(Фольклорный урок-утренник). Околица
методическая разработка (1 класс) на тему

Хорькова Ирина Сергеевна

внеклассное мероприятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_1_klass.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

 (Фольклорный урок-утренник). Околица

       Ведущий. Когда солнышко катилось к закату, приходили за  околицу   красны  девицы да добры молодцы. Позади трудовой день: и сено косили, в стога сносили и по ягоды, по грибы в лес ходили, рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час. Собираются за околицей, чтобы песни любимые спеть, чтобы хороводы поводить, добрым словом перемолвиться.

Исполнение русской народной песни « Как по наши ворота»

              Как под наши ворота подливалася вода

                 Ой, калина моя

                 Ой, калина моя

              Подливалася вода, растилалася трава

                 Ой, калина моя

                 Ой, калина моя

             Растилалася трава, трава шелковая

                 Ой, калина моя

                 Ой, калина моя

     А околица – это конец деревни. Вот и у нас здесь околица… Тихо за околицей. Солнышко садится. Возвращается в деревню стадо. Пастухи на рожке играют – загоняйте, хозяюшки, домой скотину.  Не было в деревне лучше кормилицы, чем корова.

Ученик 1. Раним – рано поутру пастушок «ту-ру-ру-ру!»

                  А коровки в лад ему затянули «му-му-му!»

                  Ты, буренушка ступай, в чисто поле погуляй,

                  А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Ведущий. Коровушка, буренушка, - так ласково называют в народе корову. И песню о ней сложили.

Группа детей поет русскую народную песню «Коровушка»

Уж как я свою коровушку люблю, уж как я ли свежей травки ей нарву.

Кушай вволюшку, коровушка моя, ешь ты досыта, буренушка моя.

Уж как я свою коровушку люблю! Сытна пойла  я коровушке налью,

Чтоб сыта была буренушка моя, чтобы сливочек буренушка дала.

Ведущий. А за околицей белоствольные березки зелеными листьями чуть колышут, словно прислушиваются к нашей беседе.

Ученик 2. Береза моя, березонька, береза моя белая,

                    Береза раскудрявая! Стоишь ты, березонька,

                    Посередь долинушки, на тебе, березонька,

                    Листья зеленые, под тобой, березонька,

                    Трава шелковая, близ тебя, березонька,

                    Красны девицы венки вьют, плетут.

Группа детей (четыре мальчика и восемь девочек) водит хоровод «Во поле береза стояла».

Посреди зала укреплена берёза. Перед березой пенек. Дети стоят в хороводе вокруг березы, держа в руках зеленые платочки.

Описание движений

Куплет 1. Дети стоят на месте. Припев. Дети стоят на месте машут платочками.

Куплет 2. Два вожака, стоящие напротив пенька, заворачивают круг и ведут детей с зелеными платочками за березу. Вожаки встречаются позади березки.

Куплет 3. Трое детей выходят из полукруга и гуляют под березкой.

Куплет 4. Трое детей в соответствии со словами песни берут спрятанные под березкой дудочки, оставив там платочки.

Все дети машут платочками, трое детей играют на дудочках.

Куплет 5. Приплясывая, ребенок идет с балалайкой и садиться на пенек, играя на балалайке до конца песни.

Куплет 6. Два вожака, заворачивая задний полукруг, возвращаются на прежние места и ведут за собой детей.

По окончании песни играют русскую плясовую мелодию, дети пляшут.

Ведущий. А как соберутся девицы да молодцы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре.

А весельчаки хотят слово сказать смешное, всех позабавить.

Двое детей читают потешки.

Ученик 1. – Федул, что губы надул?

                   - Кафтан прожег.

                   - Починить можно?

                   - Да иглы нет.

                   - А велика ли дыра?

                   - Остались ворот да рукава!

Ученик 2. –Ты пирог ел?

                   - нет, ни ел.

                   - А вкусный был?

                   - Очень.

Ученик 3. Сбил-сколотил –

                   Вот колесо!

                   Сел да поехал –

                   Ах, хорошо!

                   Оглянулся назад –

                   Одни спицы лежат!

Уля и Филя  сбегаются с противоположных сторон: Уля – переменным шагом, Филя – галопом. (Музыка – русская народная песня «Ой, Иван».) В конце музыки притопывают.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала лепешек, оладушек.

Уля. А где же они?

Филя. А я их под лавку положил.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

Уля и Филя под музыку расходятся, на припев возвращаются.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Что мать прислала?

Филя. Мать прислала сарафан.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в печку положил.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы его повесила.

Расходятся, на припев возвращаются.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала барана.

Уля. А где же он?

Филя. Я его повесил.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена задала.

Расходятся и возвращаются.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала Настюшку.

Уля. А где же она?

Филя. А я её в хлев завел, водой напоил, сена задал.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Расходятся и на припев возвращаются.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала свинью.

Уля. А где же она?

Филя. Я ее за стол посадил, чаем напоил.

Уля. Ах ты, Филя, простофиля! (Укоризненно качает головой.)

Та же музыка, оба пляшут, по окончании музыки кланяются.

Ученик 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Ученик 5. Стой подоле, гляди в поле.

                    Едут там трубачи да едят калачи.

Ученик 6. Погляди на небо –

                   Звезды горят,

                   Журавли летят.

Ученик 7. Раз, два – не воронь,

                   Беги, как огонь!

Ведущий. Горелки – исконно русская старинная игра. Несколько веков игра в горелки была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Она сохранилась во многих местах до сих пор. В эту игру любили играть наши прабабушки и прадедушки.

Давайте-ка и мы встанем парами, в горелки поиграем.

Описание игры. Участники, разделившись на пары (обычно это мальчик и девочка), берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди в двух-трех метрах от первой парой стоит горельщик (водящий). Все говорят на распев:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Горельщик стоит спиной к играющим, после слова «звенят» последняя пара разъединяет руки и бежит мимо горельщика: один бежит справа, другой с лева. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить прежде, чем они снова возьмутся  за руки. Кого горельщик поймает, с тем и становиться парой впереди колонны. А водит игрок, оставшийся один. Если же горельщик никого не поймал, он снова «горит».

В этой игре соблюдаются правила:

- горельщик не имеет права оглядываться назад;

- никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит слово «звенят»;

- горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмуться за руки.

Ведущий. Есть за околицей лужайка зеленая. Можно на ней и поплясать весело, и хороводы водить.

Ученик 8. Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод!

Ученик 9. Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.

Дети исполняют хоровод «Ой, вставала я ранешенько».

Ведущий. Ну какой же вечер без игры в «Кольцо»! Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!

Проводится игра «Кольцо».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-утренник для дошколят "Сказки"

Внеклассное мероприятие, отражающее преемственность дошкольного и начального образования...

Урок-утренник "Идет волшебница-зима".

Повторить и обобщить изученные произведения....

Литературное слушание 1 класс. Тема "По страницам любимых книг"(урок-утренник).

Конспект урока - утренника "По страницам любимых книг"....

Урок- утренник А.С.Пушкин

Знакомит с великим Пушкиным – поэтом, пейзажистом, сказочником; учить понимать смысл стихотворений и настроений лирического героя; прививать любовь к чтению....

Фольклорный праздник "За околицей"

Фольклорный праздник «За околицей»...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....