Рабочая программа по адыгейскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему

Дачева Марзият Заурбечевна

      Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
  • Программа Адагабзэ для 1- 4 классов (составители: А.Б. Чуяко, Дж. М. Тамбый), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)

       Программа составлена с учетом логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенно­стей обучающихся, определяет минимальный набор практических умений и навыков учащихся, необходимых для формирова­ния языковой и коммуникационной компетентности обучающихся.

      Программа по адыгейскому языку МБОУ СОШ № 4 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc415.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
  • Программа Адагабзэ для 1- 4 классов (составители: А.Б. Чуяко, Дж. М. Тамбый), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)

       Программа составлена с учетом логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических умений и навыков учащихся, необходимых для формирования языковой и коммуникационной компетентности обучающихся.

      Программа по адыгейскому языку МБОУ СОШ № 4 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.

     Изучение адыгейского языка во 2  классе  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, формирование универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация);
  •   формирование умения общаться на адыгейском языке с учетом речевых возможностей, потребностей младших школьников;
  •   развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению адыгейского языка;
  •   воспитание дружелюбного  отношения к представителям другого народа; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  •  приобщение к новому социальному опыту с использованием адыгейского языка: знакомство с детским стихотворным и сказочным фольклором.

      Для достижения поставленных целей изучения адыгейского языка во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к адыгейскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                                                     2. Место курса в учебном плане.

      Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на 2014 – 2015 учебный год на изучение  адыгейского языка во 2 классе отводится  102 учебных часов в году. Адыгейский язык  изучается в течение четырех четвертей. Адыгейский язык изучается в следующем режиме:

I четверть

27 часов, 3  часа  в неделю

II четверть

 21 часов, 3  часа в неделю

III четверть

30 часов,  3 часа в неделю

IV учебный период

24 часов,   3  часа в неделю

3. Рабочая программа рассчитана на   102 учебных часов,  в том числе для проведения:

контрольных работ

 9ч

Проектов

2

4. Общая характеристика учебного предмета.

        Практическую направленность обучения определяет компетентный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 2  класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.  

        Программа по адыгейскому языку предусматривает во 2 классе взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала  и активизации речевой деятельности.

          Данный УМК по адыгейскому языку для 2  класса общеобразовательных учреждений включает:

Учебник

Рабочую тетрадь

        УМК создан в соответствии с требованиями, которые сформулированы в стандарте начального общего образования по адыгейскому языку  и авторской программе курса адыгейского языка к УМК  для 1-4 классов общеобразовательных учреждений  автора Каратабан А.Ю.

     Обучение адыгейскому языку предполагает развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной компетенций.

      Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для каждой ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения.

    Адыгейский  язык как предмет расширяет спектр социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных особенностей на разных этапах обучения. На разных этапах обучения формируются представления учащихся о республике, об  их традициях и культуре, основных достопримечательностях, образе жизни людей. Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, её культуру средствами адыгейского языка в условиях межкультурного общения. Предмет развивает специальные учебные умения, такие, как умение пользоваться двуязычным словарём.

   Специфика адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

      Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв адыгейского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

    Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами адыгейского правописания (без введения терминологии).

Цели:

Изучение адыгейского языка в школе направлено на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

        Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать своё речевое и неречевое поведение.

        Языковая компетенция –  овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

        Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению адыгейским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.

        Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению адыгейского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию адыгейского языка в других областях знаний.        

        Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.

        На каждом уроке дети должны как можно больше говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем по заданной интенции, пересказать содержание прочитанного.

     Важна систематическая работа над словом, его значением, произношением и правописанием. Необходимо учить детей строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Самостоятельно составлять предложения на предложенную тему, по картине.

5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Ведущее место предмета «Адыгейский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что адыгейский язык является государственным языком Республики Адыгея, родным языком адыгского народа. Изучение адыгейского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения адыгейского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к адыгейскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках адыгейского языка ученики получают начальное представление о нормах адыгейского литературного языка и правилах речевого этикета.

    Адыгейский язык является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении адыгейского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

6. Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:

  • осознание роли адыгейского языка как государственного языка РА, как средство общения и как инструмент познания окружающей деятельности;
  • осознание себя жителем Адыгеи, чувство ответственности за сохранение её языка;
  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему языку, выражающееся в интересе к его языку, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях своей республики;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Адыгеи;
  • уважение к истории и культуре всех народов Адыгеи на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств.

Метапредметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание  закономерностей языка;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • умении и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
  • способность к общению на адыгейском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
  • умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные правила.
  • умение составлять диалог на заданную тему, давать ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
  • способность общаться на изучающем языке.

Предметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:

  • умение и навыки аудирования; восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
  • усвоение первоначальных сведений о языке;
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, говорить, фиксировать, проводить  исследования языка; выделять характерные особенности  языка; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • овладение основами  грамотности, элементарными правилами адыгейского языка;
  • понимание роли и значения родного языка  в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящее  Республики Адыгея, в истории и культуре России;

Технология обучения:

деятельностно-компетентностный подход;

дидактическая система развивающего обучения А.Ю.Каратабан.

7. Методические особенности изучения предмета:

   Адыгейский  язык как учебный предмет характеризуется:

межпредметностью (например, литературы, искусства, окружающего мира, математики и др.);

многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой -  умениями в четырех видах речевой деятельности);

полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

    Владение адыгейским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.

     Адыгейский  язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

      Программа нацелена на  реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и  деятельностного  подходов к обучению  адыгейскому  языку.

    Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре  изучаемого языка, лучшее осознание своей культуры, умение ее представить средствами адыгейского языка, включение школьников в диалог культур.

8. Контрольно-измерительный материал

Вид работы

По теме

Дата

Диктант

Входной

25.09

Диктант

За 1 четверть

16.10

Диктант

Гласные и согласные звуки и буквы.

4.12

Диктант

Слово и слог. За 1 полугодие

27.12

Диктант

Перенос слова.

31.01

Диктант

Имя существительное.

5.03

Контрольное списывание

Имя существительное собственное и нарицательное.

16.03

Диктант

За 3 четверть

30.04

Диктант

Главные члены предложения.

6.05

Диктант

За год

22.05

9.Коррекционная работа

по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития

Вид работы

Сроки

Работа над ошибками

Ежедневно

Индивидуальные коррекционные занятия

Еженедельно (вторник)

Использование индивидуальных дифференцированных карточек

На уроках по мере необходимости

Использование схем  проверки орфограмм (наглядные, словесные).

По мере необходимости

Использование наглядных пособий (таблицы,  словари)

По мере необходимости

6.Использование дополнительного материала:

- карточки для индивидуальной работы;

-перфокарты;

-карточки тренажёры;

На уроках по мере необходимости

Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

На уроках по мере необходимости

Включение в работу тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

На уроках по мере необходимости

Работа над ошибками с использованием памятки « Работа над ошибками».

На дополнительных занятиях  по мере необходимости

10.Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки,  СМС – информирование, электронный журнал)

По мере необходимости

11.Контроль объёма д/з и его дифференциация с целью предупреждения утомляемости учащихся и создания ситуации успеха.

12.Работа с психологом. Развитие личности.

По мере необходимости

1 раз в неделю( пятница)

12.Повышение уровня мотивации путём включения в проектную деятельность.

Согласно календарно – тематическому планированию.

10. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Диктант.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (во 2  классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

           Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск и искажение букв в словах;

- замену слов;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

           За ошибку не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

          За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же - подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

           Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и1 исправление;

«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление;

«2» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

Контрольный диктант.

Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы ;

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант:

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;

Оценки за грамматические задания:

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

Словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта) – 12 - 15 слов. 

«5» – нет ошибок; 

«4» – 1 – 2 ошибки; 

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 

«2» – 5 – 7 ошибок.

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 ошибка или 1 исправление;

«3» – 2 ошибки и 1 исправление ;

«2» – 3 ошибки ;

Объем диктанта: 1 - 2 четверть - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

Тест.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Сочинения и изложения

 Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. 

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

"1" – имеются более 8 орфографических ошибок.

Сочинение.

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

11.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1.Программы по адыгейскому языку и литературе для 1-4 кл.

              Авторы: Блягоз М.А., Индрисова Р.А., Мамий М.Х., Схаляхо А.А., Шаов А.А.

2. Национально – региональный компонент государственного образовательного стандарта.

          Под редакцией Чуяко А.Б.

3. Учебник по адыгейскому языку для 2 кл. национ. школ.  Авторы: Абатова Ц.Р., Чуяко А.Б.

4. Словарь адыгейско – русский.

5. Картинный словарь

6. Набор словарных слов

7. Набор картинок по развитию речи

8. Мультимедийный проектор

9. Ноутбук

10. Экран

11. Звуковые колонки.

