Патриотическое воспитание младших школьников Санкт-Петербрга
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы и существенно влияет на многогранный процесс формирования и развития личности ребенка. Перед обществом поставлены такие задачи как формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
патриотическое воспитание | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников
Санкт-Петербурга
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы и существенно влияет на многогранный процесс формирования и развития личности ребенка. Перед обществом поставлены такие задачи как формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.
Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования у учащихся любви к своей Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, свой народ, язык, культуру, нужно воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, великим достижениям и страницам прошлого, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины , формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России в экономических и политических областях, повлияли на становление духовных ценностей граждан страны. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому остро встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания школьников.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместной творческой деятельности. Важно участие каждого в жизни школьного коллектива, и включение детей в социально значимую деятельность.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.
В начальной школе реализация патриотического воспитания может быть представлена разными видами внеучебной деятельности: познавательной, игровой, досугово - развлекательной, трудовой, волонтерской, спортивно - оздоровительной, туристско-краеведческой, художественное творчество.
Средства воспитания это книги, познавательные журналы, выставки, фильмы о родине и войне, детский театр, музеи и памятники воинской славы, разнообразные игры, художественная самодеятельность, встреча и беседа с интересными людьми, различные предметы культуры, искусства и природы.
Также для полноценного гражданско-патриотического воспитания могут использоваться разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей и мировосприятия младших школьников:
- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в музеи и парки Санкт-Петербурга, посещение памятников воинской славы;
- рассказы учителя о героях нашей страны;
- наблюдение за изменениями в облике района города, за трудом людей в
школе и в городе;
-беседы о родном городе, стране, ее истории;
- показ фильмов, иллюстраций, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей.
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
- ознакомление с народным творчеством (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством известных писателей, поэтов, композиторов, художников и пр.;
- организация и оформление школьных тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие младших школьников в посильном общественно-полезном труде.
Опыт образовательных учреждений свидетельствует, что наиболее эффективно процесс нравственного и патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания младших дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры.
Учебная и внеурочная деятельность в начальной школе дают огромный потенциал для воспитания гражданских качеств у детей, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Задача учителя обеспечить непрерывность гражданского и патриотического воспитания младших школьников, а также подключать к этому процессу родителей учеников.
Как результат, совместно с детьми и их родителями, в школе могут быть подготовлены итоговые материалы по различным тематикам, которые могут включать в себя картинки, фото, эмблемы, рисунки детей, рефераты, лото, викторины, стихи, макеты книг и книжки, кроссворды и оформленные стенгазеты и витражи, поделки из различных материалов.
Важно вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.