Моё рукотворчество
методическая разработка (1 класс) на тему

Мишкова Ирина Георгиевна

Программа внеурочной деятельности «Моё рукотворчество».

Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга  интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной творческой деятельности.

Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира  через собственную продуктивную творческую деятельность.

Задачи курса.

Образовательные: - формирование умений, связанных с художественно – образными отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности.

Развивающие: - развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой. - развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.

Воспитательные: - приобщать учащихся к основам рукоделия; - воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.

Содержание программы направлено на выявление и развитие  способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов:  «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга. Текстильные материалы». Программа рассчитана на реализацию данного содержания один час в неделю.

Общее количество часов в год – 33 часа.-1 класс,  34 часа- 2-4 класс.

Формы работы: экскурсии, занятия, выставки, презентации готовых изделий.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moyo_rukotvorchestvo.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Моё рукотворчество».

Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга  интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной творческой деятельности.

Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребёнка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира  через собственную продуктивную творческую деятельность.

Задачи курса.

Образовательные: - формирование умений, связанных с художественно – образными отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности.

Развивающие: - развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой. - развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.

Воспитательные: - приобщать учащихся к основам рукоделия; - воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.

Содержание программы направлено на выявление и развитие  способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов:  «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга. Текстильные материалы». Программа рассчитана на реализацию данного содержания один час в неделю.

Общее количество часов в год – 33 часа.-1 класс,  34 часа- 2-4 класс.

Формы работы: экскурсии, занятия, выставки, презентации готовых изделий.  

Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах  внеурочной деятельности.

 

Личностные результаты:

Личностными результатами   являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,   раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

  способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

 -действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

   -действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;                                                                                                                                                                                 -проектная деятельность;  

 -контроль и самоконтроль.

Метапредметные результаты:

 Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                     -планирование  последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;                                                                                                                                                                                   -отбор наиболее эффективных способов  решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;                                                                                                                                                                                                                                   -самоконтроль и корректировка хода практической работы;                                                                                                                                                   -самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);                                                                                                                                                                                                -оценка результата практической деятельности путём проверки изделия  в действии.

Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                               -осуществление поиска  необходимой  информации на бумажных и электронных носителях;                                                                                                        -сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;                                                                                                                       -чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);                                                                                              -моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;                                                                                                     -конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструмент

-сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;        

  -сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;                                                                                                                      -анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;                                                                         -выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;                                                                                           -проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;        

  Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                   -учёт позиции собеседника (соседа по парте);                                                                                                                                                                                      -умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

-умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

-осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.        

Предметными результатами изучения  курса внеурочной деятельности  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностными результатами  :

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с

одноклассниками;

 - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-

мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

 Метапредметными результатами  

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки,  приспособления и

инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов(средством формирования этих действий служит технология продуктивно

художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем(средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Содержание программы:

Раздел «Природные материалы»

Теоретические сведения. Природные материалы донского края 9листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства. Технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

Аппликационные композиции из целых растительных форм и приёмы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно – прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания.

Организация рабочего места при работе с природным материалом.

Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы  влияющие на качество изделий: старательность, терпение. Точность.

Правила и приёмы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

Технология изготовления изделий на основе общих приёмов: техника аппликации, объёмные композиции.

Практические работы: Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов. трав), объёмные композиции из природных материалов.

Варианты объектов труда.

Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит осень? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка. Узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.

Раздел «Пластичные материалы»

Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки,  приёмы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка традиции и современность. Особенности народных игрушек.

Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыта по изучению свойств  пластичных материалов.

Варианты объектов труда.

Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного   сервиза.

Раздел « Бумага и картон»

Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды и свойства, производство. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объёмная аппликация и её виды. Виды картона и его свойства, правила и приёмы работы.

Технология изготовления изделий (на основе общих приёмов) в технике оригами, плоской, обрывной  аппликации, мозаики. Плетения. Правила и приёмы работы.

Практические работы.

Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.

Варианты объектов труда.

Бумагопластика – цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная  аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.

Раздел « Проволока и фольга»

Технические сведения. Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приёмы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приёмов.

Практические работы.

Упражнения на обработку проволоки (сгибание,, скручивание); обработку фольгу (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.

Варианты объектов труда.

Изготовление изделий из проволоки (фигурки), изготовление цветов

 Из проволоки,  объёмные изделия из фольги.

Раздел « Текстильные материалы»

Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшения одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изделий на основе общих приёмов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

Практические работы.

Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.

Варианты объектов труда.

Изделия из разных верёвок, ткани и трикотажа, аппликация из ниток, ткани.

Материал и образ. Изделия;

Изготовление куклы путём скручивания ткани.

Требования к уровню подготовки.

Ученик должен знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- виды труда и технологий, содержание общих приёмов трудовой деятельности;

- назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

- взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

- личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.

