Патриотическое воспитание младших школьников Санкт-Петербрга
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Патриотическое воспитание является  одной из важнейших задач современной школы и существенно влияет на  многогранный процесс  формирования и развития личности ребенка.  Перед обществом поставлены такие задачи как формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников

Санкт-Петербурга

Патриотическое воспитание является  одной из важнейших задач современной школы и существенно влияет на  многогранный процесс  формирования и развития личности ребенка.  Перед обществом поставлены такие задачи как формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

 Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленный процесс  формирования  у учащихся любви к своей Родине.   У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, свой народ, язык, культуру, нужно воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, великим достижениям и  страницам прошлого, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины , формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.  Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Изменения,  которые произошли в последние десятилетия в России в экономических  и политических областях, повлияли на становление  духовных ценностей граждан страны. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому остро  встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания школьников.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместной творческой деятельности.  Важно участие каждого  в  жизни школьного  коллектива, и включение детей в социально значимую  деятельность.

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

В начальной школе  реализация  патриотического воспитания может быть представлена разными  видами внеучебной  деятельности: познавательной,  игровой,  досугово - развлекательной, трудовой, волонтерской, спортивно - оздоровительной, туристско-краеведческой, художественное творчество.                                    

Средства воспитания это книги, познавательные журналы, выставки, фильмы о родине и войне, детский театр, музеи и памятники  воинской славы, разнообразные игры, художественная самодеятельность, встреча и  беседа с интересными людьми, различные предметы культуры, искусства и природы.

Также для полноценного гражданско-патриотического воспитания могут использоваться разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей и мировосприятия младших школьников:

- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в  музеи и парки  Санкт-Петербурга, посещение памятников воинской славы;

- рассказы учителя о героях  нашей страны;

- наблюдение за изменениями в облике района города, за трудом людей в

школе и в городе;

-беседы о родном городе, стране, ее истории;

- показ фильмов,  иллюстраций,  слайдов;

- прослушивание аудиозаписей.

- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

- ознакомление с народным творчеством (роспись, вышивка и т.д.);

- знакомство с творчеством известных писателей, поэтов, композиторов, художников и пр.;

- организация и оформление школьных тематических выставок;

- участие в общественных и календарных праздниках;

- участие младших школьников в посильном общественно-полезном труде.

Опыт  образовательных учреждений свидетельствует, что наиболее эффективно процесс нравственного и патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания младших дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры.

Учебная и внеурочная деятельность в начальной школе дают огромный потенциал для воспитания гражданских качеств у детей, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Задача учителя обеспечить непрерывность гражданского и патриотического воспитания младших школьников, а также подключать к этому процессу родителей учеников.

Как результат, совместно с детьми и их родителями, в школе могут быть подготовлены итоговые материалы по различным тематикам, которые могут включать в себя картинки, фото, эмблемы, рисунки детей, рефераты, лото, викторины, стихи, макеты книг и книжки, кроссворды и оформленные стенгазеты и витражи, поделки из различных материалов.  

Важно вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.