12. 1. http://www.uchportal.ru/load/47Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» (http://festival.1september.ru/)

2. Сайт «Потому» (http://potomy.ru/)

3. Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/)

4. Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» (http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html)

5. Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/)

6. Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)

  1. Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4;
  • Программа Адагабзэ для 1- 4 классов (составители: А.Б. Чуяко, Дж. М. Тамбый), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)

       Программа составлена с учетом логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических умений и навыков учащихся, необходимых для формирования языковой и коммуникационной компетентности обучающихся.

      Программа по адыгейскому языку МБОУ СОШ № 4 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.

     Изучение адыгейского языка во 2  классе  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, формирование универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация);
  •   формирование умения общаться на адыгейском языке с учетом речевых возможностей, потребностей младших школьников;
  •   развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению адыгейского языка;
  •   воспитание дружелюбного  отношения к представителям другого народа; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  •  приобщение к новому социальному опыту с использованием адыгейского языка: знакомство с детским стихотворным и сказочным фольклором.

      Для достижения поставленных целей изучения адыгейского языка во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к адыгейскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                                                     2. Место курса в учебном плане.

      Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на 2014 – 2015 учебный год на изучение  адыгейского языка во 2 классе отводится  102 учебных часов в году. Адыгейский язык  изучается в течение четырех четвертей. Адыгейский язык изучается в следующем режиме:

I четверть

27 часов, 3  часа  в неделю

II четверть

 21 часов, 3  часа в неделю

III четверть

30 часов,  3 часа в неделю

IV учебный период

24 часов,   3  часа в неделю

3. Рабочая программа рассчитана на   102 учебных часов,  в том числе для проведения:

контрольных работ

 9ч

Проектов

2

4. Общая характеристика учебного предмета.

        Практическую направленность обучения определяет компетентный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 2  класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.  

        Программа по адыгейскому языку предусматривает во 2 классе взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала  и активизации речевой деятельности.

          Данный УМК по адыгейскому языку для 2  класса общеобразовательных учреждений включает:

Учебник

Рабочую тетрадь

        УМК создан в соответствии с требованиями, которые сформулированы в стандарте начального общего образования по адыгейскому языку  и авторской программе курса адыгейского языка к УМК  для 1-4 классов общеобразовательных учреждений  автора Каратабан А.Ю.

     Обучение адыгейскому языку предполагает развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной компетенций.

      Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для каждой ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения.

    Адыгейский  язык как предмет расширяет спектр социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных особенностей на разных этапах обучения. На разных этапах обучения формируются представления учащихся о республике, об  их традициях и культуре, основных достопримечательностях, образе жизни людей. Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, её культуру средствами адыгейского языка в условиях межкультурного общения. Предмет развивает специальные учебные умения, такие, как умение пользоваться двуязычным словарём.

   Специфика адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

      Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв адыгейского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

    Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами адыгейского правописания (без введения терминологии).

Цели:

Изучение адыгейского языка в школе направлено на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

        Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать своё речевое и неречевое поведение.

        Языковая компетенция –  овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

        Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению адыгейским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.

        Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению адыгейского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию адыгейского языка в других областях знаний.        

        Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.

        На каждом уроке дети должны как можно больше говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем по заданной интенции, пересказать содержание прочитанного.

     Важна систематическая работа над словом, его значением, произношением и правописанием. Необходимо учить детей строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Самостоятельно составлять предложения на предложенную тему, по картине.

5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Ведущее место предмета «Адыгейский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что адыгейский язык является государственным языком Республики Адыгея, родным языком адыгского народа. Изучение адыгейского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения адыгейского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к адыгейскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках адыгейского языка ученики получают начальное представление о нормах адыгейского литературного языка и правилах речевого этикета.

    Адыгейский язык является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении адыгейского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

6. Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:

  • осознание роли адыгейского языка как государственного языка РА, как средство общения и как инструмент познания окружающей деятельности;
  • осознание себя жителем Адыгеи, чувство ответственности за сохранение её языка;
  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему языку, выражающееся в интересе к его языку, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях своей республики;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Адыгеи;
  • уважение к истории и культуре всех народов Адыгеи на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств.

Метапредметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание  закономерностей языка;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • умении и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
  • способность к общению на адыгейском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
  • умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные правила.
  • умение составлять диалог на заданную тему, давать ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
  • способность общаться на изучающем языке.

Предметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:

  • умение и навыки аудирования; восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
  • усвоение первоначальных сведений о языке;
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, говорить, фиксировать, проводить  исследования языка; выделять характерные особенности  языка; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • овладение основами  грамотности, элементарными правилами адыгейского языка;
  • понимание роли и значения родного языка  в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящее  Республики Адыгея, в истории и культуре России;

Технология обучения:

деятельностно-компетентностный подход;

дидактическая система развивающего обучения А.Ю.Каратабан.

7. Методические особенности изучения предмета:

   Адыгейский  язык как учебный предмет характеризуется:

межпредметностью (например, литературы, искусства, окружающего мира, математики и др.);

многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой -  умениями в четырех видах речевой деятельности);

полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

    Владение адыгейским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.

     Адыгейский  язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

      Программа нацелена на  реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и  деятельностного  подходов к обучению  адыгейскому  языку.

    Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре  изучаемого языка, лучшее осознание своей культуры, умение ее представить средствами адыгейского языка, включение школьников в диалог культур.

8. Контрольно-измерительный материал

Вид работы

По теме

Дата

Диктант

Входной

25.09

Диктант

За 1 четверть

16.10

Диктант

Гласные и согласные звуки и буквы.

4.12

Диктант

Слово и слог. За 1 полугодие

27.12

Диктант

Перенос слова.

31.01

Диктант

Имя существительное.

5.03

Контрольное списывание

Имя существительное собственное и нарицательное.

16.03

Диктант

За 3 четверть

30.04

Диктант

Главные члены предложения.

6.05

Диктант

За год

22.05

9.Коррекционная работа

по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития

Вид работы

Сроки

Работа над ошибками

Ежедневно

Индивидуальные коррекционные занятия

Еженедельно (вторник)

Использование индивидуальных дифференцированных карточек

На уроках по мере необходимости

Использование схем  проверки орфограмм (наглядные, словесные).

По мере необходимости

Использование наглядных пособий (таблицы,  словари)

По мере необходимости

6.Использование дополнительного материала:

- карточки для индивидуальной работы;

-перфокарты;

-карточки тренажёры;

На уроках по мере необходимости

Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

На уроках по мере необходимости

Включение в работу тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

На уроках по мере необходимости

Работа над ошибками с использованием памятки « Работа над ошибками».

На дополнительных занятиях  по мере необходимости

10.Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки,  СМС – информирование, электронный журнал)

По мере необходимости

11.Контроль объёма д/з и его дифференциация с целью предупреждения утомляемости учащихся и создания ситуации успеха.

12.Работа с психологом. Развитие личности.

По мере необходимости

1 раз в неделю( пятница)

12.Повышение уровня мотивации путём включения в проектную деятельность.

Согласно календарно – тематическому планированию.

10. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Диктант.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (во 2  классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

           Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск и искажение букв в словах;

- замену слов;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

           За ошибку не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

          За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же - подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

           Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и1 исправление;

«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление;

«2» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

Контрольный диктант.

Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы ;

перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант:

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;

Оценки за грамматические задания:

«5» – всё верно;

«4» – не менее 3/4 верно;

«3» – не менее 1/2 верно;

«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

Словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта) – 12 - 15 слов. 

«5» – нет ошибок; 

«4» – 1 – 2 ошибки; 

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 

«2» – 5 – 7 ошибок.

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 ошибка или 1 исправление;

«3» – 2 ошибки и 1 исправление ;

«2» – 3 ошибки ;

Объем диктанта: 1 - 2 четверть - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

Тест.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Сочинения и изложения

 Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. 

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

"1" – имеются более 8 орфографических ошибок.

Сочинение.

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

11.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1.Программы по адыгейскому языку и литературе для 1-4 кл.

              Авторы: Блягоз М.А., Индрисова Р.А., Мамий М.Х., Схаляхо А.А., Шаов А.А.

2. Национально – региональный компонент государственного образовательного стандарта.

          Под редакцией Чуяко А.Б.

3. Учебник по адыгейскому языку для 2 кл. национ. школ.  Авторы: Абатова Ц.Р., Чуяко А.Б.

4. Словарь адыгейско – русский.

5. Картинный словарь

6. Набор словарных слов

7. Набор картинок по развитию речи

8. Мультимедийный проектор

9. Ноутбук

10. Экран

11. Звуковые колонки.

