«Развитие креативного мышления младшего школьника в процессе работы над загадками»
проект на тему

«Развитие 

 креативного мышления

младшего школьника

в процессе работы над загадками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_proekt_golubeva.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Развитие  

 креативного мышления

младшего школьника

в процессе работы над загадками»

 

Исполнители:  

коллектив учащихся 1 «Б» класса МКОУ Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Руководитель:  

Голубева Оксана Анатольевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории                        

с. Усть-Ишим

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1

Глава 1.  Что такое загадка?

7

Глава 2.  Происхождение загадок.

8

Глава 3.  Классификация загадок.

8

Глава 4.  Диагностика уровня умений отгадывать загадки среди учеников 1 «б» класс лицея «Альфа».

10

 4.1. Цели, этапы и методы диагностики

 4.2. Статистические результаты диагностики

 

 4.3. Основные результаты диагностики и выводы

 

 Глава 5.  Практическая творческая часть – создание книги учеников 1 «Б» класса лицея «Альфа» «Этот «загадочный» мир»

12

Заключение

14

Список литературы

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

ВВЕДЕНИЕ

                                   Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной

                                мудрости и  загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

Актуальность проекта.

Загадки – неотъемлемая часть детства. На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания ребенка об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, ребенок учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Ребенок начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит ребенка говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Первые попытки детей придумать свои загадки стали не успешными. Дети пришли к выводу, что не умеют самостоятельно, без помощи взрослых сочинить загадки, которые можно загадывать детям и взрослым. Так появился проект «Этот «загадочный» мир»».

В наших учебниках очень часто встречаются загадки. На уроках мы регулярно пытались их разгадывать, но не всегда это получалось. Нам захотелось научиться отгадывать загадки, понять, как они устроены. Загадки используются во многих конкурсах, викторинах, кроссвордах, а значит, умение их отгадывать важный показатель развития мышления.

Выявление проблемы

Но если отгадывать загадку дети часто умеют с раннего возраста, то задание, требующее придумать загадку, часто вызывает затруднение. Этому нужно учить, а уроки посвященные составлению загадок, развивают у детей речь, логическое мышление, другие познавательные процессы.

Цель проекта: Научиться отгадывать  и сочинять загадки разных видов, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности. Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе.

Задачи проекта:

  • Изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников,  научиться обмениваться информацией;
  • Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
  • Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.
  • Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
  • Дать классификацию загадок.
  • Провести диагностику умения отгадывать загадки у детей 7-8 лет (учеников 1-б класса лицея «Альфа»), провести оценку полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия;
  • Создать алгоритмы для отгадывания и сочинения загадок.
  • Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
  • Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре.
  • Создать сборник загадок, в который собрать народные загадки русского народа и загадки, придуманные учениками, нарисовать иллюстрации.

Образовательный эффект от реализации проекта:

  • Научить детей поиску информации, используя разные способы;
  • Учить детей систематизировать информацию и представлять результат;
  • Развивать речь детей через сочинение загадок, разнообразных по тематике и структуре.

Ожидаемый результат:

  • Конкурс загадок;
  • Сборник загадок.

Ресурсное обеспечение:

  • Наглядный материал по проблеме,
  • Наличие художественной и научно-популярной, методической литературы,
  • Материал для изготовления книги загадок (бумага разного размера, карандаши, фломастеры,
  • Компьютер,
  • Цветной принтер.

Этапы работы над проектом.

  • Мозговой штурм «Что делать, чтобы научиться разгадывать загадки?». Планирование дальнейшей деятельности.
  • Проведение первичной диагностики.
  • Изучение информации по теме в различных источниках (книги, ресурсы Интернет), обмен информацией, составление коллективного списка литературы, которым могут воспользоваться ученики других классов.
  • Дать определение загадкам, классифицировать их; выявить жанровые особенности, приёмы построения.
  • Работа в группах по составлению алгоритмов, помогающих отгадывать и сочинять загадки.
  • Коллективное сочинение загадок на уроках.
  • Проведение повторной диагностики. Подведение промежуточных результатов.
  • Индивидуальное сочинение загадок.
  • Оформление страниц будущей книги (загадка, иллюстрация). Каждому ученику выбрать одну народную загадку и придумать свою загадку, оформить ее, как страницу будущей книги.
  • Защита своей страницы перед классом.
  • Оформление книги загадок, согласно правилам;
  • Контрольная диагностика.
  • Подготовка презентации по выполненной работе;

Методы: поисковый (сбор информации), статистический (диагностика), наблюдение,  сравнение, анализ и обобщение.