Уметь (владеть способами и приёмами умственной и практической трудовой деятельности):

- определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

- подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда4

- осуществлять рациональную и экономичную разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий

- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;

- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу;

- уметь  сотрудничать в трудовом коллективе;

- рационально размещать инструменты и  приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

                                                                                              Прогнозируемый результат.

В процессе занятий по программе «Моё  рукотворчество» накапливается практический  опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформления изделий.

Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:

- повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

- формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

- совершенствование мелкой и общей моторики руки.

Формы работы: тематические праздники, коллективно творческие дела, декоративно-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.

Тематическое планирование. 1 класс

 Кол-во часов

Дата

Тема

Содержание занятия

Виды деятельности

Теория

прак-ка                                

        7.09 – 26.10 Природные материалы (8 часов)

1

6.09

1.Листопад в ладошках

Общее представление о природных материалах – листьях. Цветах, семенах, плодах, коре. Знакомство с природным материалом. Рассказ о правилах сбора и хранения различного природного материала. Познакомить с флористикой, учить создавать сложные композиции из листьев. Знакомство с аппликацией из засушенных листьев деревьев; изучение приёмов их наклеивания на бумагу. Технология составления линейного и центрического узора и орнамента на разных силуэтах и формах.

Сбор даров (листьев, цветов. Трав) для занятий; составление образцов из целых листьев и их частей.

1

13.09

2.Осень в папке

Аппликация из природных материалов: рыбка, зайчонок.

1

20.09

3.Летний луг

Природа – художница. Аппликация из природных материалов.

1

27.09

4. Лесная полянка

Представление утреннего и весеннего пейзажа.

1

4.10

5. Зеркальные композиции (с отражением)

Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

1

11.10

6.Узоры и орнаменты

Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев

1

18.10

7-8 .Моделирование из семян, шишек, сухоцветов.

В сентябре у рябины именины. Конструирование из природных материалов.

1

25.10

9.11 – 21.12  Пластичные материалы  (7 часов)

1

1.11

9. Пластилиновый фон

Знакомство со скульптурными  материалами; формирование навыка работы с пластилином; развитие чувство формы; творческое воображение.

Знакомство со способами изображения пластилином.

Работа с пластилином.

Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка».

Проектирование предметов по принципу стилевого единства.

Втирание пластилина в картоне большим и указательными пальцами, придание предмету сходства с образом.

1

15.11

10. Процарапывание на пластилине

Процарапывание на пластилине «Рыжий лакомка»

1

22.11

12.  Панно из пластилиновых «колбасок»

Фантазии из «колбасок»

1

29.11

13.  «Аппликация из пластилина»

Рисование на пластилине «Священная кошка»

1

6.12

14.  Объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров

Лепка объёмных изделий из шаров «Маленькая  партитура»

1

13.12

15. Изготовление чайного сервиза

Изготовление и оформление поделки из пластилина. Выполнение предметов сервиза из пластилина и оформление

1

20.12

                                                                 28.12 – 29.02  Бумага и картон (8 часов)

1

27.12

16-17.. Бумагопластика – цветочные  мотивы

Технические приёмы изготовления разнообразных цветочных композиций в технике «бумагопластика». Разновидность аппликации «обрывная аппликация»; приёмы работы.

Приёмы складывания симметричного и ассиметричного вырезания изделия.

Работа с бумагой  и картоном. Элементы бумагопластика.

Изготовление их бумаги цветов – космея, астра, одуванчик.

1

17.01

1

24.01

18-19. Обрывная аппликация

Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: бычок, бабочка, осенний лес, зима-красавица

1

31.01

1

07.02

20-21. Симметричная аппликация

Симметричное вырезание из бумаги. Узор в квадрате по образцу.

1

21.02

1

28.02

22-23. бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

Технология изготовления работ «Осенний лес», « Ветка яблони»

1

7.03

                                                           7.03 – 4.04  Проволока и фольга (4 часа)

1

14.03

24. Изготовление изделий из проволоки (игроки в теннис)

Свойства проволоки и навыки работы с ней, правила техники безопасности. Освоение технологии создания изделий из проволоки

Изготовление фигурок «Игроки в теннис»

1

21.03

25. Изготовление цветов из проволоки

Создание цветов из проволоки разного сечения

1

4.04

26-27. Объёмные изделия из фольги

Выполнение объёмных изделий из фольги

1

17.04

                                                                 11.04 – 30.05  Текстильные материалы (6 часов)

1

18.04

28. Изделия из разных верёвок

Познакомить с различными видами текстильных материалов: видами ткани, верёвок. Ниток, технологией работы с текстильными материалами, видами обработки.

Познакомить с традицией изготовления кукол-скруток.

Моделирование из шнура и ниток.

1

25.04

29. Ткань и трикотаж

Аппликация из распущенного трикотажа « Кудрявая шёрстка»

1

2.05

30-31. Аппликация из ниток, ткани

Изготовление аппликация из ниток «Донские мотивы»

1

16.05

1

23.05

32-33. Материал и образ. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

Изготовление куклы-скрутки в народном костюме.