12. 1. http://www.uchportal.ru/load/47Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» (http://festival.1september.ru/)

2. Сайт «Потому» (http://potomy.ru/)

3. Сайт «Детские презентации» (http://viki.rdf.ru/)

4. Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» (http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html)

5. Сайт «RusЕdu» (http://www.rusedu.ru/)

6. Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)


Календарно-тематическое планирование уроков адыгейского языка во 2  классе

 на 2015-2016 учебный год

п\п

Урокхэм ятемэхэр

Сыхьат

пчъагъэу

темэм

пыIухьагъэр

Урокым ащызэшIуахыщт

Iофыгъохэм ащыщхэр.

Мафэхэр

У нэмкIэ гъэцэкIэныр

1

lоныгъом и 1-р Шlэныгъэм имаф.

1

Ныдэлъфыбзэр шIу ягъэлъэгъугъэныр, ащ мэхьанэу иIэр агурыгъэIогъэныр, яжабзэ хэгъэхъогъэныр.

2

Кlэджыкlыжьын. Гущыlэухыгъэмрэ гущыlэмрэ.

1

ГущыIэухыгъэм ехъылIагъэу апэрэ классым шIэныгъэу щагъотыгъэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, ныдэлъфыбзэр шIу ягъэлъэгъугъэныр, ащ мэхьанэу иIэр агурыгъэIогъэныр, яжабзэ хэгъэхъогъэныр.

3

Кlэджыкlыжьын. Гущыlэухыгъэмрэ гущыlэмрэ.

1

4

Макъэхэмрэ буквэхэмрэ.

1

Макъэхэмрэ хьарыфхэмрэ тэрэзэу зэфахьысыжьыныр.

5

Макъэхэмрэ буквэхэмрэ.

1

6

Макъэхэмрэ буквэхэмрэ.

1

7

Пычыгъор

1

ГущыIэр пычыгъо пычыгъоу аугощын алъэкIынэу кIэлэеджакIохэр егъэсэгъэныр.

8

Пычыгъор

1

9

Пычыгъор

1

10

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

11

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

Зещэхэмрэ зэращэхэмрэ.

1

Хэукъоныгъэ ашIыгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

12

Зещэхэр.

1

Мэкъэ зещэ зыфаIорэр кIэлэеджакIомэ ягъэшIэгъэныр.

13

Зещэхэр.

1

14

Зещэхэр.

1

15

Зещэхэр.

1

16

Зэращэхэр.

1

Мэкъэ зэращэ зыфаIорэр кIэлэеджакIомэ ягъэшIэгъэныр.

17

Зэращэхэр.

1

18

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

19

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

Зещэхэмрэ зэращэхэмрэ.

1

Хэукъоныгъэ ашIыгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

20

Кl-р къызхэфэрэ гущыlэхэр.

1

Хьарыфэу Кl кl.  иныри цlыкlури тэрэзэу атхыныр. Ахэр алъэгъумэ къашlэжьыныр. Хьарыфэу Кl кl тамыгъитlукlэ зэрэгъэпсыгъэр агурыгъэlогъэныр. Гущыlэухыгъэхэр тэрэзэу тыратхыкlышъуыныр.

21

Зэхъщыр буквэхэр Жь-Жъ.

1

Хьарыфэу Жь -  Жъ. иныри цlыкlури тэрэзэу атхыныр. Ахэр алъэгъумэ къашlэжьыныр. Хьарыфыр тамыгъитlукlэ зэрэгъэпсыгъэр агурыгъэlогъэныр. Гущыlэухыгъэхэр тэрэзэу тыратхыкlышъуыныр

22

Зэхъщыр буквэхэр Жь-Жъ.

1

23

Зэхъщыр буквэхэр Л, Лъ,Лl.

1

Хьарыфэу Л, Лъ, ЛI иныри цlыкlури тэрэзэу атхыныр. Ахэр алъэгъумэ къашlэжьыныр. Хьарыфыр  тамыгъитlукlэ зэрэгъэпсыгъэр агурыгъэlогъэныр. Гущыlэухыгъэхэр тэрэзэу тыратхыкlышъуыныр.

24

Зэхъщыр буквэхэр Л, Лъ, Лl.Зэфэхьысыжь урок. Зэхъщыр буквэхэр

1

25

Зэхъщыр буквэхэр Х, Хь, Хъ.

1

Хьарыфэу Х, Хъ, Хь иныри цlыкlури тэрэзэу атхыныр. Хьарыфыр  тамыгъитlукlэ зэрэгъэпсыгъэр агурыгъэlогъэныр. Ахэр алъэгъумэ къашlэжьыныр. Гущыlэухыгъэхэр тэрэзэу тыратхыкlышъуыныр.