Для достижения результата детям необходимо было выполнить ряд шагов:

1шаг: Узнать что такое загадка, какие бывают загадки, используя разные способы.

1. Подумать самому,

2. Спросить у другого человека,

3. Прочитать,

4. Узнать из средств массовой информации,

5. Узнать из интернета (всемирной компьютерной сети электронной связи).

 В ходе самостоятельной исследовательской деятельности дети должны узнать:

Что такое загадка,

Историю происхождения загадки,

Правила отгадывания загадок.

2 шаг: Составить алгоритм сочинения загадки.

3 шаг: Сочинить загадки, разнообразные по тематике и структуре.

4 шаг: Выделить лучшие загадки, которые войдут в сборник загадок путём голосования.

5 шаг: Создать книгу-сборник загадок.

6 шаг: Презентация сборника загадок.

Педагог в процессе реализации проекта решает следующие проблемы:

  • Создать условия для саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;
  • Создать условия для развития речи детей;
  • Способствовать социальной активности детей;
  • Находить наиболее эффективные способы взаимодействия с семьёй.

Глава 1.  ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА.

 В основе всех определений понятий о загадке одни и те же признаки:

- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

- как правило, это описание лаконично;

- загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, мы определили загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ».

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАГАДОК.

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древности. Их  возникновение связано с тайной условной речью первобытных племен.  

Позже, у многих народов, загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. Вспомним русские народные сказки. Через испытание загадкой пришлось пройти множеству положительных сказочных героев.

  У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был  ритуал, обычно проводимый осенью. Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.

 

Глава 3.  КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАГАДОК.

На русском языке изданы сотни самых различных сборников загадок.

 Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.

Загадки о растениях:

Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Загадки о насекомых.

Загадки о птицах.

Загадки о животных.

Загадки о человеке:

а)  о внешнем виде человека, частях его тела,

б)  о родственных отношениях, о семье,

в)  об одежде и украшениях,

г)  о пище и питье,

д)  о средствах передвижения.

Загадки о трудовой деятельности человека:

а)  о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б)  о занятиях и ремеслах.

Загадки о жилище:

а)  о деревне, дворе, дворовом хозяйстве,

б)  о крестьянской избе,

в)  об отоплении и освещении,

г)  об убранстве дома,

д)  о посуде и утвари.

Загадки о музыкальных инструментах.

Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.

Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..

Загадки о предметах, связанных с религией.

Шутки, шарады.

Задачи.

По времени происхождения.

Старинные.

Криво-коряво к лесу бежало, зелено-кудряво спрашивало:

- Криво-коряво, куда побежало?

- Зелено-кудряво, тебя стеречи. (изгородь поле сторожит)

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает; что схватит, отдает, сам в угол идет. (ухват)

Современные.

Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (пылесос)

Вот так дом – одно окно: каждый день в окне кино. (телевизор)

По наличию автора.

1.  Народные. У народных загадок есть одна закономерность – их трудно отгадать, если не знать заранее ответ – она хороша вместе с ответом.

русские народные,

Дарья с Марьей видятся, а сойтись не могут.(пол и потолок)

2.  Литературные (авторские). Продолжают традиции народных загадок: они основываются на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении. Литературные загадки дают описание более подробно, более детально.  

                       

 Глава 4.  ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ.

4.1.  Цели, этапы и методы диагностики.

Цель:  выяснить уровень умения отгадывать загадки.

Задачи:

  • Провести диагностику умения отгадывать загадки среди учеников 1 «б» класса лицея «Альфа»;
  • Выявить умение узнавать загадку среди произведений других жанров;
  • Обработать полученные данные;
  • Описать выводы и решения.

Методы сбора данных и анализа:

Изучение и оценка умения отгадывать загадки велось следующими методами:

  • Тестирование учащихся в начале и в конце проекта.
  • Формирование умения отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
  • Проведение контрольного эксперимента.

Материалы и информация:

В диагностике участвовало 25 учеников 1 «б» класса  лицея «Альфа».

Результаты зафиксированы учителем. 1 «б» класса  лицея «Альфа».

Для первичной и повторной диагностики было предложено 20 загадок различной сложности.

Для контрольного эксперимента предложено 10 загадок.  

 

4.2. Статистические результаты диагностики.

