Практика привития умений и навыков выжигания по ткани учащимся в общеобразовательной школе.
статья по теме

Степанюк Лилия Степановна

Авторская статья о практике привития умений и навыков выжигания по ткани учащимися в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья по гильошированию40 КБ

Предварительный просмотр:

Степанюк Л.С.

Практика привития умений и навыков выжигания по ткани учащимся в общеобразовательной школе.

Важной задачей воспитания учащихся общеобразовательной школы является не только привитие им постоянного интереса к познанию всего нового и полезного для их жизни, но и развитие у них творческих способностей. Наибольшая эффективность решения таких задач может быть достигнута путем приобщения обучаемого к самостоятельному труду под руководством педагога. При этом необходимо прививать учащимся следующие качества:

– развить творческие способности на основе самостоятельного ручного труда;

– научить трудолюбию, усидчивости, аккуратности в процессе работы;

– сформировать понимание ответственности за качественное выполнение поставленной задачи;

– привить чувство красоты, гармонии, дизайнерского подхода к оформлению выполняемых изделий.

В настоящее время сформулированные качества учащихся могут быть развиты в творческих кружках школьных учреждений. Одним из видов таких кружков, позволяющих заинтересовать обучаемых в конечном продукте своего труда, является выжигание по ткани.

Выжигание по ткани – вид прикладного творчества рукоделия, получивший название гильоширование.

Гильоширование возникло несколько десятков лет тому назад и широко использовалось в типографском деле для нанесения на бумагу типографским станком узора. Кроме того, гильоширование применялось для защиты от фальсификации денежных знаков и гравировки на поверхности металла переплетающих линий при изготовлении печатных форм.

Однако наиболее доступным и поэтому распространенным видом гильоширования стало выжигание по ткани, суть которого состоит в использовании синтетических тканей, которые путем плавления их с помощью горячей иглы выжигательного прибора повторяют орнамент заданного рисунка. При этом применение тканей различной окраски позволяет придать выполняемому изделию его натуральный облик. Используя технику выжигания по ткани, можно выполнять не только оригинальные тканевые рисунки, но и создавать панно с аппликациями и различные по сложности гравюры на тканевой основе.

Высокая популярность рассматриваемого рукоделия и относительная простота практического овладения им привели к созданию творческих кружков в системе дополнительного образования в школах.

Одним из важных этапов обучения в школах является формирование у учащихся  умений и навыков самостоятельной работы.

Известно, что умения и навыки приобретаются в процессе получения знаний и практической деятельности. В настоящее время не существует четкого разграничения между понятиями «умение» и «навык». Тем не менее, умение рассматривают, как реализацию способности осмысленно выполнять работу, требующую теоретических знаний и практических навыков. В свою очередь, навык – сочетание физических действий и мыслительных операций, выполняемых в необходимой последовательности для проведения определенной работы. Другими словами, если умение сочетает возможность эффективно выполнить работу и находить закрепленные опытом способы действий, то навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, фиксируемых в памяти. Таким образом, умение – это обобщенное понятие по отношению к навыкам, которые являются ее составной частью.

Занятия по гильошированию проводятся в специально отведенном для этого помещении, оборудованном в соответствии с требованиями по технике безопасности при работе с приборами, питание которых обеспечивается напряжением в 220В.

Процесс проведения занятий включает в себя следующую последовательность действий:

1. Инструктаж руководителя занятий по технике безопасности.

2. Практическая демонстрация педагогом как правильно и безопасно работать с выжигательным прибором.

3. Выдача конкретного задания каждому обучаемому.

4. Контроль выполнения заданий с консультацией по овладению приемами мастерства по гильошированию.

5. Подведение итогов занятия с обязательной оценкой выполненной работы и советами по улучшению ее качества каждому обучаемому.

6. Знакомство с литературой по совершенствованию мастерства гильоширования.

Особое внимание следует уделять учащимся, которые посещают занятия в начале обучения. Прежде всего, необходимо выделить их в отдельную группу для получения следующих знаний:

 освоить правила эксплуатации выжигательного прибора и правила по технике безопасности при его применении;

 отработать приемы склеивания синтетических материалов;

 изучить методику подготовки эскизов рисунков на ткани, по которым будет проводиться гильоширование;

 освоить методики выполнения панно с аппликациями и гравюр с выжиганием по ткани.

Практика работы по руководству кружком выжигания по ткани в течение 10 лет показала, что за период обучения от полугода до года, учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

 уверенная работа с выжигательным прибором;

 правильная подборка необходимых тканей для выполнения своих изделий;

 грамотное создание красочных панно  из заготовленных ранее фрагментов общей картины;

 умелый подбор цветовых гамм для выполнения художественных композиций по заданной тематике.

Следует отметить, что важное место в развитии умений и навыков занимает участие работ обучаемых в выставках и конкурсах различного уровня и тематики. При этом огромным стимулом к совершенствованию своего мастерства в гильошировании служит награждения участников дипломами с вручением их на общих собраниях класса или школы.

Кроме того, выжигание по ткани позволяет развить у обучаемых такие качества как внимательность, сосредоточенность, ответственность за порученное дело.

Особое значение в плане повышения уровня умений и навыков имеет изучение обучаемыми разработанных преподавателем по освоению своего мастерства методик, так как использование основных, последовательно выполняемых правил в них позволяет применять их в организации и исполнении любой работы. В свою очередь, для достижения положительных результатов педагог должен обладать соответствующими знаниями, тактом в обращении с обучаемыми, умелой работой на практических занятиях.

Таким образом, обучение в рассматриваемом кружке рукоделия позволит обучающимся  приобрести необходимые качества для эффективной организации труда в любой сфере своей жизнедеятельности, а умения и навыки самостоятельной работы послужат выработке целеустремленности к намечаемой цели и необходимости постоянного обогащения своих знаний.

Литература

  1. Кулик И.А. Выжигание по ткани/Серия «Рукодельница».-Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-32с.
  2.  Постнова М.В. Гильоширование: искусство выжигания по ткани.- СПб: Лениздат, 1997.-96с.
  3. Смотрова Н.А. Выжигание по ткани: Гильоширование. - СПб: Корона принт, 1999.-64с.
  4. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. - М.: «Академия Развития». 2002.
  5. Умения и навыки. Разница. [Электронный ресурс]: -Режим доступа:http ://www.thedifference.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НОРМЫОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕРУССКИЙ ЯЗЫКМАТЕМАТИКА...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

СТАТЬЯ Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях....

ВЫСТУПЛЕНИЕ Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях.

Развитие художественного мышления учащихся в общеобразовательной школе на логопедических занятиях....

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

Знания и умения учащихся начальных классов общеобразовательной школы по русскому языку.

В презентации представлены знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов общеобразовательной школы по русскому языку....

Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...