Выступление на форуме "Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
материал на тему

Игровые технологии в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Известно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует  психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным,  вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценил значение игры В. А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактическая игра позволяет развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют  умения построить высказывания, суждения, умозаключения, требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам коллектива. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычным для него, облегчает переход от игры к серьезной умственной работе. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игра позволяет установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном образовательном учреждении или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением становится урок. Включение в урок игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер. Благодаря использованию дидактической игра на уроках математике в младших классах, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическим заданиям, которые заложены в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Известно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует  психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным,  вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценил значение игры В. А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактическая игра позволяет развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют  умения построить высказывания, суждения, умозаключения, требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам коллектива. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычным для него, облегчает переход от игры к серьезной умственной работе. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игра позволяет установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном образовательном учреждении или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением становится урок. Включение в урок игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер. Благодаря использованию дидактической игра на уроках математике в младших классах, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическим заданиям, которые заложены в игре.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действия или правила или то и другое.

По структуре дидактические игры можно разделить:

Сюжетно-ролевая        Игры-подражения

(задача скрыта сюжетом,                  (задача выражена явно)

ролью, действием, правилом)

В дидактической игре выделяют компоненты: замысел, правило, действие. В них включается умственная задача.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно разделить:

  • Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия  по образцу («Сложи ракету»).
  • Игры, требующие воспроизведения действий. Это игры, направленные на формирование навыков сложения и вычитания («Лучший космонавт», «Математическая рыбалка»).
  • Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Проверь Угадайку», «Цепочка», «Составь круговые примеры»).
  • Игры, в которые включены элементы поиска и творчества («По какой тропинке ты пойдешь», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения ракеты»).

Игры делят на две группы:

        

                     Наглядные: _        Словесные

  • демонстрационный материал,                      (в основе – накопленный опыт детей,
  • раздаточный материал,                                  их наблюдения).
  • игры с игрушками,                                        Задача этих игр состоит в системат-ции
  • игры-инсценировки.                         и обобщении. Они применяются на           этапе закрепления и повторения материала, вкл. игры-загадки, игры на составление высказываний («Забей гол в числовые ворота»).

Дидактические игры по числу участников делят на:

Коллективные                                     Групповые                               Индивидуальные

Задания в отдельных играх необходимо индивидуализировать, даже в играх коллективных. Если ученики слабо успевают по математике, то, чтобы они все-таки приняли участие в игре, необходимо посильные для них задания. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на выполнение более сложных заданий. Ученикам, успешно овладевших знаниями по математике, следует давать в игре более усложненное математическое задание, чтобы у них поддерживался интерес к игре.  

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумать не только характер управления ею. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки, разрезные цифры. Средства обратной связи служат и средством активизации детей к игре.

Учителю необходимо помнить, что игра должны занимать не более 1/3 части учебного времени. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях. Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения, правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре. Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливаются детьми, и интерес детей к игре быстро угасает. Поэтому умелое руководство игрой требует мастерство от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровыми действиями, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

 В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения.

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями, каждая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного урока является закрепление знаний по составу чисел, то и игра, включенная в урок должна этому способствовать. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игры необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся служило максимальной активизации мыслительной деятельности детей.

При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «В цирке» и т.д. В этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности. Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игра с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль. Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку и терпение.

Игра математическая – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное, это путь к познанию ребенка самого себя, своих способностей и возможностей. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать, обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе дальнейшего обучения. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу»,  каждому  учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Литературные источники:

  1. Жигалкина Т. К. «Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах», М., 1997г.
  2. Перова М. К. «Дидактические игры и упражнения по математике», М., 1996г.
  3. Перова М. Н. «Методика преподавания математики в коррекционной школе», М., 2001г.
  4. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», М., 1998г.
  5. Эк В. В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы», М., 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...

Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....