"История трамвая в истории Санкт-Петербурга".
методическая разработка (3 класс)

Ливенцова Ольга Викторовна

Методическая разработка для проведения классного часа или урока окружающего мира  в 3-4 классе начальной школе позволит детям узнать больше о нашем городе и о первом общественном транспорте, а также об эволюции трамвая и его значении в развитии Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_tramvaya_v_istorii_peterburga.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

История трамвая в истории Петербурга.

Цель:

Все учащиеся заранее разделены на группы по 5-7 человек.

У. Сегодня, ребята, нам предстоит отправиться с вами в путешествие. А куда – вам предстоит угадать. (учитель показывает иллюстрации символов Петербурга: кораблик с Адмиралтейства, разведённые мосты, кони на Аничковом мосту и т.д.) Что это за фотографии? Знакомы ли они вам? Где вы это видели?

у.  В нашем городе. Это символы города Петербурга.

У. Верно. А как называют жителей Петербурга? (петербуржцы)

У. Итак, давайте подумаем, что нам потребуется, чтобы отправиться в путешествие по нашему городу?  (предположения детей). Если мы захотим побывать в историческом центре Петербурга, как мы сможем туда добраться? Легко ли будет сделать это пешком? (Нет. Слишком далеко.) Значит нам понадобится транспорт. Я предлагаю воспользоваться для нашего путешествия не совсем обычным транспортом. Разгадав кроссворд, вы узнаете, на чём мы сегодня отправимся в путь. (Дети разгадывают кроссворд в группах и получают слово «трамвай»).

У. Итак, мы отправляемся в путешествие на трамвае по историческим местам нашего прекрасного города. Этот вид транспорта я выбрала для нашего путешествия не случайно. Ведь трамвай – один из первых видов общественного транспорта в Петербурге, и его история тесно связана с историей нашего родного города. Первый трамвай появился ещё в конце 19 века. Хотя выглядел он тогда совсем иначе, чем мы привыкли. Вспомните, какое важное событие произошло в России в 1861 году при императоре  Александре I? (отмена крепостного права). Верно. После отмены крепостного права Россия стала быстро развиваться. В городах строились заводы, фабрики, мануфактуры, на которых работало огромное количество людей. И всем надо было добираться на работу. В 1890 году появляется «дедушка» современного трамвая – конка (слайд). По проложенным рельсам ездили вагоны, запряжённые лошадьми. Этот транспорт очень быстро стал популярным. Но уже в начале 20 века, в 1907 году, на смену конкам приходит трамвай на электрическом приводе (слайд). Обладая большой вместимостью и дешевизной, трамвай в начале 20 в. стал основным городским пассажирским и грузовым транспортом. Тогда рельсы были проложены почти по всем центральным улицам Петербурга.  Город рос и развивался до начала Великой Отечественной войны. Как в те годы назывался наш город? (Ленинград). (слайд).  К 22 июня 1941 года, когда началась Вов, в городе продовольствия было всего на 2-3 месяца.  Кто помнит, когда началась блокада в Ленинграде? (8 сентября 1941г.) Это значит, что уже к началу сентября продовольствия в городе почти не оставалось. До начала блокады трамваи выполняли все перевозки по городу, так как весь бензиновый транспорт был отправлен на фронт. Но 8 сентября из-за отключения электропитания трамвайное движение встало. Многие вагоны так и остались посреди улицы на маршрутах. Эта зима была самой страшной за всё время блокады. Не хватало хлеба, были страшные морозы. Но город жил. Все, кто могли, работали на военных заводах, выпуская снаряды для фронта. Женщины и подростки дежурили на крышах в центре города, уничтожая неразорвавшиеся снаряды, спасая от взрывов памятники архитектуры. Летний сад и сквер возле Исаакиевского собора превратили в огород, где ленинградцы выращивали овощи. С постаментов были сняты почти все памятники и скульптуры. Здания были обтянуты маскировочной сеткой. Медный всадник был обшит деревянным футляром. Несмотря на сильнейшие морозы, ленинградцы не срубили в Летнем саду и в историческом центре города ни одного старого дерева. Вот что пишет об этом русский поэт Юрий Воронов, подростком переживший блокаду Ленинграда и написавший во взрослом возрасте много стихов о блокаде, основываясь на своих детских воспоминаниях (слайд):

 

Ленинградские деревья

Им долго жить - зелёным великанам,

Когда пройдёт блокадная пора.

На их стволах - осколочные раны,

Но не найти рубцов от топора.

И тут не скажешь: сохранились чудом.

Здесь чудо или случай ни при чём...

...Деревья! Поклонитесь низко людям

И сохраните память о былом.

Они зимой сжигали всё, что было:

Шкафы и двери, стулья и столы.

Но их рука деревьев не рубила.

Сады не знали голоса пилы.

Они зимой, чтоб как-нибудь согреться -

Хоть на мгновенье, книги, письма жгли.

Но нет садов и парков по соседству,

Которых бы они не сберегли.

Не счесть погибших в зимнее сраженье.

Никто не знает будущих утрат.

Деревья остаются подтвержденьем,

Что, как Россия, вечен Ленинград!

Им над Невой шуметь и красоваться,

Шагая к людям будущих годов.

...Деревья! Поклонитесь ленинградцам,

Закопанным в гробах и без гробов.

15 апреля 1942 года электроснабжение города было восстановлено. Трамваи вновь начали движение по улицам блокадного города. Звонки трамваев вдохновляли ленинградцев и усиливали их веру в победу. Люди вновь стали добираться до предприятий на трамваях. Трамваи перевозили раненых в госпитали, перевозили грузы, доставляли продукты в магазины.

После снятия блокады до конца 20 века система трамвайного движения по городу увеличивалась.  И в конце 1980 годов достигла  наибольших масштабов в мире, за что была включена в Книгу рекордов  Гиннеса.  Трамвай конца 20 века был удобным, тёплым, комфортным видом городского транспорта и пользовался большой популярностью у горожан. Однако, с 1990-х годов объёмы движения стали сокращаться в связи с резким увеличением количества бензинового транспорта, хотя трамвай и признан самым экологичным и недорогим видом общественного транспорта.

Трамвай 21 века уже больше напоминают суперсовременный транспорт (слайд).  В них предусмотрены низкопольные посадочные площадки для людей с ограниченными возможностями. Сейчас в нашем городе действует около 40 трамвайных маршрутов, протяжённость трамвайных путей длиной около 440 км, это 4-е место в мире.

А как вы думаете, почему петербуржцам важно знать историю своего города? (ответы детей)

Представьте себе, что через несколько десятилетий другие школьники тоже захотят совершить путешествие на трамвае. Что бы мы могли им пожелать, как петербуржцы, живущие  сегодня? (Дети в группах получают иллюстрацию современного трамвая и пишут свои пожелания для других ребят в будущее. Затем на доске можно составить длинный трамвай из вагончиков и озвучить пожелания ребят).

Скажите, вам понравилось наше путешествие сегодня? Понравилось ли путешествовать именно на трамвае? Что узнали нового о нашем городе? Об этом виде транспорта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга

История создания и наши дни в красивейшем парке города "Летний сад"....

История и культура города Санкт-Петербурга

Восхитительный архитектурный ансамбль, называемый в наши дни "Площадь искусств"....

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

"История дефектологии Красносельского района Санкт-Петербурга: современная школьная логопедия".

В последние годы заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями речи. Кроме основной коррекционно-развивающей работы с учащимися логопеды райо...

Конспект занятия по истории города «Путешествие по Санкт – Петербургу» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Казанский собор»

Цели: - Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного города Санкт-Петербурга. Задачи:...