Проектная деятельность в начальной школе по окружающему миру в рамках ФГОС.
проект (2 класс) на тему

Работа с младшими школьниками по методу проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ  

                                      В    РАМКАХ  ФГОС.

 Нагиева М.К.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Гимназия №22», г.  Майкоп

         Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.

          Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных  исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалом.

            В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это « вперёд». В древнегреческой культуре оно означает « помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого замысел, в результате которого автор должен получить продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

           Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого  или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

            При работе с младшими школьниками  по методу проектов необходимо учитывать их психолого – физиологические особенности.

           Темы проектов учащиеся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно- образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала, может быть использовано  для организации проектной деятельности.

          Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательного интереса ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

         Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

           Психолого – педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приёмам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с первого класса, учитель постепенно должен  формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной  деятельности  ( целепологание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации…).

            Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального  проекта ,  а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

            Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей , на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему это интересно, и когда у него это получается. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной информации. Родители не только делятся своими знаниями, умениями , опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребёнка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.

           Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации  и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта . С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно- исследовательской работы и ёё значимость для развития личности ребёнка. Рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребёнка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

           Проектная деятельность  обеспечивает развитие познавательных  навыков учащихся, умения самостоятельно  конструировать свои знания, умения. Ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает  творческие способности.

            Использование методов проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

            Работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

           Последовательность работы над проектом: (СЛАЙД)

           1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

           2. Выбор проблемы (самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста выдвинуть проблему не могут.)

            3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

            4.Определение цели и задач проекта.

            5. Составление плана работы над проектом.

            6. Сбор информации

                   . анализ предметной и школьной литературы;

                   .опрос;

                   . использование коммуникативных источников;

                   . посещение музеев, выставок, библиотек.

             7.Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

              8.Презентация. Подведение итогов.

            На этой ступени обучения  особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под  эгидой общей темы или формы презентации продукта ( например, книга, выставка, викторина, панно…)

            Со своим классом мы ведём проектную деятельность по разным предметам ( русскому языку, чтению, окружающему миру). Особенно эффективно осуществляется работа над проектами в процессе ознакомления  детей с окружающим миром, где в роли главного метода выступает наблюдение, которое может быть, как общеклассным, так и групповым.

             Учитывая особенности развития младших школьников, ребёнку необходимо предлагать  темы наиболее близкие и значимые для него, для его « маленького мира». Варианты тем:  (СЛАЙД)

        . « Моё имя»

        . « Мой класс, моя школа»

        . « Моё любимое животное»

        .  « Моя малая Родина»

        . « Родной город» ….

            Подготовка к проекту требует огромной работы, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Конечно же, большую помощь нам оказывают родители.

          Приведу пример урока, на котором шла защита проектов по теме « Мои домашние животные» (1 класс). (СЛАЙД), (СЛАЙД)

         При подготовке к уроку мы поставили перед собой вопросы, спланировали нашу работу.

            В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учились:

            . наблюдать за домашними любимцами и фиксировать результаты наблюдений;

            . фотографировать свою кошку ( собаку…) в наиболее интересных ситуациях;

            . Составлять рассказ о своём домашнем животном;

            . презентовать свой проект с демонстрацией фотографий;

            . оформлять фотовыставку;

            . оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

           У нас получились замечательные книжки- раскладушки, рассказы, фотоотчёты!     (СЛАЙД), (СЛАЙД)

            Мои первоклашки в прошлом учебном году так же  выполняли проекты в рамках урока по окружающему миру по темам: « Моя семья»,

« Мой класс, моя школа», « Моя малая Родина», « Моё  имя» Предлагаю вашему вниманию несколько слайдов с работами учащихся.  (СЛАЙДЫ)

            В этом учебном году мы успели поработать над проектом « Родной город» . На страницах рабочей тетради по окружающему миру ребята представили фотографии, справочные сведения и другой материал, составили и записали план выступления на презентации проекта. Оценили свою работу над проектом, выразили благодарность тем, кто помогал им или совместно с ними участвовал в работе.

           У ребят, на мой взгляд, получились замечательные проекты! Кроме работы в рабочих тетрадях многие выполнили книжки- раскладушки, плакаты, некоторые подготовили презентации.  Мы провели большую исследовательскую работу. Учащиеся узнали много нового и интересного о своём родном городе. (СЛАЙДЫ, ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ)

           Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно – исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных  действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно- нравственное воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т. е. формируются так называемые  «нравственные привычки».  Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уровень самооценки, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

         Своё выступление хочется завершить словами  выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга  « Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».

           

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС...

Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС

       Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

«Организация проектной деятельности в начальной школе – как один из аспектов реализации ФГОС НОО».

В статье раскрывается понятие проектной деятельности,  даётся описание и этапы работы над проектом  "Живая Азбука"....

статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."

laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...