26

Зэхъщыр буквэхэрХ,Хь, Хъ.

1

27

Зэхъщыр буквэхэр Ч, Чъ, Чl.

1

Хьарыф инэу Ч, Чъ,Чl– р хьарыф цIыкIоу тэрэзэу атхыныр. Ахэр алъэгъумэ къашIэжьынэу. Хьарыфыр тамыгъитlукlэ зэрэгъэпсыгъэр агурыгъэlогъэныр.. Гущыlэухыгъэхэр тэрэзэу тыратхыкlышъуыныр.

28

Зэхъщыр буквэхэр Ч, Чъ, Чl

1

29

Зэхъщыр буквэхэр Ш, Шъ, Шl.

1

Хьарыфэу Ш, Шъ, Шl  иныри цlыкlури тэрэзэу атхыныр. Ахэр алъэгъумэ къашlэжьыныр. Хьарыфыр тамыгъитlукlэ зэрэгъэпсыгъэр агурыгъэlогъэныр.. Гущыlэухыгъэхэр тэрэзэу тыратхыкlышъуыныр.

30

Зэхъщыр буквэхэр Ш, Шъ, Шl.

1

31

Акlугъэм икlэджыкlыжьын. Мэкъэlужъухэр.

1

Ягулъытэ хэгъэхъоныр, шIэныгъэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, зэфэхьысыжьыгъэныр.

Мэкъэ lужъузыфаIорэр кIэлэеджакIомэ ягъэшIэгъэныр.

32

Мэкъэ lужъухэр.

1

33

Мэкъэ lужъухэр.

1

34

Мэкъэ lужъухэр.

1

35

Мэкъэ lужъухэр.

1

36

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын.

37

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

Чыйзэфэшlыгъэ макъэхэр.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

38

Чыйзэфэшlыгъэ макъэхэр.

1

ЧыйзэфэшIыгъэ макъэхэр адрэ макъэхэм ахамыгъэкIокIэным ыкIи тэрэзэу атхынхэм фэгъэсэгъэнхэр.

39

Чыйзэфэшlыгъэ макъэхэр.

1

40

Гущыlэмрэ пычыгъомрэ.

1

ГущыIэр пычыгъо пычыгъоу аугощын алъэкIынэу кIэлэеджакIохэр егъэсэгъэныр.

41

Гущыlэмрэ пычыгъомрэ.

1

42

Гущыlэмрэ пычыгъомрэ.

1

43

Гущыlэмрэ пычыгъомрэ.

1

44

Й-р зыхэт гущыlэхэр.

1

45

Й-р зыхэт гущыlэхэр.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

46

Уплъэкlун диктант.

1

Хэукъоныгъэ ашIыгъэмэ ягъэтэрэзыжьын

47

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

Акlугъэм икlэджыкlыжьын.

1

48

У-рзыхэтгущыlэхэр.

49

Акlугъэм икlэджыкlыжьын

1

Гущыlэу зыхэтым елъытыгъэу у-р зещэуи зэращэуи зэрэхъурэм кIэлэеджакIохэр нэIуасэ фэшIыгъэнхэр.

50

У-рзыхэтгущыlэхэр.

1

51

Гущыlэмэ язэпыхыкl.

1

ГущыIэр сатыр сатырэу кIэлэеджакIохэм аугощын алъэкIынэу егъэсэгъэнхэр.

52

Гущыlэмэ язэпыхыкl. Гущыlэлъэ диктант.

1

53

Гущыlэмэ язэпыхыкl.

1

54

Гущыlэмэ язэпыхыкl. Гущыlэлъэ диктант.

1

55

Гущыlэмэ язэпыхыкl.

1

56

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

57

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

Алфавитыр.

1

Хэукъоныгъэ ашIыгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

58

Алфавитыр.

1

59

Алфавитыр.

1

60

Акlугъэм икlэджыкlыжьын.

1

Ягулъытэ хэгъэхъоныр, шIэныгъэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, зэфэхьысыжьыгъэныр.

61

Гущыlэмрэ гущыlэухыгъэмрэ.

1

ГущыIэухыгъэмрэ гущыIэмрэ  ямэхьанэхэр янэшанэхэр, зэрэзэтефыгъэхэр нэIуасэ фэшIыгъэныр.

