами приглашения гостей.

11.

Встреча гостей.

1

Знакомство с нормами этикета при встрече гостей (формулы приветствия, ободрения). Знакомство с тем, как строить беседу с гостем, чем занять его. Знакомство с сопутствующими сигналами. Уяснить, что гостеприимство национальная черта русских людей.

12.

Поздравления и пожелания.

1

Знакомство с различными видами поздравлений по поводу различных дат, традиционных и церковных праздников. Знакомство с правилами вкуса и чувства меры. Знакомство с контактными речевыми формулировками при поздравлении.

13.

Как принимать подарки и поздравления.

1

Знакомство с правилами выбора и вручения подарка (индивидуального или коллективного), вкусом и чувством меры. Знакомство с правилами приема подарков и поздравлений. Знакомство с речевыми формулировками в данной ситуации (благодарность).

14-15.

Правила поведения за столом.

2

Знакомство с правилами поведения за столом, непринужденной беседой, правилами угощения. Знакомство с хорошими манерами и сопутствующими сигналами.

16.

Прощание с гостем.

1

Знакомство с правилами поведения в минуты прощания, этикетными выражениями прощания и сопутствующими формулами благодарности, одобрения. Обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания. Знакомство с формулами извинения как нормальной реакции человека, допустившего отступление от этических норм и сопутствующими сигналами.

3 четверть (9 часов)

Твой характер (7 часов)

17-18.

Умей дружбой дорожить.

2

Знакомство с правилами дружеских отношений. Формирование навыков общения с друзьями в различных ситуациях.

19.

Какие бывают привычки?

1

Знакомство с хорошими и плохими привычками в поведении людей. Разыгрывание практических игровых ситуаций при общении с друзьями. Знакомство с такими качествами личности как уважение к людям, доброта, такт и уважение, взаимопомощь, сострадание, сопереживание и другими смежными понятиями.

20.

О лени и трудолюбии.

1

Знакомство с такими качествами личности как лень и трудолюбие. Разыгрывание ситуаций по теме занятия.

21.

Об уступчивости.

1

Знакомство с уступчивостью как признаком силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Знакомство с уступчивостью как формой поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Знакомство с речевыми формулами, помогающими избегать конфликтов. Уточнение контактных форм этикета и сопутствующих сигналов.

22-23.

Сострадание к другим людям.

2

Знакомство с речевыми формулами сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуациями их употребления. Анализирование пословиц о сострадании, утешении. Разыгрывание ситуаций по теме занятия.

Твои правила поведения (10 часов)

24.

Поведение в общественном транспорте.

1

Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Знакомство с правилами общения с другими пассажирами, речевым поведением: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формы вежливости (как уступить место). Знакомство с сопутствующими сигналами и жестами.

25-26.

Поведение в театре, кино, цирке.

2

Освоение предметной ситуации: билет, его функция, оплата. Речевое поведение при покупке билета. Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Знакомство с правилами поведения зрителей во время спектакля, после него. Освоение норм речевого поведения и формул восхищения, одобрения. Знакомство с параметрами поведения в общественных местах.

27.

Поведение в поликлинике.

1

Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Освоение норм речевого поведения в регистратуре, кабинете врача. Формирование умения точно назвать свой адрес, фамилию, имя. Знакомство с формулами обращения, просьбы, извинения, благодарности в условиях поликлиники. Освоение параметров поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх.

28.

Поведение в библиотеке.

1

Освоение предметной ситуации: читательский абонемент, условия выдачи книг на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Освоение норм речевого поведения в читальном зале, сопутствующих речевых формул благодарности, приветствия и прощания.

29.

Поведение в кафе.

1

Освоение предметной ситуации: буфет, буфетчица, официант, самообслуживание, разные виды кафе. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в школьной столовой и в кафе. Знакомство с нормами речевого поведения: разговор с буфетчицей, с официанткой. Выработка умения сделать заказ, поблагодарить, вести разговор за столом. Закрепление этикетных навыков поведения за столом.

30.

Поведение в парикмахерской.

1

Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Знакомство с нормами поведения клиента в ожидании стрижки, во время стрижки, преодолении возможного страха. Знакомство с нормами ведения беседы с мастером, выражением удовлетворения и благодарности. Участие в обсуждении вопроса о прическах и этикетном образе человека, о понятии вкуса и чувства меры.

31-32.

Правила культурного поведения в природе.

2

Знакомство с правилами культурного поведения в лесу, соблюдения тишины и чистоты.

33.

Итоговое занятие – викторина.

1

Знакомство с жанровым разнообразием разговоров, видами разговоров (деловыми и бытовыми), дружескими разговорами, этическими основами разговора, содержания разговора. Участие в итоговой викторине.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. Екатерибург. Литур. 2002.
  2. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие для 1 класса. М., Рост, 2015.

Технические средства обучения:

  1. Классная доска.
  2. Интерактивная доска и проектор.
  3. Компьютер.
  4. CD и DVD диски по этике в 1 классе.
  5. Интернет – ресурсы к занятия по этике.

   

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зав. кафедрой начальных классов                                                                        ____________________Бортникова Е.И.                                                                          «_____»_августа_____ 2015 г.

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зам. директора по УВР                                                                        ____________________Черникова О.И.                                                                          «_____»_августа_____ 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...