Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс) на тему

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Планирование  составлено  на основе программы курса «Юным умникам и умницам»  (Автор О.А. Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы"), комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2-х  классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_umniki_i_umnitsy_2.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО- ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                       СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2092 ИМ. И. Н. КОЖЕДУБА

Программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

                       Срок реализации программы: 2014- 2015 учебный год.

                 

                                                         Москва 2014.

                                 

                                              Пояснительная записка 

Свои способности человек может узнать,

только попытавшись применить их на деле.

Сенека младший,

римский писатель и философ.

           Планирование  составлено  на основе программы курса «Юным умникам и умницам»  (Автор О.А. Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы"), комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2-х  классов.

           Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Юным умникам и умницам»

       Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

      Цель:  развитие познавательных способностей детей.

   

  Задачи: 

  1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
  2. Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  3. Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)

Программа направлена:

  • на учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
  • на учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
  • на учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
  • на учащихся, мотивированных на обучение.

Содержание программы

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения  выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Данная программа рассчитана на 2 класс – 68 часов.

Режим занятий 1 раз в неделю. 

Сроки реализации программы: 2014-2015  учебный год.

Разделы программы:

  1. Формирование психологических предпосылок  к полноценной учебной деятельности.

     2.  Формирование коммуникативных компетенций

Форма занятий:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Формы контроля

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О.А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.  Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Ожидаемые результаты и способы их проверки :

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:
- определять и высказывать   простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь

на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 Метапредметные результаты

Метапредметными  результатами  изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД: 

- определять и формулировать цель деятельности;  

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;

-учиться отличать  верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от уже известного знания;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД

-слушать и понимать речь других;

-читать и пересказывать текст;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Предметные результаты

Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений:

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

В результате учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  •  обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • группировать предметы по заданному или самостоятельно установленному правилу;
  • описывать свойства предметов, объяснять сходство и различие предметов, обосновывать свой ответ на основе эталона;
  • объединять предметы в единое целое по заданному признаку:
  • выделять часть совокупности, обладающую заданным признаком, разбивать совокупность на части по заданному признаку;
  • сравнивать совокупности предметов;
  • устанавливать взаимосвязь между частью и целым по заданному разбиению;
  • действовать по заданному и самостоятельно составленному плану;
  • обнаруживать и устранять ошибки;
  •  изготавливать (конструировать)  модели  фигур из палочек, преобразовывать модели;
  • исследовать ситуации;
  • описывать явления и события;
  • моделировать ситуации.

Основные формы учета знаний и умений:

  • тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
  • участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
  • участие в интеллектуальных играх.  

Программно-методическое обеспечение

  Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит:

 -из упражнений, стимулирующих  мыслительные процессы ;
- из упражнений, активизирующих структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
- из упражнений, улучшающих внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
- из упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Используются задания из рабочей тетради Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам». Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из  «Сборника нестандартных задач по математике». Продолжительность основной части - 25-30 минут.
Заключительная часть занятия используется для рефлексии учебной деятельности.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие – тестирование. Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой внеурочной деятельности "Умники и умницы" используются основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
- исследовательская деятельность.

Список литературы для учителя:

 1. Программа курса "Юным умникам и умницам. " ( Автор  О. А. Холодова,  лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)

 2. О. А. Холодова «Методическое пособие для 2 класса» Издательство «Рост» Москва 2013;

 3.  Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
4.  Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в о 2 классе."- М., Илекса, 2005.
5.   Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной        подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
6.  Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
8.  Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
9.  Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
10. Холодова О.А. "Юным умникам и умницам": методическое пособие.  2 класс. - М., Росткнига, 2013.

Для детей

1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам»: информатика, логика, математика. 2 класс в 2-х частях

Материально-техническое оснащение курса

  • магнитная доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • интерактивная доска.

                                   Учебно – тематический план

 

                                                     2 класс

ТЕМА

Количество часов

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

2

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

2

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

2

25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

2

26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

2

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

2

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

2

29

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

2

30

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

2

31

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

2

32

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

2

33

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

2

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"

Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...