Анализ группового познавательного проекта. 4 класс
проект (4 класс) на тему

Сучкова Наталья Владимировна

Задание. Лист планирования и продвижения по заданию.Лист самооценки. Организация работы группы и проведение проекта.Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.Вывод.

 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_4_klasse.docx108.23 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Сонская средняя общеобразовательная школа»

Анализ проведенного группового познавательного проекта

в 4 классе

на тему: «Возникновение письменности»

Дата проведения: 18.05.2015 г.

Учитель начальных классов:  Н.В. Сучкова

        

с.Сонское

2014 – 2015 уч.год

Задание

Нам предстоит узнать, как человек научился писать. Древним людям иногда приходило в голову, что уж очень слово непрочно: сказал – и нет его. Услышал – запомнил, не услышал – как будто и не произносил ничего.

- Как сохранить слова, сказанные людьми? (Надо научиться записывать слова.)

Примерно пять с половиной тысяч лет назад люди кое – что придумали. Возможно, и раньше, но пока ученые нашли доказательства только по этому времени.

Люди сообразили, что можно изображать слова в виде значков: картинок, палочек, черточек и т.д. А на чем писать? Ведь тетрадок не было. Вообще бумаги не было. Но можно делать из глины таблички и писать на них деревянной палочкой.

Более подробную информацию об истории письменности постарайтесь собрать самостоятельно. Подготовьте и представьте сообщение «О возникновении письменности».

Не обязательно рассказывать всё, что вы знаете. Выберите какую-нибудь одну тему. Вы можете рассказать и о чём-нибудь ещё – по вашему выбору, в рамках этой темы.

Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:

  1. заголовок – название выбранной вами темы;
  2. небольшой текст (от 10 до 20 предложений) – сообщение по выбранной вами теме;
  3. иллюстрации к тексту и подписи к ним;
  4. два-три вопроса к составленному вами тесту;
  5. две-три пословицы или поговорки, или две-три загадки по выбранной вами теме;
  6. один-два интересных факта по выбранной вами теме;
  7. названия двух-трёх книг или статей, которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о выбранной вами теме.

В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.

Для выполнения задания вы можете использовать:

  • компьютер и принтер, проектор;
  • магнитую доску с держателями;
  • книги и справочники, бумажные иллюстрации;
  • информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;
  • ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.

Советы по выполнению задания

  1. Обсудите и выберите тему вашего сообщения и форму ее представления – плакат или компьютерная презентация.
  2. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
  3. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут.
  4. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
  5. Представьте результаты вашей работы. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
  6. Оцените выполненную  вами работу. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.

Примеры оформления работ

Плакат вы можете оформить, например, так:

А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:

        

Лист планирования и продвижения по заданию

Код класса ____________                             Номер группы _________

Название группы ___________________________________________  

Тема, выбранная группой __________________________________________

                                                запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта.

Отметьте выбранную вами форму:

• А. Плакат

• Б. Компьютерная презентация

Начало работы __ час ___мин                Окончание работы __ час ___ мин

Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)

Лист самооценки

Код класса ____________                             Номер группы _________

Название группы ___________________________________________  

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

• А. Да, все работали одинаково.

• Б. Нет, работал только один.

• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

• А. Работали дружно, ссор не было.

• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

• А. Да, все получилось хорошо.

• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

• В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Организация работы группы  и проведение проекта

  1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.

  1. Время выполнения проекта.

 Занятие проходило в 2 урока. Ниже представлено распределение времени на проведение проекта.

Этапы занятия

На данном этапе

Организационный этап

15 минут

Выполнение проекта детьми

50 минут

Презентации работ группами

15 минут

Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

10 минут

Итого

90 минут

  1. Организация рабочего пространства класса.

В классе было организовано 2 рабочие зоны:  «круглый стол» (четыре составленные вместе парты), на котором были разложены:

  • листы с заданием (по числу участников группы),
  • лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),
  • листы самооценки (по числу участников группы),
  • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг,  часы;

      и стулья (по количеству участников проекта).

  • стол с информационными материалами на бумажных носителях;
  • стол с ручными инструментами и материалами;
  • зона для презентаций ( стол,  магнитная доска с держателями).

  1. Ресурсы для выполнения проекта
  • Подборка информационных ресурсов о возникновении письменности, короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;
  • иллюстрации;
  • пословицы, поговорки и загадки;
  • интересные факты «А знаете ли вы …».
  1. Инструменты и средства: магнитная доска с держателями, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, часы.
  2. Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага, клей, закладки для книг.

Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

   Для создания  группового проекта, учащимся 4 класса были предложены следующие темы:

  • Для чего нужны звуки и буквы;
  • А будут ли печатные книги в будущем?
  • Что может компьютер?
  • Какие бывают отметки?
  • Возникновение письменности.

   Выбрав тему проекта, ученики  ответили на несколько следующих  вопросов:

- Почему вы выбрали именно эту тему? (Ответ: нам интересно как человек научился писать.)

- Какова цель вашего проекта? (Ответ: узнать как возникла письменность.)

- Какие задачи стоят перед вами? (Ответ: собрать информацию о возникновении письменности, изготовить творческий проект, сделать выводы.)

- В чем актуальность вашего проекта? (Ответ: письменная информация имеет большое значение).

   Таким образом, вам предстоит большая и интересная работа. Некоторые теоретические сведения вам предстоит добывать самостоятельно, собирать крупицы информации по теме, используя такой метод исследования, как сбор информации и применять уже готовую, предложенную вам информацию.

   Занятие  проводилось  учителем Н.В. Сучковой  и школьным психологом С.А. Пуховой. Для наблюдения за работой группы и заполнением карты наблюдений пригласили старшеклассницу – ученицу 9 класса Корчкову Софию.

   За два дня до выполнения проекта школьный психолог С.А. Пухова провела инструктаж наблюдателю – Корчковой Софии,  по заполнению карты наблюдателя. Затем осуществлялось совместное наблюдение за процессом работы группы.

   Организация деятельности учащихся проходила следующим образом:

   Наталья Владимировна объявила тему занятия «Возникновение письменности» и обозначила группу (состав из 6 человек: Волокитина Алена, Корчков Дмитрий, Кузнецова Ольга, Рытиков Илья, Соловьева Анастасия, Якоцуц Сергей), затем предложила детям придумать название своей группы («Любознайки»).

   Далее дети вслух зачитали текст задания и советы по его выполнению, обращая внимание на каждый этап по отдельности.

   Были выделены следующие этапы выполнения задания:

                     1. обсуждение темы, формы представления результата;

2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

3. выполнение задания;

4. контроль над  выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. самооценка (дети находят лист самооценки);

         После обсуждения этапов выполнения задания, Наталья Владимировна еще раз обратила внимание детей на доступные ресурсы, их расположение; дала необходимые пояснения, ответила  на все возникшие вопросы. Все это по времени заняло 15 минут. Затем обучающиеся 4 класса приступили к работе.

         Время работы заняло 50 минут. По окончании работы над проектом группа представила свой результат. Все ребята выступали примерно по 2 – 3 минуты.

         По окончании занятия учитель и присутствующие на защите проекта поблагодарили учащихся за хорошую и слаженную работу, интересный и содержательный проект, собрали листы планирования и продвижения по заданию и листы самооценки.

   Вывод: в проектной деятельности ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ему делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, ведь любой проект предполагает развитие интеллекта детей.

   После защиты проекта Наталья Владимировна провела с детьми самоанализ проведенной работы (в форме беседы), ведь именно в ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний. Поставленная цель была достигнута, проведенной работой все остались  довольны.

Вопросы беседы:

  • Что нового и интересного вы узнали при подготовке к защите проекта?
  • Чему вы научились, разрабатывая проект? (Ответ: работать с информацией: читать энциклопедии, использовать словари, справочники).
  • Какой должна быть работа в группе, чтобы проект получился интересным? (Ответ: нужно уметь слушать друг друга, договариваться, помогать, предлагать свои идеи, быть ответственным, дружелюбным, не стесняться задавать вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Долгосрочный групповой исследовательский проект "Речка детства"

Центральным действием при работе над проектом является создание иллюстрированного альбома «Речка детства», который будет отправлен на городской конкурс. Для того, чтобы создать конечный «продукт»,детя...

Групповой исследовательский проект «Мы – часть страны, мы – уголок России»

Младший школьный возраст является начальным этапом в проектной деятельности. Дети, работающие над проектом, приобретают опыт проектной деятельности и личной ответственности. В основе данного занятия л...

Групповой исследовательский проект "Государственный природный заповедник Тигирекский". 2 класс.

Тема данного проекта актуальна - проект посвящён году охраны окружающей среды. На районной научно-практической конференции мои ученики заняли второе место (из четырнадцати)....

Групповой информационный проект "Моя малая родина" 4 класс

Групповой информационныц проект "Моя малая родина" проведён с целью получить навыки исследовательсуой работы учащимися, расширить кругозор учащихся и и привитие любви и уважения к своей мало...