Программа Кружка "Экономика первые шаги"
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_2_klass_itog_.doc27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Муниципального образования г. Братска

Рассмотрено заседанием

кафедры классных руководителей

МБОУ «СОШ №41»

Протокол №_______

От «___»_________2015 г.

Руководитель кафедры:

________/_______________

    подпись/расшифровка подписи      

Согласовано:

Заместитель директора  

_______/_______________

 подпись/расшифровка подписи        

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №41»

____________Власова  Е.В.

Приказ №____

от «____»___________2015 г.

Рабочая программа

кружка внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

на основе авторской программы

для учащихся 2-го класса

Направление: социальное

Использует:

учитель первой

квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 41»

                                                                                                                                           Татарникова А.С.

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторский программы курса Корнеевой О.С. «Экономика: первые шаги» из сборника программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф, Виноградовой, издательский центр «Вентана-Граф», М., 2011.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа кружка рассчитана на учащихся 7-10 лет.

Отбор содержания кружка подчиняется следующим принципам:

1.Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике  вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2.Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. Поэтому одной из важных задач программы является  развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3.Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы закладываются предпосылки  для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

           С учётом специфики младшего школьного возраста  основной целью обучения экономике является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

  Программа кружка даёт возможность решать задачи:

- формировать у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

- обеспечивать осознание взаимосвязи труда человека с  его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

- развивать основы потребительской культуры;

- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

- способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей «покупатель», «потребитель»  и функций, их характеризующих;

- формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Место кружка в учебном плане

               Курс рассчитан на 4 года по 34 часа в год. В соответствии с учебным планом школы программа сокращена на 17 часов. Данная программа составлена на второй год обучения - 17 часов в год (1 час в 2 недели).

Формы организации занятий: используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Форма подведения итогов: обобщающий урок «Экономический марафон»

Ценностные ориентиры содержания кружка

              В процессе экономического образования обучающиеся получают представление  о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, в искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств  для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка

             При изучении программы кружка ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности  взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют продукт труда многих людей. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Ожидаемые результаты

К концу обучения в 2 классе ученик узнает:

—какие бывают потребности;

—почему все потребности нельзя удовлетворить;

—какие бывают товары и услуги;

—где можно приобрести товары и услуги;

—почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.

К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:

—соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

—различать товары и услуги.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Тема 1. Что нам нужно для жизни

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия:

—различать потребности по видам;

—определять потребности домашних питомцев;

—формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

—рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

8

4

Тема 2. Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Универсальные учебные действия:

—определять потребности своих близких;

—оценивать свои желания и возможности их реализации.

Практическая и игровая деятельность:

—рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

10

5

Тема 3. Как товары и услуги исполняют желания

Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование

Универсальные учебные действия:

—соотносить виды товаров и место их приобретения;

—различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

—кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Практическая и игровая деятельность:

—изготовление изделий из природного материала для подарка;

—игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

—экскурсия в магазин;

—экскурсия на почту;

—мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

16

8

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.
  2. Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
  3. Т.О.СмирновойТ.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
  4. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
  6. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
  7. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
  8. Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.


Календарно – тематическое планирование

Номер занятия

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Факт.

 « Что нам нужно для жизни », 4 часа

1

Потребности — это всё то, что требуется для жизни

1

2

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев)

1

3

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

1

4

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и разные профессии

1

«Хочу, могу и надо», 5 часов

5

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение

1

6

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания

1

7

Делаю выбор. Желания (потребности) членов семьи, которые необходимо удовлетворять в первую очередь

1

8

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения)

1

9

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний?

1

«Как товары и услуги исполняют желания», 8 часов

10

Товары-предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить

1

11

Продовольственные и промышленные товары

1

12

Где покупают товары?

1

13

Покупатель — продавец

1

14

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации

1

15

Человек обращается за услугами в дом быта,  школу и т.д.

1

16

Образовательные услуги

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека

1

17

Обобщающий урок «Экономический марафон»

1

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботоша – первые шаги »

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа (далее -  программа)  «Роботоша – первые шаги» имеет  техническую направленность. Разработана для обеспечения развития...

Рабочая программа экономика:первые шаги

Рабочая программа экономика:первые шаги разработана для обучающихся начальной школы...

Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»

Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»Цель программы: развитие УУД и формирование комплекса разнообразных исследовательских умений через предметную область математика- физика- ин...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....

Рабочая программа "Экономика - первые шаги"

Данная программа содержит материал по финансовой грамотности...