На первоначальном этапе ученикам было предложено узнать загадку среди произведений разных жанров. Было дано 4 четверостишья:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

Коготки востры.

Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски. (Б.Заходер)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено!

Котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Большинство учащихся справились с заданием:

40 % учащихся выделили 2 загадки;

28 % учащихся выделили 1 загадку;

Лишь 32 % не узнали ни одной загадки.

На втором этапе нам было предложено отгадать 20 загадок различной сложности.

 

Мой эксперимент в начале проекта показал невысокий уровень умения отгадывать загадки.

Из 20 загадок правильно отгадали:

5 и менее загадок –  52 % учеников;

От 6 до 10 загадок – 20 % учеников;

От 11 до 15 загадок – 16 % учеников:

От 16 до 20 загадок – 12 % учеников.

 .

Вот какие смешные ответы у нас получились:

Никто не пугает, а вся дрожит (осина).

Миксер, пугало

В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета (желудь).

Батарея

Под зеленой елкой спрятался Ермолка, на красной ножке белые горошки (мухомор).

Ежик, подарок

Без окон, без дверей полна хатка детей. (огурец)

Рот

 

 Контрольный эксперимент   будет проведен в конце учебного года.    

Глава 5.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Цель: создать книгу-сборник учеников 1 «Б» класса лицея «Альфа» «Этот загадочный мир».

При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:

Загадки русского народа, изученные учениками;

Загадки, придуманные учениками.

 

 

   Начали мы составлять загадки коллективно, используя методику А.Нестеренко.

Модель 1.

Выбирается объект. Затем даются образные характеристики по заданным признакам (левая часть). Затем даются сравнения  и образные характеристики, выбранным сравнениям (правая часть). Две части соединяются между собой при помощи связок: как; будто; но не; но без; словно.

Модель 2.

Модель 3.

Вот какие загадки у нас получились:

Блестит, как кастрюля.

Пыхтит, как чайник.

Круглый, словно солнце (самовар).

       Катается клубок

       Колется как елка,

       Пыхтит, как паровоз (ёж).

Похож на шляпу, но съедобный.

Похож на зонтик, но не складной.

Похож на домик, но без окон и дверей (гриб).

 

 

Наши родители с удовольствием подключились к проекту и помогают нам!  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение загадки велико! Загадки служат разным целям: на уроках математики помогают развивать логику мышления, на уроках окружающего мира знакомят с его богатством, в игровой форме учат наблюдательности, на уроках иностранного языка вводят в мир чужой культуры, на уроках русского языка учат наблюдению за структурой слова, на уроках чтения, знакомят с языком народной литературы. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. В таком маленьком тексте множество эпитетов, сравнений. метафор. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова, которые нам не знакомы, мы узнаем значение этого слова, тем самым увеличиваем свой словарный запас.

Загадка учит думать и анализировать. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение развивает речь и способствует формированию навыков общения. Составление загадок развивает творческое мышление, фантазию и воображение. Сочиненные загадки отражают внутренний мир ученика. А ещё загадки развивают чувство юмора и память.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Виноградова Е. Наши любимые загадки. Санкт-Петербург. Сова. 2007.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Москва, 1882.

Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития. 2004.

Клименко Т. 1000 пословиц поговорок, загадок. Санкт-Петербург. Сова. 2008.

Комкова А.Ю. Русские народные загадки. Москва. Омега. 2006.

Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва. Полиграфиздат. 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. Москва, 1997.

Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Москва. Просвещение. 1970.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. Москва. Астрель. 2006.

Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Справочное пособие по русскому языку 1-2 классы.Москва. Астрель. 2010.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва. Астрель. 2003.

Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника. Санкт-Петербург. Литера. 2010.

Хрестоматия по фольклору. Составитель Селиванов Ф.М.. Москва. Просвещение. 1972.

Интернет-ресурсы

Емельянова Олеся. Книга загадок для детей. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-kniga.html.

Загадайка. Ру. Детские загадки. Режим доступа: http://zagadaika.ru.

Сайт для учителей и родителей «Внеклассные мероприятия».  Режим доступа: http://www.school-work.net/zagadki/pro-veshi.

Шабала  Ядвига. Учим детей отгадывать загадки. Режим доступа: http://vscolu.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе работы с художественным текстом

Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы с художественным текстом...

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ...

Формирование ИКТ- компетенции у младших школьников в процессе работы со словарями и справочниками по системе Занкова Л.В.

Сегодня важным является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).В свете требований ФГ...

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...