Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников на основе ИКТ
статья по теме

Воронина Галина Михайловна

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои   индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voronina_g.m.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация индивидуального подхода

в обучении младших школьников на основе ИКТ

      Г.М. Воронина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8, г. Елец

Аннотация:  Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои   индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.      

Ключевые слова: индивидуализация обучения, технологии.

Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, способствует развитию познавательной мотивации. Без учета индивидуальный особенностей детей не возможен полноценный процесс обучения. Теперь учитель выступает не только в роли педагога, но и в роле психолога и воспитателя.

     Индивидуальный подход — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого.

Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает:

  • глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей;
  • определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков);
  • применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности;
  • анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому.

       Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. [1]

      Индивидуализация обучения предполагает учитывать как комплекс различных особенностей, так и отдельную особенность ребёнка. Часто учитывается комплекс, где главным является уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать. В комплекс таких особенностей включается:

  • уровень умственного развития (обучаемость), приобретенные знания (обученность), способность достигать в более короткие сроки более высокого уровня усвоения;
  • скорость усвоения учебного материала;
  • умственные способности.

          Таким образом, учащиеся различаются как по уровню способностей, так и по их структуре. [2]

Чтобы обучение было успешным, необходимо  на уроках использовать ИКТ. Это позволит повысить качество усвоения материала; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями; развивать любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем. Важной формой обучения  является  работа с компьютерными презентациями, выполненными в программе Power Point. Основная функция презентации - наглядность. Вторая функция - информативная. Индивидуальная работа учащихся с презентацией развивает самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.  Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы, окружающего мира способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Результатом педагогической деятельности является создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

На уроке литературного чтения при изучении темы: « Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  была создана учебная ситуация. Выдвижение гипотезы: зайцы могут быть храбрыми. Чтобы подвести учащихся к пониманию темы и цели исследования, их деятельность была направлена в русло исследовательской работы.

- Расскажите, что случилось с зайцем, когда он увидел волка?  

          -Порассуждайте, какие чувства он испытывал?  К чему был готов?

-Представьте себя на месте зайца в этот момент.

  В конце урока- экспресс – диагностика.          

 - Кто считает, что, заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус – рядом с ёлочкой.  

Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

-Наше предположение подтвердилось или нет? (да)      

-Зайцы могут быть храбрыми!

Такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

    Таким образом, на уроках индивидуализированного обучения роль учителя изменяется. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя - сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодолённой им трудности.

Литература

1. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г

2. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.// М.1986г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

индивидуальный подход в обучении младших школьников

индивидуальный подход в обучении младших школьников...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС

Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....

Организация дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе  учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быт...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников...

Организация индивидуального подхода к гиперактивным младшим школьникам

В данной статье раскрываются понятие гиперактивность детей, основные проявления гиперактивного поведения младших школьников. Рассматриваются отличительные особенности таких детей. Раскрываются проблем...