62

Пкъыгъор къызэрыкlырэ гущыlэр.

1

ПкъыгъуацI зыфаIорэр, ащ хэхьэрэ гущыIэхэр ашIэу, пкъыгъор къызэрыкIырэ ыкIи цIыфыр къызэрыкIыхэрэ пкъыгъуацIэхэм упчIэхэу афагъэуцурэм еджакIохэр нэIуасэ фэшIыгъэныр, ягулъытэ хэгъэхъогъэнхэр.

63

Пкъыгъор къызэрыкlырэ гущыlэр

1

64

Пкъыгъор къызэрыкlырэ гущыlэр

1

65

Мыхэр сыдых?

1

ПкъыгъоцIэ унаемэ яхьылIагъэу ашIэрэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр.

66

Мыхэр хэтых?

1

67

Изложение «Садым».

1

Жабзэм ихэгъэхъон Iоф дэшIэгъэныр, пкъыгъор къызэрыкlырэ гущыlэр щагъэфедэн алъэкIыныр, ягулъытэ хэгъэхъоныр.

68

Лъэкъуацlэхэм, цlэхэм, атацlэхэм ятхыкl.

1

ПкъыгъуацI зыфаIорэр, ащ хэхьэрэ гущыIэхэр ашIэу, пкъыгъор къызэрыкIырэ ыкIи цIыфыр къызэрыкIыхэрэ пкъыгъуацIэхэм упчIэхэу афагъэуцурэм еджакIохэр нэIуасэ фэшIыгъэныр, ягулъытэ хэгъэхъогъэнхэр.

69

Лъэкъуацlэхэм, цlэхэм, атацlэхэм ятхыкl.

1

70

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

71

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

Псэушъхьэмэ ацlэмэ ятхыкl.

1

ПкъыгъуацI зыфаIорэр, ащ хэхьэрэ гущыIэхэр ашIэу, пкъыгъор къызэрыкIырэ ыкIи цIыфыр къызэрыкIыхэрэ пкъыгъуацIэхэм упчIэхэу афагъэуцурэм еджакIохэр нэIуасэ фэшIыгъэныр, ягулъытэ хэгъэхъогъэнхэр.

72

Къэралыгъомэ, чылэмэ, къалэмэ, ураммэ, псыхъомэ ацlэмэ ятхыкl.

1

73

Къэралыгъомэ, чылэмэ, къалэмэ, ураммэ, псыхъомэ ацlэмэ ятхыкl.

1

74

Пкъыгъор къызэрыкlырэ гущыlэр

1

ПкъыгъуацI зыфаIорэр, ащ хэхьэрэ гущыIэхэр ашIэу, пкъыгъор къызэрыкIырэ ыкIи цIыфыр къызэрыкIыхэрэ пкъыгъуацIэхэм упчIэхэу афагъэуцурэм еджакIохэр нэIуасэ фэшIыгъэныр, ягулъытэ хэгъэхъогъэнхэр.

75

Уплъэкlун тетхыкlын, сам.

гъэцэкlэн игъусэу

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

76

Пкъыгъом ышlэрэр къызэрыкlырэ гущыlэхэр.

1

Глаголым гущыIэухыгъэм мэхьанэу щыриIэр, ащ иупчIэхэр зыфэдэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, глаголыр текстым къыхагъэщышъоу фэгъэсэгъэнхэр, уахътэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр агу къэгъэкIыжьыныр, зэдеIэжьынхэм фэгъэсэнхэр.

77

Пкъыгъом ышlэрэр къызэрыкlырэ гущыlэхэр

1

78

Акlугъэм икlэджыкlыжьын

1

Ягулъытэ хэгъэхъоныр, шIэныгъэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, зэфэхьысыжьыгъэныр.

79- 80

Пкъыгъом иплъышъорэ ишlыкlэрэ къызэрыкlырэ гущыlэхэр

2

Глаголым гущыIэухыгъэм мэхьанэу щыриIэр, ащ иупчIэхэр зыфэдэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, глаголыр текстым къыхагъэщышъоу фэгъэсэгъэнхэр, уахътэхэмкIэ зэрэзэхъокIыхэрэр агу къэгъэкIыжьыныр, зэдеIэжьынхэм фэгъэсэнхэр.

81

Пкъыгъом иплъышъорэ ишlыкlэрэ къызэрыкlырэ гущыlэхэр

1

ПлъышъуацIэм ыкIи ащ имэхьанэ нэIуасэ фэшIыгъэнхэр.