1

30.05

Итого  :  33 ч

Тематическое планирование. 2 класс

 Кол-во часов

Дата

Тема

Содержание занятия

Виды деятельности

Теория

прак-ка                                

        7.09 – 26.10 Природные материалы (8 часов)

1

7.09    14.09

1-2 . Аппликация из засушенных растений.

 Аппликация приёмы наклеивания на бумагу. Обсуждение образов природы и их воплощение в поделке. Свойство узора в орнаменте, приёмы составления. Технологические приёмы выполнения аппликаций из осенних плодов. И листьев. Соединение природного материала , приёмов работы, понятия симметрия. Конструирование лесных скульптур из природного материала.

 Аппликация из разных природных материалов. Работа с засушенными листьями.

1

21.09

3.  Узоры и орнамент.

 Поделки из бумаги , листьев и семян .

1

28.09

4. Аппликация из осенних листьев и плодов..

 Работа с природным материалом: составление аппликации из листьев и плодов.

1

5.10

5.  Композиция «Листопад».

 Композиция из разных природных материалов.  Работа с засушенными листьями.

1

12.10

6.  Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза.

 Аппликация из разных видов бумаги: составление композиция осенних листьев и семечек арбуза.

1

19.10    26.10

7 -8. Лесные скульпторы.

 Объёмно-пространственная композиция.Создание образа из природного материала.

2.11 – 14.12  Пластичные материалы  (6 часов)

1

2.11

9.  Рисование пластилином.

Повторение свойств пластилина., солёного теста, различия в лепке. Технология изготовления изделий., выбор цвета, способа соединения разных деталей. Техника плоской лепки на картонной основе.

 Рисование пластилином  на картоне  : форма, цвет, -характер поделки.

1

16.11

10 Лепка из пластилина и солёного теста.

 Изготовление поделок. деталей разных размеров, размещение поделок на подставке.

1

23.11

11.   «Яблонька» пластилин

 Выполнение поделок из полосок пластилина «Яблонька».

1

30.11

12.   Герои мультфильмов в пластилине.

 Изготовление героев мультфильмов. Мой любимый герой.

1

7.12 14.12

13-14 .Древние образы в современных глиняных игрушках(филимоновская).

Лепка  игрушек из пластилина по образцам.

 

 

                                                                 21.12 – 22.02  Бумага и картон (8 часов)

1

21.12

15-16 Объемная аппликация.

 Знакомство с разными видами бумаги. Изучение и обсуждение этих свойств. Технология обработки бумаги, соединение деталей. Сочитание различных видов бумаги. Технологическая последовательность  выполнения мозаики из бумаги. Работа в комбинированной технике. Использования различных материалов.

 Объемная аппликация.

1

 28.12

1

 18.01

17-18.  Мозаика из бумаги « Летящая сатурия».

 Мозаика из бумаги « Летящая сатурия». Заполнение контура кусочками бумаги.

1

 25.01

1

 1.02

19-20.  Рисование ватой на бархатной бумаге.

 Аппликация на бархатной бумаге.»Кошечка «, «Собачка».

1

8.02

1

15.02

21-22.  Весёлая геометрия. Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация из геометрических фигур  « Золотой цветок».

1

22.02

                                                           1.03– 5.04 Проволока и фольга (4 часа)

1

1.03 15.03

23- 24 .Моделирование на проволоки.

 Знакомство с различными видами материала- проволокой, фольгой. Т.Б. при работе с этими материалами при изготовлении изделий.

 Проволочные игрушки.( моделирование из проволоки и шнура).

1

 22.03

25.   Гирлянда из фольги.

 Гирлянда из фольги

1

 5.04

26.   Поделки из  мягкой  фольги

 Весёлые человечки - поделки из  мягкой  фольги

 

                                                                 12.04 – 31.05  Текстильные материалы (6 часов)

1

 12.04  19.04

27-28 .  Аппликация из ниток и ткани.

 Изготовление поделок из ниток и ткани. Соединение поделок. Выкраивание  и соединение деталей. Демонстрация способов крепления. Выполнение плоских изделий., художественное оформление. Разнообразие декоративной обработки.

 Аппликация « Задиристый денди». Из ниток и ткани, приклеивание на бумагу.

1

26.04 3.05

29-30.  Панно из лоскутков

 Аппликация из лоскутков ткани на бумажной основе.

1

17.05 10.05

31-32.  Коврики-сказка.

  Аппликация из  ткани  «Коврики-сказка»

 1

 24.05 31.05  

33-34 .Мозаика из нитяных валиков.

Разноцветные столбики из нитяных валиков.»Бабочка «. ( аппликация из нитяных валиков на бумажной основе.

Итого  :  34 ч

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Внеурочной деятельности "Моё рукотворчество"

Программный материал кружка «Моё рукотворчество»  дополняет образовательную область технология  в рамках предмета «Технология». Соответствует требованиям Стандарта, способствует реализации О...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" 4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" в 4 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" в 3 классе...