Опыт эстетического воспитания школьников.
опыты и эксперименты на тему

Тимонькина Людмила Павловна

Одной из центральных задач общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе является развитие у учащегося чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_esteticheskogo_vospitaniya_shkolnikov.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт эстетического воспитания школьников.

Одной из центральных задач общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе является развитие у учащегося чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.

Наблюдая за развитием своих учеников, я убеждаюсь в том, что даже самое добросовестное обучение детей в соответствии с программой недостаточно для формирования полноценной и многогранной личности.

Мне запомнились слова большого друга и знатока детей Сергея Владимировича Образцова: « Эстетическое воспитание начинается не на лекции по эстетике - там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее, и не в театре, и не в симфоническом концерте - там оно развивается, расширяется, укрупняется. А начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в какое произведение искусства проникнуть нельзя... Только тот человек, который умеет удивляться природе, у которого явления природы рождают добрые представления и ощущения, может разобраться в искусстве, полюбить искусство.»

Как же я стараюсь осуществлять эстетическое воспитание?

Во - первых, стараюсь реализовать большие возможности, заложенные в самой школьной программе. Ведь от нас, учителей, зависит, как рассказать, например, детям о неповторимой прелести осени: сухо, формально или показать пейзаж И Левитана, живопись « нет лучше страны, чем Россия». Левитановская задушевность, тонкий лиризм, содержащийся в его пейзажах, как в благодатную почву западут в детские души.

Если к тому же прочесть несравнимые строки Пушкина, прослушать музыкальную пьесу из « Времен года» П. Чайковского, то наверняка этот урок останется в памяти детей. И необязательно, чтобы с первого раза запомнились слова и музыка, не в этом главное - главное, что останется след в душах, и чем больше таких следов, тем духовно богаче будет формируемый вами характер.

Если время от времени, 3-5 минут экономить от урока, чтобы прочитать созвучное с темой стихотворение, то вскоре ученики сами потянуться к сказкам А. Пушкина, стихам А. Майкова, И. Бунина, А. Фета, С. Есенина, А. Прокофьева и др. И можно с уверенностью сказать, что поэты, с которыми вы их познакомите, станут спутниками всей их жизни.

Но только урочного времени явно недостаточно для воспитания эстетического чувства детей. И одному учителю справиться с этой задачей невозможно. Каждый раз, когда я беру 1 класс, внимательно присматриваюсь к детям, но и к их родителям: ищу в них своих будущих помощников. И, как правило, нахожу родителей, которые с радостью подключаются к делам нашего класса. Они помогают в организации утренников, всегда сопровождают детей в театр, на экскурсии.

Перед тем как пойти с детьми на прогулку в осенний парк, я рассказываю о богатстве осенних красок, о мимолетности и красоте листопада, о готовящихся к перелету птицах. Придя в парк, дети прислушиваются к шорохам осыпающихся листьев, вглядываются в синеву неба, слушают отрывки из стихотворений русских поэтов. После делаем выставку рисунков « Осенние краски леса». Такие встречи с природой мы проводим и зимой, и весной. Цель их одна: научить детей наблюдать природу, с любовью относиться к ее красотам и тайнам.

Особое место в эстетическом воспитании занимают уроки музыки, изобразительного искусства, чтения, природоведения.

Эстетическое воспитание требует особой методики, отличной от методов преподавания основ наук. Ведь здесь главным становиться чувственное познание мира. Поэтому прежде чем начать разговор о возвышенном, учителю необходим особый стиль общения с детьми, чтобы тонкое, доверительное слово нашло отклик в душах детей, открыло им дорогу в мир прекрасного.

Ребенок должен получать наслаждение от общения с искусством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе

Роль эстетического воспитания в образовательном процессе...

Народное искусство в трудовом и эстетическом воспитании школьников

Значение народного искусства для современных детей...

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

"Культурно -эстетическое воспитание школьников с помощью искусства хореографии".

Сколько существует человечество, столько оно и танцует....

Диплом 2 место в международном конкурсе "Эстетическое воспитание школьников"

Диплом 2 место в международном конкурсе "Эстетическое воспитание школьников"...