82

Пкъыгъом иплъышъорэ ишlыкlэрэ къызэрыкlырэ гущыlэхэр

1

ПлъышъуацIэхэр пкъыгъуацIэм игъусэу гущыIэухыгъэм къызэрэхафэрэм гу лъягъэтэгъэныр, ащ икIэуххэр къыхагъэщышъоу егъэсэгъэнхэр, жабзэ ихэгъэхъон Iоф дэшIэныр.

83

Пкъыгъом иплъышъорэ ишlыкlэрэ къызэрыкlырэ гущыlэхэр

1

84

Изложение.

1

КIалэмэ яжабзэ хэгъэхъоным Iоф дэшIэгъэныр, гущыIэухыгъэхэр ямэхьанэкIэ зыр зым епхыгъэхэу зэрэщытыр агурыгъэIогъэныр, планым тетэу текстыр къатхыжьышъуным фэгъэсэгъэнхэр.

ГущыIэухыгъэм член шъхьаIэхэр къыхагъэщыным егъэсэгъэнхэр.

85

Жабзэм ихэгъэхъон.

1

86

Гущыlэухыгъэм ичлен шъхьаlэхэр.

1

87

Гущыlэухыгъэм ичлен шъхьаlэхэр.

1

88

Гущыlэухыгъэм ичлен шъхьаlэхэр.

1

89

Гущыlэухыгъэм ичлен шъхьаlэхэр.

1

90

Гущыlэухыгъэм ичлен шъхьаlэхэр.

1

91

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

92

Хэукъоныгъэмэягъэтэрэзыжьын

1

Хэукъоныгъэ ашIыгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

93

Гущыlэм хэт макъэхэмрэ буквэхэмрэ язэхэфын.

1

ГущыIэр зэрэзэхэтыр кIэлэеджакIохэм ягъэшIэгъэныр.

94

Гущыlэм хэт макъэхэмрэ буквэхэмрэ язэхэфын.

1

95

Гущыlэм хэт макъэхэмрэ буквэхэмрэ язэхэфын.

1

96

Жабзэм ихэгъэхъон

1

КIалэмэ яжабзэ хэгъэхъоным Iоф дэшIэгъэныр, гущыIэухыгъэхэр ямэхьанэкIэ зыр зым епхыгъэхэу зэрэщытыр агурыгъэIогъэныр, планым тетэу текстыр къатхыжьышъуным фэгъэсэгъэнхэр.

97

Акlугъэм икlэджыкlыжьын.

1

Ягулъытэ хэгъэхъоныр, шIэныгъэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, зэфэхьысыжьыгъэныр.

98

Акlугъэм икlэджыкlыжьын.

1

99

Уплъэкlун диктант.

1

ШIэныгъэу агъотыгъэм яуплъэкIужьын. Хэукъоныгъэ хамышIыхьэу тыратхыкIэу егъэсэгъэнхэр.

100

Хэукъоныгъэмэ ягъэтэрэзыжьын

1

Хэукъоныгъэ ашIыгъэмэ ягъэтэрэзыжьын.

101

Акlугъэм икlэджыкlыжьын.

1

Ягулъытэ хэгъэхъоныр, шIэныгъэхэр агу къэгъэкIыжьыгъэныр, зэфэхьысыжьыгъэныр.

102

Акlугъэм икlэджыкlыжьын.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейскому языку к учебнику А.Ю. Каратабан "Адыгейский язык учу с удовольствием".

Рабочая программа по адыгейскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образования...

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса

(1 ч  в неделю. Всего 33 ч в  учебном году.)Автор учебника « Адыгейский язык учу с удовольствием»: А.Ю.Каратабан,...

Рабочая программа по адыгейскому языку 1 класс

      КIэлэеджакIохэм шIэныгъэ дэгъухэр аригъэгъотынхэр, IофшIэныр шIу аригъэлъэгъуныр, шэн - Iэдэб дахэхэр ахилъхьанхэр, якъэралыгъо фэшъыпкъэхэу ыпIунхэр арых еджапIэм пшъэрылъ...

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджиха

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса составлена в соответствии с :-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;-Основной образовательной п...

Рабочая программа по адыгейскому языку во 2 классе

Рабочая программа по адыгейскому языку во 2 классе...

Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса

- Рабочая программа по обучению грамоте   составлена на основе примерной программы  начального общего образования.  - Рабочая программа учебного предмета «Адыгейский язык учу...